Научная статья на тему 'Проявление национальной стойкости в массовом сознании россиян'

Проявление национальной стойкости в массовом сознании россиян Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТОЙКОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / NATIONAL RESILIENCE / MASS CONSCIOUSNESS / MILITARY HISTORY / MENTALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

В статье представлен философский анализ проявления национальной стойкости как одного из важнейших факторов массового сознания россиян. Автор рассматривает некоторые аспекты формирования данного явления, такие как климатические условия, особенности исторического развития Российского государства, религиозность. Данный анализ представлен в сравнении российских реалий с западноевропейскими и североамериканскими условиями, что дает более полное представление о национальной стойкости как одном из важнейших факторов массового сознания россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The manifestation of national resilience in the mass consciousness of Russians

The article presents a philosophical analysis of the manifestation of national resilience as one of the most important factors in the mass consciousness of Russians. The author considers some aspects of the formation of this phenomenon, such as climatic conditions, features of historical development of the Russian state, religiosity. This analysis is presented in comparison of Russian realities with Western European and North American conditions, which gives a more complete picture of national resilience as one of the most important factors in the mass consciousness of Russians.

Текст научной работы на тему «Проявление национальной стойкости в массовом сознании россиян»

УДК 140.8

«Mfh

ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТОЙКОСТИ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН

Ореховская Наталья Анатольевна

Доктор философских наук, доцент, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

В статье представлен философский анализ проявления национальной стойкости как одного из важнейших факторов массового сознания россиян. Автор рассматривает некоторые аспекты формирования данного явления, такие как климатические условия, особенности исторического развития Российского государства, религиозность. Данный анализ представлен в сравнении российских реалий с западноевропейскими и североамериканскими условиями, что дает более полное представление о национальной стойкости как одном из важнейших факторов массового сознания россиян.

Ключевые слова: национальная стойкость, массовое сознание, военная история, менталитет.

THE MANIFESTATION OF NATIONAL RESILIENCE IN THE MASS CONSCIOUSNESS

OF RUSSIANS

Natalya A. Orekhovskaya

Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Financial University Under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

The article presents a philosophical analysis of the manifestation of national resilience as one of the most important factors in the mass consciousness of Russians. The author considers some aspects of the formation of this phenomenon, such as climatic conditions, features of historical development of the Russian state, religiosity. This analysis is presented in comparison of Russian realities with Western European and North American conditions, which gives a more complete picture of national resilience as one of the most important factors in the mass consciousness of Russians.

Keywords: national resilience, mass consciousness, military history, mentality.

Введение

Существует ряд исторических факторов, сыгравших основополагающую роль в формировании особого менталитета русского народа и

оставивших глубокий след в массовом сознании. Череда трагических национальных катастроф, постигших Россию, непростые природно-климатические условия, в которых приходится осуществлять хозяйственную деятельность, православие, призывающее культивировать смирение в надежде на грядущее спасение. Всё это выработало в русских ни с чем не сравнимую стойкость к преодолению тяжелейших испытаний и невзгод, периодически выпадающих на их долю. По мнению философа и публициста И.А. Ильина: «История России являет собой образец терпения и постоянного жертвенного служения: вечную готовность, твердую выдержку» [4, с. 480]. Цель данной статьи, по замыслу автора, состоит в философском анализе проявления национальной стойкости в массовом сознании россиян. Эта черта национального менталитета позволяет современным философам размышлять и анализировать общие направления в формировании гражданского патриотизма российского общества [6, с. 42-59].

Именно невиданная сила воли нации, готовой упорно переносить любые несчастья и трудности на историческом пути, помогла России выстоять и приобрести величие, став мощной политической и культурной державой.

Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, основополагающие аспекты национальной стойкости.

