Научная статья на тему 'Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ)'

Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СУБЪЕКТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / NETWORK INTERACTION / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM / THE SUBJECT OF NETWORK INTERACTION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабкина Ирина Викторовна

Представлен анализ прецедентов управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ, который позволяет определить и обосновать трудности, возникающие в управлении такого рода программами (неразработанность механизмов управления сетевыми программами, соорганизация субъектов, выстраивание договоренностей на всех этапах разработки, согласование интересов), так как это является необходимым при формировании и появлении нового субъекта образования, который может определяться как команда, инициативная группа, сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабкина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manifestation and negotiation of management problems of network educational programs development and implementation (based on SEC Institute for Innovation in Education, TSU)

The paper presents the experience of management of development and implementation of a network educational program "Pedagogy of Educational Environment", which allows defining and justifying the difficulties in managing such programs: undeveloped mechanisms of network programs management, co-organisation of subjects, building arrangements at all stages of development, coordination of interests, since it is necessary for the formation and emergence of a new subject of education, which can be defined as a team, initiative group, community. The main difficulties in managing the development of network educational programs are identified and analysed. They include co-organisation of educational institutions representatives, time spent, complexity in determining the status of intellectual property of such programs. The problem also is the undeveloped conditions of network educational programs management, the understanding of the nature and content of programs by different developers. The main point when designing network educational programs is co-organisation of representatives of various educational institutions. Therefore, in the development and implementation of network programs the problem of co-organisation is primarily solved. The author summarizes the ideas about overcoming the difficulties associated with the formation of a new subject of management, overcoming the limitations. Particular attention is paid to the need in the development and implementation of network programs to solve the problem of formation of a group of program developers and give them functions of network educational programs management. It is significant that network interaction forms the community of innovation education participants, as network interaction is available for those who position themselves as the subject of educational change.

Текст научной работы на тему «Проявление и преодоление трудностей управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ (на материале НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ)»

УДК 371.1

И. В. Бабкина

ПРОЯВЛЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (НА МАТЕРИАЛЕ НОЦ «ИНСТИТУТ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ» ТГУ)

Представлен анализ прецедентов управления разработкой и реализацией сетевых образовательных программ, который позволяет определить и обосновать трудности, возникающие в управлении такого рода программами (неразработанность механизмов управления сетевыми программами, соорганизация субъектов, выстраивание договоренностей на всех этапах разработки, согласование интересов), так как это является необходимым при формировании и появлении нового субъекта образования, который может определяться как команда, инициативная группа, сообщество.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие; сетевая образовательная программа; субъект сетевого взаимодействия; управление.

Контекст исследования

Принятие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определило запрос на разработку сетевых программ [1. С. 31]. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» (ст. № 65) отмечается, что формы реализации и освоения основных образовательных программ являются важными в организации образования. Поэтому образовательные программы могут реа-лизовываться в учреждении как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством сетевого взаимодействия (далее - сетевая форма реализации образовательной программы) [2]. Распространение сетевых образовательных программ в современном российском образовании объясняется рядом причин, к которым относятся потребность профессионального развития педагогов, которая не обеспечивается в рамках образовательного учреждения; необходимость интеграции потенциала и ресурсов инновационных разработок, сделанных разными учреждениями, осуществляющими образовательные инновации [3. Т. 1. С. 9]. Основная идея сетевых программ в том, что они формируют особые знания или умения, компетенции, становление которых требует особой образовательной среды - места, где можно «попробовать» себя в деятельности, образовательные ресурсы для освоения деятельности.

