УДК 796 Фатиев Я. О, Рысев Ю.Л.
Фатиев Я.О.
студент, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российская таможенная академия (г. Санкт-Петербург, Россия)
Рысев Ю.Л.
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российская таможенная академия (г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ, США И КИТАЕ
Аннотация: в статье рассматривается проведение и регулирование проведения уроков физической культуры в трёх странах: России, США и Китае. Производится анализ отношения этих стран к физическому воспитанию, а так же изучается мнение жителей этих стран по поводу их отношения к урокам физкультуры в их странах, обсуждается вопрос, нравится ли им как проводится урок физической культуры в их стране, что они хотели бы изменить, каковы особенности урока физической культуры.
В статье используется научная литература и юридические документы, касающиеся проведения уроков физической культуры в школах рассматриваемых стран.
Ключевые слова: физкультура, Россия, США, Китай.
В Российской Федерации физическое воспитание регламентируется, в основном, Федеральным Законом № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В соответствии с ним можно выделить следующие принципы[5]:
- Непрерывность и преемственность физического воспитания для лиц разного возраста,
- Учёт интересов граждан при развитии в сфере физкультуры,
- Самостоятельность физкультурно-спортивных организаций,
- Создание благоприятных условий по финансированию в сфере физкультуры[1].
Рассмотрим более подробно регулирование проведения уроков физической культуры в США и в Китае и сравним его с российским.
В США каждый штат несёт ответственность за свои академические стандарты. Многие штаты соблюдают Национальные стандарты Национальной ассоциации спорта и физического воспитания (NASPE, 2004). В соответствии с NASPE, качественная программа PE (англ. «physical education» - «физическое образование») должна проводиться именно сертифицированным специалистом по физическому воспитанию. Данные стандарты рекомендуют школьникам начальных классов заниматься 150 минут в неделю, а ученикам средних классов - 225 минут в неделю[3].
В России же согласно Федеральной Образовательной Программе (ФОП) школьницам рекомендуется проводить уроки физкультуры по 3 часа в неделю, то есть по 180 минут в неделю[2].
В США большинство учеников не только просто занимаются физкультурой, но и принимают участие в различных соревнованиях между школами. Эти соревнования, кстати, иногда даже транслируют по телевидению с целью внушения людям здорового образа жизни, что действительно является очень важным [7].
Большинство занятий физкультурой в США основываются на соревнованиях и командной работе [4].
Обычно занятия состоят из разминки и фитнеса, последнюю же часть урока могут посвятить игре. Разминка очень насыщенная, это позволяет повысить организованность, выплеснуть накопившуюся энергию и разогреть мышцы у учеников. Во время занятий фитнесом учеников часто делят на
несколько подгрупп, и каждая подгруппа занимается своим видом спорта, затем они меняются. Это позволяет ученикам понять какой вид спорта для них ближе [6].
Большим плюсом школ в США является то, что многие из них оснащены бассейнами и отдельными залами для определённых видов спорта.
Многим российским школам, в отличие от американских, этого не хватает, но прогресс не стоит на месте. Так к концу 2024 года в России планируется оснастить около 6 тысяч школ бассейнами, как сообщает пресс-служба Министерства просвещения РФ.
В Китае физическое воспитание регулируется Законом о физическом воспитании и спорте от 1995 года. Им установлены 7 правил, которые должны соблюдать все школы КНР:
1. Физкультура в Китае - это обычная часть школьного образования.
2. Уроки физкультуры перечислены как академические курсы, которые регулярно оцениваются и достаточны для удовлетворения потребностей особых студентов.
3. Учащимся необходимо выделять время для ежедневных физических нагрузок в соответствии с национальными стандартами.
4. Предлагаются разнообразные внеклассные мероприятия, тренировки и спортивные соревнования, ежегодно проводятся общешкольные сборы по физкультуре и спорту.
5. Педагоги физкультуры должны иметь квалификацию в соответствии с национальными правилами и получать льготы, связанные со спецификациями работы.
6. Поля, помещения и оборудование для физической активности должны использоваться только по назначению.
7. Для улучшения физической подготовки студентов должны осуществляться медицинские осмотры и надзор за студентами.
В целом, стандарты по физкультуре в Китае аналогичны NASPE, о которых мы упоминали ранее, но в отличие от них, стандарты Китая включают в себя не только всестороннее физическое развитие, но и здоровье [8].
В китайских школах физкультура преподаётся каждый день, 5 уроков в неделю, то есть 300 минут в неделю! Это гораздо больше, чем в России и США.
