Мустафин Иршат Рифатович
ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЕЗДНОГО ГОРОДА (К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II НА МЕСТАХ)
В статье на примере отдельно взятого уездного города России второй половины XIX века показана процедура проведения выборов в органы общественного управления по Городовому Положению 1870 года. Проанализированы и введены в научный оборот ранее не публиковавшиеся документы провинциального архива. На основе изученных архивных материалов автором раскрываются характерные черты и особенности выборов гласных в органы общественного управления уездного города Арзамаса Нижегородской губернии. Адрес статьи: www .gramota.net/materials/3/2017/5/30.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 111-113. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
"SYMPHONY OF A SOUND" BY GIACINTO SCELSI IN THE CONTEXT OF DEVELOPING MUSICAL ART OF THE XX CENTURY
Molchanov Andrei Sergeevich, Ph. D. in Art Criticism, Associate Professor M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatory mas-composer@mail. ru
The article is devoted to studying four pieces for orchestra by the Italian composer Giacinto Scelsi based on one note. The composition is analyzed through the lenses of avant-garde trends of the XX-century music, the sonoristic principles of thinking. The author emphasizes the idea of synthesis of the static and dynamic components extracted from one tone, pays special attention to the features of symphonic arrangement of a cycle originated at the crossroad of Eastern and Western cultural traditions.
Key words and phrases: one-sound compositions; avant-gardism; sonorism; meditativeness; musical composition techniques of the XX century.
УДК 94
Исторические науки и археология
В статье на примере отдельно взятого уездного города России второй половины XIX века показана процедура проведения выборов в органы общественного управления по Городовому Положению 1870 года. Проанализированы и введены в научный оборот ранее не публиковавшиеся документы провинциального архива. На основе изученных архивных материалов автором раскрываются характерные черты и особенности выборов гласных в органы общественного управления уездного города Арзамаса Нижегородской губернии.
Ключевые слова и фразы: Городовое Положение 1870 г.; Нижегородская губерния; уездный город Арзамас; гласный; органы общественного управления; баллотировка.
Мустафин Иршат Рифатович, к.и.н.
Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации unost345@mail. т
ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЕЗДНОГО ГОРОДА (К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II НА МЕСТАХ)
По Городовому Положению 1870 г. в уездных городах России формировались органы общественного управления, которые состояли из городского избирательного собрания, городской думы и городской управы. Возглавлял органы общественного управления городской голова.
На примере города Арзамаса Нижегородской губернии, представлявшего собой во второй половине XIX в. типичный уездный город России, рассмотрим процедуру проведения выборов в органы общественного управления.
Подготовка к выборам начиналась с выяснения списочного состава избирателей. Правом участия в избирательных собраниях обладали российские подданные в возрасте не менее 25 лет (возрастной ценз), не менее двух лет проживавшие в городе на постоянной основе (ценз оседлости), обладавшие недвижимым имуществом или содержащие торгово-промышленные заведения (имущественный ценз).
Избиратели были наделены двумя голосами на выборах: своим голосом и голосом по доверенности [1, ст. 23]. К участию в выборах по доверенности допускался широкий круг физических и юридических лиц. Среди них, например, были: горожане, отсутствовавшие в городе во время выборов; совершеннолетние граждане, не достигшие установленного на выборах возрастного ценза; различные товарищества, монастыри и церкви, обладавшие недвижимым имуществом в пределах городской черты и уплачивавшие соответствующие сборы в пользу города.
