Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЗМА И АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОЯВЛЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЗМА И АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чувашская литература / автобиографический жанр / автобиографизм / художественная автобиография / автобиографический рассказ / автобиографическая повесть / М. Трубина / Е. Лисина / В. Митта / А. Мышкина / Chuvash literature / autobiographical genre / autobiographism / artistic autobiography / autobiographical short novel / autobiographical story / M. Trubina / E. Lisina / V. Mitta / A. Myshkina

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мышкина Альбина Федоровна, Савирова Марина Петровна, Емельянова Татьяна Николаевна

Введение. Любое произведение художественной литературы является результатом эстетического труда и мировоззрения отдельного человека. Как бы ни стремился автор абстрагироваться от проблем, темы и сюжетной линии произведения, в них всегда находят свое место его чувства, мысли и жизненные ситуации его биографии. Исходя из этого, целью исследования является установление степени проявления автобиографизма в литературном творчестве и определение основных признаков автобиографического жанра. Материалом для анализа послужили повесть М. Трубиной «Детство», рассказ Е. Лисиной «Кусок хлеба», поэтический цикл В. Митты «Таэр», повесть А. Мышкиной «Благословение отца». Методы исследования. Для достижения цели использованы культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы исследования художественного текста. Результаты исследования. Автобиография как литературное жанровое образование в чувашском литературоведении недостаточно изучено. При этом в отечественном литературоведении выявлены достаточно явственные черты автобиографического жанра. В их числе следует выделить: соотносимость образа героя с личностью самого писателя, совпадение биографии автора и сюжета повести, хронологическая последовательность событий, создание исторической достоверности через детали частной жизни. Автобиографический жанр отличается от автобиографизма в произведении. Случайные совпадения или намеренное использование автором пережитых им событий и явлений не формируют автобиографический жанр, их уместнее отметить как проявление автобиографизма в поэтике произведения. Для автобиографического жанра более важно осознанное и целенаправленное изложение «художественной автобиографии». Заключение. В широком смысле автобиографизм характерен для всей художественной системы реализма, поскольку автор отталкивается от того, что пережил или наблюдал, узнал сам, исходит из личного нравственного и духовного опыта. В числе классической автобиографической повести с точки зрения жанра в чувашской литературе следует назвать повесть М. Трубиной «Детство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF AUTOBIOGRAPHISM AND THE AUTOBIOGRAPHICAL GENRE IN CHUVASH LITERATURE

Introduction. Any work of fiction is the result of the aesthetic work and worldview of an individual. No matter how the author strives to abstract from the problems, themes and storyline of the work, his feelings, thoughts and life situations of his biography always find their place in them. Based on this, the purpose of the study is to identify the degree of manifestation of autobiographism in literary work and to determine the main features of the autobiographical genre. Research materials and methods. The material for the analysis was the story of M. Trubina “Childhood”, the story of E. Lisina “A Piece of Bread”, the poetic cycle of V. Mitta “Taer”, the story of A. Myshkina “Father’s Blessing”. To achieve the goal, cultural-historical, comparative and hermeneutic methods of studying literary texts were used. Research results. Autobiography as a literary genre formation in Chuvash literary criticism has not been sufficiently studied. At the same time, quite clear features of the autobiographical genre have been identified in Russian literary criticism. Among them, we should highlight: the correlation of the hero’s image with the personality of the writer himself, the coincidence of the author's biography and the plot of the story, the chronological sequence of events, the creation of historical authenticity through the details of private life. The autobiographical genre differs from autobiographism in the work. Random coincidences or the author’s intentional use of the events and phenomena he has experienced do not form the autobiographical genre, it is more appropriate to note them as a manifestation of autobiographism in the poetics of the work. For the autobiographical genre, the conscious and purposeful presentation of “artistic autobiography” is more important. Conclusion. In a broad sense, autobiography is characteristic of the entire artistic system of realism, since the author starts from what he experienced or observed, learned himself, and proceeds from personal moral and spiritual experience. From the point of view of the genre in Chuvash literature, M. Trubina’s story “Childhood” should be mentioned among the classic autobiographical stories.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ АВТОБИОГРАФИЗМА И АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 82-1/-9

