Научная статья на тему 'Проведение верификации моделей проточной части турбомашины на программе flow Vision'

Проведение верификации моделей проточной части турбомашины на программе flow Vision Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
205
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР / ПРОТОЧНАЯ ЧАСТЬ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ЧИСЛЕННЫЙ МЕТОД / CENTRIFUGAL COMPRESSOR / FLOW PATH / SOFTWARE / NUMERICAL METHOD

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хисамеев И. Г., Футин В. А., Шубкин И. М.

Выявлено влияние геометрических параметров модели проточной части турбомашины на точность результатов расчета во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хисамеев И. Г., Футин В. А., Шубкин И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLOW VISION.It has been shown how geometry of compressor flow path model affects the accuracy of Flow Vision results.

Текст научной работы на тему «Проведение верификации моделей проточной части турбомашины на программе flow Vision»

УДК 621

И. Г. Хисамеев, В. А. Футин, И. М. Шубкин

ПРОВЕДЕНИЕ ВЕРИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБОМАШИНЫ НА ПРОГРАММЕ FLOW VISION

Ключевые слова: центробежный компрессор, проточная часть, программный комплекс, численный метод.

Выявлено влияние геометрических параметров модели проточной части турбомашины на точность результатов расчета во FLOW VISION.

Keywords: centrifugal compressor, flow path, software, numerical method.

It has been shown how geometry of compressor flow path model affects the accuracy of “Flow Vision " results.

При проектировании центробежных компрессоров (ЦК) на индивидуальные параметры заказчика появляется необходимость модификации типовой ступени или создание новой, а также улучшение существующих ступеней[1]. Моделирование трехмерного потока численными методами, реализованными в программном комплексе Flow Vision, является одним из этапов проектирования проточных частей ЦК [2].

Целью работы являлось определение влияния геометрических параметров исследуемого объекта на точность расчета в среде FlowVision.

Задачи работы:

1. Исследование влияния размера расчетной ячейки на точность и время расчета ступеней с рабочими колесами (РК) закрытого и полуоткрытого типов, состоящих из трех подобластей.

2. Исследование влияния наличия и отсутствия потерь на протечки и трение дисков на характеристики ступеней с РК закрытого и полуоткрытого типов, состоящих из трех подобластей.

В качестве объектов исследования были применены две центробежные ступени, испытанные в ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа".

Первая ступень с закрытым РК всасывающего типа для многоступенчатого ЦК высокого давления имела: всасывающий патрубок, входное устройство, РК закрытого типа с относительной шириной на выходе 0,0533 и с углом выхода лопаток 60°, безлопаточный диффузор, поворотное колено, обратно направляющий аппарат. Эксперименты проводились при условном числе Маха 0,7.

Вторая ступень - ступень многовального мультипликаторного ЦК концевого типа -имела: осевой входной патрубок, полуоткрытое осерадиальное РК с относительной шириной на выходе 0,0426 и с углом выхода лопаток 50°, лопаточный диффузор с углом лопатки на входе 19°, выходное устройство в виде кольцевой камеры, нагнетательный патрубок. Эксперименты проводились при условном числе Маха 1,0. Рабочий зазор между корпусом и торцами лопаток на выходе из РК, полученный экспериментально, составил б = 0,2 мм.

Геометрические модели ступеней представляют осесимметричные секторы с одной лопаткой РК и содержат три подобласти: входной аппарат, РК, диффузор. Течение в модели приняли осесимметричным, т. е. распределение давлений и скоростей по окружной координате на входе и выходе ступени равномерно.

Для трехмерного моделирования течения потока в среде Flow Vision первой ступени с закрытым рабочим колесом приняли геометрическую модель потока, состоящую из входного аппарата, рабочего колеса и безлопаточного диффузора.

Это позволило провести верификацию по трем сечениям: 0 - на входе в рабочее колесо, 2 - на выходе из рабочего колеса и 4 - на выходе из безлопаточного диффузора.

