Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ, АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ЭМИГРАНТОВ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ, АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ЭМИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККУЛЬТУРАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ЧУВСТВО ВИНЫ / ДЕПРЕССИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА / ACCULTURATION STRESS / GUILT / DEPRESSION / GLOBALIZATION / MIGRATION / HEALTH STATUS / QUALITY OF LIFE / CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Метелкина Анастасия Андреевна

В данной статье описаны случаи проявления депрессии, аккультурационного стресса и чувства вины у эмигрантов в страны Европы и США. Был подведен итог о том, что невозможность к адаптации в новой культуре, то есть проблемы и сложности в аккультурации, и является причиной аккультурационного стресса. Был сделан вывод о том, что аккультурационный стресс способствует возникновению психологических проблем, таких как депрессия, одним из проявлений которой может быть беспокойство и чувство вины из-за недовольства обычаями, ценностями и убеждениями в неродной культуре и стране мигранта. Кроме того, исследования о связи между аккультурацией и депрессией выводят основные факторы, вызывающие депрессию, а именно: незнание языка и нежелание учить иностранный зык (или отсутствие мотива к изучению иностранного языка); сроки проживания в другой стране; возраст эмигранта; ситуация, с которой был связан переезд. Также причинами депрессии могут быть невозможность перевезти родных или трудности, с которыми сталкиваются многие мигранты в трудоустройстве (реализоваться в профессиональном плане). Наиболее важным считается то, что депрессия из-за аккультурационного стресса может быть причиной физических проблем, таких как головные боли и боли в спине, которые могут стать причиной ухудшения качества жизни. Одним из благоприятных способов борьбы с аккультурационным стрессом является принятие (ассимиляция) новой культуры с памятью и уважением к своей родной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Метелкина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANIFESTATION OF DEPRESSION, ACCULTURATION STRESS AND GUILT IN EMIGRANTS

This article describes the manifestations of depression, acculturation stress and guilt among immigrants to Europe and the USA. It was concluded that the impossibility of adaptation in a new culture, that is, problems and difficulties in acculturation, is the cause of the acculturation stress. It was concluded that the acculturation stress contributes to psychological problems such as depression, one of the manifestations of which may be anxiety and guilt due to dissatisfaction with customs, values and beliefs in a non-native culture and country of the migrant. In addition, studies on the interrelation between acculturation and depression show the main factors causing depression, namely: lack of knowledge of the language and unwillingness (or lack of motive to learn a foreign language); terms of residence in another country; the immigrant's age; the situation, which triggered the move. Also, the causes of depression may be the inability to bring one's relatives to the country of residence or difficulties that many migrants face in finding employment (professional realization). Most importantly, depression due to the acculturation stress can be the cause of physical problems, such as head- and backaches, which can lead to the quality of life decrease. One of the possible ways to deal with the acculturation stress is to adopt (to assimilate) to a new culture with memory and respect for one's native culture.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ, АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ЭМИГРАНТОВ»

УДК 316.322 DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-59-70

ББК 88.50

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИИ, АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА И ЧУВСТВА ВИНЫ У ЭМИГРАНТОВ

THE MANIFESTATION OF DEPRESSION, ACCULTURATION STRESS AND GUILT IN EMIGRANTS

Метелкина Анастасия Андреевна

Аспирант факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: metelkinaanastasiia@gmail.com

Metelkina Anastasiia A.

PhD postgraduate student at the Department of Psychology, St. Petersburg State University E-mail: metelkinaanastasiia@gmail.com

Аннотация. В данной статье описаны случаи проявления депрессии, аккультурационного стресса и чувства вины у эмигрантов в страны Европы и США. Был подведен итог о том, что невозможность к адаптации в новой культуре, то есть проблемы и сложности в аккультурации, и является причиной аккультурационного стресса. Был сделан вывод о том, что аккультурационный стресс способствует возникновению психологических проблем, таких как депрессия, одним из проявлений которой может быть беспокойство и чувство вины из-за недовольства обычаями, ценностями и убеждениями в неродной культуре и стране мигранта. Кроме того, исследования о связи между аккультурацией и депрессией выводят основные факторы, вызывающие депрессию, а именно: незнание языка и нежелание учить иностранный зык