Аспект первый - климатические условия

Разумеется, феномен национальной стойкости не является достоянием только русского народа. Стойкостью и упорством отличается коренное население многих государств, ведь ни один этнос не сможет отстоять и сохранить себя без демонстрации этих качеств. Однако нельзя не отметить, что существует чисто русская форма национальной стойкости, и она имеет свою специфику проявлений. Чтобы ее понять, необходимо разобраться в причинах ее особенности.

Один из главнейших источников своеобразной обреченности русского народа на исключительную стойкость - суровый и непредсказуемый континентальный климат, характеризующийся резкими сменами погоды. Поэтому население страны испокон веков закаляла сама природа -иссушающий летний зной и обжигающие зимние морозы. Крайне неблагоприятные климатические условия не могли не сформировать в русских удивительное упорство и способность к выживанию. Но не менее, чем климат, специфичен животный и растительный мир, в котором приходится существовать русскому народу. На территории страны процветают только наиболее выносливые виды растений и самые стойкие

породы животных и птиц. Так что само собой разумеется, что и люди на этой земле могут выживать лишь сильные и упорные [2].

Достаточно сравнить климат и природу России с условиями Западной Европы и Северо-Американского континента, чтобы в этом убедиться. Например, северная граница США находится на одной параллели с Краснодарским краем. Здесь богатейшая природа и вторые по значимости в мире (после РФ) запасы чернозема. К тому же океаны столетиями ограждали эти земли от нападений врагов. В Канаде на тех же широтах, что и в России, очень маленькая численность населения и практически не ведется сельское хозяйство. Период земледелия в Западной Европе длится 8-9 месяцев, в отличие от России, где сельскохозяйственными работами можно заниматься не более 4-5 месяцев в году. Из-за неблагоприятного климата возникают сложности и при разведении скота, так как содержать животных в помещениях проходится на 34 месяца дольше. В. Ключевский отмечал способность великороссов на невероятно мощное кратковременное напряжение сил, дающее возможность в трехмесячный срок производить колоссальные объемы работ, и сожалел, что результат этих усилий недостаточен для обеспечения сытой жизни. Однако сложности помогают формировать стойкость, находить изощренные решения, вырабатывать наблюдательность и проявлять изобретательность [1, с. 46-47].

Потребность выживать сообща в условиях суровой природы России сформировала и такую черту русского характера, как коллективизм. Истоки коллективизма - в невысоком плодородии почвы, в низком уровне агротехники, в нестабильности погодных условий, в высоких показателях рождаемости, приводящих в итоге к невозможности обеспечения крестьянином своей семьи даже минимумом средств для существования.

Прокормиться можно было лишь сообща. Таким образом, возникает крестьянская община. Община выступала как коллективный владелец всех пахотных земель, сенокосов и лесных угодий, предоставляя их во временное пользование отдельным крестьянам и их семьям, перераспределяя земельные наделы в соответствии с потребностями отдельно взятой семьи. Таким путем предупреждались споры и разногласия. Существование общины было жизненно необходимо еще и потому, что вплоть до начала XX в. в практике налогообложения сельских поселений была распространена круговая порука, т.е. община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами. Естественно, что в условиях имущественного расслоения далеко не каждый крестьянин был способен внести тот же размер плате-

жей, что и его сосед. Община, таким образом, определяла меру социальной справедливости в имущественных отношениях крестьян. Коллективистское сознание русского человека лежит в основе понимания им своей идентичности. Русский человек соотносит себя с миром (обществом), с его взглядами и менталитетом [8].

Само понятие «русский» в отличие, скажем, от понятий «француз» или «китаец», указывает не на предметность человека-индивидуума, а на оценку качеств человека - части общества. «Россия, - как верно отмечает И.А. Ильин, - не только "там", где-то в бескрайних просторах и непроглядных лесах, но еще и "здесь", в нас самих, с нами всегда в живом и таинственном единении. Россия всюду, где хоть одна человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость» [5].

