Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
logy of subjective well-being: to working out of integrative conception). Mir Psikhologii (The World of Psychology). 2012, no. 2, pp. 143-148 (in Russian).
4. Shevelenkova T. D., Fesenko P. P. Psikhologicheskoe bla-gopoluchie lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsiy i meto-dikaissledovaniya) (Personality's psychological well-being (review of basic conceptions and investigative method).
УДК 316.6
Psikhologicheskaya diagnostika (Psychodiagnosis). 2005, no. 3, pp. 95-129 (in Russian).
Grigorenko E. Yu. Psikhologicheskoe blagopoluchie stu-dentov i opredelyayushchie ego faktory (Students' psychological well-being and it's determining factors). Problemy razvitiya territorii (Problems of territory's development). 2009, no. 2, pp. 98-105 (in Russian).
ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ личности УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
И. В. Малышев
5
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологи и психодиагностики, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Представлен анализ особенностей социально-психологических и индивидуальных свойств личности учителей общеобразовательных школ в зависимости от уровня их социализации. Рассмотрены современные подходы к пониманию социализации личности и ее социально-психологических проявлений. Показана перспективность изучения характеристик личности педагогов и ее адаптационных параметров в аспекте профессиональной социализации. Отмечено, что социально-психологические и индивидуальные характеристики личности, отражающие ее позитивный жизненный настрой, оказывают влияние на формирование социальной приспособленности работников. Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, социальная приспособленность, психологические характеристики личности учителей.
Введение
Внимание ученых сегодня всё более обращено на социально-психологические проявления личности и ее взаимосвязи с современным обществом, поэтому особую актуальность приобретает проблематика социализации личности и ее многочисленных характеристик в различных областях профессиональной деятельности (профессиональная социализация). Представляют интерес разные подходы к пониманию в психологии социализации личности.
Теоретический анализ проблемы
В психологической науке социализацию принято рассматривать как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который происходит в общении и деятельности. Так, А. Н. Леонтьев определял социализацию как расширение видов деятельности, которыми овладевает ребенок, т. е. постепенное усвоение тех видов деятельности,
которые ребенок способен самостоятельно воспроизвести, освоение им культурных образцов поведения [1]. С точки зрения теории социальной установки, объясняющей процессы регулирования социального поведения человека, социализация - это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности [2].
Современные ученые не ограничиваются раскрытием данной дефиниции в рамках какой-либо одной концепции, а включают в нее категории активности и становления личности, без которых процесс социализации был бы немыслим. Так, Р. М. Шамионов считает, что социализацию необходимо рассматривать с точки зрения самоопределения личности «как процесс, обусловленный вхождением индивида в социум, усвоением им социальных норм, ценностей, установок и правил поведения, определенным уровнем развития характеристик личности, ее становлением как целостного и динамичного образования» [3, с. 90-95].
Е. Е. Бочарова, рассматривая личность с позиций субъекта социализации в условиях изменяющегося общества, полагает, что внимание современных исследователей, в первую очередь, может быть уделено анализу возможных результатов социализации, т. е. формированию интегральных характеристик личности, что обеспечивает ее нормативное функционирование. По мнению автора, в данном случае речь идет о социализации как адаптации и это «особенно важно в связи с "константой" изменения, "обновления" условий социализации, связанных с общественными изменениями, модернизацией современного общества» [4, с. 27-30].
В профессиональной социализации важная роль отведена институту трудового коллектива и профессии. Особый интерес, на наш взгляд, представляет проблематика профессиональной социализации в системе образования в аспекте изучения особенностей личности педагогов и ее адаптационных параметров. Так, существенное
© Малышев И. В., 2014
И. В. Малышев. Проявление соцпально-пспхологтескпх и индивидуальных свойств личности
значение для научно-практической и консультативной деятельности педагога-психолога имеет мониторинг процесса социализации личности в условиях образовательной среды (в частности, особенности усвоения социального опыта, проходящего в специально организованных условиях школы) [5]. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение особенностей личности учителей общеобразовательных школ в зависимости от их социализации.
Выборка, методики и методы исследования
В эмпирическом исследовании для изучения уровня социализации учителей использовалась методика Х. Белла. Шкалы методики позволяют определить, в какой именно области индивид испытывает трудности приспособления. Для изучения социально-психологических и индивидуальных характеристик личности учителей был выбран 16-факторный метод Р. Кеттелла. Для статистической обработки данных применен параметрический метод сравнения двух независимых выборок ^-критерий Стьюдента). Выборку исследования составили учителя средних общеобразовательных школ Саратовской области (50 человек в возрасте от 21 года до 55 лет).
Результаты исследования и их обсуждение
На основании диагностики характеристик социализации личности (комплексный анализ шкал методики Белла) у 28% учителей школ выявлен низкий уровень социальной приспособленности, у 20% - высокий и у 52% - в пределах нормы. При анализе отдельных характеристик социализации у 30% педагогов отмечаются нарушения приспособленности в семье (напряжения в семейных отношениях), у 26% испытуемых отношения в семье хорошие и у 44% не выявлено сложностей в данном показателе социализации. В сфере «здоровье» 64% испытуемых характеризуют свое самочувствие как хорошее, т. е. данная проблема их почти не волнует. По шкале социальной приспособленности «субмиссивность» у большинства педагогов (54%) отмечены уверенность в себе, стремление свободно выражать своё мнение, социальная экстравертированность и в ряде ситуаций - элементы жесткого поведения. Для остальных 30% испытуемых эта составляющая социализации личности соответствует нормативным показателям. У 40% испытуемых отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. Необходимо отметить, что ряд специалистов с подобными проявлениями (низкие баллы по шкале «эмоциональность») не всегда могут адекватно выражать свои эмоции, т. е. подавляют свое действительное эмоциональное состояние. У 42% педагогов по-
казатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным. У 48% педагогов отмечается сильное проявление «теплых» признательных отношений и симпатий к окружающим, только 26% учителей склонны проявлять враждебность и критичность в социальных контактах и относятся с недоверием к окружающим. В целом, несмотря на имеющиеся проблемы, у большинства учителей выявлен хороший уровень социальной приспособленности.
Исходя из показателей социализации и средних значений факторов методики Р. Кеттелла, выделены две крайние группы испытуемых, с высоким и низким уровнем социальной приспособленности (таблица). Так, у педагогов с низким уровнем социальной приспособленности обнаружены следующие характеристики: замкнутость, некоторая безучастность, ригидность, излишняя строгость в оценке людей, а также непостоянство, подверженность влиянию случая и обстоятельств, отсутствие желания при выполнении групповых норм и требований, неорганизованность и безответственность по отношению к социальным требованиям. Испытуемые с низким уровнем социализации в большей мере не уверены в себе, чувствительны к угрозе, доверчивы, откровенны и терпимы. Данные педагоги характеризуются консервативностью, склонны к морализации, нравоучениям, сопротивлению переменам, а также подвержены значительному напряжению и фрустрированности, т. е. им свойственна не-удовлетвореность стремлений.
У испытуемых с высоким уровнем социальной приспособленности выявлены следующие характеристики: адекватная самооценка, гибкость, активность, общительность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, зрелость, постоянство интересов, резистентность к стрессам и низкая утомляемость. Кроме того, учителя характеризуются рассудительностью, осторожностью, некоторой озабоченностью, практичностью и добросовестностью. Они ориентируются на внешнюю реалистичность и следуют общепринятым нормам, стремятся к достижению цели и социально активны.
Типологический анализ результатов изучения свойств личности у испытуемых двух групп (см. таблицу) с высоким и низким уровнями социализации показывает статистически значимые различия по нескольким показателям. Педагоги с высоким уровнем социальной приспособленности более естественны и непринужденны в поведении, открыты и общительны, эмоционально зрелы, стрессоустойчивы и реалистично настроены. Они осознанно соблюдают нормы и правила поведения, настойчивы в достижении цели, ответственны. Помимо этого им свойственны социальная смелость, активность, стремление иметь дело с незнакомыми обстоятельствами. Для них характерны реалистичность суждений, критический настрой, аналитичность мышления.