В настоящее время в Томской области уже накоплен и реконструирован опыт разработки и реализации сетевых образовательных программ. В частности, речь идет об опыте разработки и реализации сетевых программ, созданных в системе повышения квалификации региональными участниками Мегапроекта «Развитие образования в России» (Фонд Сороса, Институт «Открытое общество»). 2000-2003 гг. В рамках указанного проекта были разработаны программы повышения квалификации, участие в которых приняли как представители разных вузов, так и многие учреждения общего образования. Разработка такого рода сетевых образовательных программ обусловливает необходимость использования информационных технологий для их распространения, поскольку позволяет выстраивать взаимодействие преподавателей и участников программы, представителей разных уровней образования. Информационные технологии создают принципиально новую образовательную среду, существенным образом изменяют технологию преподавания. Такой опыт разработ-

ки и реализации сетевой программы представлен в Отчете НИР 2011 г. Института дистанционного образования НИУ ТГУ.

Постановка проблемы и задачи исследования управления разработкой и реализацией сетевой программы

В практике деятельности учреждений при разработке программ используют сетевое взаимодействие. Распространение форм сетевого взаимодействия обусловливается стремлением людей участвовать, влиять на образование: сеть представляется формой повышения и усиления влияния на образование его непосредственных и прямых участников, субъектов, формой выражения личного участия и присутствия людей в образовании [4. С. 12]. Поэтому сетевая образовательная программа выступает формой организации образовательного процесса. Сетевая образовательная программа может быть представлена междисциплинарными, элективными курсами, курсами по отдельным областям и темам. Основной целью такой программы является создание условий для выбора, формирования, а также реализации ее участниками собственной стратегии (траектории) образования [5. С. 9]. Как отмечают Е.В. Колесниченко и Л.П. Совина, основные отличительные признаки сетевой программы - это модульный принцип организации, наличие нескольких субъектов -носителей ресурса, их партнерское взаимодействие для достижения качественного результата программы. В их основе лежат принципы совместности, организации образовательной деятельности, многообразия форм, способов совместной образовательной деятельности, что позволяет в процессе образования объединять и эффективно использовать ресурсы образовательных учреждений. Такие программы задают ситуацию свободного выбора, настроены на взаимодействие, нелинейны, т.е. мобильны, быстро реагируют на изменения образовательного пространства, развивают во многих направлениях схемы организации взаимодействия в ходе реализации программы. В целом речь идет о том, что разработка и реализация сетевых образовательных программ выступает условием становления Открытого образовательного пространства и формирования профессиональных, образовательных сообществ как субъектов управления в таком пространстве.

Открытое образовательное пространство характеризуется взаимодействием разных субъектов и контек-

стов влияния на образование (появление множества субъектов влияния, различение их интересов и задач в образовании), но самое главное, что Открытое образовательное пространство означает взаимную неустранимость и дополнительность разных субъектов влияния на образование [6. С. 8]. При этом управление разработкой и реализацией таких программ представляет собой новую реальность и новую предметность управления образованием [7. С. 32], о чем свидетельствуют результаты и анализ реализации программ, сделанные в рамках Мегапроекта (на который мы ссылались выше). В целом развитие форм сетевого взаимодействия обостряет противоречие между необходимостью создания сетевых программ, их высокой эффективностью в решении задач инновационного образования и неразработанностью условий механизмов управления такими программами.

В этой связи нами была поставлена задача провести анализ затруднений, возникающих при разработке и реализации сетевых программ. Материалом исследования служит опыт разработки и реализации сетевой программы повышения квалификации в Научно-образовательном центре «Институт инноваций в образовании НИУ ТГУ.

Прецедент и реконструкция опыта управления разработкой и реализацией сетевой образовательной программы

