Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ И ДИЗАЙН» С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ И ДИЗАЙН» С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтамов Баходир Рустамович, Муродова Зебинисо Каримовна

Каждый человек по своему характеру и темпераменту, по физическим данным индивидуален. И у каждого человека есть свои скрытые черты индивидуальных возможностей. Чтобы раскрыть индивидуальные особенности студентов преподаватель должен разными методами преподавания ,всестороне изучив каждого студента, правильно строить учебно-воспитательную работу с ними. В данной статье даны методы открытия индивидуальных особенностей студентов. Используя указанные в статье методы, можно улучшить качество проводимого занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ И ДИЗАЙН» С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

Затем повторно оценочный лист выдается после изучения всего раздела. Учащиеся заполняют вторую колонку «В конце изучения темы» так же знаками «+» или «-».

Задания контрольной работы основываются на заданиях оценочного листа. То есть, по ходу изучения раздела, ученик одновременно готовится к контрольной работе.

По заданным критериям каждый ученик проверяет свою выполненную контрольную работу, оценивает ее и только после этого учитель соглашается или не соглашается с оценкой и выставляет оценку в свою колонку.

Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет им видеть изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Всего составлено 12 оценочных листов по каждому разделу математики в 5 классе. Оценочные листы были составлены и оформлены совместно с контрольными работами по каждому разделу в виде тетради учебных достижений в двух вариантах. Каждый учащийся имеет свою тетрадь, по которой работаем с первой четверти.

Таким образом, выстроенная таким способом система контроля и оценивания результатов обучения, не будет ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету, а будет развивать у учащегося умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить свои ошибки и пути их устранения.

На мой взгляд, чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с учащимися.

Список литературы

1. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения», издательство «Интор», 1996.

2. ЛеонтьевА.Н. «Деятельность. Сознания. Личность». М, 1977.

3. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической

психологии». М: Международная педагогическая академия, 1995.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ И ДИЗАЙН» С УЧЁТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Ахтамов Б.Р.1, Муродова З.К.2

'Ахтамов Баходир Рустамович — преподаватель, кафедра технологического образования, педагогический факультет, Бухарский государственный университет; 2Муродова Зебинисо Каримовна — преподаватель, Государственная специализированная общеобразовательная школа № '9, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: каждый человек по своему характеру и темпераменту, по физическим данным индивидуален. И у каждого человека есть свои скрытые черты индивидуальных возможностей. Чтобы раскрыть индивидуальные особенности студентов преподаватель должен разными методами преподавания ,всестороне изучив каждого студента, правильно строить учебно-воспитательную работу с ними. В данной статье даны методы открытия индивидуальных особенностей студентов. Используя указанные в статье методы, можно улучшить качество проводимого занятия.

Ключевые слова: темперамент, индивидуальные особенности, метод.

УДК 37.013

Предмет «Технология и дизайн» состоит из лекций и в основном практических занятий. Руководя практической работой, преподаватель в обучении осуществляет индивидуальный подход к учащимся, исходя из личных особенностей (возрастных, психологических и физиологических), чтобы развить положительные и устранить отрицательные качества у каждого из них. Всестороннее изучение

каждого учащегося позволяет преподавателю правильно строить и учебно-воспитательную работу с ними. Нужно чуткое внимание, уважение и в то же время настойчивость и разумная требовательность.

По программе учебной дисциплины «Технологии и дизайн» обучение проводится по трём разделам направления.

1. Технология обработки древесины.

2. Технология обработки металлов.

3. Технология обработки неметаллических материалов.

Во всех разделах предмета студенты, изучая частично теорию лекционных занятий, на практических занятиях делают изделия по заданной теме. Преподаватель, изучив знание каждого студента, наиболее способным студентам дает более сложные индивидуальные задания. На примере нужно изготовить какое-либо изделие из древесины, например, шахматную доску. Есть стандартные размеры шахматной доски. Студентам предлагается изменить обычные размеры шахматной доски и, конечно же, и дизайн изделия. Каждый студент начинает работать над заданием и чертить технологическую карту по своему размышлению. Начинается соперничество между студентами и в итоге выходят оригинальные чертежи и изделия. Такими методами можно развить индивидуальные особенности у студентов. Нужно дать одинаковый шанс всем одновременно и каждый студент должен использовать свой шанс, чтобы отличиться, нужно прогрессировать метод этого студента, чтобы в дальнейшем показать ещё лучшие результаты чем нынешние.

У всех студентов есть талант, но раскрыть этот талант нужно преподавателям. Для этого преподаватель должен знать методы трудового обучения. Чтобы учащиеся правильно воспринимали, осознавали, запоминали и применяли знание, приобретая необходимые умения и навыки, следует использовать наиболее эффективные методы обучения [1-21] в соответствии с принципами дидактики и характером изучаемого материала.

С помощью органов чувств человек знакомится с внешним миром. На основе первичного знания у него развиваются высшие психические познавательные процессы: мышление, воображение и т.д. Под методом трудового обучения следует понимать совокупность способов и приемов, направленных на сознательное усвоение и творческий подход каждого студента к творческому использованию знаний на практике.

В зависимости от тех органов чувств, которые участвуют в восприятии учебного материала, методы обучения делятся на пять групп.

1) методы проблемного обучения - проблемное изложение учебного материала, поисковая беседа, исследовательский метод.

2) словесные - лекция, объяснение, беседа, воздействующие на органы слуха.

3) наглядные - наблюдения, демонстрация различных пособий, показ трудовых приёмов и операций, в основу которых положено на воздействие на органы зрения, слуха, осязания.

4) практические, воздействующие на различные органы чувств, чаще всего на несколько органов одновременно, что способствует более активному восприятию учебного материала.

