Научная статья на тему 'Провинциальная старость и ее новые интерпретации Рогозин Д. М. , Ипатова А. А. (ред. ) (2016) Старикам тут место: социальное осмысление старения. М. : институт социологии РАН. 264 с. ISBN - 978-5-89697-272-3'

Провинциальная старость и ее новые интерпретации Рогозин Д. М. , Ипатова А. А. (ред. ) (2016) Старикам тут место: социальное осмысление старения. М. : институт социологии РАН. 264 с. ISBN - 978-5-89697-272-3 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
279
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Провинциальная старость и ее новые интерпретации Рогозин Д. М. , Ипатова А. А. (ред. ) (2016) Старикам тут место: социальное осмысление старения. М. : институт социологии РАН. 264 с. ISBN - 978-5-89697-272-3»

Олег Келасьев

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ СТАРОСТЬ И ЕЕ НОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Рогозин Д. М., Ипатова А. А. (ред.) (2016) Старикам тут место: социальное осмысление старения. М.: Институт социологии РАН. 264 с. ISBN - 978-5-89697-272-3

В настоящее время растет не только численность пожилых, но и продолжительность их жизни, что ставит перед обществом задачу нового понимания старости и преодоления устоявшихся мифов и стереотипов в отношении пожилых. Этим и обусловлено появление в отечественной литературе значительного числа работ по проблемам людей старшего возраста. Исследуются разнообразные темы: одиночества пожилых (Елютина, Трофимова 2017), преодоления их социальной исключённости (Дергаева 2013), сложившихся стереотипов относительно пожилых (Григорьева, Келасьев 2017), их трудового потенциала (Смолькин 2014). Появились и обобщающие работы по проблематике пожилых в России (Григорьева и др. 2015). Однако между представлениями учёных и реальной социальной практикой (общественным мнением о пожилых) существует значительный разрыв.

Рецензируемая работа с названием «Старикам тут место» привлекает внимание, бросает вызов устоявшимся стереотипам в отношении старения. В сборнике рассматривается широкий круг как традиционных, так и новых проблем, формулируется оригинальный подход к концепции активного старения, переосмысливаются ценности старшего возраста, формулируются наиболее важные и недостаточно освещённые аспекты старения. Всё это делает его заметным явлением в научной литературе о людях старшего возраста.

Сборник состоит из восьми научных статей и семи обработанных историй жизни пенсионеров Ивановской области, рассказанных в ходе биографического интервью. Несмотря на то, что эти статьи были опубликованы ранее, объединение их в одном сборнике позволило объёмно представить самые различные проблемы людей старшего возраста и подходы к их преодолению. Удачной представляется его структура, где сочетаются научные статьи и истории жизни реальных пенсионеров, отражающие опыт пожилых во всём многообразии и развенчивающие многие устоявшиеся стереотипы. В комплексе статей читатель найдёт как богатый эмпирический материал, так и теоретическое осмысление проблем пожилых людей, в частности, выявление типичных практик старения.

Олег Вячеславович Келасьев - к.с.н., старший преподаватель факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. Электронная почта: [email protected]

Жизнеописания пенсионеров изобилуют проблемами, такими как эгоизм родственников, бедность, отсутствие полноценного общения с ровесниками, трудности взаимодействия с бюрократизированными органами власти, социальными службами и медицинскими учреждениями. Тем не менее люди сохраняют оптимизм и находят формы адаптации к трудным условиям, поддерживают друг друга, сохраняют активность.

Открывает сборник статья Дмитрия Рогозина «Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте», в которой описывается основная адаптивная стратегия принятия старения как сохранения привычных практик. Но она приносит значительный риск людям, интенсивно работающим до пенсии, если они резко отказываются от продолжения какой-либо занятости после. Такой отказ от профессиональной активности значительных масс людей ведёт к медикализации социума. Автором отмечается главенство медицинских интерпретаций, в соответствии с которыми пожилой возраст рассматривается как период болезни и приближающейся смерти. Соответствующая мировоззренческая позиция, однако, лишает пожилых как настоящего, так и будущего. Пока в публичном пространстве обсуждаются возможные преобразования в социальной сфере, касающиеся людей старшего возраста, пожилым населением на деле уже реализуются стратегии активного старения. Лишь незначительная часть респондентов прекращает трудовую деятельность при выходе на пенсию. При этом объяснение их занятости только экономическими мотивами представляется автору недостаточным. В противовес сложившимся представлениям о зависимости здоровья от возраста на субъективную оценку здоровья оказывает влияние и наличие высшего образования, посильной занятости, разнообразие трудовых практик. Подчёркивается, что навязываемый в СМИ образ пожилого как угнетённого, обременённого болезнями, оторванного от жизни, несущего груз ушедшей эпохи, сыграл настолько стигматизирующую роль, что породил недееспособность даже у талантливых, сохранивших здоровье, обладающих большим опытом, знаниями и умениями пожилых.

