Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ'

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожарная безопасность / требования пожарной безопасности / риск причинения вреда / индикаторы риска / федеральный государственный пожарный надзор / внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия / fire safety / fire safety requirements / risk of harm / risk indicators / federal state fire supervision / unscheduled control (supervision) measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адамов Дмитрий Сергеевич, Зенкова Ирина Федоровна, Щеголева Наталья Олеговна, Семенова Ольга Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы применения индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) как приоритетного источника информации о необходимости проведения внеплановых проверок. Приведен обзор нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, регламентирующих осуществление ФГПН. Подготовлены выводы о важности использования индикаторов риска в целях своевременного реагирования и минимизации риска причинения вреда либо ущерба охраняемым законом ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Адамов Дмитрий Сергеевич, Зенкова Ирина Федоровна, Щеголева Наталья Олеговна, Семенова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE OF UNSCHEDULED INSPECTIONS WHEN RISK INDICATORS OF VIOLATION OF MANDATORY REQUIREMENTS ARE IDENTIFIED

The article addresses the use of risk indicators of violation of mandatory requirements during implementation of federal state fire supervision (FGPN) as a priority source of information concerning the need for unscheduled inspections. There is provided the overview of normative legal acts of the Russian Federation and normative documents on fire safety regulating the implementation of FGPN . There is concluded the feasibility of using risk indicators in order to timely respond and minimize the risk of harm or damage to values protected by law.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

УДК 614.849

doi: 10.37657/vniipo.avpb.2023.78.47.006

ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Дмитрий Сергеевич Адамов, Ирина Федоровна Зенкова, Наталья Олеговна Щеголева, Ольга Сергеевна Семенова

Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) как приоритетного источника информации о необходимости проведения внеплановых проверок. Приведен обзор нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, регламентирующих осуществление ФГПН. Подготовлены выводы о важности использования индикаторов риска в целях своевременного реагирования и минимизации риска причинения вреда либо ущерба охраняемым законом ценностям.

Ключевые слова: пожарная безопасность, требования пожарной безопасности, риск причинения вреда, индикаторы риска, федеральный государственный пожарный надзор, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия

Для цитирования: Адамов Д.С., Зенкова И.Ф., Щеголева Н.О., Семенова О.С. Проведение внеплановых проверок при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2023. № 4 (18). С. 64-67. https://doi.org/10.37657/vniipo.avpb.2023.78.47.006.

PERFORMANCE OF UNSCHEDULED INSPECTIONS WHEN RISK INDICATORS OF VIOLATION OF MANDATORY REQUIREMENTS ARE IDENTIFIED

Dmitry S. Adamov, Irina F. Zenkova, Natalia O. Shchegoleva, Olga S. Semenova

All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.

Abstract. The article addresses the use of risk indicators of violation of mandatory requirements during implementation of federal state fire supervision (FGPN) as a priority source of information concerning the need for unscheduled inspections. There is provided the overview of normative legal acts of the Russian Federation and normative documents on fire safety regulating the implementation of FGPN . There is concluded the feasibility of using risk indicators in order to timely respond and minimize the risk of harm or damage to values protected by law.

Keywords: fire safety, fire safety requirements, risk of harm, risk indicators, federal state fire supervision, unscheduled control (supervision) measures

For citation: Adamov D.S., Zenkova I.F., Shchegoleva N.O., Semenova O.S. Performance of unscheduled inspections when risk indicators of violation of mandatory requirements are identified. Aktual'nye Voprosy Pozharnoi Bezopasnosti - Current Fire Safety Issues, 2023, no. 4, pp. 64-67. (In Russ.). https://doi.org/10.37657/vniipo. avpb.2023.78.47.006.

Введение

Очевидно, что пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны, а обеспечение требуемого уровня пожарной безопасности на объектах защиты создает условия для поддержания высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации, а также защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В свою очередь, требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности на объектах зависит от системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ).

Изложение основного материала исследования

Положениями Федерального закона «О пожарной безопасности» [1] определено, что осуществление федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности относится к основным функциям СОПБ.

Реализация мероприятий при осуществлении ФГПН регламентируется требованиями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» (далее - Закон) [2], вступившего в силу с 1 июля 2021 года.

Следует отметить, что основной целью разработки Закона было совершенствование законодательства Российской Федерации в области правового регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленного, в том числе, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3], анализ положений которого показал:

недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований;

наличие приоритетного подхода к проверкам, которые, в свою очередь, представляют собой наиболее затратные мероприятия как для контролируемых лиц (КЛ), так и для контрольно-надзорных органов (КНО).