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-3-420-427

Проявление автобиографизма и автобиографический жанр

в чувашской литературе

А. Ф. Мышкина, М. П. Савирова, Т. Н. Емельянова

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Любое произведение художественной литературы является результатом эстетического труда и мировоззрения отдельного человека. Как бы ни стремился автор абстрагироваться от проблем, темы и сюжетной линии произведения, в них всегда находят свое место его чувства, мысли и жизненные ситуации его биографии. Исходя из этого, целью исследования является установление степени проявления автобиографизма в литературном творчестве и определение основных признаков автобиографического жанра. Материалом для анализа послужили повесть М. Трубиной «Детство», рассказ Е. Лисиной «Кусок хлеба», поэтический цикл В. Митты «Таэр», повесть А. Мышкиной «Благословение отца». Методы исследования. Для достижения цели использованы культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы исследования художественного текста. Результаты исследования. Автобиография как литературное жанровое образование в чувашском литературоведении недостаточно изучено. При этом в отечественном литературоведении выявлены достаточно явственные черты автобиографического жанра. В их числе следует выделить: соотносимость образа героя с личностью самого писателя, совпадение биографии автора и сюжета повести, хронологическая последовательность событий, создание исторической достоверности через детали частной жизни. Автобиографический жанр отличается от автобиографизма в произведении. Случайные совпадения или намеренное использование автором пережитых им событий и явлений не формируют автобиографический жанр, их уместнее отметить как проявление автобиографизма в поэтике произведения. Для автобиографического жанра более важно осознанное и целенаправленное изложение «художественной автобиографии». Заключение. В широком смысле автобиографизм характерен для всей художественной системы реализма, поскольку автор отталкивается от того, что пережил или наблюдал, узнал сам, исходит из личного нравственного и духовного опыта. В числе классической автобиографической повести с точки зрения жанра в чувашской литературе следует назвать повесть М. Трубиной «Детство».

Ключевые слова: чувашская литература, автобиографический жанр, автобиографизм, художественная автобиография, автобиографический рассказ, автобиографическая повесть, М. Трубина, Е. Лисина, В. Митта, А. Мышкина

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мышкина А. Ф., Савирова М. П., Емельянова Т. Н. Проявление автобиографизма и автобиографический жанр в чувашской литературе // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 3. С. 420-427. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-420-427

Manifestation of autobiographism and the autobiographical genre

in Chuvash literature

A. F. Myshkina, M. P. Savirova, T. N. Emelyanova

I. N. Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation

Abstract. Introduction. Any work of fiction is the result of the aesthetic work and worldview of an individual. No matter how the author strives to abstract from the problems, themes and storyline of the work, his feelings, thoughts and life situations of his biography always find their place in them. Based on this, the purpose of the study is to identify the degree of manifestation of autobiographism in literary work and to determine the main features of the autobiographical genre. Research materials and methods. The material for the analysis was the story of M. Trubina "Childhood", the story of E. Lisina "A Piece of Bread", the poetic cycle of V. Mitta "Taer", the story of A. Myshkina "Father's Blessing". To achieve the goal, cultural-historical, comparative and hermeneutic methods of studying literary texts were used. Research results. Autobiography as a literary genre formation in Chuvash literary criticism has not been sufficiently studied. At the same time, quite clear features of

the autobiographical genre have been identified in Russian literary criticism. Among them, we should highlight: the correlation of the hero's image with the personality of the writer himself, the coincidence of the author's biography and the plot of the story, the chronological sequence of events, the creation of historical authenticity through the details of private life. The autobiographical genre differs from autobiographism in the work. Random coincidences or the author's intentional use of the events and phenomena he has experienced do not form the autobiographical genre, it is more appropriate to note them as a manifestation of autobiographism in the poetics of the work. For the autobiographical genre, the conscious and purposeful presentation of "artistic autobiography" is more important. Conclusion. In a broad sense, autobiography is characteristic of the entire artistic system of realism, since the author starts from what he experienced or observed, learned himself, and proceeds from personal moral and spiritual experience. From the point of view of the genre in Chuvash literature, M. Trubina's story "Childhood" should be mentioned among the classic autobiographical stories.

Keywords: Chuvash literature, autobiographical genre, autobiographism, artistic autobiography, autobiographical short novel, autobiographical story, M. Trubina, E. Lisina, V. Mitta, A. Myshkina

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Myshkina A. F., Savirova M. P., Emelyanova T. N. Manifestation of autobiographism and the autobiographical genre in Chuvash literature. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 3, pp. 420-427. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-3-420-427

Введение

В современной отечественной литературоведческой науке проблемы автобиографического жанра разносторонне исследованы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. И как любое литературное явление этот жанр обладает своими наиболее характерными особенностями. В их числе следует выделить:

1. Преимущественно он имеет прозаическую форму, однако автобиографические мотивы встречаются и в поэзии (к примеру, «Анна Сне-гина» С. Есенина).