Ирина Шмерлина в статье ««Либерализация» старения: теоретические иллюзии и эмпирические «аномалии»» обращает внимание на тему «молодых стариков», которые не вписываются в традиционный образ старости и которые есть не только в западном, но и в российском обществе. Понятие о них ввели американские геронтологи Бернис Нейгартен и Этель Шанас (Neugarten 1974). У таких людей хорошее здоровье, они энергичны, активны, имеют не только деньги, но и обладают навыками содержательного наполнения жизни. Автором подробно описываются возможные стратегии жизни «молодых стариков» после выхода на пенсию: продолжение до-пенсионного образа жизни, «доживание», переориентация на новые сферы жизни. Раскрыта модель характерной для пожилых россиян жертвенной жизни: престарелые родители, которые сами едва сводят концы с концами,

до конца дней «тянут лямку» родственной заботы и любви, что, тем не менее, приносит пожилым определённую эмоциональную отдачу в виде радости за благополучие родственников (с. 65-66). Исследуются и стратегии переориентации на новые сферы жизни, среди которых наиболее типичные - дача, сад, огород.

На примере двух опубликованных вслед за этими статьями интервью пенсионерок раскрывается суть провинциальной старости: люди, несмотря на трудности, не выглядят угнетёнными, оторванными от современности, занимаются волонтёрской деятельностью, стараются сохранить активность, по мере сил помогают другим.

Саймон Биггс и Ириа Хаапала в «Долгая жизни взаимопонимания и эмпатии поколений» исследуют вопросы межпоколенной солидарности, которая должна опираться на формирование единого социального пространства, связывающего роли разных поколений. В рамках такого пространства и решается вопрос о том, как «сделать достижения конкретного индивида, накопленные им в течение всего жизненного пути общественным благом» (с. 96). Это будет способствовать межпоколенной эмпатии. В статье исследуется и новое понимание той социальной роли, которое играет долголетие, и к принятию которой общество пока мало подготовлено. Такое критическое рассмотрение важно для выработки ориентиров новой социальной политики. Долгожительство, образно говоря, стучится в двери общества, а общество пока не слышит этого стука.

Ещё одна статья Рогозина «Как возможен осмысленный разговор о смерти» начинается с обзора литературы по социологии смерти. Богато по содержанию и эмпирическое исследование (телефонный опрос 1602 респондентов), на основе которого предложена типология отношения к смерти. Подчёркивается неоднозначность зависимости осмысления смерти от внешних социально-демографических факторов. Нельзя говорить о линейной зависимости отношения к смерти от возраста, состояния здоровья, одиночества. Само отношение к смерти исследуется в связи с большим числом переменных: здоровьем, возрастом, социальным окружением, религиозностью. Есть два типа преодоления страха перед смертью: через религиозное служение и размышления о смерти через отрицание смерти, бегство от подобных вопросов (с. 136). В статье высказываются идеи о том, что поможет избавиться пожилому человеку от одиночества, какие существуют стратегии подготовки к неизбежному концу. В заключении делается вывод, что сбор денег на смерть (чем заняты многие старики) плохо помогает подготовиться к ней по сравнению с размышлениями о своей судьбе, прожитых годах, смысле и последствиях своих поступков (с. 140).

