Научная статья на тему 'Провинция как социокультурный фактор духовных исканий И. Савина'

Провинция как социокультурный фактор духовных исканий И. Савина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крошнева Марина Евгеньевна

Рассматривается влияние провинциального мировоззрения на художественные искания писателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Провинция как социокультурный фактор духовных исканий И. Савина»

4. Яницкий, О. Н. Экологическая социология //Социс. - 1997. - №2. - С. 122-131.

5. Яницкий.О. Н. Эволюция экологического движения в Современной России //Социс. — 1995. — №8. -С. 15-25.

6. Barker R. Н. On the nature of the environment. //Journal of Social Issues. - 1963. —№19.

Гоношилина Ирина Глебовна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ, имеет статьи в области исследования социальных, философских, политических аспектов экологических проблем.

УДК 880.09 М. Е. КРОШНЕВА

ПРОВИНЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ И. САВИНА

Рассматривается влияние провинциального мировоззрения на художественные гикания писателя.

Творчество Ивана Савина было необыкновенно популярно в европейских кругах русской диаспоры 20 - 30 годов XX века. Его стихи читали на военных вечерах в Хар-бине и Нью-Йорке, - везде, где за пределами Советской России звучала русская речь и выходили газеты и журналы на русском.

За короткую литературную жизнь (1922 - 1927) он написал не более ста стихотворений и двух-трёх десятков прозаических произведений, однако как никто другой по-своему глубоко и проникновенно сумел передать трагедию революции и гражданской войны.

Савин родился 29 августа 1899 года в Одессе. Детство и юность провел в городе Зенькове Полтавской губернии. Мать Савина, Анна Михайловна, принадлежала к старинному молдавскому роду Волик-Огян. Она была помещицей и от первого брака имела пятерых детей. Его отец -И. И. Саволаин, финн - занимал должность губернского нотариуса. По сообщению Государственного Архива Полтавской области, в 1906-1916 годах Саволаин (Саволайнен) являлся членом-старшиной Зеньковского общественного собрания. В 1916 году он был избран «личным почётным гражданином» Полтавской губернии. В метрических книгах соборной Архистратиго-Михайловской церкви указывается, что родители и дети, рождавшиеся от этого брака, были православными по исповеданию.

Провинциальная украинская родина с точки зрения географического положения и бытового уклада много дала будущему художнику слова: впечатлительная натура ребенка формировались в атмосфере домашнего помещичьего уюта, тепла и глубокой религиозности. Колорит провинциального украинского быта, фольклорные традиции развили любовь и способности Савина к литературе. В одиннадцать лет он начинает писать первые стихи, а в пятнадцать - впервые публикуется в местной периодике. Не слу-

© Крошнева М. Е., 2004

чайно в 1918 году в доме А. Саволаиной на Полтавской улице были размещены редакция и контора «Газеты Зеньковского уездного земства».

Периферия оставила особый отпечаток на жизненном самоощущении и творческом мировосприятии многих даровитых деятелей русской художественной культуры (Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, И. С. Шмелева и др.). Провинция как социокультурный фактор играет важную роль в создании бытового полотна реалистических произведений молодого эмигранта: «Поздоровавшись, брал Петенька со стола прошлогоднюю «Ниву», садился рядом. Мать накладывала в хрустальную вазочку вишневого варенья, заваривала чай. Весело звенел древний, прабабушкин самовар. Рука Ляли дрожала на золочённой ручке кресла и незаметно протягивалась под «Ниву» - до боли сильно сжимала пальцы Петеньки. Стыли часы». («В мертвом доме») [6]. В данном отрывке описание провинциального быта и жизни колоритно: прошлогодний журнал, застывшие часы говорят о степенности, скучности, однообразности деревенской жизни. Образ вишневого варенья одновременно возвращает в личные воспоминания детского восприятия природы, запахов, ощущений и рождает ассоциации с одинокой чеховской усадьбой и связанные с ней философские размышления. Древний прабабушкин самовар - деталь, которая говорит о преемственности поколений, уважении традиций, веры своих отцов и прадедов. Хрустальная вазочка и золоченная ручка кресла являются свидетельством достатка данного дома. Идиллическое изображение жизни в отрывке о провинциальном быте создает ощущение тоски автора по родному дому, близким, прошлому времени, детстве и юности. Автор глубоко впитал культуру и быт родного очага.

Провинция для Савина - духовный центр, питающий его жизненные силы. «Мой затерянный в бескрайних полях город, такой старомодный, такой пыльный, такой прелестный... Широкие улицы, еле сдерживаемые рядами

хрупких домов: прозрачные глада окон, днём - серые, с белыми ресницами дрожащих занавесок, вечером - тёмно-тёмно-синие. с яркими зрачками керосиновых ламп. Кривые доски тротуаров: над ними зелёные, мохнатые руки клёнов и лип. Старый сгорбленный собор над обрывом. Жизнь радужная, тёплая, как солнце. Солнце, как жизнь...» («Там») [6].

В рассказах Савина мир провинции — самостоятельная и сложная сфера человеческого бытия. Провинциальное миропонимание писателя обнаруживает в дальнейшем тесную связь с духовной культурой христианства.

