Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА'

ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
766
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИКТИВНОЕ БАНКРОТСТВО / ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО / СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / FCTITIOUS BANKRUPTCY / DELIBERATE BANKRUPTCY / FORENSIC ECONOMIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиркова Татьяна Юрьевна, Семёнова Екатерина Валерьевна, Федорова Ксения Александровна

В статье рассматривается роль и особенности проведения судебно-экономической экспертизы при определении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Выделены основные проблемы при выполнении судебно-экономических экспертиз по вопросам преднамеренных и фиктивных банкротств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING AN ECONOMIC EXAMINATION ASSIGNED BY THE COURT TO DETERMINE DELIBERATE AND FICTITIOUS BANKRUPTCYS FEATURES

The article discusses the role and features of conducting a forensic economic examination in determining signs of deliberate and fctitious bankruptcy. The main problems in the performance of forensic economic examinations on deliberate and fctitious bankruptcies are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА»

УДК 338.462

Т. Ю. Чиркова, Е. В. Семенова, К. А. Федорова

ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО И ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА

В статье рассматривается роль и особенности проведения судебно-экономи-ческой экспертизы при определении признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Выделены основные проблемы при выполнении судебно-экономических экспертиз по вопросам преднамеренных и фиктивных банкротств.

Ключевые слова: фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство, су-дебно-экономическая экспертиза.

Для современного этапа развития мировой экономики характерна геополитическая нестабильности и резкое обострение конкуренции на международном рынке. Для экономики России данные процессы отягощены политическим и экономическими санкциями. Несмотря на политику импортозамещения, проводимую в нашей стране, большинство российских компаний столкнулись с серьезными проблемами в области финансового состояния. Так, по данным Росстата в марте 2019 года коэффициент рождаемости организаций составил 7,0 промилле, а коэффициент ликвидации — 17,0 промилле. При этом коэффициент рождаемости организаций в Российской Федерации за первый квартал 2019 года на 8 % меньше, чем за аналогичный период 2018 года, а коэффициент ликвидации, наоборот, превышает аналогичный показатель за 2018 год почти на 13%.

При этом коэффициент ликвидации учитывает все многообразие причин, которые могли привести к ликвидации предприятия, следовательно, более целесообразно опираться на статистику банкротств (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика банкротств компаний за период 2012-2018 гг.

За последние шесть лет количество банкротств в Российской Федерации увеличилось более чем на 30 %. По данным сайта «Федресурс» (www.fedresurs.ru), за первый квартал 2019 года суды удовлетворили в 1,5 раза больше заявлений о привлечении к ответственности лиц, которые контролировали предприятия-банкроты. При этом интенсивность банкротств в экономике незначительно сократилась

(2938 компании за первый квартал 2019 года против 3176 за аналогичный период 2018 года), но сумма ответственности контролирующих лиц возросла в 2,9 раза и составила 75,4 млрд руб. Также стоит отметить рост преднамеренных банкротств. Так, в 2018 году количество заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства по сравнению с 2015 годом возросло более чем в два раза. Выявленная динамика отягощается тем, что в более, чем в 60 % случаев кредиторы ничего не получили по итогам процедуры, а также примерно в 40 % случаев у должника по результатам инвентаризации не было выявлено никакого имущества.

Рис. 2. Динамика преднамеренных банкротств в Российской Федерации

за период 2015-2018 гг. (по данным сайта «Федресурс»)

Количество случаев, когда управляющие не смогли сделать выводы о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства из-за недостаточности данных с каждым годом растет. Это обусловлено тем, что серые схемы фиктивного и преднамеренного банкротства относительно тяжело доказать.

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает использование специальных экономических знаний с целью выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Это возможно в рамках финансово-экономической экспертизы, которая может проводиться как государственными судебно-экспертными учреждениями, так и негосударственными организациями. В Российской Федерации порядок осуществления экспертной деятельности регулируется Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Необходимость назначения финансово-экономической экспертиза при расследовании дел о преднамеренном или фиктивном банкротстве обусловлено тем, что, согласно российскому законодательству, только заключение эксперта является источником процессуальных доказательств в суде.

В рамках финансово-экономической экспертизы рассматривается проблема банкротства организации, определяются признаки преднамеренного банкротства организации, проблемы финансовых правонарушений, которые связаны с фиктивным банкротством, а также многочисленные прочие вопросы, предполагающие необхо-

димость специальных знаний в области процедуры банкротства и финансово-экономических экспертиз.

