Научная статья на тему 'Провинциальное детство в 1941-1945 гг. (на материалах Молотовской области)'

Провинциальное детство в 1941-1945 гг. (на материалах Молотовской области) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
311
66
Поделиться
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО / ДЕТИ ГОРОДА / GREAT PATRIOTIC WAR / CHILDHOOD CARE IN USSR / WAR DAILY LIFE / CITY CHILDREN

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Коренюк Валентина Михайловна

На основе архивных источников и устных воспоминаний освещаются вопросы повседневной жизни детей Молотовской области в годы Великой Отечественной войны, рассматривается роль государства в регулировании деятельности детских учреждений. Особое внимание уделяется организации досуговой деятельности, трудовым будням, образованию и продовольственному обеспечению детей города Молотова (Перми).

THE CHILDHOOD IN A PROVINCE IN 1941-1945 (ON MATERIALS OF MOLOTOVSKY AREA)

On the basis of archival sources and oral memoirs questions of an everyday life of children of Molotovsky area in days of the Great Patriotic War are taken up, the state role in regulation by activity of child care centres is considered. The special attention is given to the organisation досуговой to activity, labour everyday life, formation and food maintenance of children of the city of Molotova (Perm)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Провинциальное детство в 1941-1945 гг. (на материалах Молотовской области)»

УДК 94(47).084.8+94(470.53)

Коренюк Валентина Михайловна

учитель истории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» 614039, Россия, г. Пермь, Комсомольский проспект, 45, e-mail: loskina_Tina@mail. ru

ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДЕТСТВО В 1941-1945 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Valentina M. Korenuk

The teacher of history

Municipal independent educational institution 'Secondary school № 9

named after AS Pushkin with subjects of physics and mathematics cycle' 614039, Perm, Russia, 45, The Komsomolsky avenue, e-mail: loskina_Tina@mail. ru

THE CHILDHOOD IN A PROVINCE IN 1941-1945 (ON MATERIALS OF MOLOTOVSKY AREA)

Аннотация: на основе архивных источников и устных воспоминаний освещаются вопросы повседневной жизни детей Молотовской области в годы Великой Отечественной войны, рассматривается роль государства в регулировании деятельности детских учреждений. Особое внимание уделяется организации досуговой деятельности, трудовым будням, образованию и продовольственному обеспечению детей города Молотова (Перми).

Ключевые слова: Великая Отечественная война, военная повседневность, советское детство, дети города.

Annotation: on the basis of archival sources and oral memoirs questions of an everyday life of children of Molotovsky area in days of the Great Patriotic War are taken up, the state role in regulation by activity of child care centres is considered. The special attention is given to the organisation досуговой to activity, labour everyday life, formation and food maintenance of children of the city of Molotova (Perm).

Keywords: Great Patriotic War, childhood care in USSR, war daily life, city children.

С началом Великой Отечественной войны жизнь и быт советского населения претерпевают кардинальные изменения. После призыва на фронт мужчин-кормильцев женщины были вынуждены искать дополнительный заработок, дети зачастую оказывались предоставленными самим себе или же их воспитанием занимались пожилые люди, не способные к тяжелым физическим нагрузкам.

Дети, проживавшие в городе, годы войны в первую очередь связывают с «трудовыми днями», проведенными чаще всего у станка или в госпитале. Заводы областного города Молотова (сегодняшней Перми), многие из которых изначально имели оборонное значение, с началом войны открыли свои двери для детей самого разного возраста: там началась их трудовая деятельность. Многие дети были настолько малы, что просто не дотягивались до станков. Так, М.Я. Матвеева вспоминает о своем брате, который работал на заводе имени Дзержинского: «Ростом брат был небольшой и подставлял к станку скамеечку. Иногда он и домой не приходил - там и ложился у станка, а утром - снова за работу» [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно тяжелы были ночные смены: «Во время войны ночью работаем, спать хотим... поработаем-поработаем немножко, за конвейером спрячемся от мастера - уснем» [Там же]. Довольно часто в воспоминаниях также встречается упоминание о круглосуточной работе на заводах. Многие дети оставались на заводе ночевать для получения сверхурочных часов, за которые дополнительно выдавали хлеб. Встречаются воспоминания о том, что в связи с невыполнением суточных нормативов детей просто не отпускали домой с заводов. Продолжительность рабочего дня, и без того составлявшая 12 часов, таким образом увеличивалась. «Пришла я на 12-часовой рабочий день, - вспоминает Е.С. Осокина. - Выходных не было. В выходные мы работали по 18 часов, в субботу начинали с 8 утра до 2 часов <следующего> дня, в воскресенье -с 2 часов дня до 8 утра понедельника. Перерывы были по 5 минут до обеда и после обеда» [9, с. 136].

