Чомаева А. А.
Проявление свойств интегральной индивидуальности у туристов и жителей курортной зоны
Биохимические, соматические, нейродинамические, психодинамические и личностные свойства присущи организму человека, его психике, сознанию, самосознанию, и проявляются они внешне в реакциях, движениях, действиях. Индивидуальность выражается также в той неповторимой психологической атмосфере, которая создается вокруг каждого человека в контактной социальной группе и проявляется в субъективном отклике группы на индивидуальность, в том влиянии, которое индивидуальность оказывает на окружающих людей.
В современной психологии и дифференциальной психофизиологии проблема индивидуальности рассматривалась в трудах выдающихся психологов - Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.Д. Небылицина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе и других. Данная проблема интенсивно обсуждается и сейчас - А.Г. Асмолов, В.В. Белоус, Э.А. Голубева, К.М. Гуревич, В.М. Русалов и др. Изучаются индивидуальные особенности психологических процессов и личности, их связи между собой и с деятельностью.
С. Л. Рубинштейн всегда считал индивидуальное неотъемлемой характеристикой сущности личности. В частности, он отмечал, что «личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [7, с. 119].
Поэтому разработанный им принцип детерминизма психического позволяет рассматривать «совокупность внутренних условий» как целостную индивидуальность в многоаспектных качествах. Например, в плане соотношения внешнего и внутреннего, всеобщего и единичного, а также в ракурсе активности психологии субъекта, общепсихологических проблем психологии развития и т.д. Основополагающим принципом построения целостной индивидуальности выступал у С.Л.Рубинштейна критерий взаимосвязи и логического соединения частей в целое.
При этом части целого понимались автором не как равноправные образования, а в виде субординационной зависимости частей целого. «Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность» [7, с.119]. Целостная индивидуальность в трактовке С.Л.Рубинштейна насыщалась разноуровневыми свойствами, представляющими собой одновременно сплав биологического и социального.
Другая разновидность целостной индивидуальности фигурирует в исследованиях Б. Г. Ананьева. Используя аппарат математической статистики, он построил многоступенчатую или многоуровневую структуру индивидуальности, состоящую из свойств вида, индивида, личности и субъекта деятельности. При этом Б.Г.Ананьев пояснял, что «индивидуальность человека можно понять лишь
при условии полного набора характеристик человека» [1, с.334]. Опираясь на это положение, вполне правомерно и логично заключить, что общий перечень разнообразных свойств человека составлял у него основу, так называемой, комплексной индивидуальности. В свою очередь, комплексы, включающие всевозможные связи и взаимоотношения частей целого, варьируют в зависимости от пола, возраста и других условий человеческого фактора. Более того, Б.Г Ананьев предпринял попытку раскрыть характер зависимости между разноуровневыми свойствами комплексной индивидуальности. В частности, он отмечал, что «структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих комплексов органических свойств. Эту связь нельзя понимать упрощенно, как прямую корреляционную зависимость структуры личности от соматической конституции, типа нервной системы и т.д. [1, с. 305]. Иными словами, Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми свойствами индивидуальности одно-многозначный тип детерминаций. С этой точки зрения свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня.
Иной вариант целостной индивидуальности развивает В.С.Мерлин. Опираясь на принципы общей теории систем Л.Берталанфи, положения теории функциональных систем П.К.Анохина, достижения комплексного познания человека и результаты созданной им школы психологов, В.С.Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности. Он понимал структуру интегральной индивидуальности как синтез свойств организма, свойств индивидуума и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности. Для распознания разноуровневых свойств интегральной индивидуальности В.С.Мерлин предложил математический принцип значности, позволивший ему показать уникальность межуровневых (много-многозначных) и одноуровневых (взаимооднозначных и одно-многозначных) типов детерминаций подсистем большой саморегулируемой и самоорганизующейся системы «человек-общество». Главным в теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности и психологических эквивалентов математических зависимостей. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности; в согласовании одноуровневых свойств - специфические психологические закономерности типа компенсации, синергии, взаимного уравновешивания и т.д.