Доверенность по распоряжению голосом на выборах оформлялась обычно «от руки и на простой бумаге» и заверялась подписями «верителей». Если «верители» вызывали сомнение или были незнакомы представителям городской управы, то доверенность удостоверялась нотариусом либо «свидетельствовалась» чинами полиции. Одним из примеров такого документа является «Доверенность арзамасской мещанки Е. Ф. Перетрутовой», датированная 1883 г. Текст доверенности гласит: «Любезный супруг, Иван Васильевич! Настоящею доверенностью уполномочиваю Вас участвовать, вместо меня, при выборе гласных в Арзамасской городской думе; по чему можете производить баллотировку городского головы и гласных и самому, от моего имени, баллотироваться, где следует за меня расписываться. И что Вы по сему законно учините, я верю, спорить и прекословить не буду. Ноября 22 дня 1883 г. Доверенность эта дана арзамасскому мещанину Ивану Васильевичу Перетрутову. Арзамасская мещанка Екатерина Федоровна Перетрутова» [2, д. 19, л. 45]. Приведенный текст рукописной доверенности является «типовым» и повторяется с незначительными изменениями практически во всех подобных документах избирателей уездного города Арзамаса рассматриваемого периода.
Доверенность Е. Ф. Перетрутовой была нотариально заверена, о чем свидетельствует соответствующая запись ниже основного текста: «Тысяча восемьсот восемьдесят третьего года ноября двадцать второго, доверенность эта явлена у меня, Владимира Алексеевича Терновского, арзамасского нотариуса, в конторе
112
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
моей в Арзамасе... мещанскою женою Екатериною Федоровною Перетрутовою, живущею в Арзамасе... лично мне известною и имеющею законную правоспособность к совершению актов... Удостоверяю, что доверенность эту она... подписала собственноручно... Нотариус В. А. Терновский» [Там же].
Городовое Положение 1870 г. определило и тех, кто был лишен права участвовать в выборах. К таковым относились: чины городской полиции, лица, признанные несостоятельными или имеющие задолженности по городским сборам; состоящие под следствием, ограниченные в правах или лишенные прав по суду; отрешенные от должности (в течение трех лет от отрешения); лишенные духовного сана или звания.
Избиратели вносились в списки в порядке понижения суммы уплачиваемых сборов в городской бюджет, а затем делились на три разряда (собрания), каждое из которых выбирало 1/3 гласных в городскую думу. Составленный на таком основании список по разрядам избирателей утверждался думой. Число гласных определялось по числу избирателей. На первые 300 избирателей приходилось 30 гласных, а сверх этого на каждые 150 избирателей выбиралось еще по 6 гласных. Для уездного города существовало ограничение по числу гласных в думе - не более 72 человек.
Проведение выборов зависело от информированности населения. Списки избирателей после утверждения губернатором, за два месяца до проведения выборов, публиковались официально и размещались в городской управе «для всеобщего сведения». В официальной части еженедельных «Нижегородских губернских ведомостей» размещалась информация о решениях органов городского общественного управления по предстоящим выборам [3, № 41, 49]. Объявления о предстоящих выборах размещались на площади и главных улицах. Каждый избиратель получал на руки повестку за подписями члена городской управы и городского секретаря, приглашавшую прибыть «в помещение Городской Думы, для принятия участия в производстве выбора лиц в гласные» [2, д. 26, л. 5]. В повестке указывались дата и время проведения выборов, а также номер одного из трёх разрядов, по которому будут осуществляться выборы. В первое время повестки для избирателей были рукописные, однако со временем получили распространение повестки, напечатанные типографским способом, в которых от руки вносились только номер разряда, дата и время проведения выборов.
После объявления списка избирателей и получения ими повесток городской управой в течение двух недель принимались возражения по поводу участия в выборах. Избиратель, не изъявивший желания принимать участие в выборах, мог оповестить об этом управу с помощью собственноручно написанного заявления или небольшой записки на обороте повестки. Заявления и записки содержали в основном краткую информацию об отказе принимать участие в выборах, и при этом не всегда с указанием конкретных причин. Например, записка купца Н. М. Подсосова (декабрь 1883 г.) гласила: «Я имею честь вам заявить, что быть на собрании не могу, а равно и баллотироваться в гласные не желаю. Николай Подсосов» [Там же, д. 19, л. 21].
После рассмотрения возражений, за месяц до выборов утвержденные городской думой списки избирателей передавались городской управе с целью информирования жителей, в том числе о внесенных в списки изменениях.