Научно-образовательный центр «Институт инноваций в образовании» НИУ ТГУ - структура, одним из направлений деятельности которой является разработка и реализация программ повышения квалификации. При этом такие программы повышения квалификации создаются представителями разных образовательных учреждений, а НОЦ осуществляет координацию разработки и реализации сетевой программы повышения квалификации. Даже сама идея разработки той или иной программы повышения квалификации возникает в опыте взаимодействия и сотрудничества с разными образовательными учреждениями. Такой способ разработки программ в Институте инноваций в образовании транслируется из опыта Мегапроекта, в результате реализации которого и возник сам НОЦ. Так, идея создания сетевой программы повышения квалификации «Педагогика образовательной среды» появилась тогда, когда в повышении квалификации педагогов, организованном НОЦ «Институт инноваций в образовании», стали участвовать работники ряда дошкольных образовательных учреждений г. Томска, в частности МБДОУ № 4 «Монтессори», ДДТ «У Белого озера», а также представители МАОУ Томского «Хобби-Центра». Был проявлен высокий интерес к педагогике образовательной среды со стороны тех, кто повышал квалификацию в других программах. Ко времени разработки программы по педагогике образовательной среды появились также задачи развития изменения качества образования в дошкольных учреждениях и в начальной школе. Все это привело к пониманию значимости и необходимости программы повышения квалификации «Педагогика образовательной среды». Можно сказать, что именно большой потенциал, накопленный учреждениями до-

полнительного образования в Томске по педагогике среды, появление интереса к этому опыту участников разных программ повышения квалификации и новые задачи развития образования явились основанием для постановки в НОЦ «Институт инноваций в образовании» задачи разработки сетевой программы повышения квалификации «Педагогика образовательной среды». Прежде всего в число разработчиков программ были приглашены представители тех учреждений, которые участвовали в реализации разных программ. С ними была проведена инвентаризация ресурсов для создания сетевой программы, для чего был проведен семинар по презентации инновационных разработок, а также сделан совместный анализ потребностей, запросов, возможных заказчиков на программу.

При этом были осуществлены анализ Федеральных государственных требований для учреждений дошкольного образования, знакомство с разными нормативными документами. Второй этап в организации разработки сетевой программы состоял в определении модулей. Для этого были проанализированы особенности ресурса и педагогические разработки, созданные в каждом из учреждений-участников программы, а также проведено анкетирование для проявления интереса и возможностей разработчиков в создании того или иного модуля.

По результатам анкетирования были определены модули сетевой образовательной программы и составлены задания на разработку каждого модуля. На следующем этапе организации работы по созданию сетевой программы осуществлялась презентация программы на конференции, проводимой одним из участников ее разработки, ДДТ «У Белого озера». Во время презентации проводились анализ и экспертная оценка разработанной программы, высказывались замечания. Апробация программы была проведена в тех учреждениях, представители которых были и ее разработчиками, что позволило каждому «на себе» почувствовать как основные эффекты программы, так и недостатки. При этом были проявлены образовательные эффекты, характеризующиеся эмоциональной включенностью в разработку программы, проявлением разных пониманий сущности образовательной среды, осознанием места своего присутствия в образовательной среде, осознанием возможностей влияния на нее.

Аналитический комментарий

Реконструкция опыта разработки и реализации сетевой образовательной программы позволяет выделить трудности, возникающие в управлении такого рода программами. К таким затруднениям относятся существенные временные и организационные усилия, необходимые для согласования и договоренностей при определении общих целей, распределении функций по их достижению. Существенным для разработки и реализации сетевой программы является решение вопроса об авторстве сетевой образовательной программы, ее статусе как интеллектуальной собственности. Другими словами, речь идет об определении прав на владение и использование сетевой программы. Ведь отношения между разработчиками строятся не на основе юридиче-

ской ответственности, а на дружественных договоренностях.