2. Значимое место в автобиографическом произведении занимает личность человека, главной темой становится история становления данной личности.

3. Повествование, которое имеет ретроспективный характер, ведется от первого лица, при этом наблюдается близость автора и главного героя. Как показывают исследования, «повествователь присутствует в произведении одновременно с двумя голосами и взглядами (в детстве / юности и во взрослой жизни), что делает художественно востребованной композиционную форму ретроспекции» [9, с. 39].

4. Круг затронутых проблем напрямую зависит от жизненного опыта, характера интересов, мировоззрения автора. Так, «оформление текста находится в полном распоряжении пишущего, в этом отношении наглядно выдвигается авторская инициатива - субъективность. Субъективность в автобиографическом сочинении воплощается во

многих аспектах: в подборе фактов, организации сюжета, создании образа автобиографического героя, выстраивании факта, оперировании вымыслом и прочее» [7, с. 51].

5. Наблюдается хронологическая последовательность событий от рождения к взрослению или определенного периода жизни писателя. Это, к примеру, отмечает исследователь марийского рассказа Л. В. Калашникова: «важнейшими признаками автобиографического рассказа являются: установка на достоверность; особая (в максимальной мере выраженная) субъективность, основывающаяся на актуализации совпадающей системы оценок автора и повествователя; зафиксированная (конкретная) пространственно-временная позиция повествователя» [9, с. 28].

6. Автобиографические произведения включают в себя небольшую часть художественного вымысла, для них более типично переплетение фактического, исторического материала с эмоциональными отступлениями. Исследователи говорят о том, что «введение вымысла в автобиографию, по исторически сложившемуся пониманию, не должно расшатывать стержень произведений названного жанра - фактическую правдивость в целом. Между тем вымысел в автобиограф иче-ском жанре иной раз настолько активно и масштабно используется, что изменяет само автобиографическое письмо, порождает тем самым некую стилизацию под автобиографию, скажем, квазиавтобиографию, псевдоавтобиографию, или

«autofiction». Автобиографический текст в таком повествовании превращается в самовыдумывание. Однако при этом все же сохраняются автором некоторые автобиографические элементы» [7, с. 51].

В поэтике автобиографического жанра также можно наблюдать обращение писателей к такому типу повествования, как исповедь. Это связано с тем, что «автобиография и исповедь неразрывно сплетены с давних времен, когда в религиозном покаянии растворяются автобиографические мотивы («К самому себе» Марка Аврелия и «Исповедь» Августина Блаженного)» [7, с. 50].

Более того, в рамках исследования автобиографического жанра следует выделить биографический жанр и провести параллель между ними. Так, «биография сосредоточена на научном изложении или художественном описании истории завершенной жизни другого человека -личности-социума, опираясь на мемуарные и архивные источники. А применительно к автобиографии жизнь автора воссоздана в ее процессе. Автор автобиографии осмысляет собственную жизнь с опорой на личную память и авторские документы типа дневников, писем и проч. В автобиографическом письме, как склонны считать многие исследователи, автор не ставит своей целью отчетливо и откровенно воссоздать все прошедшее в своей жизни, а стремится к тому, чтобы представить собственную жизненную колею по собственной концепции. При этом канва автобиографии должна разворачиваться на основе документов и фактов» [7, с. 50].

Целью данного исследования является установление степени проявления автобиографизма в литературном творчестве чувашских писателей и определение основных признаков автобиографического жанра.

Методы и материалы

Материалом исследования стали повесть М. Трубиной «Детство», рассказ Е. Лисиной «Кусок хлеба», поэтический цикл В. Митты «Таэр», повесть А. Мышкиной «Благословение отца». Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы исследования художественного текста.

Результаты исследования

Поэтика повести М. Трубиной «Ача чухнехи» (Детство) схожа с автобиографическими пове-

стями «Детство» М. Горького и Л. Толстого. Многие факты жизни писательницы нашли свое отражение в данном произведении. В частности, известно, что М. Трубина родилась в семье бедного крестьянина. Уже в девять лет она осталась без отца и на себе испытала всю тяжесть скудной крестьянской жизни. Тем не менее маленькая Марфа не только сумела окончить сельскую школу, но и при прямом участии просветителя чувашского народа И. Я. Яковлева выучилась в Симбирской чувашской учительской школе и до конца своей жизни работала учительницей в родном селе.