Abstract. This article describes the manifestations of depression, acculturation stress and guilt among immigrants to Europe and the USA. It was concluded that the impossibility of adaptation in a new culture, that is, problems and difficulties in acculturation, is the cause of the acculturation stress. It was concluded that the acculturation stress contributes to psychological problems such as depression, one of the manifestations of which may be anxiety and guilt due to dissatisfaction with customs, values and beliefs in a non-native culture and country of the migrant. In addition, studies on the interrelation between acculturation and depression show the main factors causing depression, namely: lack of knowledge of the language and unwillingness (or lack of

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Метелкина А. А., 2020

(или отсутствие мотива к изучению иностранного языка); сроки проживания в другой стране; возраст эмигранта; ситуация, с которой был связан переезд. Также причинами депрессии могут быть невозможность перевезти родных или трудности, с которыми сталкиваются многие мигранты в трудоустройстве (реализоваться в профессиональном плане). Наиболее важным считается то, что депрессия из-за аккультурационного стресса может быть причиной физических проблем, таких как головные боли и боли в спине, которые могут стать причиной ухудшения качества жизни. Одним из благоприятных способов борьбы с аккультурационным стрессом является принятие (ассимиляция) новой культуры с памятью и уважением к своей родной культуре.

motive to learn a foreign language); terms of residence in another country; the immigrant's age; the situation, which triggered the move. Also, the causes of depression may be the inability to bring one's relatives to the country of residence or difficulties that many migrants face in finding employment (professional realization). Most importantly, depression due to the acculturation stress can be the cause of physical problems, such as head- and backaches, which can lead to the quality of life decrease. One of the possible ways to deal with the acculturation stress is to adopt (to assimilate) to a new culture with memory and respect for one's native culture.

Ключевые слова: аккультурационный стресс, чувство вины, депрессия, глобализация, миграция, состояние здоровья, качество жизни, культура.

Keywords: acculturation stress, guilt, depression, globalization, migration, health status, quality of life, culture.

Введение

В новых реалиях все ярче виден посыл того, что принадлежность к той или иной национальности или вероисповеданию не столь ценна, как возможность видеть себя полноправным участником социальной группы, с которой себя идентифицируешь. События, произошедшие в мировой истории, привели к некому подобию раскола. Но уже сегодня Запад и Восток стали фактически единым целым. События, происходящие в разных странах и даже континентах, затрагивают умы и чувства людей независимо от места жизни.

В результате глобализации даже коллективистские общества меняются и включают индивидуалистические практики, например, интегрируя такие ценности, как свобода личности. Конфликт между этими двумя мировоззрениями затрагивает многих людей, но особенно оно вызывает чувство тревоги у тех, кто планирует эмигрировать из одной страны в другую страну с иной культурой и ценностями.

Имеющиеся исследования показывают, что процесс аккультурации или, как еще принято называть, адаптации к новой культуре [1] может привести к такому феномену, как «стресс аккультурации», что часто проявляется в чувстве вины [2]. Причина данного чувства кроется в том, что человек винит себя за то, что он оставил свою родину и пытается адаптироваться к образу жизни в новой стране [3].

Культура, окружающая нас, формирует каждый аспект личности человека и влияет на его/ее отношение, убеждения, ценности и моральные установки [4]. Способность человека к гибкости может сыграть ключевую роль в том, как эмигрант будет адаптироваться к условиям новой жизни. Стремление оставаться верным своим основным ценностям и в то же время соответствовать новым условиям и адаптироваться к ним создает то, что кажется непреодолимой проблемой и препятствием, которое, в свою очередь, порождает беспокойство, вину и депрессию. Кроме того, адаптация у каждого человека происходит по-разному, то есть следует индивидуальному плану [5].

В данной работе будет изложен анализ работ по вопросам проявления депрессии, чувства вины и аккультурационного стресса у групп эмигрантов на примере эмигрантов, которые эмигрировали в США или страны Европы.

Проявление депрессии у эмигрантов (на примере эмигрантов из мусульманских стран)

«Эмиграция» может стать одним из самых сложных и стрессовых событий в жизни человека. Проявления стресса у эмигрантов часто являются многомерными [6]. В процессе эмиграции происходит отделение от «дома», и воспоминания о «доме» постоянно влияют на самочувствие человека и качество его жизни [7].

Имеющиеся работы по вопросу взаимосвязи между психическим здоровьем и аккультурацией показали, что трудности адаптации к новой культуре могут привести к эмоциональным или психологическим проблемам [1]. В дополнение к стрессам, с которыми сталкивались эмигранты (например, из-за одиночества, потери семейных моделей и ценностей, трудности в общении и пр.), эмигрантам из мусульманских стран пришлось преодолевать стереотипы и негативные представления о своей стране и религии в процессе их интеграции в новую культуру [8].