Аспект второй - военный

Важнейшим социальным детерминантом, определяющим национальную стойкость, является военный фактор. В течение 234 лет (на отрезке 1228-1462 гг.) Россия пережила 160 конфликтов с внешними врагами. В Европе столь кровопролитных и масштабных сражений не было. Одна из битв 1119 г. между феодалами Франции и Англии, считавшаяся ожесточенной, унесла всего три жизни, а 140 рыцарей попали в плен (всего участвовало 900 человек).

XVI в. Россия провела в войнах 43 года. На севере и западе страна воевала с Речью Посполитой, Ливонским орденом, Швецией, на юге и востоке отражала набеги татарских орд. В XVII столетии Российское государство потратило на войны 48 лет, а в XVIII - 56 [1, с. 48]. XIX в. принес России три вооруженных конфликта с турками, войну с персами, кавказскую и среднеазиатскую кампании, крымскую войну против англичан, французов и турок, нашествие Наполеона. В XX столетии страна пережила Гражданскую, две русско-японские и две мировые войны, интервенцию Антанты. На протяжении всей истории русскому народу приходилось с оружием в руках отстаивать свое право на существование, и каждый раз от нации требовались максимальное напряжение, стойкость и упорство.

Российская история - череда практически нескончаемых вооруженных противостояний. И далеко не все военные конфликты завершались безоговорочным триумфом русского оружия. Случались и бесславные сокрушительные поражения, и великие победы. После тяжких военных неудач в русских всегда живет «уверенность, что если они потерпели поражение в национальной борьбе, это поражение - только первая глава схватки, вторая будет означать очищение и накопление

сил, третья - победу, освобождение, воскрешение» [4, с. 483]. Непростая история приучила народ даже в безнадежных ситуациях не терять присутствие духа, терпеливо копить силы, дожидаясь удобного часа, чтобы нанести противнику решающее поражение.

Аспект третий - православие

Религиозность, распалившую в массовом сознании стойкость и духовную жертвенность, принесла православная церковь [5, с. 101]. Благодаря ее влиянию национальная выдержка, присущая русскому народу от природы, приобрела самобытную духовную огранку. Долготерпение и упорство - достояние военного опыта и непростых климатических условий - переросли в более возвышенные качества - христианскую смиренность и религиозную сосредоточенность. Менталитет русского человека трансформировал их во внутреннюю готовность к самопожертвованию и душевную потребность к страданию. Ф.М. Достоевский писал об этом так: «Я думаю, самая главная, самая коренная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, всегда и во всем» [3, с. 61].

Коллективное бессознательное граждан России находится под сильнейшим влиянием образа страдающего Христа. Без элемента страдания даже состояние счастья для русского человека не бывает по-настоящему полным. Вспоминая историю российского революционного движения, нельзя не констатировать тот факт, что среди его активистов было немало представителей из аристократических и состоятельных слоев населения. Что, как не потребность страдать и стремление принести свою жизнь в жертву русскому народу, двигало народовольцами и декабристами в их бескомпромиссной борьбе за свержение власти. Это был внутренний религиозный порыв до конца служить объекту личного поклонения - простому россиянину.

По сути, менталитет русского человека - продукт чувственного созерцания. Он развивает в человеке нужду в страданиях и зачастую толкает его на добровольное движение к ним навстречу. На ментальном уровне русский народ находится в постоянной готовности переносить тяжкие удары судьбы. Лишь немногие нации на Земле способны настолько же стойко и безропотно превозмогать невзгоды и жизненные коллизии.

Дух страданий и жертвенного служения пронизывает всю историю русской цивилизации. Его социальные проявления обнаруживаются не только в религиозной жизни, но и в политике, военной сфере, культуре, семейных взаимоотношениях. Национальная стойкость,

ставшая внутренней потребностью в страдании, - это и православное старчество, и фанатичность революционеров, и нравственные искания Л.Н. Толстого, и массовый героизм в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг., яркими примерами которого могут служить Д. Карбышев, А. Матросов, З. Космодемьянская, В. Талалихин.