Даты проведения выборов назначались с учетом обеспечения явки наибольшего числа избирателей. В Журнале заседаний Арзамасской городской думы зафиксировано, что 10 ноября 1883 г. городской голова предъявил заявление, поданное за подписями семи гласных, в котором они просили перенести выборы в думу по второму разряду на другой день, потому что «назначенный на 5 число декабря съезд городских избирателей второго разряда... приходится в базарный день понедельник, в который многие из числа избирателей по принадлежности своей к торговому классу в этот день на выборы едва ли явятся». В итоге городская дума постановила «вместо назначенного прежде 5-го числа декабря для выборного съезда по 2-му разряду, как неудобного к съезду собрания, назначить 29 число ноября месяца, о чем и дать извещения избирателям по 2-муразряду» [Там же, л. 10 - 10 об.].
Многоступенчатая процедура составления и утверждения списков избирателей исключала варианты каких-либо ошибок в них.
Особенностью осуществления выборов было то, что голосование было тайным, при помощи специальных баллотировочных шаров. Для баллотировки каждого кандидата предназначался специальный ящик, в который каждый избиратель опускал шар, оставляя его либо в правом делении ящика при голосовании «за», либо в левом при голосовании «против». После этого избиратель переходил к ящику следующего кандидата, и все действия повторялись.
Процедура голосования усложнялась тем, что кандидаты в гласные выдвигались из числа самих избирателей путем самовыдвижения или по предложению одного или нескольких избирателей, и при этом их число было неограниченным. Баллотировка и подсчет голосов (в обязательном присутствии всех избирателей) занимали длительное время. Поэтому в один день проводились выборы только по одному разряду, а выборы по двум следующим разрядам осуществлялись в другие дни.
В течение недели после выборов принимались замечания от избирателей. В целом их было немного, и в основном они касались технической стороны организации процесса выборов. Наиболее характерной является жалоба купца П. П. Никитина, поступившая в Арзамасскую городскую управу 18 января 1888 года, после проведения выборов по первому разряду. В своей жалобе он указывал, что «при производстве 14-го числа сего месяца января выборов гласных по 1-му разряду на четырехлетие с 1888 г. имели место нижеследующие неправильности и нарушения закона: 1. К баллотировке шарами были допущены предложенные по запискам Николай и Василий Сергеевичи Вязововы, не имевшие на то право как не внесенные в утвержденные Городскою думою списки избирателей всех трех разрядов. 2. При баллотировке Петра Ивановича Серебренникова не досталось по числу избирателей шара... » [Там же, д. 26, л. 18]. Жалоба рассматривалась органами городского общественного управления и была передана в Губернское по городским делам присутствие.
В ходе рассмотрения было выяснено, что указанные в жалобе «неправильности» не нарушили установленного законодательства и в целом не повлияли на результаты выборов. Также было определено, что Н. С. и В. С. Вязововы были внесены в список для избрания гласных по первому разряду ошибочно. В связи с тем, что они не были избраны в гласные, Губернское по городским делам присутствие «не нашло в производстве сказанных выборов нарушения... установленного для выборов порядка, и в заседании 26 сего марта постановило: выборы эти оставить в силе, а жалобу Никитина - без последствий» [Там же, л. 32].
Выборы в городскую думу считались состоявшимися, если число избирателей превышало число подлежащих избранию гласных. По ст. 38 Городового Положения, избранными в гласные городской думы считались лица, которые получили более половины голосов избирателей, т.е. если при подсчете баллотировочных шаров число избирательных баллов превышало число неизбирательных. После подсчета голосов данные по каждому кандидату в гласные заносились в специальные баллотировочные списки с указанием фамилии, имени и отчества, а также количества избирательных и неизбирательных баллов. Если голоса «За» превышали голоса «Против», то в специальной графе таблицы, напротив фамилии кандидата указывали «Гласный», что свидетельствовало об избрании гласным.
