Научная статья на тему 'Проведение спасательных работ на пожаре с использованием передвижной пожарной техники'

Проведение спасательных работ на пожаре с использованием передвижной пожарной техники Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бондарев В. Ф., Бороздин С. А., Лобов Д. А.

Разработана методическая база, позволяющая планировать боевые действия пожарных подразделений с учетом имеющихся на объекте (в гарнизоне) технических средств и с использованием автолестниц и автоподъемников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rescue Work under Fire Condition Using Movable Fire Appliances Bondarev1(Saint-Petersburg Branch of All-Russian Research Institute for Fire Protection, Ministry of Emergency of Russian Federation)

The methodical base allowing to plan the combat actions of firebrigades with regard to available technical facilities on the object (in a garrison) and using the turntable ladders and automatic elevators is worked out.

Текст научной работы на тему «Проведение спасательных работ на пожаре с использованием передвижной пожарной техники»

УДК 614.847.15

ПРОВЕДЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ПОЖАРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕДВИЖНОЙ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ

В. Ф. Бондарев, С. А. Бороздин, Д. А. Лобов

Санкт-Петербургский филиал ФГУ ВНИИПО МЧС России

Разработана методическая база, позволяющая планировать боевые действия пожарных подразделений с учетом имеющихся на объекте (в гарнизоне) технических средств и с использованием автолестниц и автоподъемников.

Гибель людей является тягчайшим социальным последствием пожаров, а количество погибших — одним из основных критериев оценки обстановки с пожарами в гарнизоне пожарной охраны. Если по среднему числу пожаров на 1 тыс. чел. населения Россия занимает 8-е место в мире, то по среднему числу погибших при пожарах на 1 млн чел. — 1-е место. Гибель большого числа людей при пожарах следует отнести к несовершенству процесса предварительного планирования организации боевых действий подразделений пожарной охраны и персонала объекта по спасанию людей.

Поэтому выходом из создавшегося положения является разработка методической базы, позволяющей планировать боевые действия пожарных подразделений с учетом имеющихся в гарнизоне и на объекте технических средств и использованием соответствующих приемов и способов спасания людей. Разработка методики расчета сил и средств для проведения спасательных работ при пожаре в зданиях стала первым этапом такой работы.

Методика основывается на предположении, что аварийная ситуация на пожаре, требующая проведения работ по спасанию людей, характеризуется определенным объемом спасательных работ. Указанный объем спасательных работ может быть выполнен меньшим числом подразделений (технических средств) за большее время, а большим — за меньшее время.

Если весь объем спасательных работ выполняется одним техническим средством, то его величина может быть представлена в виде выражения

Т = Я (1)т(1),

(1)

где N(1) — количество технических средств, равное единице;

41)

время выполнения имеющегося объема работ по спасанию людей с помощью одного технического средства.

Интервал времени с момента возникновения пожара до момента достижения критических значе-

ний опасных факторов пожара в зоне нахождения людей в здании является допустимым временем Тдоп .

Указанное время за вычетом времени сосредоточения технического средства тсоср представляет собой требуемое время ттр проведения спасательных работ (рис. 1):

Ттр

Тдоп Тсоср . (2)

Время тсоср может быть представлено как некоторая средняя величина между временем прибытия первого тпр(1) и последнего тпр(п) технических средств спасания.

Зависимость времени окончания работ по спасанию от количества привлеченных технических средств с учетом времени их сосредоточения выражается формулой

Т Т соср +

Я (1)Т (1)

N

(3)

где N — количество технических средств, привлекаемых на пожар.

1 I I г 6 7 8 9 Я, отд.

РИС.1. Зависимости между основными параметрами ведения спасательных работ

Условием успешного выполнения работ по спасанию людей является выражение

Тдоп — Тсоср + Ттр • (4)

Для области успешного завершения работ по спасанию (см. рис. 1) выражение (3) может быть представлено в виде

Г — Т +

1 доп — ^ соср

Н (1)Т (1) N

у тр

(5)

Из выражения (5) требуемое количество технических средств составит:

N —

тр

N (1)Т (1)

Т доп Т

соср

N (1)Т (1)

тр

= ^ (6) Т

тр

МСС №1

МСС №2

□ □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □

□ и □ □ □ □ □

□ А ■ □ □ □ □ □

□ П □ □ □ □ □

□ □ □ □ □ □ □

П а □ □ 1 1 □ □ □ П

ШПЕ У

Расстояние

передислокации

Эксперимент №1

Эксперимент №2

РИС.2. Цикл выполнения работ по спасанию людей из двух МСС

Таким образом, требуемое количество технических средств может быть определено как отношение между величинами т^ и Ттр.