Оригинальный субъектно-объектный подход к индивидуальности предлагал А.В.Брушлинский. Он считал, что «внутри бытия субъект и объект -это всегда единая неразделенная система, они соотносительны и не существуют друг без друга» [4, с.3.]. Человек как субъект выступает у него преобразователем мира и создателем материальных и духовных ценностей общества, человек как
объект - носителем и участником сложившихся общественных отношений. Субъектом человек не рождается, а становится благодаря изначально присущей человеку активности в деятельности и общении. Активность человека как субъекта определяется сложнейшим сплетением и взаимовлиянием «противоречивых качеств, в первую очередь психических процессов, психических состояний и свойств, его сознания и бессознательного» [4, с.10].
Специальную теорию целостной (системной, интегральной) индивидуальности разрабатывает В.М.Русалов. Он стремится «раскрыть ... где, как, каким образом свойства одних ступеней развития материи вступают во взаимодействие с другими то в качестве условий, предпосылок, то в качестве ведущих факторов, то в качестве необходимых компонентов» [8, с.3]. В специальной теории индивидуальности В.М.Русалов выделяет два уровня: формально-динамический, представленный темпераментом человека, и содержательный, включающий интеллект и характер субъекта деятельности. Опираясь на данные руководимой им лаборатории, он пришел к выводу о том, что «развитие высших уровней организации личности (т.е. интеллекта и характера) происходит путем преобразования низших уровней (т. е. темперамента), приведения их в соответствие с высшими, т.е. путем одновременной дифференциации и реинтеграции всей конкретной индивидуальности человека» [8, с.10].
Своеобразный структурно-функциональный подход к пониманию целостной индивидуальности обосновывает Э.А.Голубева. Она выделяет в ней многоуровневую структуру и спектр системообразующих признаков, к которым автор относит такие понятия, как: эмоциональность, активность, саморегуляция (воля) и побуждения. Основная функция системообразующих признаков заключается в том, что они, по мнению Э.А.Голубевой, «фиксируют определенное отношение подструктур индивидуальности - мотивации, темперамента, способностей и характера, не позволяя изъять какую-либо у них, не разрушая целостную структуру индивидуальности. Так, эмоциональность - это и проявление мотивации и свойства темперамента, активность - признак темперамента и способностей и т.д.» [5, с.70].
С точки зрения психологической науки человек уже индивидуален потому, что ему присущи такие неделимые качества, которые отличают его от других, и такие же точно идентичные качества не могут быть найдены у другого отдельно взятого человека. Идентичность схематична, она определяется общими качествами людей, но когда таковые качества представлены структурно, то это ясно даёт понять об отличиях одного человека от других.
Идея об интегральной индивидуальности впервые прозвучала на психологическом симпозиуме в 1975г. и принадлежала она В.С. Мерлину. В.С.Мерлин определил следующим образом интегральную индивидуальность: «целостная характеристика индивидуальных свойств человека» [6, с.22]. Им были сформулированы основные положения интегральной характеристики индивидуальности: «Любое устойчивое целостное образование в природе или обществе представляет собой саморазвивающуюся и саморегулируемую большую
систему, определяемую взаимодействием необозримого множества условий. Саморегуляция и саморазвитие большой системы возможны лишь потому, что она состоит из нескольких относительно замкнутых подсистем, находящихся в иерархическом отношении друг к другу» [6, с.36]. И далее: «Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Для того чтобы исследование индивидуальности было интегральным, необходимо изучить связи между определенным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. Например, интегральным является изучение связей свойств нервной системы и свойств темперамента или связей свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. В качестве представителей разных уровней необходимо выбирать не любые изолированные свойства, а лишь те комплексы, которые определяют закономерную, относительно замкнутую систему» [6, с.28].
Исходя из принципа системности и учитывая, что система непрерывно контактирует со средой и одновременно испытывает на себе воздействие собственных механизмов, процессов, состояний и иных условий, необходимо, подчеркивает В.В. Белоус: «раскрыть специфику интегральной индиви-дуальности в зависимости от внешней и внутренней детерминации» [2, с.16].