После всех испытаний войны и плена Савин выбирается в Хельсинки. А. И. Куприн гак воспринял финский берег в конце ноября 1919 года с палубы парома: «Финляндия. Гельсингфорс. Порт, ветер, суда. Тоска» [1]. Несколько позже в письме И. Репину он напишет: «Я отдаю должное усердной финской культуре, но эти люди для меня -другая планета» [2]. В тоске, на другую планету, «В мареве беженства хилого...», в маленькой комнате, полученной на двоих с отцом, Савин нашел спасение и свободу, но только не да я души и сердца.

В строках Лермонтова и Ахматовой: «Изгнаньем из страны родной, / Хвались повсюду как свободой», «И изгнанья воздух горький, как отравленное вино», - выражена трагедия и диалектика эмиграции. «Оторванность от почвы, отсутствие среды, самозам кнутостъ, искривляющие перспективы» - вот истинные причины несвободы и «разлагающей отравы, которую носит в себе всякое длительное изгнание», - говорит Н. Струве [3]. Жизнь в эмиграции крупными представителями русской культуры уже воспринималась как жизнь в далекой провинции, потому что сердце каждого было с Россией. Сквозным мотивом русской литературы за рубежом проходит тема Родины и тоска по ней: «Жизнь Арсеньева», «Деревня» Бунина; «Богомолье», «Лето Господне» И. Шмелёва, «Путешествие Глеба» Б. Зайцева, «Детство Никиты, или Повесть о многих превосходных вещах» А. Толстого, рассказы «Там», «Трилистник», «В мёртвом доме» Савина и др.

С первых дней существования эмиграции пред ней встал вопрос об отношении к культуре Советской России. М. Слоним и его сторонники видели за советской культурой и литературой знание современной жизни русского народа, продолжение традиции русской классики, поиски новых форм. Другие, такие как В. Ходасевич, утверждали, что в эмиграции можно сохранить дух нации, её культуру, жизнь русской диаспоры в свободе мысли и слова, утраченную на Родине. С нашей точки зрения, спор о «столице» и «провинции» в таком русле совершенно бесплоден. Согласимся с Альфредом Бёмом: «можно быть в эмиграции «просто шофёром», «просто рабочим», но быть «просто писателем» нельзя» [4]. Финская провинция в качестве периферийного центра русской зарубежной жизни играет роль духовного толчка, нравственного сосредоточения, способствует поиску Высшей истины. В любой эмиграции могучим инстинктом сохранения самобытности служит религиозное чувство, принадлежность к вере отцов. Цер-

ковь на чужбине - не просто уголок России, она являет собой непреложное и вечное, что имеет универсальное значение.

Больной, никому не нужный и потерянный в свободное от работы время он активно занимается литературным творчеством. Первые стихи Савин публикует в местном русском издании: ежедневной газете «Русские вести», выходившей в 1922-1923 гг. под редакцией В. Воугилай-нена. Затем он печатался в ежедневных газетах «Новые русские вести» (1923-1926) под редакцией того же В. Во-утилайнена и в «Листке русской колонии» (1927). Ежемесячный журнал «Дни нашей жизни» (1923) издательства «Кружок русской молодежи в Финляндии» редактирует совместно с ответственным редактором К. А. Берг маном. Второй, третий, четвёртый номера этого журнала выходили в Берлине. Молодой эмигрант находит спасение свой души в обращении к любимым русским авторам прошлой эпохи: Пушкину и Гоголю. Он всерьёз увлекается Блоком, Ахматовой, Гумилёвым, Мережковским.

В Финляндии Савин приобщается к театру. В обществе «Русская колония» в Хельсинки поэт организовывает Кружок русской молодежи, при котором работала Студия любителей драматического искусства. Первые упоминания о деятельности театральной студии мы находим 16 сентября 1923 года в газете «Русские вести». Любителями разыгрались комедии «Дядюшкина квартира» И. Мясницкого. «Без ключа» А. Аверченко и др. Иногда на сцену выходил Савин и исполнял свои драматические этюды и пьесы. В газетной рецензии 9 февраля 1924 года отмечается: «Наибольший успех имел шарж И. Савина «Слу житель муз». Сама пьеса произвела очень хорошее впечатление оригинальностью сюжета. Разыграна она была живо и интересно. Особенно следует отметить искренность и правдивость тона г-на Савина».

Может создаться впечатление, что, покинув Родину, русский художник творит свой «кусочек» России, отдельный от всего мира бытия. Осуществляя творческую свободу. молодой эмигрант испытывает колоссальное духовное напряжение и направляет его на всесторонний созидательный труд. Через приобщение к местной культуре он возводит веру отцов до универсального масштаба, что не только убережег её от распада, но и послужит к её оправданию. Произведения Савина созданы в русле духовного реализма. Писатель воссоздает реальность духовного уровня мира и человека, реальность присутствия Бога в мире. Для нас ценны размышления о существовании православных основ русской литературы М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, опыт конференций «Православие и русская культура», концепция «духовного реализма» А. М. Любомудрова.