В настоящее время отсутствует единая методика проведения экспертизы с целью подтверждения выводов следствия относительно наличия или отсутствия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства. Поэтому на практике применяются методики, прописанные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.02.2009 г. № 35. Согласно данным документам, можно выделить несколько этапов в работе эксперта при проведении экспертизы преднамеренного или фиктивного банкротства (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства

Этапы Содержание

Преднамеренное банкротство Фиктивное банкротство

1 этап В рамках данного этапа осуществляется анализ значений и динамики показателей и коэффициентов, предусмотренных указанными выше документами. Основная цель — дать характеристику уровню платежеспособности должника за определенный период

2 этап Если по результатам анализа за исследуемый период выявляется существенное ухудшение двух и более показателей, то эксперт должен провести анализ сделок организации-должника и действий органов управления. Цель — выявления причин ухудшения значений показателей На основании расчетов и их анализа эксперт должен сделать вывод о наличии или отсутствии признаков фиктивного банкротства: а) вывод о наличии признаков фиктивного банкротства делается, если по результатам экспертного исследования был подтвержден факт наличия возможности у организации-должника погасить свои обязательства в полном объеме перед кредиторам или оплатить обязательные платежи без существенного осложнения хозяйственной деятельности или ее прекращения; б) вывод об отсутствии у должника признаков фиктивного банкротства делается, если расчет и анализ показателей выявил отсутствие у организации-должника погасить свои обязательства без прекращения хозяйственной деятельности

3 этап На основании проведённого исследования эксперт должен сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства: а) вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства — если по результатам исследования было выявлено, что руководителем организации-должника заключались сделки или совершались действия, которые не соответствуют рыночным условиям или обычаям делового оборота, и которые послужили основной причиной ухудшения платежеспособности организации; б) вывод об отсутствии признаков преднамеренного банкротства — если по результатам исследования арбитражным управляющим или экспертом не было выявлено соответствующих действий; в) вывод о недопустимости проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства — при отсутствии документов, которые необходимы для проведения проверки

Согласно данным таблицы 1, в настоящее время в распоряжении экспертов есть простой и понятный алгоритм по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Однако следует понимать, что результаты использования данного алгоритма в очень большой степени зависят от компетентности и степени независимости исполнителя. Кроме того, интерпретация и результаты анализа одних и тех же показателей, условий сделок могут быть совершенно противоположны у разных специалистов.

При выполнении судебно-экономических экспертиз по вопросам преднамеренных и фиктивных банкротств на текущий момент выделяются следующие проблемы:

- исполнение судебной экспертизы, до того как будет возбуждено уголовное дело, не обеспечено в законодательном порядке;

- в законодательном обеспечении вероятности назначения и исполнения судебных экспертиз, до того как будет возбуждено уголовное дело, существуют недостатки, требующие устранения и усовершенствования;

- часто из-за сбоев законодательной техники заключения судебных экспертиз, которые составлены в процессе проверок информации о преступлениях, не соответствуют условиям допустимости и не относятся к числу доказательств.

Таким образом, в современной экономической ситуации возрастает роль финансово-экономических экспертиз как источника доказательств фактов преднамеренного или фиктивного банкротства. Наличие ряда выявленных проблем значительно осложняет использование методов финансово-экономической экспертизы, решение которых требует комплексного подхода, основной задачей которого будет выступать недопущение разрыва между теоретической составляющей и практической экспертной деятельностью в этой области. Эффективное использование методов финансово-экономической экспертизы позволит снизить процент заключений в области преднамеренных и фиктивных банкротств с признаком «недостаточно информации», что, в свою очередь, позволит сократить удельный вес дел, в которых кредиторы ничего не получили по итогам процедуры.

Литература

1. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (последняя редакция).

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (последняя редакция).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

4. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 05.02.2009 № 35 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению финансово-экономической экспертизы, назначенной в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации, и Методических рекомендаций для специалистов, привлекаемых к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, при проверке следователем сообщения о преступлении, предусмотренном статьей 196 Уголовного кодекса Российской Федерации».

5. Ткаченко Ю. А. Судебная экономическая экспертиза: учебное пособие / Ю. А. Ткаченко. Электрон. текстовые данные. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2016. 197 с. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.iprbookshop.ru/80473.html

6. Данные Единого Федерального реестра сведений о банкротстве [Электронный ресурс]: URL: https://bankrot.fedresurs.ru/?attempt=1

Об авторах

Чиркова Татьяна Юрьевна — старший преподаватель кафедры экономики и финансов, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия

E-mail: chircovatatiana@gmail.com

Семёнова Екатерина Валерьевна — студентка 4 курса, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: katya_semenova_1997@bk.ru

Федорова Ксения Александровна — студентка 4 курса, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: ksusha19103@mail.ru

T. Y Chirkova, E. V. Semenova, K. A. Fedorova

CONDUCTING AN ECONOMIC EXAMINATION ASSIGNED BY THE COURT TO DETERMINE DELIBERATE AND FICTITIOUS BANKRUPTCYS FEATURES

The article discusses the role and features of conducting a forensic economic examination in determining signs of deliberate and fictitious bankruptcy. The main problems in the performance of forensic economic examinations on deliberate andfictitious bankruptcies are highlighted.

Key words: fictitious bankruptcy, deliberate bankruptcy, forensic economic examination.

About the authors

Chirkova Tatiana Yur'evna — the Senior Lecturer, Department of Economy and Finance, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: chircovatatiana@gmail.com

Semenova Ekaterina Valer'evna — 4th year student, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: katya_semenova_1997@bk.ru

Fedorova Ksenia Alexandrovna — 4th year student, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: ksusha19103@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.