ми при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В этих нормах, как представляется, необходимо скорректировать статус ответственного секретаря административной комиссии. Дело в том, что в практике крупных муниципальных образований ответственные секретари административных комиссий являются освобожденными работниками, то есть данная работа для них является основной. И с такой многолетней практикой необходимо согласиться. Вместе с тем данное обстоятельство, на наш взгляд, следует отразить в законе, указав на возможность введения штатной должности ответственного секретаря административной комиссии муниципального образования, а уже органы местного самоуправления определят, исходя из конкретных условий, целесообразность введения такой должности.
Кроме того, в законе субъекта Российской Федерации целесообразно закрепить рекомендательную норму о том, административные комиссии по каким видам деятельности целесообразно формировать в каждом типе муниципальных образований (городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ) и основные положения по порядку их деятельности.
Библиографический список
1.См.: Дугенец A.C., Маслеников М.Я. Правовые основы создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Административное право и процесс. 2006. № 3.
2. Кубанские новости. 2006. 21 декабря
168
Хапов Константин Германович
адъюнкт Краснодарского университета МВД России тел. (499) 150 84 71
Проявление мошеннических действий в жилищной сфере как предмет криминологического анализа
В связи с возросшими темпами жилищного строительства и соответственно увеличившимся объемом жилого фонда в России увеличивается и число мошеннических действий в этой сфере. Помимо мошенничества используются, хотя и значительно реже, и другие действия, подпадающие под другие статьи уголовного закона, регулирующие ответственность за преступления против собственности (как правило, мошенничество сочетается с вымогательством, присвоением). Кроме этого, преступления в сфере жилищного фонда в виде мошенничества в некоторых случаях сопровождаются преступлениями против личности; обычно это происходит в случаях, когда мошенничество не удается довести до конца, на каком-то этапе оно раскрывается, и тогда преступники могут применять угрозы в отношении жизни и здоровья потерпевших.
Как показывает правоприменительная практика, способ совершения преступлений в отношении жилья граждан включает в себя пять характерных элементов: получение документов, дающих право владеть либо распоряжаться квартирой; получение документов, удостоверяющих личность потерпевшего, ключей от квартиры: завладение квартирой; оформление продажи; выписка потерпевшего из квартиры. Такие действия касаются как готового жилья, так и строящегося, когда граждане в рамках так называемой "переуступки" продают (покупают) еще недостроенное жилье. В последнем случае в число соучастников могут входить и работники фирмы-застройщика и фирмы-генерального подрядчика. По структуре преступность в отношении квартир граждан можно разделить на две большие группы: преступления по отношению к покупателям и преступления по отношению к продавцу (собственнику). Преступления по отношению к покупателю проявляются в следующих формах: продажа или сдача в аренду, передача в залог недвижимости лицом, которое не является ее собственником. При этом обычно используются поддельные или украденные документы, дубликаты свидетельств о праве собственности на недвижимость; продажа или сдача в аренду одного и того же объекта сразу нескольким покупателям; присвоение денежных средств без выполнения условий сделки, уклонение от передачи недвижимости новому законному владельцу, отказ от переселения и выписки из проданного жилья; преступное завладение денежными
средствами, предназначенными для приобретения недвижимости; присвоение денежных средств до нотариального оформления сделки; присвоение одним из участников всей суммы, полученной от сделки, вместо причитающейся ему доли; признание сделки недействительной и присвоение разницы между фактически выплаченной ценой и инвентаризационной стоимостью недвижимости, указанной в договоре купли-продажи [1, с. 84]. В ряде случаев наблюдается сочетание такого рода преступных деяний.
По отношению к продавцу (собственнику) преступные действия проявляются в следующих наиболее характерных формах: вымогательство, то есть требование передачи недвижимого имущества или прав на имущество, или совершения какого-либо действия имущественного характера под угрозой насилия над личностью собственника недвижимости (подписание дарственной, договора купли-про-дажи и т.п.); мошенничество, когда преступники, продав квартиру потерпевшего, отказываются предоставить взамен другую или расплатиться с ним, или прибегают к манипуляции в процессе расчета с продавцом (собственником) с целью завладения недвижимостью за минимальные средства (использование фальшивых купюр, «куклы» и т.п.). В ходе проведенного исследования установлено, что преступлениям, совершенным в отношении квартир граждан, свойственна высокая латентность. Анализ социально-территориальной распространённости преступности в отношении квартир граждан показывает, что она полностью совпадает с географией криминального рынка жилья. Преступный бизнес сосредоточен, как правило, в краевых (областных) центрах, где цены на квартиры самые высокие (так, в Краснодаре цена квартиры в 2-2,5 раза выше, чем цена аналогичной квартиры в районных центрах Краснодарского края). Организованная преступность в сфере квартирного бизнеса характеризуется тем, что преступные сообщества (преступные организации), ответственность за создание или участие в которых предусмотрена в ст. 210 УК РФ, легализовались и работают под «крышей» риэлтерских фирм и созданных при них служб безопасности. В крупных городах ими открыты многочисленные агентства [1, с. 85]. Однако такие случаи сравнительно редки.