В ранее опубликованной работе отмечалось [4], что основные новеллы, закладываемые Законом, изменили правила и порядок осуществления государственного надзора, существенно расширили набор инструментов для оценки соблюдения КЛ обязательных требований. Необходимо подчеркнуть, что предложенные способы осуществления надзора связаны со снижением издержек для КЛ. При этом некоторые из них предусматриваются без взаимодействия с КЛ. Одновременно особое значение в Законе было уделено осуществлению профилактических мероприятий: увеличено количество видов профилактических мероприятий и усовершенствованы механизмы их проведения. Следует отметить, что в настоящее время ФГПН, регулируемый Законом, также стал более ориентированным на профилактику нарушений обязательных требований.

Дополнительные изменения в порядок осуществления ФГПН и иных государственных надзоров в целом внес мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленный постановлением Правительства Российской Федерации «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [5] - для видов государственного надзора, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом.

Ввиду отмены плановых проверок возникла необходимость в развитии механизма внепланового контроля ФГПН для обеспечения своевременного реаги-

рования, а также минимизации риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на подконтрольных объектах. В этой связи активное развитие получило использование индикаторов риска нарушения обязательных требований (далее - индикатор риска) как приоритетного источника информации о необходимости проведения внеплановых проверок.

Важно подчеркнуть, что получение сведений о срабатывании указанных индикаторов происходит в дистанционном режиме без взаимодействия с КЛ, что, в свою очередь, позволит КНО оптимально использовать материальные (финансовые, кадровые) ресурсы.

В соответствии с положениями Закона, индикатором риска является «соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», из чего следует, что формулировка определения индикатора риска содержит в себе следующие основные характеристики:

основой индикатора риска является определенный параметр объекта надзора;

при определении индикатора риска используется параметр отклонения или соответствия объекта надзора;

индикатор риска не основывается на уже произошедшем нарушении обязательных требований и не является таковым;

индикатор риска позволяет идентифицировать риск причинения вреда (ущерба) в контролируемой сфере.

Действующий перечень индикаторов риска при осуществлении ФГПН, утвержденный приказом МЧС России [6], включает в себя шесть индикаторов риска.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Широкое распространение практики применения индикаторов риска как источника информации о необходимости проведения внеплановых проверок позволит совершенствовать механизм внепланового контроля ФГПН и будет способствовать:

своевременному реагированию и минимизации риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

возможности КНО более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, сосредоточивая их на наиболее проблемных участках; стимулированию добросовестного поведения КЛ; исключению непосредственного взаимодействия КЛ и КНО; повышению эффективности и оперативности работы КНО; использованию КНО дополнительных инструментов для оценки соблюдения обязательных требований;

повышению законности, прозрачности и эффективности надзорной деятельности, а также снижению количества споров при осуществлении ФГПН.

Список литературы 1. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 нояб. 1994 г. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 5438/?ysclid=loe1w2htzv314907547 (дата обращения: 31.10.2023).

2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 июля 2020 г., одобр. Советом Федерации 24 июля 2020 г. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358750/?ysclid=loe2cqmlje612085656 (дата обращения: 31.10.2023).

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон Рос. Федерации от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г., одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_83079/?ysclid=loe64jy5ym522181773 (дата обращения: 31.10.2023).

4. Анализ основных положений Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» / Д.С. Адамов, Е.В. Козырев, И.В. Костерин, В.А. Сорокин, Н.О. Щеголева // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2020. № 4 (6). С. 26-32.

5. Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411233/?ysclid=loe6c6mosl46492936 (дата обращения: 31.10.2023).

6. Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора: приказ МЧС России от 07.06.2021 г. № 364 (ред. от 04.07.2023): зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2021 № 63925 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_387847/?ysclid=loe6evarzr981 708576 (дата обращения: 31.10.2023).

Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 16.10.2023; принята к публикации 20.11.2023.

Адамов Дмитрий Сергеевич - заместитель начальника отдела - начальник сектора; Зенкова Ирина Федоровна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник; Щеголева Наталья Олеговна - старший научный сотрудник; Семенова Ольга Сергеевна - научный сотрудник.

Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.

Dmitry S. Adamov - Deputy Head of Department - Chief of Sector; Irina F. Zenkova - Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher; Natalia O. Shchegoleva - Senior Researcher; Olga S. Semenova - Researcher.

All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.