Научная статья на тему 'Провинциальное чиновничество России в конце XIX начале XX в'

Провинциальное чиновничество России в конце XIX начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1204
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА / БЮРОКРАТИЯ / ПРОВИНЦИЯ / SERVICE / BUREAUCRACY / PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фидарова Карина Казбековна

Статья посвящена изучению социального портрета провинциального чиновничества Терской области исследуемого периода, анализу личного состава провинциальной бюрократии на основании послужных списков. Чиновничество предстает как совокупность лиц, занятых в сфере гражданского государственного управления, имевших определенный пост ранг и получивших за свою службу жалованье. Выявляются уровень образования, возрастные и конфессиональные характеристики массы профессионального чиновничества. Прослеживается динамика численности этой страты общества, формирование профессиональных черт, обособление в группу, имеющую собственные интересы, обладающую специальными знаниями и навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фидарова Карина Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Provincial Officialdom at the End of the XIXth the Beginning of XXth Centuries (on an Example of Terskaya Region)

This article is devoted to the study on social portrait of provincial officials in the Terskaya region at the beginning of the XXth century and analysis of provincial bureaucracy on the basis of service records. Officialdom represented persons occupied in state civil government sphere, held special post and get salary for their service. From this article we can reveal level of knowledge, age and religions characteristics of officials. Now it transformed into a special social class with its own interests, knowledge and skill.

Текст научной работы на тему «Провинциальное чиновничество России в конце XIX начале XX в»

история

ББК 63.3(2)53-33

К.К. Фидарова

Провинциальное чиновничество России в конце XIX - начале ХХ в. (на примере Терской области)

Ключевые слова: служба, бюрократия, провинция.

Key words: Service, bureaucracy, province.

Деятельность местных органов власти второй половины XIX - начале ХХ в. представляет несомненный интерес для исследования, так как позволит определить общие и особенные черты жизни российской провинции.

Российское провинциальное чиновничество представляло собой особую социальную страту, осуществлявшую связь между Центром и регионами. Чин - звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государственную службу, предоставляющие ему определенные права и преимущества. Различают чины гражданские, военные, морские и придворные [1, с. 721].

Дореформенное чиновничество Терской области было представлено в основном выходцами из центральной России, по мнению исследователя истории становления бюрократического аппарата на Северном Кавказе З.М. Блиевой, они и стали основой слоя чиновничества Северного Кавказа, «русские фактически стали здесь социально-образующей нацией; с их появлением связано возникновение в крае новой социальной группы - чиновничества» [2, с. 4]. Дворяне перебирались из внутренних районов России, осваивали провинциальные центры, которые являлись торгово-промышленными или административными центрами, где «можно было занять места в административных органах, различных городских учреждениях» [3, с. 161].

Состав населения городов Терской области существенно отличался от других регионов высоким удельным весом дворянства в составе городского населения (примерно 8% от численности населения). Владикавказ, по словам современников, был «городом отставных военных и чиновников», это наложило отпечаток на состав населения в пореформенный период. Во Владикавказе дворянство составляло 10,8%, Пятигорске - 12,6%. Дворяне в городах Терской области - высший эшелон различных ведомств и учреждений, администрация различных учреждений и предприятий.

Чиновничество, военные чины всех рангов, высшее духовенство, сановники, составлявшие «непроизводственное население», в Терской области составляли 36,7% населения, во Владикавказе - 41,9%, что связано с большим количеством войскового элемента.

«Чиновник стал важнейшей фигурой в провинции, оттеснив на задний план сословную знать, кроме той, которая находилась на государственной службе» [4, с. 11].

Провинциальное чиновничество делилось на две неравнозначных группы: высшее и мелкое чиновничество. К первой группе относились губернаторы, советники, судьи, председатели казенных, судебных и гражданских палат. В основном это были выходцы из дворянства, в большинстве своем они долгое время служили в армии или Министерство внутренних дел. Вторую группу составляли чиновники разночинного звания: духовного, дети отставных офицеров и др. С развитием российского бюрократического аппарата во второй половине XIX в. возможности карьерного роста увеличивались. Поэтому родители казачьих и мещанских сыновей «старались немедля определить их к местам службы, писцами в какую-нибудь канцелярию, с самым ничтожным жалованием, но с правами службы» [5, с. 35], т.е. с правами на получение ордена по выслуге лет и личного дворянства.