Психология социального развития
363
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4(12)
Профили личности в группах испытуемых с высоким и низким уровнем социализации
Факторы Р. Кеттелла Уровень социализации личности t-критерий Стьюдента Степень значимости
высокий низкий
ЫЭ (адекватность самооценки) 5 3,1 1,7 0,07
A (замкнутость-общительность) 5,3 2,9 2,2 0,03
В (интеллект) 4,4 4,3 0,4 0,9
C (эмоциональная неустойчивость-устойчивость) 7,9 5,6 2,4 0,02
Е (подчиненность-доминантность) 7,1 5,2 1,7 0,1
Р (сдержанность-экспрессивность) 3,1 4,4 -1,1 0,2
G (подверженность чувствам-нормативность поведения) 6 3,7 2,2 0,03
Н (робость-смелость) 6,1 3,7 2,6 0,01
I (жесткость-чувствительность) 6,6 3,9 2,1 0,04
L (доверчивость-подозрительность) 4,5 2,5 2,3 0,02
Ы (практичность-развитое воображение) 4,3 4,6 -0,3 0,7
N (прямолинейность-дипломатичность) 5,4 4 1,4 0,1
О (уверенность в себе-тревожность) 5,6 6,7 -1,1 0,2
Q1(консерватизм-радикализм) 5,8 3,6 2,3 0,03
Q2(конформизм-нонконформизм) 6,7 5,2 1,4 0,1
Q3 (низкий самоконтроль-высокий самоконтроль) 6,1 5 1,0 0,3
Q4 (расслабленность-напряженность) 7,2 8,5 -1,1 0,3
Примечание. Выделены статистически значимые различия показателей методики.
Выводы
Таким образом, представленные результаты исследования позволяют прийти к следующим выводам. У значительной части учителей общеобразовательных школ обнаружен хороший уровень социальной приспособленности, но у 28% педагогов выявлены негативные изменения в сфере семейных взаимоотношений и проявления враждебности в социальных контактах.
Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности, отражающие ее позитивный жизненный настрой, оказывают влияние на формирование социальной приспособленности работников. Так, на основании результатов типологического анализа характеристик профиля личности (Р. Кеттелла) выявлены социально-психологические и индивидуальные особенности личности учителей, которые являются активизирующими (уверенность в себе, адекватная самооценка, настойчивость в достижении цели, ответственность за свои действия, стрессоустойчивость т.д.) или, напротив, сдерживающими (ригидность, неорганизованность и безответственность по отношению к социальным требованиям, безучастность и тревожность и т. д.) факторами социализации. В то же время нельзя исключать и влияние процесса социализации на формирование определенных личностных свойств.
Библиографический список
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
2. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. О. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.
3. Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Т. 8, вып. 1. С. 90-95.
4. Бочарова Е.Е. Личность как субъект социализации в условиях изменяющегося общества // Перспективы науки. 2012. № 37 (37). С. 27-30.
5. ГригорьеваМ. В. Понятие «образовательная среда» и модели образовательных сред в современной отечественной педагогической психологии // Ученые зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т. 3, № 4 (12). С. 3-11.
Manifestation of Social-Psychological and Individual Properties of the Personality of Teachers of Schools Depending on the Level of their Socialization
Ivan V. Malyshev
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The analysis of peculiarities of the manifestation of social-psychological and individual properties of the personality of teachers of secondary schools depending on the level of their socialization is presented. Modern approaches to the understanding of a personality and of its social-psychological manifestations are considered. It is noted that the social-psychological and individual characteristics of a personality
364
Научный отдел
Ю. А. Володина, Н. М. Юшкова. Деструктивные психологические защиты
that reflect its positive vital mood nfluence the forming of the social suitability of the workers in the form of its high values. Key words: socialization, professional socialization, social adaptation, psychological characteristics of personalities of teachers.