Приведенные выше биографические данные М. Трубиной легли в основу ее повести «Ача чухнехи». Более того, данное произведение можно определить как воспоминание писательницы о своем горьком детстве и о том, как и чем жила чувашская деревня конца XIX -начала XX веков. Именно поэтому здесь очень много сцен, характеризующих тяжелое положение народа и его особое мировоззрение. Уже в первой части «Пролог» автор, описывая предысторию своего появления на свет, свое крещение, особо подчеркивает прямую связь сюжета с ней самой: Qаканта асанна ёдсем -Лариван Мётрийён хёрача дурални, ана ят хуни - 1888-мёш дулта Асла Куснар ялёнче пул-са иртнё1 'Упомянутые здесь события - рождение девочки у Лариван Метри, ее крещение -происходило в 1888 году в деревне Большие Куснары' (Здесь и далее перевод наш - А. М.). В приведенном отрывке автор называет такие факты своей жизни, как год и место рождения, называет отца чувашским именем - Лариван Мётрийё (сын Ларивана Димитрий).

В отрывке крещения новорожденной Мархвы автор умело рисует бедственное положение чуваша и неуважительное отношение к нему со стороны священнослужителя. Ха-ха! - шалсар даварне карна пуп, - чего захотели киреметни-ки? Хора бюртрэ соккырланса борынаган чуваш ачи Леонид ядлы болдыр штоли? Ыры яда чуваш ачынэ барза зая яраз-и? Семен болать ача2 'Ха-ха-ха! - заржал во весь беззубый рот поп, -чего захотели киреметники! Чтоб чувашский дитя, теряющий зрение в курной избе, носил

1 Трубина М. Ача чухнехи. Повесть. URL: https://www.chuvash.org/lib/haylav/7599.html (дата обращения: 26.03.2023).

2Там же.

имя Леонид? Доброе имя зря тратить на чувашского ребенка? Семеном будет ребенок'.

Такое высокомерно-унизительное отношение со стороны представителей церкви и власти, а также более зажиточных чувашей к бедным односельчанам и к себе автор подчеркивает особо. На этом фоне образ первой учительницы - главной героини - Анастасии Александровны выглядит особенно контрастно. Она вызывает восхищение своей добротой, скромностью и опрятной одеждой. В данной повести именно она становится для Мархвы невидимым мостом между чувашской и русской культурами.

Жанр повести «Детство» не определен самим автором как автобиографический. Однако наличие в ней основных особенностей этого жанра, а именно то, что образ героини явно соотносится с личностью писателя, совпадение биографии автора и сюжета повести, хронологическая последовательность событий, создание исторической достоверности через детали частной жизни и т. д., определяют ее как автобиографическую повесть. Следует также отметить, что в художественной традиции русской литературы XIX века произведения под названием «Детство» и подобной поэтикой воспринимались и трактовались как автобиографические, поэтому можем говорить о том, что М. Трубина заимствовала данную традицию русской словесности и сумела представить в чувашской литературе классическую форму «художественной автобиографии».

Рассказ Е. Лисиной «£йкйр чёлли» («Кусок хлеба») и поэтический цикл В. Митты «Таййр» («Таэр») занимают особое место в истории чувашской литературы [10]. В рамках данных произведений следует говорить о проявлении автобиографизма в их поэтике. Так, эпиграфом к рассказу Е. Лисиной «Кусок хлеба» стали слова: Варда хыдданхи дулсенче выдапа вилнё Qëньял ачисене асанса1 'Посвящается детям Синьяла, умершим от голода в послевоенные годы'. По словам самой писательницы, в основе рассказа лежит один эпизод из ее жизни. Действительно, события в произведении происходят после Великой Отечественной войны в родной деревне автора, которая сама пережила и годы войны, и трудные послевоенные времена. В своем рассказе она глазами ребенка, через

1 Лисина Е. £акар чёлли. Калав. URL: https:// www.chuvash.org/lib/haylav/93.html (дата обращения: 26.03.2023).

его переживания создает картины тяжелых будней чувашской деревни, показывает борьбу за выживание семьи, оставшейся без отца, голод и нищету.