Основные источники информации о службе российского чиновничества XIX - начала XX в. - это формулярные (послужные) списки. Послужной список

- это аттестат, личная анкета чиновника, содержащая данные о нем и его карьере по ряду тематических разделов. Формулярные списки сложились в

XVШ в. и просуществовали до 1917 г. Послужной список гражданского чиновника второй половины XIX в. содержал следующие сведения: чин, имя, отчество, фамилия служащего, его должность, возраст, вероисповедание, знаки отличия, получаемое жалование, происхождение, имущественное положение, образование, время поступления на службу, хронология ее прохождения, награды, участие в походах и сражениях, взыскания по службе, время нахождения в отпусках и в отставке, семейное положение (жена, дети, даты их рождения).

Рассмотрим три формулярных списка гражданских служащих среднего звена: помощника пристава Владикавказа коллежского регистратора Е.Н. Xоруе-ва, губернского секретаря А.И. Кошика и судебного следователя 1-го участка Пятигорского отделения коллежского асессора Е.Г. Кириченко [5, с. 13]. Все три чиновника примерно одних лет. К моменту заполнения формуляра (1915 г.) им было по 29-32 года. Это молодые люди, сделавшие неплохую карьеру в столь раннем возрасте.

Провинциальное чиновничество России в конце XIX - начале ХХ в.

Данные о происхождении есть во всех формулярных списках. Они указывают на сословную принадлежность чиновника («из казачьих детей Терской области», «из мещан»). Во всех трех случаях упоминается место рождения, т.е. населенный пункт, в родословную которого был внесен чиновник («ст. Черноярская», «ст. Пришибская», «Воронежская губерния»). Из формуляра следует, что все указанные чиновники были из небогатых слоев.

Это подтверждается данными графы «из какого звания происходит». В общем, как указывал П.А. Зайончковский, «формулярные списки правильно отражают наличие недвижимой собственности, но не всегда дают точное представление об имущественном положении данного чиновника» [6, с. 11]. В данную графу помещалась информация об имущественном положении чиновника: имение мужа (родовое, благоприобретенное) и имение жены (с тем же делением). Все три чиновника не имели недвижимости: ни собственной, ни приданого жены.

Графа об образовании представляет также большой интерес, так как позволяет определить культурный уровень провинциального чиновничества: «Грамотный и образованный разночинец вошел во все мельчайшие изгибы государственного механизма...» [5, с. 16]. В случае с Е. Хоруевым оказывается, что он «имеет свидетельство на право образования 2-го разряда», А. Кошик - «имеет свидетельство на право образования второго разряда, выданное Тифлисским пехотным юнкерским училищем», Е. Кириченко же закончил Демидовский юридический лицей со степенью кандидата права.

Графа о взысканиях часто пустует. Документ о службе являлся «лицом чиновника». «Все время я находился на службе, дослужился до чина действительного статского советника и формуляр имею не замаранный», - с гордостью писал один из работников Владикавказского кадетского корпуса.

Интерес представляет и графа о знаках отличия. Она является показателем внимания руководства к подчиненному. И Хоруев, и Кошик были награждены медалью в память 300-летия Дома Романовых (Кошик получил также орден св. Станислава 3-й степени), о Кириченко нет данных.

Графа прохождения службы отражает ступени карьерного роста чиновника. Судьба Хоруева сложилась несколько неудачно, так как начинал он службу казаком во 2-м Кизлярско-Гребенском полку, однако по состоянию здоровья был уволен, «признан неспособным к службе, но способным к труду», в 1912 г. назначен помощником пристава 3-й части Владикавказа. По Табели о рангах он имел 14-й ранг.

Сведения о семейном положении есть во всех послужных списках. В отношении жены указывалось, чья она дочь, а с 1905 г., хотя и не всегда, назывались даты ее рождения и вступления в брак. Для детей

указывались даты рождения: для сына - служебное положение и чин. Для дочери - замужество и принадлежность ко двору. С 1905 г. сообщается вероисповедание детей и то, с кем они проживают. Хоруев был женат на дочери урядника ст. Черноярской Людмиле Георгиевне, детей не имел. Кошик был женат на дочери казака Терской области Анне Карповне Чумаковой, имел двух сыновей - Михаила - 1903 г. рождения и Николая - 1910 г. рождения. Кириченко к моменту заполнения формуляра семьи не имел.

Немаловажным был вопрос о жаловании. Так как указанные чиновники были «средней руки», то и жалование, видимо, было невелико, семья жила достаточно скромно. Жалование Кошика составляло 1200 руб., Кириченко - 2900 руб. Менее обеспеченным оказался Хоруев, годовое жалование, которого состояло из 650 руб. Цены в Терской области были доступные, но все-таки такого оклада даже в этом случае было мало. Получая мизерные оклады, титулярные советники, коллежские регистраторы, губернские секретари жили как гоголевский Акакий Акакиевич: «снимали комнату на 3-4 этаже, сотнями бегали. по направлению к разным департаментам, и в четвертом пополудни. они возвращались домой из своих присутствий с портфелями под мышкой».