В статье Шмерлиной «Молодость forever, или особенности возрастной самоидентификации в старшем возрасте» исследуется субъективное восприятие возраста пожилыми, которые часто чувствуют себя моложе своего возраста. При этом самовосприятие коррелирует с высоким уровнем ак-

тивности во всех сферах жизни. Адекватность возрастного самовосприятия усиливается только после 70 лет. Автор обосновывает утверждение, что активная полноценная жизнь в старшем возрасте - сложившееся, устоявшееся явление не только западной, но уже и российской действительности (с. 174). Пока в общественном сознании не сформирована установка на подготовку к собственной старости и доминирует легкомысленное отношение к этому возрастному периоду, который должны обеспечивать родственники или государство. Однако уже формируется понимание, что на помощь можно не рассчитывать.

Сара Арбер в «Старение и гендер в глобальном контексте: роль семейного статуса» отмечает, что в развитых странах сокращение рождаемости и снижение смертности приводят к доминированию семей с большим количеством дедушек и бабушек, нежели внуков. От типа семьи зависит то, как складываются отношения между поколениями и каким образом распределяются материальные средства. Автором представлены различные типы межпоколенных потоков (трансфертов) между членами семьи: финансовые и материальные; совместное проживание; уход за детьми; уход за слабыми людьми старшего возраста (С. 195). Приводится таблица различий продолжительности жизни мужчин и женщин в разных странах. Наиболее значительна эта разница в России и Белоруссии (11,9 лет). Наименее значительна в Индии (1,6 года), Бангладеш (2,1 года), Алжире (1,4 года), Египте (2,8 года), что объясняется, по-видимому, тем, что в этих странах большое число женщин обладают низким социальным статусом, плохо питаются, не имеют качественного медицинского обслуживания, часто рожают и умирают при родах. Мужчины ведут более рискованный образ жизни, связанный с курением, употреблением алкоголя, автомобильными происшествиями, больше подвержены стрессам и рискам из-за трудовой деятельности. Выявленные автором тенденции важны для адекватного понимания ситуации с пожилыми в России.

В статье «Нарратив и ирония старости» Кирилл Новиков рассказывает об ироничном отношении к жизни ивановских стариков, которое, по их мнению, сформировалось в условиях «измельчания» людей, идей, жизненных задач, по сравнению с тем, что они знали в прошлом. Ирония позволила респондентам пережить тяжёлые времена и адаптироваться к новой жизни, смягчить удары судьбы, посмотреть на новые социальные нормы с сарказмом.

В тексте Анны Ипатовой «Судьбы старшего поколения ивановцев» рассматриваются типичные биографии пенсионерок. В первой - биографии 63-летней женщины представлен вариант жертвенной жизни, которая подчинена заботе о лежачей слепой 90-летней матери, страдающей склерозом и без инвалидной группы. Женщина удовлетворена семейной жизнью, сыном, который подарил ей компьютер. Она заботится о матери, но и о ней заботятся муж и сын. Своеобразной отдушиной для неё является

интернет. Вторая история - 81-летней бабушки, которая проживает одна в деревне. Её поддерживают соседи, и она платит им взаимностью. Но у неё сложные отношения с родственниками, проблемы со здоровьем. Тем не менее бабушка отличается оптимизмом, считает грехом обижаться на родственников, гостеприимна, помогает родственникам и соседям. Подобная жизненная стратегия, базирующаяся на христианских ценностях, позволяет ей гармонично сосуществовать с соседями. В деревне она ведёт активную социальную жизнь, где знает всех, и её знают все. Бабушка успешно реализует свой жизненный проект. Третья история - женщины 75 лет, которую также можно назвать социально активной. Она была ударницей на производстве, её фотографии всегда на доске почёта, агитатор и народный заседатель в суде. По прежнему ведет активную жизнь. Под её опекой две маленькие правнучки (в этом же доме живёт внук с женой). Чтобы сохранить свою независимость, выращивает овощи для себя во дворе дома. Кроме того, она взяла на себя уход за огородом на даче, который обеспечивает овощами три семьи. Она ходит на мероприятия от КПРФ, любит петь песни на митингах. Сама готовит и убирает, таскает дрова, ухаживает за могилами родственников. В браке была счастлива, с мужем прожила 50 лет, после его утраты не может привыкнуть просить помощи. Сама пытается освоить всё то, что делал раньше муж. При этом сохранила мобильность, периодически навещает родственников в других городах.