Стоит отметить, что с началом войны государство столкнулось с новой проблемой: большинство детей, пришедших на завод, стало пропускать учебные занятия в школах, некоторые из них школу бросили. Так, по результатам Всесоюзного совещания комсомольско-молодежных бригад промышленного вооружения, на заводах г. Молотова на 1944 г. большая часть прибывших окончила 5-7 классов средней школы, что свидетельствовало о незавершенности школьного образования. Можно сказать, что во время войны в осуществлении всеобщего обязательного семилетнего обучения был сделан значительный шаг назад.

Поэтому государство стало уделять образованию особое внимание. Наркомпросом и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Многим учащимся была оказана материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или сельском хозяйстве, в 1943 г. были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

С другой стороны, согласно специальному решению правительства с начала 1943 г. при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. В ряде случаев учащиеся старших классов вовлекались в оборонную работу на предприятиях или работали в мастерских бытового обслуживания: по ремонту электроприборов и т. п. Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. При хорошей его организации ученики приносили большую пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общеобразовательный кругозор. Эффективность труда учащихся высоко оценивалась рядом краевых и областных исполкомов Советов трудящихся. Интенсивную деятельность ученики развили по сбору железного лома, теплых вещей для Красной армии, активно помогали госпиталям, семьям фронтовиков.

Особенно популярным среди мальчишек было настроение бежать на фронт (хотя бывали случаи побега и девочек). Однако детей на войну не брали. Б.Ф. Суботин рассказал о своем однокласснике, который не раз бежал на фронт, к своему отцу, а милиция его возвращала. «И мы хотели бежать, - вспоминают респонденты. - 500 рублей и сухарей насобирали и даже расписание поездов узнали» [9, с. 144].

Важной проблемой было обеспечение населения продовольствием. В годы войны представители всех слоев населения получали карточки на продукты основного питания (хлеб, сахар, крупа), которые были введены в городах и рабочих поселках. При этом население было поделено на несколько групп, которые обеспечивались разным количеством продуктов питания. Тем самым карточки использовались и для того, чтобы заинтересовать население в более эффективном или более продолжительном труде.

Характеризуя нормированное снабжение в годы войны, пермский историк Г.Д. Селянинова отмечает, что «городское население было разделено на несколько категорий, прежде всего - рабочие и инженерно-технический персонал, затем - служащие, в последнюю очередь - иждивенцы и дети. Суточная норма

хлеба, получаемого ими, составляла от 800 граммов до одного килограмма в день на человека. Очевидцы вспоминают, что паек составлял 700 и даже 500 граммов хлеба, а самые низкие нормы обеспечения были определены для иждивенцев и детей до 16 лет - 400 граммов» [9, с.145].

Многие делятся воспоминаниями о том, что хлеб содержал много примесей. Так, например, В.А. Бондаренко отчетливо помнит, что хлеб был с опилками: «И когда ешь его, эти опилки горло щекочут, застревают. А мама всегда говорила: «Валя, надо запивать» [8, с. 263]. З.А. Трошева вспоминала: «Ой, в хлебе столько примесей было, а зерна-то с граммулечку! И оттого он был такой тяжелый, липкий» [6].