Геометрические модели потока первой ступени строились как одна и три подобласти. Входной аппарат имеет кольцевой вход. В нем отсутствуют лопатки. Рабочее колесо моделировалось как без каналов между корпусом компрессора и дисками РК, так и с каналами (рис. 1) для учета влияния потерь на протечки и трение дисков.

Рис. 1 - Геометрическая модель потока первой центробежной ступени с каналами между корпусом компрессора и дисками РК

Рис. 2 - Геометрическая модель потока второй центробежной ступени

Геометрические модели потока второй ступени строились как одна и три подобласти. Вторая ступень с осерадиальным полуоткрытым рабочим колесом (рисунок 2) содержит также три звена: осевой направляющий аппарат, рабочее колесо и лопаточный диффузор. Между передней стенкой рабочего колеса и торцами лопаток построен равномерный по всей длине контура зазор, равный 0,2 мм. Протечка со стороны основного диска в модели отсутствует вследствие ее малой величины от 0 до 0,1%.

В рассматриваемой работе выбрали:

1. Тип модели расчета - "Полностью сжимаемая жидкость"[3].

2. Модель турбулентности - SST.

3. Вещество - воздух.

В расчетной модели были приняты следующие граничные условия:

1. На входе входного патрубка задавали "Полную температуру" и "Полное давление".

2. На выходе из диффузора задавали "Нормальную массовую скорость", определяемую как отношение заданного массового расхода воздуха к площади выхода и к числу лопаток;

3. Для неподвижных и вращающихся стенок задавали условие расчета пограничного слоя по логарифмическому закону; скорость на стенке при этом принималась равной нулю.

4. Для торцов лопаток и передней стенки корпуса задавали модель зазора.

5. Подвижному элементу модели - рабочему колесу задавали движение вокруг оси z с частотами вращения, соответствующих числу Маха Mu равному 0,7 для первой ступени и числу Маха Mu равному 1 для второй ступени (соответствующих экспериментальным данным).

6. Передача рассчитываемых данных от неподвижного входного аппарата к вращающемуся рабочему колесу и далее к неподвижному диффузору осуществлялась через связанные попарно между собой скользящие поверхности.

7. Для поверхностей, выделяющих осесимметричный сектор, задавали условие периодичности.

Расчет моделей проводили при различном измельчении сетки.

Обработка данных:

- Расчетные данные обрабатывались с помощью формул газо- и термодинамики, применяемых при обработке экспериментальных данных. Все расчетные данные осреднялись по площади.

- Проводилось осреднение и пересчет скоростей из декартовой системы координат в полярную.

Для оценки минимального размера ячейки при моделировании трехмерного течения в турбомашинах ввели понятие безразмерного коэффициента размера ячейки д, определяемого как отношение длины одной стороны ячейки С к толщине лопатки рабочего колеса бл. Ячейка задается в виде куба.

При измельчении ячейки погрешность расчета степени повышения давления П4 по полным параметрам для первой и второй ступеней уменьшается (таблица 1).

Зависимость степеней повышения давлений за рабочим колесом и диффузором первой и второй ступеней от условного коэффициента расхода Фо показывает, что расчетные данные меньше соответствуют экспериментальным на больших расходах. На оптимальном и минимальном расходах соответствие больше.

Таблица 1 - Результаты исследования размера ячейки в моделях первой ступени с каналами между корпусом компрессора и дисками РК и второй ступени при оптимальном условном коэффициенте расхода Фоопт.