Тяга к страданиям является струей, придающей национальной стойкости русского человека поистине уникальный колорит. И одной из наиболее значимых черт массового сознания россиян, свидетельствующих об их стойкости, необходимо считать мужество. Это качество также обладает национальной спецификой. Будучи демонстрируемым русским человеком, мужество чаще всего лишается какой-либо эффектности. Объясняется это его глубоким внутренним душевным настроем пострадать за Отечество. В то время как дух европейского рыцарства рассчитан больше на показную храбрость, которая претит русскому солдату, отвергающему пустое ухарство и бахвальство, защитники России шли в бой и проявляли мужество без излишней театральности и бравады. Характерные черты русских воинов - скромность, умение довольствоваться малым и переносить любые тяготы, терпение. Эти качества являются исконной сутью русского народа и краеугольным камнем его национальной стойкости.

Аспект четвертый - гендерный

Следует отметить, что стойкость нации невозможно осознать и оценить до конца, если не признать исключительную роль, которую взяли на себя русские женщины в процессе становления этой особенности в массовом сознании. Именно на их плечи выпали самые тяжкие испытания и страдания. Конечно, в любой стране на слабый пол ложится ответственная миссия хранительниц национальных обычаев, самобытности и духовных ценностей, но значение женщин в истории русского народа переоценить невозможно. Связано это с невероятно тяжелой судьбой России, насыщенной многочисленными войнами и лишениями.

Столетие за столетием мужчинам приходилось воевать, а женщины оставались хранить семейный очаг, нести все заботы о хозяйстве, заниматься воспитанием детей. Нередко воины возвращались с полей битв ранеными, больными, калеками, и женщинам нужно было их выхаживать. Если мужья погибали, жены были вынуждены брать на себя еще и роль хозяина в доме. По завершении ВОВ миллионам детей пришлось воспитываться в неполных семьях, где женщина была одновременно и матерью, и отцом. Нужно также учесть, что в учреждениях, занимающихся воспитанием, образованием, медицинским обслуживани-

ем подрастающего поколения, женский персонал всегда преобладал. Из этого следует, что судьбоносное значение слабого пола в формировании массового сознания русского народа более чем очевидно. И.А. Ильин отмечает, что женщина в России - это хранительница веры и культуры, резервуар национальной мощи и преданности нации [4, с. 492].

Итак, женское лицо стойкости русского народа становится явным. Однако это не означает, что русские мужчины безвольны или слабохарактерны. Но внимательно всмотревшись в национальный образ, становится ясно, что зачастую волевым и организующим началом на Руси является именно женщина. «Русская женщина нередко имеет более положительный, более уравновешенный и стойкий характер, который хочет и может сыграть авторитетную роль» [4, с. 492]. В наши дни многие мужчины не справляются с грузом социально-экономических проблем, спиваясь и преждевременно умирая. Женщины же отличаются более высокой решимостью, твердостью и ответственностью перед лицом жизненных испытаний, им противостоящих. Душевная, духовная и физическая стойкость русских женщин является тем фактором, благодаря которому России удастся выйти из состояния деградации и кризиса.

Судьбоносность выдающейся роли женщины в истории русской нации находит отражение в своеобразии религиозности народа. Прежде всего, это исключительное значение культа Богородицы в русском православии. Дева Мария для русского человека является главной заступницей и спасительницей, согревающей особенной теплотой, источником духовных сил. Почитание Богоматери - один из центральных пунктов в религиозно-духовной жизни русского народа.

Современное феминистическое движение ратует за большую эмансипацию русских женщин, хотя в реальности национального быта слабый пол уже давно и достаточно прочно укоренился на ключевых, первостепенных позициях. Даже слово «родина» в русском языке относится к женскому роду, подчеркивая значение женщины в национальном сознании. Женщинам России выпала нелегкая доля. Им нередко приходится нести тяжелую жизненную ношу, но они всегда со спокойствием, достоинством и уверенностью справляются со своей задачей. Россиянки - это неотъемлемая и архиважная часть массового сознания, национального менталитета и стойкости русского народа.