Художественный взгляд молодого писателя-эмигранта близок художественному восприятию мира И. С. Шмелёва. Созидательный потенциал писателей содержится не только в трепетной любви к Отечеству, способности созерцать, передать красоту природы, сколько в умении по-детски чисто, доверчиво, искренне описать колорит провинциального быта, запахи, вкусы: «Я устал, сажусь у столбушков на краю оврага, начи-

наю плакать. В овраге дымят сарайчики, «блинные» там на речке, пахнет блинками с луком, жареной рыбкой. кашничками...» (Шмелёв «Богомолье») [7]; «Дома Петенька с полчаса переходил из объятий в объятия матери, мелкой помещицы, в несменяемом капоте с зелёными разводами, сестрёнки Сони, радостно хлопавшей в ладоши, отца, вечно страдавшего зубной болью, каких-то почтенных старушек, няньки Лизаветуш-ки» (Савин «В мёртвом доме») [6].

Сквозь призму провинциального мира писатели изображают жизнь всей России, православный строй души русского человека: «Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая речка, крохотные лошадки, санки, ледок зелёный, чёрные мужики, как куколки. А за рекой, над тёмными садами,- солнечный туманец тонкий, в нём колокольни-тени, с крестами в искрах, - милое мое Замоскворечье» (Шмелёв «Лето Господне») [7]; «Смеялись Ляля, Лизаветушка, серый пёс Волк, кусты смородины за домом, голуби, садовник Архип, зимой и летом ходивший в валенках. Во всём, в каждой мелочи, в мимолётном слове дрожала она, эта неумолкающая радость жизни» (Савин «В мёртвом доме») [6]. Православная Русь писателей предстает во всей широте, в сочетании наивной серьезности, строгого добродушия, юмора и радости души.

Шмелёв и Савин продолжают традиционную для русской литературы тему «маленького человека», провинциала по своему мироощущению. В произведениях Шмелева («Человек из ресторана», «Гражданин Укпейкин», «Про одну старуху») и Савина («Дроль», «Лимонадная будка», «Там») «маленький человек» обретает собственный путь, полный страданий, возводящий человека к мудрости, духовной свободе и независимости: «У Вас большая душа, у вас сердце героя, Дроль <...> может быть, вы - святой! А мы смеялись с.. .> я горжусь знакомству с вами, Дроль!» («Дроль») [6].

В небольшом рассказе-были «В мёртвом доме» писатель описывает провинциальный мирок, дом своего детства: «Тишина в комнате была удивительная, строгая такая. Как будто те, что жили в ней раньше, уходя в бездомье, унесли с собой всю суету своей жизни, тревоги и печали, а тихую молитвенную радость оставили». Как известно, молитва является проявлением жизни Церкви. Она символизирует духовную связь её членов с Богом в Святой Троице и всех между собой. Молитва настолько неразлучна с верой, что может быть названа воздухом Церкви или её дыханием. В этом доме живет «молитвенная радость», и его

можно считать живым источником все побеждающей, оживляющей, связующей силы, источником духовного единения в небесном Царстве. Писатель проверяег чекиста Хорова, «всего в желчных усмешках», «в крови» на присутствие в нём духовного движения. Автор приводит Хорова в этот дом и оставляет на ночлег. В телесных переживаниях: «ныла последнюю неделю голова, так что было мутно в глазах», «боль от висков расползлась в вверх» и душевных порывах о «приятном, покойном тепле без мысли, без желания, без гнева» чекисг только и смог, что обна-

*

жил духовную пустоту. Не каждой душе, по мысли Савина, возможно спасение и единение с Богом, а только той, которая победит фех и встанет на путь спасения с благодатной памятью о Нём. Этот дом будет мёртвым до тех пор, пока земля не освободится от бездуховности и не скинет с себя кровавые путы войн и мировых революций. Русская провинция как трудная проблема национального художественного сознания побуждает к размышлениям об исторических судьбах России и её народа. Этой напряженной духовной работе посвятил свою жизнь Савин.

Фактор провинции в качестве внутреннего пласта в значении «духовного провинциализма» раскрывает новые возможности познания литературы, тот онтологический горизонт, па котором находятся истинно христианские ценности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кулешов, Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна: 1907- 1938.-Минск, 1987.-202 с.

2. Куприна, К. А. (публ. и комм.). Переписка И. Е. Репина и А. И. Куприна // Новый мир. - 1969. - № 9. -196 с.

3. Струве, Н. Православие и культура. - М., 2000. -С. 69 -70.

4. Бём, А. Л. «Столица» и «провинция» // Критика русского зарубежья: В 2 ч. - М., 2002. Ч1. - 311 с.

6. Савин, И. И. Только одна жизнь: 1922-1927. - Нью-Йорк, 1989.-С. 85-97.

7. Шмелёв, И. С. Избранные сочинения: В 2 т. Т.2: Богомолье; Лето Господне: Романы / Комментарии О. Михайлова.-М., 2001- С. 92,161.

Крошнева Марина Евгеньевна, ассистент, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ. Тема научной работы: Творчество Ивана Ивановича Савина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.