Газодинами -ческие параметры Экспери- мент Расчет при ц = 1.267 Расчет при ц = 0.63 Расчет при ц = 0.25 А, %

ц = 1.267 ц = 0.63 ц = 0.25

О, кг/с 1.646 -ая ступень -

П4* 1.4005 1.4533 1.4632 1.4527 3.77, 4.47, 3.72

П|4 0.865 0.8988 0.8888 0.8832 3.91, 2.75,2.1

О, кг/с 1.616 2-ая ступень -

П4* 1.9772 1.8276 1.8538 1.9497 .4 - .3 - .6, 7. -

П|4 0.8172 0.726 0.8082 0.8688 -11.2, -1.1, +6.0

^ ч. -- 8 24 120 -

Визуальные результаты расчетов по третьей задаче:

1. При рассмотрении изолиний абсолютной скорости в меридиональном сечении диффузора первой ступени без каналов (рисунок 3а) и с каналами (рисунок 3б) между корпусом компрессора и дисками РК видно, что в модели без каналов нарушается физичность процесса: в меридиональном сечении безлопаточного диффузора наблюдаются два ядра потока на стенках, а не в центре, как это описывается в литературе [4].

В модели первой ступени с каналами физичность процесса сохраняется: ядро потока перемещается в диффузоре от передней стенки к задней и к середине ширины канала.

2. На выходе из диффузора отчетливо видны ядро потока и пограничный слой, скорость с приближением к выходу диффузора снижается.

Рис. 3а - Изолинии абсолютной скорости первой ступени при Фо=0,0838 без каналов

между корпусом компрессора и дисками РК

Рис. 3б - Изолинии абсолютной скорости первой ступени при Фо=0,0838 с каналами между корпусом компрессора и дисками РК

Заключение

1. Проведенная работа показала, что с помощью программного комплекса Flow Vision можно получить хорошее соответствие расчетных данных экспериментальным по параметрам, осредненным по площади в контрольных сечениях, при расчете ступеней многозвенных центробежных компрессоров различного типа (полуоткрытые рабочие колеса с зазором на передней стенке, закрытые рабочие колеса с протечками в зазорах между корпусом компрессора и дисками РК). Погрешность расчета интегральных параметров элементов ступени (рабочее колесо, диффузор) составляет не более 5% при моделировании мелких деталей объекта исследования, правильном задании граничных условий и размера конечных объемов. При расчетах ступени на режимах работы, соответствующих большим расходам, погрешность выше и достигает 10%.

2. Качественная картина течения наиболее близка к известным литературным данным при моделировании мелких деталей объекта исследования, таких как зазоры между корпусом компрессора и дисками закрытого РК и между корпусом компрессора и торцами лопаток полуоткрытого РК.

3. При отсутствии резко изменяющихся геометрических размеров модели ступени (например, зазор в полуоткрытом колесе или лабиринтное уплотнение) размер расчетной ячейки должен быть сопоставим с минимальным размером элементов проточной части (толщина лопатки), и уменьшение размера расчетной ячейки незначительно влияет на точность расчета.

При резко изменяющихся формах геометрической модели ступени необходимо уменьшить размер расчетной ячейки в области минимального размера геометрической модели.

Литература

1. Максимов, В.А. Компрессорное и холодильное машиностроение на современном этапе / В .А. Максимов, А.А. Мифтахов, И.Г.Хисамеев//Вестник Казан. технол. ун-та. - 1998. - №1. -С.104-113.

2. Муртазин Р.Ф., Футин В.А., Поташева Е.В. Опыт применения программно-методического комплекса для анализа и проектирования проточных частей центробежных компрессоров // Компрессорная техника и пневматика. - 2010. - № 5. - С. 14.

3. FlowVision. Руководство пользователя. Версия 2.5.2-2008.

4. Рис В.Ф. Центробежные компрессорные машины», - 3-е изд., перераб. и доп. - С-Пб.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1981. - 351 с.

© И. Г. Хисамеев - д-р техн. наук, проф., зав. каф. холодильной техники и технологии КНИТУ; В. А. Футин - канд. техн. наук, нач. отдела мультипликаторных компрессоров ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа", [email protected]; И. М. Шубкин - инженер по расчетам 2-й кат. ЗАО "НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа", соискатель КГТУ им. А.Н.Туполева, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.