Заключение

Неоспоримое свидетельство жизнестойкости, непоказного мужества, непоколебимой и спокойной убежденности в собственных силах русской нации произрастает из ее духовно-нравственного долготерпе-

ния. Русь столетиями училась выживать в лишениях, не сгорать, отступая, духовно обновляться, пребывая в смятении или беде, не утрачивать мужество, распадаясь, «опять возрождаться, как феникс, восставая из пепла, созидать на руинах и развалинах и начиная с нуля быстро набирать силы и неустанно творить» [4, с. 494]. Оптимизм, пронизывающий слова И.А. Ильина, направлен из прошлого России в ее сегодняшний день и далее - в ее будущее.

Литература

1. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М. : Алгоритм, 2003.

2. Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // Со-цис. 2008. № 6.

3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избр. страницы. М. : Современник, 1989.

4. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. : в 10 т. М. : Русская книга, 1996. Т. 6, кн. 2.

5. Ильин И.А. Собр. соч. : в 10 т. М. : Русская книга, 1996. Т. 6, кн. 2.

6. Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия». М. : Алгоритм, 2007.

7. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42-59.

8. Лубский А.В. Государство - цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России // Гуманитарий Юга России. 2015. № 2. С. 30-45.

9. Ореховская Н.А. Эволюция массового сознания россиян. Ростов н/Д. : Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2011. 288 с.

10. Ореховская Н.А. Массовое сознание россиян (геополитические и этнические корни) // Власть. 2009. № 9. С. 73-76.

11. Смирнов С.В. Природный фактор формирования русского национального характера [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru/ staff_files/F 1470415573/Prirod

nyj_faktor_formirovaniya_russkogo_na

cionalnogo_haraktera.pdf (дата обращения: 03.03.2017).

References

1. N.A. Benediktov. Russkie svyatyni. M. : Algoritm, 2003.

2. M.K. Gorshkov. Rossiyskiy mentalitet v sotsiologicheskom izmerenii // Sotsis. 2008. № 6.

3. F.M. Dostoevskiy. Dnevnik pisatelya: Izbr. stranicy. M. : Sovremennik, 1989.

4. I.A. Win. Sushchnost' i svoeobrazie russkoy kul'tury // Il'in I.A. Sobr. soch. : v 10 t. M. : Russkaya kniga, 1996. T. 6, kn. 2.

5. I.A. Il'in. Sobr. soch. : v 10 t. M. : Russkaya kniga, 1996. T. 6, kn. 2.

6. S.G. Kara-Murza. Matritsa «Rossiya». M. : Algoritm, 2007.

7. A.V. Lubskiy. Grazhdanskiy patriotizm: o sovmestimosti patriotizma i grazhdanstven-nosti v rossiyskom obshchestve // Gumanitariy Yuga Rossii. 2017. № 1. P. 42-59.

8. A.V. Lubskiy. Gosudarstvo - tsivilizatsi-ya i natsional'no-tsivilizacionnaya identichnost' v Rossii // Gumanitariy Yuga Rossii. 2015. № 2. P. 30-45.

9. N.A. Orekhovskaya. Evolyutsiya massovogo soznaniya rossiyan. Rostov n/D. : Severo-Kavkazskiy nauchnyy centr vysshey shkoly, 2011. 288 p.

10. N.A. Orekhovskaya. Massovoe soz-nanie rossiyan (geopoliticheskie i etnicheskie korni) // Vlast'. 2009. № 9. P. 73-76.

11. S.V. Smirnov. Prirodnyy faktor formi-rovaniya russkogo natsional'nogo kharaktera [Elektronnyy resurs]. URL: http:// kpfu.ru/ staff_files/F 1470415573/Prirodnyy_faktor_f ormirovaniya__russkogo__nacionalnogo__ haraktera.pdf (data obrashcheniya: 03.03.2017).

Поступила в редакцию

3 марта 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.