В чувашском литературоведении жанр этого произведения часто определяют как автобиографический рассказ. Однако, на наш взгляд, здесь не все так однозначно, потому что лишь использование в сюжетной линии жизненной ситуации или личной трагедии автора не позволяет трактовать его как автобиографическое произведение. Вместе с тем отметим и сильный исповедальный характер данного рассказа, что, естественно, способствует раскрытию глубокой трагедии судьбы главной героини Ели.

Вот, например, один из таких отрывков: Ойкйр? Инде дул тек шиклентермест мана. Анне сймахёсем ман чунйн чи ачаш кётесне сёртёнчёд. Тырй вырнй вйхйтра колхозра дйкйр паркалатчёд-ха; эпё дйкйр дисе курнй. Анчах, шйпах вйрдй тапраннй дул дуралнйскер, тйххйра дитсе те хамйр килте дйкйр пёдернине асту-мастйп. 0йкйршйн эпё тадта та дитме хатёр2 'Хлеб? Дальняя дорога больше не пугает меня. Материнские слова затронули самые нежные уголки моей души. В колхозе бывало давали хлеб во время страды; я пробовала вкус хлеба. Однако, рожденная как раз в год начала войны, даже в девять лет я не помню, чтоб в нашем доме пекли хлеб. Ради хлеба я готова пойти хоть куда'.

Своеобразное и достаточно сильное проявление автобиографизма наблюдается и в лирическом цикле В. Митты «Таэр». В данный цикл вошли стихотворения, которые были написаны поэтом с 1937 по 1954 годы. В эти годы В. Мит-та находился в заключении и в ссылке. Название «Таэр» связывает судьбу автора с жизнью чувашского поэта-революционера Таэра Тимкки, который преследовался в царской России и погиб в заключении. Таким образом, в данном лирическом цикле наблюдается некая параллель судеб двух чувашских поэтов. В. Митта вроде бы и пишет не о себе, но знание о его трудной судьбе постоянно выводит читателя на личную трагедию поэта.

Обратимся, например, к отрывку «Вун таватта ?апсан» (Когда пробьет четырнадцать):

2 Там же.

Тап-тап пусса, кал-кал утам-и, Кисрентёр цементла урай. £ёлен пек санчаран ытамё Ан пустар какара пёрмай. Адта эс, вутла чан самахам, Илемупе мана дутат! -£апла вал талаххан-хараххан Кун-кунласаутать, утать... £ук, халь ёнтё вал талах мар тек: Вал туйрё тура пуррине... Емёрлёхех поэт анкарчё -£ав тура юра иккенне! Ентё тулать пек хёсёк пулём Хаватла юра-савапа1.

Здесь автор описывает мысли лирического героя Таэра о свободе и о значении поэтического слова. Но для каждого, кто знаком с биографией поэта, за каждой строкой стоит он сам, его боль и переживаемая им лично ситуация. В данном случае, на наш взгляд, с учетом специфики лирического произведения нужно говорить о «подтек-стовом автобиографизме».

«Эта повесть также и образцовый пример автобиографической прозы», - так характеризует произведение А. Мышкиной «Атте пиле» (Благословение отца) В. В. Никифорова [11, с. 216]. Автор и сама однозначно определяет жанр этого произведения как автобиографическую повесть. Эпиграфом становятся слова: Юратна атте Федор Васильевич Мышкин умёнче пуд тайса 2 'Склоняя голову перед любимым отцом Федором Васильевичем Мышкиным'. Как и в случае с рассказом Е. Лисиной «Кусок хлеба» данный эпиграф определяет не только тему произведения, но и указывает на связь сюжета с реальной жизнью.

Так, сюжетная линия повести «Благословение отца» закрыта двумя событиями из жизни главной героини Алюнкки (Алюны) и самого автора. В начале повести умирает мать героини, в конце - она хоронит отца. И в промежутке этого времени (в течение двух с небольшим лет) происходит резкое взросление Алюнкки, которую автор описывает как чирпе хавшана, хытканка хёр ача 'худощавая, болезненная девочка'.

1 Митта В. Тайар. Ярам. URL: https://vulacv.wordpress.com/ 2018/01/16/митта-васлейе-тайар-тайар-ярамран/ (дата обращения: 30.03.2023).

2 Мышкина А. Атте пиле. Автобиографилле повесть. URL: https://www.chuvash.org/lib/haylav/4329.html (дата обращения: 30.03.2023).

'Вступая твердо, шагну я ровно, Пусть задрожит цементный пол. Словно змея объятия цепи Пусть постоянно не давит грудь. Где ты, пламенная правда, Красотой своей мне освети! -Так и он как будто сирота Ходит и ходит, сменяя дни... Нет, теперь он больше не одинок: Он почувствовал божью благодать... Осознал поэт навечно -Что бог тот - это песня! И даже крохотная комната Мощной песней-стихом наполняется'.

К слову, в исследованных нами прозаических произведениях имя главного героя созвучно с именем писателя: Мархва («Детство» Марфы Трубиной), Еля («Кусок хлеба» Евы Лисиной), Алюнкка (Алюна) («Благословение отца» Альбины Мышкиной, по признанию автора, с раннего детства все окружающие звали ее Аленка).

Особенно эмоциональными и исповедально-философскими стали последние строки повести. Вначале, как бы поменявшись с отцом и от его имени автор пишет: Вёдленчё. Пётёмпех. Ырри те, усалли те. Саванадё те, хуйхи те. Пётём канадсарлах, ырату, пётём канлёхё, телей. Мён юлчё? Пушалах, тёттёмлёх, ёмёрлёх. Тата? Тата пилёк ывалпа видё хёр юлчё Хёветёрён. Ун пурнадё малалла - вёсенче, шухаш-ёмечё, дитёнёвё вёсенче. Вал мён туса ёлкёрейменнине вёсем тавёд. Унан ятне дёр динчен духалма памёд3 'Закончилось. Все. И доброе, и злое. И веселье, и горе. Все беспокойство, боль, все спокойствие, счастье. Что осталось? Пустота, темнота, вечность. Еще? Еще пять сыновей и три дочки остались у Хведера. Его жизнь в дальнейшем - в них, думы-мечты, достижения в них. Они сотворят то, чего не успел он. Не дадут забыться его имени'.

Потом автор особо подчеркивает, что это для героини стало лишь началом: Алюнккашан вара ку пудламашё дед пулчё. Асла пурнадан пудламашё. Хальлёхе хёр ача хайне малашне мён кётнине пёлмерё-ха. Пурнад дулё тавалла вырт-нине те, шухаш дёклемё мёнешкел йываррине те анланмарё. Вал чи пудламашёнче тачё4 'А для Алюнкки это стало лишь началом. Началом большой жизни. Пока девочка не знает, что ждет

3 Там же.

4 Там же.

ее в будущем. Не понимает, что жизненный путь будет лежать в гору, что думы будут очень тяжкими. Она стояла у самого начала'.

Далее автор, будто резюмируя жизнь героини, говорит о том, что же конкретно ждет ее в будущем: Умра хёвелё те, дйлтйрсемпе уйахё те пулё. Вахат дитсессён... Вахат дитсессён нумайашё пулё. Пёчченлёх тунсахё. Амашлах телейё. Пурте пулё. Анчах ырату чёререн сирёлмё. Qак ырату дапса ярсассан дёкленме, уксессён тама пулашё. ^ухату чуна хытарё, йыварлахсене дёнтерме, пуда пёкмесёр утма вёрентё1 'Впереди будут и солнце, и звезды с луной. Когда время придет... Много чего будет, когда время придет. Грусть одиночества. Материнское счастье. Все будет. Однако боль из сердца не уйдет. Эта боль поможет подниматься после удара, вставать после падения. Утрата ужесточит душу, научит побеждать трудности и идти, не склоняя голову'.

И уже последние строки повести вновь возвращают читателя к той четырнадцатилетней девочке, которая только что похоронила отца: Qака пурте малашне пулё. Хальлёхе вал хуйхапа худална, пурнад танадлахне духатна мёскён кана. Ун чунё вилнё, кудё суннё, мал ёмёчё дук...2 'Все это будет в будущем. А пока она сломленная горем, утратившая жизненный покой бедняжка. Ее душа умерла, глаза потухли, будущего нет... '

Повесть «Благословение отца» - это в первую очередь художественное произведение, поэтому

1 Мышкина А. Атте пилё. Автобиографилле повесть. URL: https://www.chuvash.org/lib/haylav/4329.html (дата обращения: 30.03.2023).

2 Там же.

здесь присутствует и художественный вымысел, который гармонично растворяется в реальных событиях жизни автора. И, естественно, писатель не ставила цель лишь пересказать свою жизнь.

Заключение

В широком смысле автобиографизм характерен всем произведениям реалистического направления. Это объясняется тем, что автор почти всегда отталкивается от событий, которые сам пережил или наблюдал, исходит из личного нравственного и духовного опыта. Писательское «я», «мое» может проявиться во всей образной системе произведения. Автобиографический жанр - это осмысленно созданный художественный мир, с явным совпадением сюжета с личной биографией писателя.

Примером проявления автобиографизма в литературном творчестве являются рассказ Е. Лисиной «Кусок хлеба» и лирический цикл В. Митты «Таэр». При явных совпадениях некоторых фактов биографии и сюжета здесь не находит свое место целостное отображение жизни писателя.

Классическим произведением автобиографического жанра в чувашской литературе является повесть М. Трубиной «Детство». В этой повести автор изображает полную картину жизни определенного периода в хронологической последовательности - от рождения до отрочества, показывает становление героя, а также воссоздает определенную историческую действительность. К классическому автобиографическому жанру тяготеет и повесть А. Мышкиной «Благословение отца».

1. Афанасьев А., Мухаметшина Р. «Новый биографизм» в русской женской прозе конца 1980-х - начала 1990-х годов // Филология и культура. 2018. № 4 (54). С. 103-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-biografizm-v-russkoy-zhenskoy-proze-kontsa-1980-h-nachala-1990-h-godov (дата обращения: 21.03.2023).

2. Елизаветина Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1988. С. 235-262.

3. Калашникова Л. В., Кудрявцева Р. А. Рассказ В. Бояриновой «Пояс» как автобиографическое повествование // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 130-135. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-2-129-135

4. Кислицын К. Н, Родин А. Б., Казакова И. В. Русская автобиографическая проза последних лет в зеркале литературного конкурса «Бунинская премия» // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 273-278. DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2016.3.22

5. Павлова С. Ю. Автобиография как литературный жанр // Проблема литературного диалога : сборник научных трудов. Саратов : Изд-во Латанова В. П., 2002. С. 38-42.

6. Павлова С. Ю. Мемуарно-автобиографические жанры: к проблеме границ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2008. Т. 8. № 1. С. 59-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/memuarno-avtobiograficheskie-zhanry-k-probleme-granits (дата обращения: 21.03.2023).

7. Цзяо Ван. Автобиография как литературное жанровое образование: природа, разновидности и современные модификации // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 3 (180). С. 49-53. DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2019.308

8. Яновская Л. С. Автобиографизм или автопсихологизм? К вопросу авторского присутствия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. № 1. С. 87-91. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/avtobiografizm-ili-avtopsihologizm-k-voprosu-avtorskogo-prisutstviya-v-hudozhestvennom-povestvovanii (дата обращения: 25.03.2023).

9. Калашникова Л. В. Типологические разновидности марийского рассказа второй половины ХХ века (поэтика композиции) : монография. Йошкар-Ола, 2022. 180 с.

10. История чувашской литературы XX века (1956-2000 гг.) : коллективная монография / В. Г. Родионов, А. Ф. Мышкина, А. П. Хузангай и др. Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 2017. Ч. 2. 432 с.

11. Никифорова В. В. Хальхи литература идейи-идеале: 2001-2005 ^улсенчи проза // Актуальные вопросы истории и культуры чувашского народа : сборник статей. Чебоксары, 2011. С. 204-227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42469005 (дата обращения: 21.03.2023).

Статья поступила в редакцию 22.05.2023 г.; одобрена после рецензирования 28.06.2023 г.; принята к публикации 31.07.2023 г. Об авторах

Мышкина Альбина Федоровна

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (428015, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8560-9146,

alb-myshkina@mail. ru

Савирова Марина Петровна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (428015, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-9827-7554,

marina.savirova@yandex.ru

Емельянова Татьяна Николаевна

кандидат филологических наук, доцент, кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (428015, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0009-0001-1353-3805,

tanya. emel1981@yandex.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Afanasiev A., Mukhametshina R. "Novyi biografizm" v russkoi zhenskoi proze kontsa 1980-kh - nachala 1990-kh godov ["New biographism" in Russian women's prose of the late 1980s - early 1990s]. Filologiya i kul'tura = Philology and Culture, 2018, no. 4 (54), pp. 103-107. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nnovyy-biografizm-v-msskoy-zhenskoy-proze-kontsa-1980-h-nachala-1990-h-godov (accessed 21.03.2023). (In Russ.).