Становление интегральной индивидуальности происходит в деятельности, которая детерминирована взаимосвязью объективных и субъективных факторов. В итоге деятельность человека выступает как системообразующая функция в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
В конкретном исследовании структур интегральной индивидуальности приходится условно различать роль либо внешнего и внутреннего в отдельности, либо в лучшем случае на учете того и другого в единстве. В каждом из направлений накоплен солидный фактический материал, который представлен прежде всего Пермской и Пятигорской психологическими школами, а также другими научными центрами. Имеются убедительные экспериментальные данные, подтверждающие ведущий принцип психологической науки о том, что внешнее преломляется через внутреннее и представляет собой (внутреннее) активность человека как субъекта деятельности и общения.
Сложившиеся подходы в понимании проблемы соотношения внешнего и внутреннего многозначны и варьируют в зависимости от теоретических установок исследователя. В настоящее время сложились три основных подхода к исследованию межуровневых связей интегральной индивидуальности в аспекте внешней и внутренней детерминации.
Первый охватывает круг проблем, связанных с раскрытием своеобразия структур интегральной индивидуальности в зависимости от объективных детерминант человеческого поведения - наиболее активно разрабатываемое направление.
Второй подход касается выяснения роли внутренних или субъективных условий в становлении структур интегральной индивидуальности.
Сторонники третьего направления изучают структуру интегральной индивидуальности с позиции тесной взаимосвязи внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного).
В Пятигорской психологической школе под руководством В. В. Белоуса широко развернулась исследовательская работа по изучению структур интегральной индивидуальности в зависимости от внешней и внутренней детерминации. Данная школа опирается на интегральный подход к исследованию целостной индивидуальности, предложенный В.С.Мерлиным [1986]. Проведены исследования особенностей структур интегральной индивидуальности в разнообразных социумах [Ф.М.Шидакова, 1991; А.А.Осипова, 1991; К.В.Макарова, 1992; Л.В.Мищенко, 1993; Г.П.Юрьев, 1997; Л.А.Ивашнева, 1998; И.Н.Дрокина, 2001]; становления структур интегральной индивидуальности под влиянием современных психолого-педагогических технологий [С.А.Никулина, 2000; С.А.Клемешов, 2000; Г.П.Былим, 2000; И.Г.Наталуха, 2003]; проявления структур интегральной индивидуальности под воздействием свойств субъекта деятельности [Ю.В.Павличенко, 1995; В.В.Жуков, 1999; С.Акур, 1999; Ф.О.Семёнова, 2001; И.К.Герюгова, 2002; С.М.Ветвицкая, 2002; А.Ф.Иорданов, 2003; Нгуен Кхах Тхан, 2003; Е.Е.Митичкина, 2004; И.Ю.Ширяева, 2005]. Проведены исследования влияния внешней и внутренней детерминации на формирование структур интегральной индивидуальности [Т.В.Белых, 2001; А.Л.Мисходжева, 2002; В.Д.Поклонская, 2006; А.С.Ушакова, 2006 М.Л.Шаповалова, 2006;]. Другой блок исследовательских работ связан с изучением стуктурно-функциональных характеристик интегральной индивидуальности [А.Т.Найманов, 1991; Е.Я.Михитарьянц, 1993; А.А.Урусов, 2001].
Данное экспериментальное исследование проводилось в Карачаево-Черкесском государственном университете на протяжении 2006-2010 учебного года. Выборка испытуемых состояла из 360 человек: 180 туристов из различных регионов России и 180 жителей курортной зоны Архыз - Домбай. Актуальность исследования определило фактическое отсутствие эмпирического материала по выявлению разноуровневых структур интегральной индивидуальности туристов, посещающих курортную зону Архыз - Домбай, и местных жителей, работающих в основном в сфере услуг данной курортной зоны.
Для определения свойств нейродинамического уровня интегральной индивидуальности нами применялся опросник Я. Стреляу.
Для определения свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности нами применялся опросник структуры темперамента В.М. Русалова и методика Г. Айзенка.