References
1. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Action. Sensorium. Personality.) Moscow, 1975. 304 p. (in Russian).
2. Zhuravlev A. L., Sosnin V. A., Krasnikov M. O. Sotsial'naja psihologiya: ucheb. posobie (Social Psychology : the Stude guide). Moscow, 2006. 416 p. (in Russian).
3. Shamionov R. M. Lichnostnoe i professional'noe sa-moopredelenie kak yeffekty sotsializacii (Personal and professional self-determanation as effects of socialization). Izv. of Saratov Univesity. New ser. Ser. Filosofija.
Psihologija. Pedagogika (Izv. Saratov Univ. (N.S), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy). 2008. Vol. 8, iss. 1, pp. 90-95.
4. Bocharova E. E. Lichnost'kak sub'ekt sotsializatsii v us-loviyah izmenyayushchegosya obshchestva (Personality as subject of socialization in changing sociaty). Perspektivy nauki (Perspectives of Science). 2012. Vol. 37, no. 37, pp. 27-30.
5. Grigor'eva M. V. Ponyatie «obrazovatel'naya sreda» i modeli obrazovatel'nych sred v sovremennoy otechestven-noy pedagogicheskoy psichologii (The notion «educational environment" and the models of educational environments in the modern social national pedagogical psychology). Uchenye zap. Ped. in-ta Sarat. gos. un-ta im. N. G. Cherny-shevskogo. Ser. Psihologiya. Pedagogika (Proceeding of Teachers Institute of Saratov State University. Ser. Psychology. Pedagogy). 2010, vol. 3, no. 4 (12), pp. 3-11.
УДК 159.9.072
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ КАК ФАКТОРЫ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ПЕРЕЖИВШИХ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
Ю. А. Володина, Н. М. Юшкова
Володина Юлия Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и социального образования, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Россия E-mail: [email protected]
Юшкова Наталья Михайловна - аспирант, кафедра педагогики и социального образования, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Россия E-mail: [email protected]
Представлены результаты исследования деструктивных психологических защит детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье. В качестве испытуемых выступили 28 подростков 11-15 лет (N = 28). Проанализированы результаты проективной методики «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич. Представлен анализ проективных рисунков детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в родительской семье. Охарактеризованы защитные реакции тревожности, агрессивности, личностные и социальные защиты. Определены защитные тактики поведения детей-сирот, детерминирующее формирование дезадаптивных поведенческих реакций (тревожность, агрессивность, эмоциональную напряженность, конфликтность, уход от реальности, ситуативные спонтанные защиты). Проанализированы деструктивные поведенческие реакции, влияющие на общение и межличностные контакты детей-сирот с окружающими людьми. Ключевые слова: деструктивные защиты, жестокое обращение, дети-сироты, социально-психологическая дезадаптация.
Введение
Исследование защитных моделей безопасного поведения детей и подростков, переживших
жестокое обращение и насилие в семье, является одной из актуальных проблем современной психологической науки. Исходя из этого, целью нашего исследования стало изучение проявления деструктивных психологических защит у детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье.
Теоретический анализ проблемы
Проблема формирования механизмов защиты рассматривается в контексте развития личности, начиная с самого раннего возраста (А. Фрейд, И. М. Никольская, Р. М. Грановская). В первые годы жизни ребенок еще не имеет механизмов защиты как таковых, они начинают формироваться как результат неблагоприятных эмоциональных переживаний [1]. Защитный механизм - это способ ослабления тревоги, эмоционального напряжения, психологического дискомфорта. Защита начинает функционировать, когда организм на подсознательном уровне воспринимает внешнее или внутреннее воздействие как угрожающее и ищет способ сохранения внутреннего комфорта, ослабления эмоционального напряжения.
Если нормальный процесс социализации на ранних этапах развития индивида по каким-то причинам нарушается, это ведет к формированию неадекватных ситуаций механизмов защиты. Таким образом, изначально предназначенные для адаптации, механизмы защиты при определенных условиях могут приводить к дезадаптации.
© Володина Ю. А, Юшкова Н. М., 2014