Имеющиеся исследования, проведенные в Европе и США, в которых изучалось проявление психологического стресса и его влияние на психическое здоровье эмигрантов из мусульманских стран, показали, что эмигранты страдали от эмоциональных переживаний с того момента, как они сменили страну проживания. Было проведено исследование психического здоровья у пожилых эмигрантов в Швеции, с целью изучить субъективный опыт ощущения себя здоровым или больным и понимание того, как жизненные изменения связаны со здоровьем. Было установлено, что отсутствие телесных расстройств не гарантирует отсутствие болезни. Кроме того, игнорирование культурных, исторических, социальных и экономических воплощений может негативно повлиять на физическое или психологическое благополучие [9].

Например, один участник исследования описал свои ощущения, как удушье от одиночества. Разные виды лечения не помогали справиться с симптомами. Кроме того, проблемы со здоровьем испытуемые описали довольно двусмысленно. Хотя эмигранты и сообщили, что страдают от болезней, которые приводят к частому обращению за медицинской помощью, они отмечали, что считают себя в общем здоровыми и что все их болезни были связаны с возрастными изменениями. Кроме того, можно сделать вывод, что одной из причин данных симптомов был аккультурационный стресс.

В другом подобном исследовании были описаны проблемы со здоровьем у пожилых эмигрантов из мусульманских стран в Швеции и их возможная связь с жизненными проблемами. Исследователи взяли интервью у 15 пожилых иранских эмигрантов в Стокгольме и использовали интерпретационно-феноменологическую методологию для анализа интервью. Результаты этого исследования показали, что испытуемые признают тесную связь между разумом и телом и что окружающая среда может влиять на качество жизни и их здоровье. Кроме того, они отметили, что для достижения психологического благополучия необходим баланс и согласованность в социальном взаимодействии с окружающей средой [9].

Еще в одном исследовании ученые разработали социокультурную модель для пожилых эмигрантов, чтобы внести вклад в дальнейшее понимание восприятия участниками «здоровья». Результаты этого исследования показали, что культурные влияния и изменения образа жизни повлияли на состояние здоровья и проявление болезней у респондентов [9].

Эмигранты, участвующие в исследовании, приехав в Швецию, уже были в том возрасте, когда он становится негативным фактором в способности изучать язык и адаптироваться к другому образу жизни и культуре. И на момент эмиграции большинство из них не понимали и не говорили по-шведски. Причины - отсутствие мотивации к изучению языка или ограничения/трудности из-за возраста и/или образования [10]. Кроме того, большинство выходцев из высшего среднего класса стали зависимыми от шведской системы социального обеспечения. Имеющиеся работы доказывают важность знания иностранного языка для успешной аккультурации [10].

Таким образом, концепция здоровья и болезни является сложной и не может быть объяснена ни в одном из этих случаев. Здоровье респондентов было оценено на основе их восприятия. Тем не менее было выявлено, что стресс из-за эмиграции повлиял на их здоровье и, следовательно, на качество жизни.

В дополнение культурные представления о болезни и здоровье, представленные в этих исследованиях, имеют важное значение для интерпретации информации о наличии физического или психологического заболевания.

Данные исследования хоть и не показывает напрямую связь между эмиграцией и депрессией, но подталкивает к пониманию связи между этими двумя феноменами [9].

Кроме того, показана важность включения в общество путем изучения языка страны, в которой эмигрант решил жить.

Аккультурация, аккультурационный стресс и депрессия у эмигрантов

Имеется ряд исследований, касающихся вопроса о взаимосвязи между аккультурацией и депрессией. В этих исследованиях в качестве факторов, вызывающих депрессию, упоминались следующие: знание/незнание языка или продолжительность проживания в стране пребывания. Исследовалась взаимосвязь между трудностями адаптации и психологическими проблемами среди иранских и филиппинских врачей, практикующих медицину в США. Результаты этих исследований показали, что не было выявлено большого количества случаев проявления депрессии, тревоги и тоски по дому в случае успешной

самореализации в стране. Также у эмигрантов была выявлена более высокая самооценка при более длительном пребывании в США при тех же условиях [11].