Изложенное выше представляет собой теоретическую основу расчета сил и средств для проведения спасательных работ при пожаре в зданиях.

Проведенные исследования показали, что на данный момент практически отсутствуют исходные данные (параметры), характеризующие ведение спасательных работ.

В соответствии с Боевым Уставом пожарной охраны [1] первоочередной задачей боевых действий пожарных подразделений является спасание людей. Самым распространенным средством, обеспечивающим боевые действия личного состава по спасанию людей на пожарах, являются автолестницы и автоподъемники.

Исследования, проводимые Санкт-Петербургским филиалом ФГУ ВНИИПО [2], показали, что имеющиеся на данный момент параметры спасания людей при помощи автолестниц и автоподъемников не позволяют реализовать методику для расчета сил и средств при проведении спасательных работ. Параметры (исходные данные) для расчета могут быть получены на основе экспериментальных исследований.

Для реализации разработанной методики расчета сил и средств при проведении спасательных работ при пожаре в зданиях необходимо иметь исходные данные (параметры), характеризующие ведение спасательных работ с использованием данных видов технических средств спасания, которые были определены при выполнении тем П.СП.Н.01.01 [3] и П.СП.Н.01.02 [4].

В целях определения полного перечня параметров, характеризующих выполнение работ с использованием автолестниц и автоподъемников, были проанализированы видеозаписи процессов спасания на плановых пожарно-технических учениях

(ПТУ). Это позволило разработать методику экспериментальных исследований, выполняемых в ходе специальных ПТУ.

Апробация методики проведения пожарно-так-тических учений и ее корректировка были проведены в Санкт-Петербургском гарнизоне пожарной охраны. После согласования методики с ГУГПС в гарнизонах пожарной охраны России были проведены соответствующие учения.

В ходе выполнения НИР была разработана предварительная методика осуществления экспериментальных исследований, которая использовалась при проведении ПТУ в Санкт-Петербургском гарнизоне пожарной охраны.

Процесс спасания исследовался с помощью видеосъемки, по материалам которой определялась последовательность действий по спасанию людей с помощью автолестниц и автоподъемников, время их выполнения. На основе анализа отснятого материала была произведена корректировка разработанной методики, уточнены и выявлены дополнительные элементы процесса спасания людей из здания с использованием автолестниц и автоподъемников. Временные параметры определялись при выполнении цикла, представленного на рис. 2. В полный цикл входят временные параметры следования к месту вызова и все элементы ведения спасательных работ из двух мест сосредоточения спасаемых (МСС). Цикл является оптимальным вариантом, охватывающим все необходимые параметры, которые могут входить в процесс спасания с помощью автолестниц и автоподъемников.

Согласно методике в гарнизонах предлагалось провести как минимум одно ПТУ, на котором должны были быть получены результаты выполнения элементов спасания в объеме трех циклов (шесть экспериментов).

Этажи спасания для проведения циклов выбирались в произвольном порядке из 4,6,8 и 10-го этажей. Количество людей в МСС № 1 и 2 рекомендовано было принимать в первом цикле соответственно 3 и 6 чел.; во втором — 9и 3 чел.; в третьем — 6 и 9 чел.

В связи с невозможностью проведения достаточного количества измерений в одном гарнизоне

30252015 1050

ТАБЛИЦА 2. Перечень временных параметров спасания людей при помощи АПК

и н е

а

о н т о е о н т н е я

о р

П

^лтл

V и

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 Скорость, км/ч

РИС.3. Результаты обработки параметра "Скорость следования автолестницы к месту вызова (пожара)"

ТАБЛИЦА 1. Перечень временных параметров спасания людей при помощи АЛ-30

№ п/п Параметр Условное обозначение Значение

1 Скорость следования АЛ, м/мин V г СