Научная статья на тему 'ПРОВОКАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПРОВОКАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВОКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / СМЫСЛ / СВОБОДА / ИЗОЛЯЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эзри Г.К.

В настоящей статье проблема провокации и провокативности концептуализируется в рамках философской антропологии в контексте проблемы самовыражения человеческой личности. Показано, что провокация является способом самовыражения личности в условиях невозможности передать смысл/сообщение прямо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVOCATION AS A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEM

In this article, the problem of provocation and provocativeness is conceptualized within the framework of philosophical anthropology in the context of the problem of self-expression of the human person. It is shown that provocation is a way of self-expression of a person in the conditions of impossibility to convey the meaning/message directly.

Текст научной работы на тему «ПРОВОКАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ПРОВОКАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Г.К. Эзри, старший преподаватель Амурская государственная медицинская академия Благовещенский государственный педагогический университет (Россия, г. Благовещенск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-3-146-148

Аннотация. В настоящей статье проблема провокации и провокативности концептуализируется в рамках философской антропологии в контексте проблемы самовыражения человеческой личности. Показано, что провокация является способом самовыражения личности в условиях невозможности передать смысл/сообщение прямо.

Ключевые слова: провокация, личность, экзистенция, смысл, свобода, изоляция, коммуникация, самовыражение.

Провокация и провокативность являются одной из характеристик человеческой культуры эпохи постмодерна. Постмодернистская культура, наполненная симуля-крами, обращает на себя внимание, но не имеет глубинного смысла. С точки зрения экзистенциальной философии смысл занимает одно из важнейших мест в человеческом бытии. Провокация представляется хорошо исследованной проблемой в рамках социальной философии [1; 2; 3], однако в философско-антропологическом знании данная проблематика остается недостаточно раскрытой. Итак, целью настоящей статьи является концептуализация проблемы провокации и провокативность в рамках философской антропологии в контексте проблемы самовыражения человеческой личности.

В научной литературе провокация чаще всего представляется как манипулятивное действие, призванное побудить человека к чему-либо [1; 2; 3]. То есть акцент сделать на стимулировании желаемого поведения. Соответственно, предполагается, что смысл провокации именно в поведении.

Однако исследуемое в настоящей статье явление представляется не столь однозначным. Исследователь Т.Н. Шеметова, рассматривая провокативность применительно к журналистике, показала, что, во-первых, провокация возможно только в случае несовпадения картин мира участников события, во-вторых, она выступает в качестве способа коммуникации, направленного на изменение картины ми-

ра провоцируемого, в-третьих, провокация предполагает выход за пределы предполагающегося формата, шаблона [4, с. 2, 6]. Итак, провокация существует не только на уровне действия и поведения, но и на уровне смысла, картины мира.

Исследователь С.В. Тумский сосредоточил свое внимание на анализе положительной и отрицательной провокации в социокультурной сфере. Его анализ показал большую неоднозначность исследуемого явления. Он показал, что провокация не обязательно наносит ущерб или является способом уничтожения, но требует от провокатора высокого уровня рефлексивности. Инструменты положительной провокации - доверие, обман, сокрытие истинных намерений, эмоциональное воздействие. Также при использовании положительной провокации возможно применение сомнительных приемов, однако они нужны для установления контакта, привлечения внимания адресата, передачи сообщения. Провокатор намеренно шокирует, доставляет дискомфорт, вызывает раздражение ради достижения какой-либо, например, положительной цели [3, с. 27, 37]. Следовательно, провокация может быть направлена на достижение какого-либо положительного эффекта, передачи какого-либо сообщения. В этом смысле провокация - явление гораздо более сложное, что грубая манипуляция. Во всяком случае, философско-антропологическая интерпретация провокации не может ее трактовать так, потому что в таком случае

может быть упущено личностное (глубинное и экзистенциальное) ее значение, невозможно будет раскрыть контекст, связанный с самовыражением.

Провокативность в контексте проблемы самовыражения рассмотрел исследователь А.А. Зобова. Она показала, что в культуре и мироощущении человека порожден внутренний конфликт между индивидуализацией форм самовыражения и многозначностью трактовок содержания. Речь идет о том, что культура построена на передачи сообщений, коммуникации, однако они в субъективной реальности могут быть интерпретированы по-разному. Также происходит с пониманием одних и тех же событий разными людьми [5]. В данном случае речь идет о том, что провокация, являющаяся способом передачи сообщения, выражения себя, не всегда верно интерпретируется провоцируемым.

Если человеческое бытие понимать в рамках экзистенциализма, то провокация может быть определена в рамках экзистенциальных данностей И. Ялома [6]. Данность смерти - достаточно редкий случай. Смысл, думается, ясно - в большинстве случаев событиям люди приписывают какой-либо субъективный смысл. Изоляция - она преодолевается через провокацию, т.к. воздействие направленно на индивида или группу людей. Совершение провокации - это выбор, который человек совершает (совершать провокацию или нет, если совершать, то как, а, главное зачем). Совершение выбора и есть четвертая экзистенциальная данность - свобода. В данном случае можно говорить о том, что личность в процессе провокации проявляет свою экзистенцию, свое экзистенциальное состояние в данный период времени.

Педагогическое [7], психотерапевтическое [8], литературное [9] значение провокации является одним из вопросов, который изучается в научной литературе. Во всех случаях провокативность выступает в качестве метода, который призван подтолкнуть провоцируемого к определенным размышлениям, пониманию чего-либо, переживанию или ощущению. При этом

важность результатов мышления и чувствования превалируют над действиями, которые может совершить индивид или группа под их влиянием или вследствие неверной трактовки смысла сообщения, передаваемого в процессе провокации.

Таким образом, исходя из настоящего исследования, можно сделать ряд вывод.

Во-первых, с точки зрения цели воздействия, как считает автор, провокации классифицируются следующим образом: ориентированные в первую очередь на передачу смысла/сообщения и стимулирование определенного поведения. В любой провокации представлены оба элемента, но один из них превалирует.

Во-вторых, провокация осуществляется на уровне межличностной коммуникации и возможна благодаря несовпадению картин мира. Задача провокации - воздействовать на картину миру провоцируемого.

В-третьих, провокация не является во всех случаях вредоносной манипуляцией. На практике встречаются также положительные манипуляции, реализация которых, при верной интерпретации ее смысла обеими сторонами, цели и результаты которой благоприятны для провокатора и провицируемого. Провокативность - метод психологического, психотерапевтического, литературного и т.д. воздействия.

В-четвертых, провокация, провокатив-ность опирается свободу, смысл, изоляцию (иногда смерть) как экзистенциальные данности, позволяет осуществлять самовыражение экзистенции конкретного человека, глубинных структур его личности. Провокация опирается на эмоциональное воздействие, которое вызывает провокатор у провоцируемого. Смысл передается через намек, а не прямо (один из способов самораскрытия экзистенции).

Рассмотренные обстоятельства раскрывают провокацию как философско-антропологическую проблему, являющуюся способ самовыражения личности в условиях невозможности передать смысл/сообщение прямо.

Библиографический список

1. Баукин А.В. Манипулирование сознанием: опыт социально-философского анализа: автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 2007. - 19 с.

2. Шипова А.В. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе: автореф. дисс. канд. филос. наук. - Ставрополь, 2007. - 25 с.

3. Тумский С.В. Положительная провокация в социокультурной сфере. Отличие положительной провокации от отрицательной. // Социодинамика. - 2018. - № 9. - С. 27-39. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-notabene.ru/pr/article_25341.html (дата обращения 20.04.2023).

4. Шеметова Т.Н. Провокация как метод в современной журналистике: мысли по поводу // Теория и истории журналистики. - 2014. - №1. - С. 54-65.

5. Зобова А.А. Провокативность медиапространства: аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социология. Психология. Философия. - 2014. - №1(2). - С. 434-438.

6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. -576 с.

7. Красиков В.И. Интеллектуальная провокация как способ активизации интереса к освоению философии // Современное образование. - 2017. - № 1. - С. 118-126. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22591 (дата обращения 20.04.2023).

8. Морозова Е.А. Психотерапевтический потенциал провокативных методов и форм социально-психологического воздействия (на примере авангардного искусства) // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №4. - С. 137-153.

9. Плеханова И.И. Провокация в художественном сознании В. Шукшина: мотивы и пределы испытания смыслов // Филологический класс. - 2020. - Т. 25, № 1. - С. 18-29.

PROVOCATION AS A PHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL PROBLEM

G.K. Ezri, Senior Lecture Amur State Medical Academy Blagoveshchensk State Pedagogical University (Russia, Blagoveshchensk)

Abstract. In this article, the problem of provocation and provocativeness is conceptualized within the framework of philosophical anthropology in the context of the problem of self-expression of the human person. It is shown that provocation is a way of self-expression of a person in the conditions of impossibility to convey the meaning/message directly.

Keywords: provocation, person, existence, meaning, freedom, isolation, communication, self-expression.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.