Исследования, проведенные в штате Калифорния, где данные были собраны путем неофициальных интервью, наблюдения за участниками социальных и культурных собраний показали, что в отличие от экономических факторов, связанных с новыми условиями для эмигрантов, большинство эмигрантов испытывают стрессовые ситуации, связанные с их родственниками, которые все еще не проживают вместе с ними. Некоторые из этих эмигрантов были огорчены по поводу того, что им пришлось эмигрировать. Было выявлено большое количество жалоб на свое физическое здоровье, такие как головные боли и боли в спине (которые являются проявлениями тревоги и депрессии). Исследователи пришли к выводу, что испытуемые находились в постоянном стрессе из-за эмиграции в США [12]. Следовательно, несмотря на успешную карьеру они все равно были в стрессе из-за других факторов.

Влияние аккультурации и ее взаимосвязи с психическим здоровьем не было подробно изучено среди эмигрантов из мусульманских стран. Тем не менее была проведена определенная работа для оценки взаимосвязи между аккультурационным стрессом и психологическими проблемами. Был сделан вывод о том, что аккультурационный стресс способствует возникновению психологических проблем, таких как депрессия [1]. Аккуль-турационный стресс проявляется, когда эмигрант сталкивается с новыми обычаями, ценностями и убеждениями [13]. Также аккультурационный стресс может проявляться в виде беспокойства и чувства вины из-за недовольства к родным для эмигранта обычаям, ценностям и убеждениям [14].

Типичными факторами стресса для эмигранта во время процесса аккультурации являются языковые проблемы, предполагаемая дискриминация, трудности с адаптацией к новой культуре, различия и конфликты между родной и новой культурой, потеря статуса и потеря культурных или семейных ценностей [15]. Результаты исследования показали, что попытки адаптироваться к новой культуре может вызывать высокий уровень стресса, но чем лучше проходит процесс аккультурации, тем ниже уровень депрессии и тревоги.

В аналогичном исследовании было обнаружено, что состояние психического здоровья взаимосвязано с более высокими уровнем культурной интеграции. Также было обнаружено, что более низкие уровни психологического здоровья взаимосвязаны с высокими уровнями культурной резистентности. Это указывает на то, что эмигранты, которые смогли сохранить свою родную культуру, адаптируясь к новой культуре, или те, кто заменил свою родную культуру новой культурой, имеют лучшие показатели психологического здоровья и лучше приспособлены, чем те, кто просто сохраняет родную культуру. Было предложено, что ухудшение психического здоровья у эмигрантов может быть также из-за того, что они оставили свою страну. Это может быть особенно актуально для тех, кто сопротивляется адаптации к новой культуре и сохраняет только свою культуру [1].

Большое количество исследований показывает, что существует также положительная связь между стрессом аккультурации и психологическим здоровьем у эмигрантов из других культур. Были исследования о связи между социальным статусом эмигранта и психическим заболеванием в Швеции. Испытуемые были разделены на три группы

в зависимости от страны происхождения (скандинавы, родившиеся за пределами Швеции, европейцы, родившиеся за пределами Скандинавии, и неевропейцы). Неевропейцами были в основном турки, иранцы, иракцы, чилийцы и ливанцы. Результаты этого исследования показали, что нескандинавы и неевропейцы чаще страдают депрессией [16].

Кроме того, было проведено исследование, в котором приняло участие 302 эмигранта (202 россиян и 100 иранцев). Данное исследование было нацелено на определение связи между стрессом аккультурации и психологическим стрессом у двух разных социальных групп эмигрантов в Германии. Хотя связь между стрессом аккультурации и психологическим стрессом была значительной, связь между стрессом и продолжительностью проживания в Германии не была статистически значимой. Эмиграция не только влияет на психическое здоровье взрослых, но также влияет на психологическое благополучие детей [17].

Результаты исследований показали, что адаптация женщин была тесно связана с взаимно поддерживающими и близкими эмпатическими отношениями с родителями, друзьями и партнером. При отсутствии данной поддержки и связи было выявлено чувство вины из-за потери связи с родными домом. Это подтверждают данные о том, что женщины предпочитают использовать интеграцию как стратегию адаптации. В то же время исследования показывают, что мужчины, наоборот, предпочитают сепарироваться [19].

Можно сделать вывод о том, что успешная адаптация к новой культуре и условиям жизни помогает справиться с аккультурационным стрессом. Намного важнее включиться в новый ритм жизни, чем жить на протяжении десятилетий в новой стране без какого-либо взаимодействия с обществом.

Чувство вины и эмиграция

Хотя аккультурационный стресс является важным фактором, который способствует ухудшению психического здоровья эмигрантов, чувство вины может быть еще одним фактором, способствующим психологическим проблемам, с которыми они сталкиваются.

Была проведена работа с детьми-эмигрантами, чьи родители были травмированы, имели симптомы депрессии, соматические и поведенческие расстройства. Данные получены после опроса 15 семей с родителями, подвергшимися пыткам, и сравнивались с данными опроса 15 семей сходного этнического и культурного происхождения, чьи родители могли подвергаться насилию, но не пыткам (в данном случае имеется в виду физическое нанесение вреда). Участниками были эмигранты из Ирака и Ливана, которые приехали в Швецию. Результаты этого исследования показали, что у детей из семей, где хотя бы один из родителей подвергался пыткам, были психологические проблемы, схожие с депрессией [20].

Помимо травм до и после эмиграции, стихийные бедствия также могут привести к чувству вины у эмигрантов. Для этой цели было проведено исследование для выявления влияния аккультурации на стрессовую реакцию на землетрясение в Гуджарате среди индийских эмигрантов первого поколения, проживающих в США. 54 местных представителя из восточной части Индии были завербованы в местных индийских общественных центрах и храмах. Были оценены следующие показатели: аккультурация, степень потери, атрибуция ответственности и вины, материальные и нематериальные причинные

атрибуты и влияние масштаба событий. Результаты этого исследования показали, что землетрясение в Гуджарате было значительным и напряженным жизненным событием для индийцев первого поколения. Результаты исследования также показали, что индийцы, которые имели меньший опыт проживания в США, испытывали большую вину перед страданиями жертв землетрясения [21].

Влияние эмиграции также изучалось среди молодежи - эмигрантов первого и второго поколения в Швейцарии. Результаты показали, что мужчины-эмигранты второго поколения были более девиантными, чем швейцарские подростки и эмигранты первого поколения. Участники второго поколения также набрали больше количество баллов по шкалам стыда и вины [22].

Женщины-беженцы считаются группой высокого риска развития вины и депрессии из-за эмиграции. Помимо потери семьи и отчуждения, эти женщины также могут испытывать вину выжившего. Многие из этих эмигрантов, возможно, чувствовали себя виноватыми, потому что они смогли убежать из своей родной страны, оставив семью, родственников и друзей в опасной ситуации, особенно когда не хватало информации о любимых и родных [23].

Синдром выжившего, который был описан еще в 1981 г. [24], был связан со многими психологическими проблемами. Сравнительное исследование [2] на выборке из 25 детей, переживших Холокост, 25 детей эмигрантов и 25 детей от родителей-американцев пыталось выявить, можно ли объяснить синдром выживания как эффект эмигранта. Испытуемые были студентами колледжа и были равны по возрасту и уровню образования. Результаты этого исследования показали, что не было никаких существенных различий между оставшимися в живых поколениями и эмигрантами во втором поколении по четырем шкалам, которые измеряли отчуждение, аномию, чувство вины и психическое здоровье. Результаты показали, что чувство вины не ограничивается данным синдромом, но может наблюдаться у эмигрантов в результате эмиграции.

Беженцы, которые пострадали, часто испытывали чувство потери своих социальных связей и культурных корней после эмиграции. Они страдали от чувства вины из-за того, что остались в живых, и беспокоились о тех, кто остался позади. И кроме разлуки с близкими пережили опыт преследования, насилия и потери, что значительнее других факторов приводит к чувству вины выжившего.

Вина выживших затронула многих эмигрантов и беженцев из других стран во время и после их эмиграции, включая суданских беженцев [25], боснийских детей [26] и камбоджийских беженцев [15]. В интернет-исследовании 400 этнически разнообразных респондентов (афроамериканцы, американцы азиатского происхождения, китайцы, европейские американцы, филиппинцы, итальянские американцы, американцы ирландского и ближневосточного происхождения) больше всего было реакций на показатели эмпатии, межличностной вины, альтруизма и депрессии [27].

В другом исследовании изучалась взаимосвязь между межличностным чувством вины, сопереживанием и альтруизмом. Была набрана разнообразная группа участников (27 филиппинцев, 60 американцев азиатского происхождения и 267 американцев европейского происхождения). Результатами данного исследования стало то, что американцы

азиатского происхождения получили самые высокие показатели по таким шкалам, как чувство вины за ответственность и эмпатическое беспокойство [27].

Выводы

Несмотря на то, что эмиграция уже на протяжении минимум двух веков играет важную роль в развитии общества и культуры, стоит отметить, что вопросы психологического и физического здоровья эмигрантов до сих пор не раскрыты достаточно широко.

Независимо от причин эмиграции, если человек не смог себя реализовать как специалист и профессионал в другой стране, он неизбежно попадает в группу риска и может столкнуться с депрессией. Но при этом чувство вины может не покидать человека, даже если ему удалось себя реализовать, и данное чувство может деструктивно повлиять на личность человека, если с ним не работать и не стараться определить его причины. Кроме того, чувство вины может окончательно разрушить возможность благополучной жизни человека в новой стране.

Большое место было уделено вопросам депрессии у эмигрантов из арабских стран. Проблема в том, что данная группа лиц чаще всего закрытая и вопросы ассимиляции стоят очень остро. Другая сторона вопроса в том, что проблема в адаптации может быть из-за стереотипов, которые окружают данную группу людей. Следовательно, иногда сами эмигранты заинтересованы в том, чтобы стать частью новой культуры, но сталкиваются с предубеждениями в обществе. Несмотря на то, что не было выявлено связи между состоянием здоровья и аккультурационным стрессом, респонденты отмечали, что наличие стресса все-таки негативно влияет на их жизнь.

Чувство вины у эмигрантов наиболее часто проявляется в форме чувства вины выжившего. Чаще всего чувство вины выжившего проявляется у беженцев и вынужденных эмигрантов. Но при этом проявление чувства вины у эмигрантов фактически не изучено.

Получается, что эмиграция привносит в жизнь человека глобальные изменения, и человек сталкивается с множеством препятствий и проблем. Эмигрировал ли он вынужденно или по собственному желанию, в одиночку или нет, он скорее всего столкнется с трудностями в аккультурации и адаптации. И как было указано выше, только принятие нового и уважение к старому, а также самореализация позволит человеку стать полноправным гражданином в новой стране.

Феномен глобализации меняет наш мир и представление о мире каждый день, поэтому способность чувствовать себя частью мира, человечества в целом, возможно, и есть обязательное условие благоприятного протекания данного феномена.

Список литературы

1. Ghaffarian S. Acculturation of Iranian immigrants in the United States and the implications for mental health // The Journal of Social Psychology. 1998. Vol. 138, No. 5. P. 645-654.

2. Weiss J. How psychotherapy works: Process and technique. New York: Guilford Press. 1993.

3. Empathy and depression: The moral system on overdrive / L. E. O'Connor, J. W. Berry, T. Lewis [et al.] // Woodruff P. W. R. (ed.) Empathy and mental illness. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2007. P. 39-75.

4. Shweder R. A., Bourne E. J. Does the concept of the person vary cross- culturally? // Shweder R. A., Levine R. A. (eds.) Culture theory: Essays on mind, self, and emotion. Cambridge, England: Cambridge University Press. 1950. P. 158-199.

5. Працкевич Т. А. Адаптационные модели аккультурации: от культурного шока к аккультурационному стрессу // Весшк беларускага дзяржаунага ушверсиэта культуры i мастацтва. 2019. № 3 (33). С. 34-42.

6. Suarez C. Identities under siege: Immigration stress and social mirroring among the children of immigrants // Robben A.C.G.M., Suarez M. M. (eds.) Cultures under siege: Collective violence and trauma. Cambridge, England: Cambridge University Press. 2000. P. 194-226.

7. Tahmaseb McContha J., Stroller P., O boudiat F. Reflections of older Iranian women adapting to life in the United States // Journal of Aging Studies. 2001. No. 15. P. 369-381.

8. Martin S. Illness of the mind or illness of the spirit? Mental health-related conceptualization and practices of older Iranian immigrants // Health & Social Work. 2009. No. 34. P. 117-126.

9. Emami A., Benner P., Ekman S. Sociocultural health model for late-in-life immigrants // Journal of Transcultural Nursing. 2001. Vol. 12, No. 1. P. 15-24.

10. Магомедова Л. М. Изучение языка страны проживания как условие адаптации и аккультурации иностранных граждан // Мир глазами молодых. Студенческие чтения: сб. материалов Междунар. студенческой науч.-практ. онлайн-конф. Курск, 15 мая 2018. С. 160-163.

11. HojatM., Herman M. W. Adjustment and psychosocial problems of Iranian and Filipino physicians in the U.S. // Journal of Clinical Psychology. 1985. No. 4. P. 130-136.

12. Lipson J. Iranian immigrants: Health and adjustment // Western Journal of Nursing Research. 1992. No. 14. P. 10-29.

13. Santisteban D., Szapocznik J. Substance abuse disorders among Hispanics: A focus on prevention // Becerra R. M., Karno M., Escobar J. L. (eds.) Mental health and Hispanic Americans: Clinical perspectives. New York: Grane & Stratton. 1982. P. 83-100.

14. Berry J. W., Annis R. Acculturative stress: The role of ecology, culture, and differentiation // Journal of Cross-Cultural psychology. 1974. No. 5. P. 382-406.

15. Gil A. G., Vega W. A., Dimas J. M. Acculturative stress and personal adjustment among Hispanic adolescent boys // Journal of Community Psychology. 1994. No. 22. P. 43-54.

16. Tinghog P., Hemmingsson T., Lundberg I. To what extent may the association between immigrant status and mental illness be explained by socioeconomic factors? // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2007. No. 42. P. 990-996.

17. Haasen C., Demiralay C., Reimer J. Acculturation and mental distress among Russian and Iranian migrants in Germany // European Psychiatry. 2008. No. 23. P. 10-15.

18. Walsh S., Shulman S. Gender-related needs, challenges, and dangers in the immigration experience in Israel of emerging adults from the Former Soviet Union // Sex Roles. 2006. No. 54. P. 533-546.

19. Загидуллина В. М., Мясникова Д. А., Суржко Л. А. Стресс аккультурации как фактор, влияющий на положение мигранта в обществе // Международный экономический форум «Экономика в меняющемся мире». 2018. С. 103-105.

20. Daud A., Skoglund E., Rydelius P. Children in families of torture victims: Transgene-rational transmission of parents' traumatic experiences to their children // International Journal of Social Welfare. 2005. Vol. 14, No. 1. P. 23-32.

21. Acculturation on stress following the Gujarat earthquake among first-generation Indian immigrants / N. P. Field, T. Graham Shaffer, S. Motipara [et al.] // Journal of Loss and Trauma. 2003. No. 8. P. 195-199.

22. Vazsonyi A. Immigration and crime among youth in Switzerland // Criminal Justice and Behavior. 2001. Vol. 28, No. 3. P. 329-366.

23. Chi-Ying Chung R. Psychosocial adjustment of Cambodian refugee women: Implications for mental health counseling // Journal of Mental Health Counseling. 2001. Vol. 23, No. 2. P. 115-126.

24. Neiderland W. G. Survivor syndrome: Further observations and dimensions // Journal of American Psychoanalytic Association. 1981. No. 29. P. 413-425.

25. Trauma of children of the Sudan / P. S. Bolea, G. Jr. Grant, M. Burgess, O. Plasa // A constructivist exploration. Child Welfare. 2003. Vol. 82, No. 2. P. 219-233.

26. Social work with Bosnian Muslim refugees' children and families: A review of the literature / C. S. Snyder, J. D. May, N. N. Zulcic, W. J. Gabbard // Child Welfare. 2005. Vol. 150, No. 5. P. 607-630.

27. Interpersonal guilt, empathy, and depression in Filipino Americans / P. Crisostomo, A. Hume, S. Chaturabul, L. O'Connor // Poster Session. Western Psychological Association, May 3-6, Vancouver, B.C., 2007.

References

1. Ghaffarian S. Acculturation of Iranian immigrants in the United States and the implications for mental health. The Journal of Social Psychology. 1998, Vol. 138, No. 5, pp. 645-654.

2. Weiss J. How psychotherapy works: Process and technique. New York: Guilford Press. 1993.

3. O'Connor L. E., Berry J. W., Lewis T. et al. Empathy and depression: The moral system on overdrive. In: Woodruff P. W. R. (ed.) Empathy and mental illness. Cambridge, England: Cambridge University Press, 2007. Pp. 39-75.

4. Shweder R. A., Bourne E. J. Does the concept of the person vary cross- culturally? In: Shweder R. A., Levine R. A. (eds.) Culture theory: Essays on mind, self, and emotion. Cambridge, England: Cambridge University Press. 1950. Pp. 158-199.

5. Pratskevich T. A. Adaptatsionnye modeli akkulturatsii: ot kulturnogo shoka k akkulturatsionnomu stressu. Vesnik belaruskaga dzyarzhaynaga universiteta kultury i mastatstva. 2019, No. 3 (33), pp 34-42.

6. Suarez C. Identities under siege: Immigration stress and social mirroring among the children of immigrants. In: Robben A.C.G.M., Suarez M. M. (eds.) Cultures under siege: Collective violence and trauma. Cambridge, England: Cambridge University Press. 2000. P. 194-226.