Конечно же, и сам способ разработки сетевой программы представляет определенную сложность, поскольку требует знания ресурсов участников, понимания особенностей форм работы не только в отдельном модуле, но и в целом в программе. Для разработки сетевых программ важно, что, сколько бы разными не были ее модули, надо всем разработчикам иметь представление об устройстве такого рода программ, правилах формирования и их оформления. Однако понятно, что разработчики сетевой программы имеют разное представление о том, каковы условия создания развивающей среды, в чем состоит позиция педагога по организации среды. У каждого участника разработки это понимание исходит из практики организации среды, из рефлексии этой практики. Поэтому одним из самых существенных затруднений становится не просто общее понимание договоренностей, а понимание сущности ее теоретических и концептуальных оснований. Конечно же, приходится учитывать и неразработанность механизмов финансирования такого рода программ, как разработки, так и реализации сетевой программы, отсутствие механизмов (оплата труда преподавателей, координатора сетевой образовательной программы, проведение внешней экспертизы, рецензирование и др.). При разработке и реализации сетевых образовательных программ возникает потребность уточнения и переформатирования их содержания под задачи инновационного образования. Так, например, разработка и реализация ФГОС для начальной школы, с одной стороны, обострила интерес к разрабатываемой нами программе по педагогике образовательной среды. С другой стороны, этот интерес потребовал от разработчиков сетевой программы конкретизации и задач, и содержания модулей программы. Однако самое главное в управлении разработкой и реализацией сетевых программ - уделять внимание процессам соорганиза-ции субъектов, выстраивать договоренности, на всех этапах разработки проводить работу на уточнение, понимание, согласование интересов, так как это является необходимым при формировании и появлении нового субъекта образования, который может определяться

как команда, инициативная группа, сообщество. Особенности таких субъектов, как сообщества, рассмотрены в работах Г. Н. Прозументовой. При этом отмечается, что сначала речь идет о появлении групп, которые выступают инициаторами изменений сложившейся практики и системы образования. Инициативные группы меняют не только практику; в процессе реформирования системы образования из инициативных групп они превращаются (или не превращаются) в образовательные сообщества. Эти сообщества и являются субъектами инновационного развития образования, субъектами построения Открытого образовательного пространства. Такое пространство для сообществ и есть форма их соорганизации: проявленности реального множества образовательных сообществ [8. С. 114]. При этом существенно, что именно в сетевом взаимодействии формируется сообщество участников инновационного образования, так как в сетевое взаимодействие вступают и могут вступать те, кто позиционирует себя как субъекта изменения образования. Именно позиция субъекта изменения и влияния есть тот потенциал, который проявляется и в котором нуждается сетевое взаимодействие.

Аналитическое обобщение

В настоящее время распространенной практикой разработки программ является их реализация в отдельных образовательных учреждениях. Разработка и реализация сетевой программы осуществляется представителями из нескольких учреждений. Поэтому создание и тем более реализация таких программ означает преодоление границ управления учреждением, но главное - это означает необходимость использования потенциала, который создан в разных учреждениях. Как уже было показано, основной проблемой при этом становится соорганизация представителей разных образовательных учреждений. Поэтому в процессе разработки и реализации сетевой программы решается прежде всего проблема соорганизации, что и обусловливает становление сообщества разработчиков программы, а точнее, становление сообщества как управления разработкой и реализацией сетевых программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова Н.Н. Методические рекомендации для региональных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия

инновационных общеобразовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе. 2010. № 1. С. 31.

2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://toumcki.tom.ru/index.php?option=com_content&view=

article& id=73:-q-q&catid=67:2010-03-06-17-40-40&Itemid=93

3. Зоткин А.О., Прозументова Г.Н. Мегапроект «Развитие образования в России» : Сетевые программы повышения квалификации Центра

инновационного образования Ч. 1 (среднее образование). Томск, 2002.

4. Субъекты влияния, ситуации и пространство развития инновационного образования // Классический университет - инновационные школы:

стратегические перспективы взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : ТГУ, 2008. С. 11-25.

5. Колесниченко Е.В., Совина Л.П. Сетевые образовательные программы. Возникновение и развитие. Ижевск : Удмуртский государственный

университет, 2006.

6. Становление сетевых форм взаимодействия в региональной системе повышения квалификации: по материалам отчета о реализации проекта

/ сост., ред. Г.Н. Прозументова. Томск, 2002. 147 с.

7. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций / Переход к Открытому образовательному пространству /

под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. Ч. 1 : Феноменология образовательных инноваций. 484 с.

8. Становление образовательной сети: классический университет - инновационные школы / Современный университет - школа: прецеденты и

феномены взаимодействия / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. 302 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 5 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.