Каждый список по определенному разряду заверялся подписями лиц, принимавших участие в голосовании. Также указывались дата и время начала и окончания процедуры голосования. Например, в баллотировочном списке Арзамасского городского избирательного съезда второго разряда на выборы гласных в городскую думу на четвертое четырехлетие было зафиксировано: «Баллотировка началась в 12 часов утра 29 ноября 1883 г. Баллотировка закончилась в 4 часа дня, 29 ноября 1883 г.» [Там же, д. 19, л. 72 - 73 об.]. После окончания подсчета голосов составлялся список лиц, избранных в гласные.
Избранным гласным направлялись повестки с назначением даты принятия присяги «о добросовестном исполнении принимаемых на себя обязанностей» и вступлении в должность [Там же, л. 126].
В органы общественного управления периодически поступали заявления от гласных, которые в силу разных причин могли отказаться от своей должности. Одним из таких документов является заявление губернского секретаря Д. Н. Ермолова в Арзамасскую городскую управу от 28 мая 1891 г., в котором было сказано: «За продажею мною своего дома, я не могу состоять в звании гласного Арзамасской Городской Думы, о чем заявляя Городской Управе, покорнейше прошу исключить меня из состава гласных» [Там же, д. 26, л. 105].
После рассмотрения заявлений и удовлетворения прошений выбывшие гласные заменялись другими, согласно количеству указанных в баллотировочном списке избирательных голосов.
Результатом выборов в Арзамасскую городскую думу на первое четырехлетие 1871-1874 гг. стало избрание 57 гласных, в том числе 29 представителей мещан, 24 от купечества, 2 от чиновников. Во второе четырехлетие с 1875 г. в городскую думу были избраны 28 мещан, 19 купцов, 18 цеховых, 4 священника и 3 чиновника, то есть 72 гласных [Там же, д. 1, л. 27] - наибольший утвержденный показатель для уездных городов. В дальнейшем до принятия Городового Положения 1892 г. общее количество и сословный состав гласных оставались практически неизменными.
На первом заседании Арзамасской городской думы гласные после божественной литургии в Воскресенском соборе, главном храме города, приносили торжественную присягу на верность Императору и государству и вступали в должность. Из своего состава гласные городской думы выбирали членов городской управы и городского голову, которого утверждал в своей должности губернатор.
Таким образом, проведение выборов в органы общественного управления уездных городов стало одним из существенных шагов в практической реализации городской реформы 1870 года. Характерными чертами процедуры выборов в органы общественного управления были тайное голосование и широкое участие представителей различных сословий, до этого практически не имевших такой возможности. Это позволило привлечь к решению назревших вопросов новые силы, стремящиеся внести свой вклад в эффективное социально-экономическое развитие уездных городов.
Список источников
1. Городовое Положение, Высочайше утвержденное 16/28 июня 1870 г. // Реформы Александра II / сост. О. И. Чистяков,
Т. Е. Новицкая. М.: Юридическая литература, 1998. С. 232-262.
2. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). Ф. Ф-23. Оп. 1.
3. Нижегородские губернские ведомости. 1883. 12 октября (№ 41); 7 декабря (№ 49).
CONDUCTING ELECTIONS TO PROVINCIAL ADMINISTRATION BODIES (ON THE ISSUE OF REALIZATION OF ALEXANDER IIS REFORMS AT THE LOCAL LEVEL)
Mustafin Irshat Rifatovich, Ph. D. in History Nizhny Novgorod Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Pubic Administration
The article by the example of the Russian provincial town of the second half of the XIX century shows the procedure of elections to provincial administration bodies according to the Municipal Statute of 1870. The author analyzes and introduces into scientific use previously unpublished documents from the provincial archive. On the basis of the archival materials the paper discovers specificity of the town councilors elections in the provincial town Arzamas of Nizhny Novgorod province.
Key words and phrases: Municipal Statute of 1870; Nizhny Novgorod province; provincial town Arzamas; town councilor; public administration bodies; voting.