7. Tahmaseb McContha J., Stroller P., Oboudiat F. Reflections of older Iranian women adapting to life in the United States. Journal of Aging Studies. 2001, No. 15, pp. 369381.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Martin S. Illness of the mind or illness of the spirit? Mental health-related conceptualization and practices of older Iranian immigrants. Health & Social Work. 2009, No. 34, pp. 117-126.

9. Emami A., Benner P., Ekman S. Sociocultural health model for late-in-life immigrants. Journal of Transcultural Nursing. 2001, Vol. 12, No. 1, pp. 15-24.

10. Magomedova L. M. Izuchenie yazyka strany prozhivaniya kak uslovie adaptatsii i akkulturatsii inostrannykh grazhdan. In: Mir glazami molodykh. Studencheskie chteniya. Proceedings of International student scientific-practical online conference. Kursk, 15.05.2018. Pp. 160-163.

11. Hojat M., Herman M. W. Adjustment and psychosocial problems of Iranian and Filipino physicians in the U.S. Journal of Clinical Psychology. 1985, No. 4, pp. 130-136.

12. Lipson J. Iranian immigrants: Health and adjustment. Western Journal of Nursing Research. 1992, No. 14, pp. 10-29.

13. Santisteban D., Szapocznik J. Substance abuse disorders among Hispanics: A focus on prevention. In: Becerra R. M., Karno M., Escobar J. L. (eds.) Mental health and Hispanic Americans: Clinical perspectives. New York: Grane & Stratton. 1982. Pp. 83-100.

14. Berry J. W., Annis R. Acculturative stress: The role of ecology, culture, and differentiation. Journal of Cross-Cultural psychology. 1974, No. 5, pp. 382-406.

15. Gil A. G., Vega W. A., Dimas J. M. Acculturative stress and personal adjustment among Hispanic adolescent boys. Journal of Community Psychology. 1994, No. 22, pp. 43-54.

16. Tinghog P., Hemmingsson T., Lundberg I. To what extent may the association between immigrant status and mental illness be explained by socioeconomic factors? Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. 2007, No. 42, pp. 990-996.

17. Haasen C., Demiralay C., Reimer J. Acculturation and mental distress among Russian and Iranian migrants in Germany. European Psychiatry. 2008, No. 23, pp. 10-15.

18. Walsh S., Shulman S. Gender-related needs, challenges, and dangers in the immigration experience in Israel of emerging adults from the Former Soviet Union. Sex Roles. 2006, No. 54, pp. 533-546.

19. Zagidullina V. M., Myasnikova D. A., Surzhko L. A. Stress akkulturatsii kak faktor, vliyayushchiy na polozhenie migranta v obshchestve. In: Mezhdunarodnyy ekonomicheskiy forum "Ekonomika v menyayushchemsya mire". 2018. Pp. 103-105.

20. Daud A., Skoglund E., Rydelius P. Children in families of torture victims: Transgenerational transmission of parents' traumatic experiences to their children. International Journal of Social Welfare. 2005, Vol. 14, No. 1, pp. 23-32.

21. Field N. P., Graham Shaffer T., Motipara S. et al. Acculturation on stress following the Gujarat earthquake among first-generation Indian immigrants. Journal of Loss and Trauma. 2003, No. 8, pp. 195-199.

22. Vazsonyi A. Immigration and crime among youth in Switzerland. Criminal Justice and Behavior. 2001, Vol. 28, No. 3, pp. 329-366.

23. Chi-Ying Chung R. Psychosocial adjustment of Cambodian refugee women: Implications for mental health counseling. Journal of Mental Health Counseling. 2001, Vol. 23, No. 2, pp. 115-126.

24. Neiderland W. G. Survivor syndrome: Further observations and dimensions. Journal of American Psychoanalytic Association. 1981, No. 29, pp. 413-425.

25. Bolea P. S., Grant G. Jr., Burgess M., Plasa O. Trauma of children of the Sudan. A constructivist exploration. Child Welfare. 2003, Vol. 82, No. 2, pp. 219-233.

26. Snyder C. S., May J. D., Zulcic N. N., Gabbard W. J. Social work with Bosnian Muslim refugees' children and families: A review of the literature. Child Welfare. 2005, Vol. 150, No. 5, pp. 607-630.

27. Crisostomo P., Hume A., Chaturabul S., O'Connor L. Interpersonal guilt, empathy, and depression in Filipino Americans. In: Poster Session. Western Psychological Association, May 3-6, Vancouver, B.C., 2007.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 24.05.2020 The article was received on 24.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.