5) метод контроля - опрос пройденного материала; выяснение уровня усвоения учебного материала путём решения технических заданиях, заданными на уроках.

Искусство педагога состоит и том, чтобы на каждом учебном занятии выбрать такое сочетание различных методов, которое обеспечивало бы наиболее глубокое усвоение учебного материала.

Многочисленными опытами установлено что человек запоминает около 10 % того что слышит, около 12% того, что видит, около 50% того, что слышит и видит, и около 90 % того, что делает. Самым лучшим методом является проблемное обучение. Проблемная ситуация - осознанное субъектом затруднение, для преодоления которого необходимо найти верный путь. Проблема - это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств. Познавательная задача представляет собой проблему, которую нужно решить при данных условиях.

Педагогический такт - это, во-первых, уважение к личности учащихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность к учащимся; в-третьих, доверие к учащимся и одновременно систематический контроль за их деятельностью. Педагогической такт несовместим с торопливостью в оценочных суждениях педагога и его выводах и решениях по поводу успеваемости и поведения студентов.

Учащиеся очень ценят педагогической такт: чуткий, внимательный подход к каждому студенту дает возможность отличат случайную ошибку от злого умысла, правду от лжи. Терпение и выдержка со стороны педагога вовсе не значит, что преподаватель должен снижать свои требования к учащимся. Такт - важнейшее средство воздействия педагога на учащихся при решении самых различных вопросов в учебных ситуациях. Можно сказать, что педагогический такт - один из признаков педагогического мастерство мастера. От такта зависит не только качество учебно-воспитательного процесса, но и взаимоотношения педагога с учащимися, его авторитет.

92

Список литературы

1. Ахтамов Б.Р., Муртазоев А.Н. Проект гелиотеплицы, подогреваемой альтернативной энергией // Наука без границ. 12:7 (2017). С. 32-36.

2. Тураев А.А., Ахтамов Б.Р. Основные критерии параметров полевого транзистора для многофункционального датчика // Наука без границ. 11:6 (2017). С. 99-11.

3. Kakhhorov S.K., Zhuraev АЛ. Method of application of virtual stands in teaching subjects of electrical engineering, radio engineering and electronics // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education (Boston. USA. September 22-23), 2019. P. 44-47.

4. Жураев А.Р. Выбор оптимизированного содержания трудового образования и методика его обучения (5A112101-Методика трудового обучения) // Ташкент, 2014. С. 107.

5. Жураев А.Р., Аслонова М.С., Бахранова У.И. Методика использования электронных учебников в обучении направления "Технология и дизайн" предмета технологии // Проблемы педагогики. № 3 (35), 2018. С. 23-25.

6. Жураев А.Р., Рауфова Н.Р. Методика использования программы Flash при обучении предмета технологии по направлению "Технология и дизайн" // Асаdemy. № 6 (33), 2018. С. 79-80.

7. Жураев А.Р., Тешаева И.М. Методические основания оптимизации содержания предмета «Технология» // Проблемы науки. 30:6 (2018). С 88 - 89.

8. Zhuraev АЛ. Research and methodology background to the optimization of labour and professional training curriculum in general secondary education // Science and world. № 7 (35), 2016. P. 70-71.

9. Zhuraev АЛ. Using Electronic Teaching Materials for Training Future Teachers // Eastern European Scientific Journal. 1 (2019). P. 432-435.

10. Жураев А.Р. Методика применения виртуальных лабораторий в обучении предметам гидравлики и теплотехники // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education (Boston. USA. September 22-23). 2019. P. 48-50.

11. Zhuraev АЛ. Methods of applying virtual laboratories in teaching hydraulics and heat technology // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2019. №7 (7). P. 35-40.

12. Жураев А.Р., Йулдошова Г.С. Значение использования программы «AutoCAD» при обучении учеников 7 класса по направлению «Технология и дизайн» // Наука, образование и культура. № 4 (28), 2018. С. 58-60.

13. Жураев А.Р., Махсудова М.Д. Педагогические основы обеспечения непрерывности при обучении предмету технологии // Проблемы педагогики. № 3 (35), 2018. С. 25-27.

14. Zhuraev А.К, Mukhamedova Kh.B., Mirzhamolova F.N., Mirzhamolova G.A. Scientific methodological basis for coordination of labor education curriculum // The Way of science. № 6 (40), 2017. P. 70-72.

15. Zhuraev А.К, Yuldashev Kh.D. Application methodology for online laboratories at teaching metal-processing methods // The Way of Science. № 6 (40), 2017. P. 67-69.

16. Zhuraev АЛ. Types of education and importance of ensuring the coherence of education content in terms of subject // Science and world. 35:7 (2016). P. 67-69.

17. Жураев А.Р., Тулкинова Х.Т. Педагогические и психологические основы выбора оптимизированного содержания трудового образования // Молодой учёный. № 13 (117), 2016, С. 794 - 796.

18. Жураев А.Р., Нурумбетова У.К. Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы трудового образования // Молодой учёный № 13 (117), 2016. С. 792-794.

19. Тураев А.А., Жураев А.Р. Модуль приема оптических сигналов с входным каскадом на полевом фототранзисторе // Физика, электроника, электротехника. Материалы конференции, 2016. С. 181.

20. Жураев А.Р. Метод эффективного использования технических средств обучения в организации учебного процесса в направлении «технологическое образование» // Вестник науки и образования. 97:19 (2020). Ч. 2. С. 38-41.

21. Sayfullayeva D.A, Juraev A.R., ToshevYu.N. Innovative project of preparation of students for professional activity // Вестник науки и образования, 2020. № 19 (97). Часть 2. С. 48-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.