Владикавказ являлся столицей Терской области. По данным переписи 1897 г. в нем проживала примерно треть населения всех городов области. Это привело к тому, что в городе ощущался определенный дефицит жилья. По данным Терского календаря на 1906 г., на каждого жителя столицы приходилось в среднем 3 кв. м жилой площади, на одну комнату - в среднем по 1,9 жильца. Далеко не каждый мог обзавестись домом или квартирой. В газете «Терские ведомости» можно было встретить объявления о продаже двухэтажных домов по цене от 13 до 20 тыс. руб., каменных домов с участками - до 50 тыс. руб.

Чем престижней был район (центральная часть), тем выше стоимость жилья. Так, в центральной части Владикавказа (район Александровского проспекта и окрестных улиц) дом в 6-8 комнат стоил 1200 руб., ближе к окраинам, где дома были немудреные, без особых коммунальных благ, стоимость жилья обходилась в 300-600 руб. При этом надо помнить, что, например, Хоруеву было положено из получаемого на службе содержания 150 руб. на квартирные расходы, т.е. этот чиновник вынужден был сильно стеснять себя и семью в жилищных условиях. Кошику было положено несколько больше -500 руб., он мог снять для семьи из 4-х человек дом из 3-х комнат на окраине. Кириченко проживал в Пятигорске, где жилищная проблема не была столь острой, да и получал 1000 руб. квартирных. Следовательно, не имея семьи, он мог жить относительно хорошо.

Непрестижные районы города, как правило, были лишены электричества, водопроводной воды и проч. Много денег уходило на приобретение керосина -

история

фунт его стоил 6 коп., стеариновых свечей - 26 коп., сажень дров стоила непозволительно дорого - 26 руб. Приходилось платить за пользование городской баней, содержать кухарку (3 руб. в месяц).

Прокормить семью на такое мизерное довольствие было невозможно, учитывая к тому же, что, например, 1 фунт хлеба первого сорта стоил 3 1А коп., ржаного - 2 коп., фунт мяса - 9 коп, сахара - 15 коп. Приходилось отказывать себе во всем.

Так как финансовые возможности были ограничены, это сказывалось прежде всего на одежде. По описаниям современников, чиновники средние и мелкие вынуждены были ходить в по нескольку лет в одном сюртуке, сапогах, «приходилось отказываться от перчаток, от фрака и даже хороших сапог» [7, с. 79].

Нщенское существование вызывало всякого рода девиации в среде чиновничества. Все три чиновника находились под следствием. Хоруев был уличен в превышении должностных обязанностей. Кошик - в

мздоимстве, Кириченко обвинен в растрате казенных денег. Невысокая материальная обеспеченность и низкий общественный статус способствовали распространению среди чиновников взяточничества, которое в среднем и низшем чиновничестве расцветало пышным цветом. Современник отмечал: «Все и вся брали взятки. А кто мог и не брал, на того смотрели как на урода. Вся разница состояла в том, что чиновничья мелюзга: судьи, стряпчие, исправники, секретари, цапали и большие, многосотенные, а порой и тысячные куши, но довольствовались и маленькими - красненькими и синенькими. Ну, а губернатору подавай куши тысячные, а порой и многотысячные» [8, с. 56].

Таким образом, провинциальное чиновничество являлось зеркалом социальной жизни провинции XIX - начала ХХ в. В это время чиновничий аппарат активно пополнялся разночинцами. Старые сословные отношения заменялись новыми, порожденными буржуазными процессами.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. - М., 2004.

2. Блиева, З.М. Российские военные и гражданские чиновники на Кавказе. Х1Х век : справочник / З.М. Блиева.

- Владикавказ, 2003.

3. Куприянова, Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине Х1Х века / Л.В. Куприянова. - М., 1981.

4. Морякова, О.В. Провинциальное чиновничество в России второй четверти Х1Х века: социальный портрет, быт и нравы / О.В. Морякова // Вестник МГУ - Серия: История. - 1993. - №6.

5. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). - Ф. 280. - Оп. 1. - Д. 40, 48, 55.

6. Зайончковский, П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке / П.А. Зайончковский.

- М, 1978.

7. Яковкина, Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века / Н.И. Яковкина. - СПб., 2002.

8. Постоловский, РФ. Мои воспоминания / Р.Ф. Посто-ловский. - Киев, 1878.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.