Для определения свойств личностного уровня интегральной индивидуальности нами применялась методика «Ориентировочная анкета» для определения направленности личности и методика «Личностный дифференциал».
Для определения свойств социально-психологического уровня интегральной индивидуальности нами применялся опросник К.Томаса и методика «О - сортировка».
Собранный фактический материал был обработан методом математической статистики с использованием программы Statistic 6,0.
Эмпирический материал рассматривался нами с точки зрения двух позиций: определение межгрупповых различий структур интегральной индивидуальности и выявление внутригрупповых различий структур интегральной индивидуальности.
Статистически значимые различия по отдельным показателям свойств интегральной индивидуальности обнаружены в 30,4% случаев. Эти различия обнаружены на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровнях (р < от 0,05 до 0,001 по t-критерию Стьюдента).
Внутриуровневый корреляционный анализ интегральной индивидуальности установил, что разные показатели свойств нейродинамического уровня одинаково упорядочены и организованы в обеих группах, разные показатели свойств психодинамического уровня более уплотнены и согласованы в группе туристов, разные показатели свойств личностного уровня более уплотнены и согласованы в группе жителей курортной зоны, разные показатели свойств социально-психологического уровня более уплотнены и организованы в группе туристов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что структуры интегральной индивидуальности группы туристов и группы жителей курортной зоны имеют значимые различия на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровнях. Таким образом, можно утверждать, что используемый нами банк психодиагностических методик позволяет диагностировать составляющие интегральной индивидуальности туристов и жителей курортной зоны. В свою очередь, это имеет огромное значение для разработки адекватных путей развития структур интегральной индивидуальности данных групп и для формирования комфортной атмосферы в условиях взаимодействия туристов и жителей курортной зоны.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 340 с.
2. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002. - 209 с.
3. Белоус В .В., Боязитова И.В. Проблемы психологии полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2005. -192 с.
4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1991. - Т.12. - №6. - 3-11 с.
5. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подход к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям //Психологический журнал. - 1995. -Т.16. - №1. - 64-74 с.
6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. - 256 с.
7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1959. -304 с.
8. Русалов В.М. Некоторые основы специальной теории индивидуальности человека. // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. - Пермь, 1988. - 3-10 с.
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
Никитин М.В.
Концепция клиентоориентированности маркетинговых программ здравниц в контексте использования природных минеральных вод Южного федерального округа
Рассматривая инновационные аспекты последипломного образования маркетологов здравниц, следует остановиться на методологии формирования клиентоориентированных программ сбыта минеральных вод Южного федерального округа. В этой связи, следует адресоваться к мнению известного сочинского маркетолога Мутчаевой М.Я. (2008), которая указывает «что Южный Федеральный округ располагает существенными гидроминеральными ресурсами. Так, например, рекреационная зона Домбай в Карачаево-Черкессии располагает, практически, неисчерпаемыми запасами лечебно-столовых природных минеральных вод, которые являются высоколиквидным товаром во многих субъектах РФ. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации академик РАМН Г.И. Онищенко своим санитарно-эпидемиологическим Таблица 1.Гигиеническая характеристика бутилированной природной питьевой минеральной воды «Теберда-1»
Вещества, показателя (факторы) Гигиенически и нпръшнк (ОшПнН, ИДУ, ПДК и
СанПиЛ 2.3.1550-%
Токсичные элементы (мг/кг, не более)
Свинец 0Л
Кадмий 0,01
Мышьяк 0,1
у м ь 0,0(15
Радлоиуип^дкт СКиг.'-п, нп бодей)
Цезий-137 К
Строзцин-5К) К
Мик уюбиологичосЕне показатели
КМАФАнМ (КОЁ/г не белее) 100
БПСП (колмформы) в 333 Д) см куб. не Допускается
] 1 это генные микроорганизмы, в т.ч.
салыленсплы, в 100 см куб. не допускается
Р. Астщшюяа б 11)0 см. куй. не допускается
Общая минерализации (г/дм 4,3-6,9