Причины преступности на рынке недвижимости, на наш взгляд, кроются прежде всего в том, что государство отпустило решение этой проблемы "в свободное плавание" рыночных отношений. В частности, под видом рыночных отношений в целом идет процесс перераспределения квартир в пользу состоятельных граждан, так называемых "новых русских", который сопровождается криминальными проявлениями против бывших квартиросъемщиков. Между тем для формирования рынка недвижимости должны быть соблюдены предварительные условия, среди которых обязательными являются: низ-
170
кий уровень безработицы и достаточно высокая оплата труда, позволяющая гражданам приобретать жилье в связи с переменой места жительства; такая обеспеченность населения жильем, при которой отпадает необходимость в государственных программах жилищного строительства и бесплатного предоставления жилья населению; свобода выбора участников рынка, то есть когда продажа жилья собственником происходит добровольно и не связана с экономическим, психическим или физическим принуждением. Такие условия в настоящее время в России отсутствуют. В России продолжает иметь место дефицит жилья, несмотря на убыстрение темпов жилищного строительства. Вместе с тем здесь нужно имеет в виду, что оценки экспертов по поводу объема жилищного строительства довольно противоречивы, в частности, по мнению некоторых специалистов, темпы возводимого жилья в первом десятилетии (2000-2010 гг.) лишь сравнялись с темпами жилищного строительства в последнее десятилетие существования СССР (1980-1990 гг.). В любом случае бесспорно то, что возможности для большинства граждан приобрести (купить) жилье остаются минимальными, а в связи с мировым экономическим кризисом этих возможностей стало еще меньше.
Важным фактором, способствующим проявлениям мошенничества в жилищной сфере, являются виктимогенные условия преступности. Основное количество мошенничеств совершается в отношении так называемых «групп риска» - инвалидов, пенсионеров, алкоголиков, наркоманов, слабоумных - все вместе они составляют около 60% от всех рассматриваемых категорий потерпевших. При этом основными причинами продажи своих квартир граждане из изученной нами «группы риска» являются: отсутствие средств на свое содержание и содержание своего жилья - 80,1%, а 60,3% указали на отсутствие родственников или утрату связи с таковыми. Более половины респондентов полагают: обладание квартирой может быть одной из причин, по которой они станут жертвой преступления. Интересен и тот факт, что 29,1% опрошенных согласны сдать квартиры государственному учреждению в обмен на получение места и материального содержания в доме-интернате [2, с. 14]. Однако такого рода сигналы властью должным образом пока не воспринимаются.
Далее затронем уголовно-правовую характеристику личности лиц, совершивших мошенничество в жилищном строительстве. Исследование показывает, что 14,3% из исследованных нами фигурантов уголовных дел были ранее судимыми, при этом 3,5% ранее были судимы именно за мошенничество, но в другой сфере. Проблематика борьбы с криминальными банкротствами предполагает изучение состояния групповой преступности по рассматриваемым составам. Такое внимание не случайно уже потому, что здесь проявляются настораживающие тенденции, связанные с увеличением доли экономических преступлений, совершаемых в группе, которая в последние
годы составляет около одной трети всех преступлений. Так, большинство мошенничеств в сфере строительства совершались групповым способом. Мы полагаем, что данное обстоятельство можно объяснить тем, что совершение мошенничества в строительстве предполагает много хозяйственных и финансовых связей, в связи с чем одному человеку совершать данное преступление проблематично.
Отметим еще, что большинство лиц, совершивших мошенничество в строительстве, по месту работы и жительства характеризовалось положительно. Представляет интерес судебная практика назначения наказания лицам, совершившим криминальные банкротства. Отметим в связи с этим, что законодатель в ст. 159 УК РФ предусматривает в качестве максимального наказания лишение свободы на срок до десяти лет (ч. 4), а в качестве самого мягкого - штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. По изученной нами практике к реальному лишению свободы были осуждены 67,9% мошенников, остальные были приговорены к более мягким видам наказания. В целом же, как нам представляется, практика вырабатывает правильный подход к осуждению за преступления против собственности в виде мошенничества в сфере строительства.
Вместе с тем организация противодействия мошенничеству в жилищной сфере остается на низком уровне. Мы полагаем, что органы местного самоуправления не должны быть в стороне от решения вопросов, связанных с деятельностью застройщиков, собирающих деньги от населения в порядке соинвестирования жилищного строительства, поскольку, в отличие от простых граждан, они располагают значительно большими возможностями в оценке добропорядочности застройщика, и в этом смысле они должны активнее защищать интересы граждан. Более того, как показывает наш опрос, граждане готовы заплатить немалую сумму за консультации, которые дают органы местной власти, и данное обстоятельство необходимо учитывать местным органам власти, когда они дают разрешение на строительство очередного жилого дома на территории муниципального образования.
Библиографический список
1. Антонов В.Н. Криминологические аспекты преступных посягательств на рынок жилья // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998.
2. Антонов В.Н. Преступные посягательства на рынок жилья (криминологические и уголовно-правовые аспекты). Автореф. дис. .... канд. юрид. наук. Владивосток, 1998.
172
173