Наряду с карточной системой детская память запечатлела огромные очереди. «Мы ходили маме за туфлями. Очереди было конца не видно. Люди с самого утра очередь занимали. И мы с братом ее выстояли, зато туфли все-таки получили. Помню, как кто-то плакал, видимо, им не досталось» (из воспоминаний К.К. Белоусовой) [7]. Респонденты отмечают и то, что порой приходилось рисовать на руке номер, чтобы не потерять место в очереди.

Сеть общественного питания в городе в годы войны была развита довольно широко. Работали общественные столовые. Многие дети, обучавшиеся в школах, пережили голодные годы именно благодаря бесплатному питанию. Питание в столовых было скудное, однако там выдавали хлеб. Многие уносили хлеб домой. «А в праздники, особенно в День победы, давали булочки, - вспоминает З.Г. Диркс. - И я, такая счастливая, несла эти булочки домой» [3]. Кроме того, сохранились воспоминания о том, что «еду урвать, суп горячий» можно было на железнодорожном вокзале [8].

Трудившиеся на промышленных заводах рабочие имели возможность обедать в столовых на своих предприятиях. Однако столовые не всегда соответствовали санитарным нормам. Такая ситуация наблюдалась не только в военное, но и послевоенное время. Так, в информационной сводке 1948 г. по городу Кизелу говорилось, что рабочие столовые находятся в ужасном состоянии: «На кухне - мухи, в разделочных столах обнаружены в большом количестве черви и тараканы. Помещение столовой по своей запущенности похоже на грязный подвал. Пища приготовляется невкусно, в антисанитарных условиях» [1, л. 63-64].

Плохая организация питания и недосмотр за продуктами, их порча часто приводили к отравлениям. Но есть и совершенно иные воспоминания, которые позволяют сделать вывод о том, что далеко не во всех столовых кормили плохо. «Кроме карточек, - делится воспоминаниями К.К. Белоусова, - мы ходили в столовую при маминой работе. Вкусно там было» [7].

Повседневный стол у большинства семей был скуден. Все дети вспоминают довольно скромный рацион праздничных застолий: вареная картошка, лепешки из крапивы, конфетки из свеклы, пирожки с капустой и очистками картофеля, молоко [2; 5; 6]. Иногда отмечают запомнившиеся на праздничном столе мясо и фрукты.

Разнообразие в рацион городских жителей вносили продукты, приобретенные в магазине. Бывали случаи, когда респонденты среди праздничных блюд называли колбасу, салаты, конфеты, иностранный шоколад, что свидетельствует о имевшем место социальном неравенстве городских жителей. В связи с недостаточностью государственного снабжения населения продуктами развивались мешочничество, незаконные способы распределения продуктов и дефицитных товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что, несмотря на трудности военного времени, респонденты отмечают «счастливое» детство. Военные годы остались в памяти людей как голодные, «голые» (встречается и такое выражение), но не лишенные праздничных событий.

Список источников и литературы

1. Пермский государственный архив новейшей истории. Фонд 105. Опись 14. Дело 204. Л. 63-64.

2. Личный архив автора. Интервью с Арамилевой А.И. Записано В. Ложкиной Май 2008 г.

3. Личный архив автора. Интервью с Диркс З.Г. Записано В. Ложкиной. Сентябрь 2007 г.

4. Личный архив автора. Интервью с Матвеевой М.Я. Записано В. Ложкиной. Июль 2008 г.

5. Личный архив автора. Интервью с Обориной Т.А. Записано В. Ложкиной. Ноябрь 2005 г.

6. Личный архив автора. Интервью с Трошевой З.А. Записано В. Ложкиной. Ноябрь 2005 г.

7. Текущий архив кафедры новой и новейшей истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Материалы программы «Устная история». Интервью с Белоусовой К.К. Записано И. Асташовым. Август 2010 г.

8. Дорогами войны : Воспоминания ветеранов фронта и тыла, детей войны : сб. интервью / Комитет по культуре Администрации г. Перми; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2010. - Вып. 2. - 263 с.

9. Человек и война : Воспоминания ветеранов фронта и тыла, детей войны -жителей Дзержинского района г. Перми : сб. документов / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2010. - Вып. 3. - 178 с.