Типичные истории демонстрируют разнообразие опыта российских пенсионеров, форм их адаптации к сложившимся условиям. Во всех случаях мы видим выбор достаточно адекватной формы адаптации к трудной ситуации, сохранение включённости в общество. Образ жизни говорит о том, что сложившиеся стереотипы о пожилых, как беспомощных, несчастных, изолированных от семьи и общества, далеки от реальности.

Материалы сборника показывают, что в российской глубинке сохранилась соседская взаимопомощь, забота пожилых людей друг о друге. Солидарностные отношения отнюдь не исчезли, не обесценились в условиях различных лишений, которым подвергаются пенсионеры - жители российской провинции. Они во многом потому и выживают, что поддерживают друг друга. По-видимому, социальная политика должна опираться на сохранившиеся традиции взаимопомощи.

Материалы сборника полезны не только социологам, социальным работникам, специалистам в области социальной политики, но широкому кругу - пожилым, их детям и внукам, заботящимся о своих пожилых родственниках. Привлекает присутствие внутренней дискуссии: так Шмерлина полемизирует с Рогозиным по поводу концепции либерализации старения. В целом, в исследовании схвачены не только проблемы российских пенсионеров, проживающих в провинции, но и многие общероссийские, да и глобальные проблемы.

Список источников

Григорьева И. А., Видясова Л. А., Дмитриева А. В., Сергеева О. В. (2015) Пожилые в современной России: между занятостью, образованием и здоровьем. СПб: Алетейя.

Григорьева И. А., Келасьев В. Н. (2017) Архаические стереотипы и новые сценарии понимания старения. Успехи геронтологии, 2 (30): 243-247.

Дергаева А. Е. (2013) Профилактика социального исключения пожилых людей в современном российском обществе. Автореф. дис. канд.социол. наук. Санкт-Петербург.

Елютина М., Трофимова О. (2017). Одинокое проживание и переживание одиночества в позднем возрасте. Журнал исследований социальной политики, 1 (15): 37-50.

Смолькин А. А. (2014) Трудовой потенциал пожилых людей. Социологические исследования, (5): 97-103.

Neugarten B. L. (1974) Age Groups in American Society and the Rise of the Young-Old. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 415 (1): 187-198.

Oleg Kelasyev

PROVINCIAL OLD AGE AND ITS NEW INTERPRETATIONS

Rogozin D. M., Ipatova A. A. ed.) (2016) Starikam tut mesto: sotsial'noe osmyslenie stareniya [The Country for Old Men: Social Understanding of Ageing]. Moscow: Institut sotsiologii RAN. 264 p. ISBN - 978-5-89697-272-3

References

Dergaeva A. E. (2013) Profilaktika sotsial 'nogo isklyucheniyapozhilykh lyudei v sovremennom rossi-iskom obshchestve. Avtoref. dis. kand. sotsyol. nauk [Prevention of Social Exclusion of Older People in Modern Russian Society. Doct. Diss. Absract]. Saint Petersburg.

Elyutina M., Trofimova O. (2017) Odinokoe prozhivanie i perezhivanie odinochestva v pozdnem vozraste [Lonely Living Arrangements and Coping with Loneliness in Old Age]. The Journal of Social Policy Studies, 1 (15): 37-50.

Grigor'eva I.A., Vidjasova L. A., Dmitrieva A. V., Sergeeva O. V. (2015) Pozhilye v sovremennojRossii: mezhdu zanjatost'ju, obrazovaniem i zdorov'em [Aged Persons in Current Russia: Between Labour, Education and Healthcare]. St. Petersburg: Aleteya.

Grigor'eva I.A., Kelas'ev V.N. (2017) Arkhaicheskie stereotipy i novye stsenarii ponimaniya stareniya [Archaic Stereotypies and Modern Approaches for Understanding of Aging]. Uspekhi gerontologii [Advances in Gerontology], 2 (30): 243-247.

Neugarten, B. L. (1974) Age Groups in American Society and the Rise of the Young-Old. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 415 (1): 187-198.

Smol'kin A.A. (2014) Trudovoy potentsial pozhilykh lyudey [Labor Potential of the Eldrely]. Sot-siologicheskie issledovaniya [Sociological Research], (5): 97-103.

Oleg Kelasyev - PhD in Sociology, Senior Lecturer, Saint Petersburg State University, Faculty of Sociology, Saint Petersburg, Russian Federation. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.