2. Elizavetina G. G. Stanovlenie zhanrov avtobiografii i memuarov [Formation of genres of autobiography and memoirs]. Russkii i zapadnoevropeiskii klassitsizm. Proza = Russian and Western European classicism. Prose, M., 1988, pp. 235-262. (In Russ.).

3. Kalashnikova L. V., Kudryavtseva R. A. Rasskaz V. Boyarinovoi "Poyas" kak avtobiograficheskoe povestvovanie ["The Belt" by V. Boyarinova as an autobiographical narrative]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 2, pp.130-135. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-2-129-135

4. Kislitsyn K. N., Rodin A. B., Kazakova I. V. Russkaya avtobiograficheskaya proza poslednikh let v zerkale literaturnogo konkursa "Buninskaya premiya" [Russian autobiographical prose of recent years in the mirror of the Bunin Prize]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2016, no. 3, pp. 273-278. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17805/zpu.2016.3.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pavlova S. Yu. Avtobiografiya kak literaturnyi zhanr [Autobiography as a literary genre]. Problema literaturnogo dialoga : sbornik nauchnykh trudov = The problem of literary dialogue: col. of scientific works, Saratov, V. P. Latanov's Publishing House, 2002, pp. 38-42. (In Russ.).

6. Pavlova S. Yu. Memuarno-avtobiograficheskie zhanry: k probleme granits [Memoir-autobiographic genres: to the problems of borders]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2008, vol. 8, no. 1, pp. 59-62. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nmemuarno-avtobiograficheskie-zhanry-k-probleme-granits (accessed 21.03.2023). (In Russ.).

7. Jiao Wang Avtobiografiya kak literaturnoe zhanrovoe obrazovanie: priroda, raznovidnosti i sovremennye modifikatsii [Autobiography as a literary genre: essences, varieties and modern modifications]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of Petrozavodsk State University, 2019, no. 3 (180), pp. 49-53. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.15393/uchz.art.2019.308

8. Yanovskaya L. S. Avtobiografizm ili avtopsikhologizm? K voprosu avtorskogo prisutstviya [Autobiography or autopsychology? To the issue of the author's presence in the fiction narration] . Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika = Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 87-91. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/avtobiografizm-ili-avtopsihologizm-k-voprosu-avtorskogo-prisutstviya-v-hudozhestvennom-povestvovanii (accessed 25.03.2023). (In Russ.).

9. Kalashnikova L. V. Tipologicheskie raznovidnosti mariiskogo rasskaza vtoroi poloviny XX veka (poetika kompozitsii) : monografiya [Typological varieties of the Mari story in the second half of the 20th century (poetics of composition) : monograph]. Yoshkar-Ola, 2022, 180 p. (In Russ.).

10. Rodionov V. G., Myshkina A. F., Khuzangay A. P. et al. Istoriya chuvashskoi literatury XX veka (1956-2000 gg.) : kollektivnaya monografiya [History of Chuvash literature of the 20th century (1956 - 2000): a collective monograph]. Cheboksary, Chuvash book publishing house, 2017, part 2, 432 p. (In Russ).

11. Nikiforova V. V. Hal'hi literatura ideji-idealé: 2001-2005 fulsenchi proza [The ideas-ideals of modern literature: Prose of 2001-2005]. Aktual'nye voprosy istorii i kul'tury chuvashskogo naroda : sbornik statei = Topical issues of the history and culture of the Chuvash people: col. of articles, Cheboksary, 2011, pp. 204-227. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42469005 (accessed 21.03.2023). (In Chuvash).

The article was submitted 22.05.2023; approved after reviewing 28.06.2023; accepted for publication 31.07.2023.

About the authors Albina F. Myshkina

Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, Professor of the Department of Chuvash Philology and Culture, I. N. Ulianov Chuvash State University (15 Moskovsky Prospekt, Cheboksary 428015, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8560-9146, alb-myshkina@mail.ru

Marina P. Savirova

Ph. D. (Philology), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Chuvash Philology and Culture, I. N. Ulianov Chuvash State University (15 Moskovsky Prospekt, Cheboksary 428015, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-9827-7554, marina.savirova@yandex.ru

Tatyana N. Emelyanova

Ph. D. (Philology), Associate Professor of the Department of Chuvash Philology and Culture, I. N. Ulianov Chuvash State University (15 Moskovsky Prospekt., Cheboksary 428015, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0009-0001-1353-3805, tanya.emel1981@yandex.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.