Чтобы иметь общее представление о проведении уроков физкультуры в других странах, я решил поговорить с иностранцами на эту тему. Не обошёл я стороной и наших соотечественников, общался на эту тему с россиянами из нескольких регионов.
Большинство тех россиян, с кем мне удалось поговорить, рассказали, что им нравятся уроки физкультуры, что это хороший способ разгрузиться после умственной работы. Больше всего им нравилась часть урока, посвящённая игре, например волейболу или футболу.
Те, кому нравится урок физкультуры хотели бы чтобы урок физкультуры длился больше, чем 45 минут. Такое мнение можно понять, ведь школьники тратят время не только на сам урок физкультуры, но и на переодевание по два раза, на то, чтобы прийти в себя (попить воды, принять душ, если он, конечно, имеется). В связи с нехваткой времени школьники часто опаздывают на следующий за физкультурой урок, стоит либо увеличить время перемены после физкультуры, либо время самого урока физкультуры, чтобы уменьшить опоздания на следующий за физкультурой урок.
Удалось мне поговорить и с жителями Чеченской Республики. Оказывается, в некоторых школах в Чечне девочки не могут играть в игры на уроках физкультуры, но им очень хотелось бы так же, как и мальчикам играть в игры, например в футбол или баскетбол.
Что касается американцев, с которыми мне удалось поговорить, то большинство из них не любят уроки физкультуры, в отличие от россиян. Но при этом они отмечают, что проведение уроков физической культуры было качественным, что в США серьёзно следят за физическим воспитанием студентов, а также проводятся разные игры в рамках урока физкультуры,
например волейбол, футбол и даже плавание, о котором ни один россиянин не упомянул. Видимо, как уже отмечалось ранее, из-за отсутствия бассейнов во многих российских школах.
Среди опрошенных мной китайцев несколько человек отметили монотонность проведения уроков физкультуры и выразили желание иметь что-то более новое, какие-нибудь новые игры. Несколько китайцев отметили, что школы в Китае могут тайно сокращать часы проведения уроков физкультуры, то есть более важные предметы могут занимать время у предмета физкультуры, который, как уже было сказано, проводится довольно часто. Интересен тот факт, что почти каждый китаец, по крайней мере из тех, с кем я разговаривал, упоминает занятия бегом на уроках физкультуры и даже наизусть знает, что девочка должна пробежать 800 метров, а мальчик 1000 метров. Ни один россиянин и ни один американец не называл каких-либо конкретных цифр. Это может говорить о серьёзном отношении китайцев к физическому воспитанию. Ежедневное проведение уроков физкультуры так же свидетельствует об этом.
Изучив проведение занятий по физкультуре в России, США и Китае, можно сделать вывод, что во всех рассматриваемых странах физическому воспитанию отводится значительная роль. Разница лишь в особенностях проведения уроков физкультуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
2. Федеральная Образовательная Программа. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 370-372;
3. Национальные стандарты Национальной ассоциации спорта и физического воспитания (NASPE, 2004);
4. Олейник Н.А., Зайцев В.П., Бондаренко Т.В., Крамской С.И. Место физической культуры в системе образования стран западной и восточной цивилизаций // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2007;
5. Стращенко И.Ю., Чилингарян Н.Р., Чубарина Ю.А. Роль физической подготовки в юридической деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018;
6. Молоков Д.С., Викулов А.Д., Данилова Л.Н. Физическое воспитание школьников в зарубежных системах общего и дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. 2019;
7. Пескова Ю.Д., Неймышев А.В. Теоретический разбор основ разминки перед началом спортивных соревнований // E-Scio. 2020;
8. Айвазова Е.С., Соловьёв А.Г., Золотарева Э.Г. Подходы к обучению физической культуре в разных странах // Нацразвитие. Наука и образование. 2022. С. 7-10
Fatiev Ya.O., Rysev Yu.L.
Fatiev Ya.O.
Russian Customs Academy (St. Petersburg, Russia)
Rysev Yu.L.
Russian Customs Academy (St. Petersburg, Russia)
CONDUCTING PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN RUSSIA, THE USA AND CHINA
Abstract: the article discusses the conduct and regulation of physical education lessons in thrcountries: Russia, the USA and China. The analysis of the attitude of these countries to physical education is carried out, as well as the opinion of residents of these countries about their attitude to physical education lessons in their countries is studied, the question is discussed whether they like how a physical education lesson is conducted in their country, what they would like to change, what are the features of a physical education lesson.
Keywords: physical education, Russia, USA, China.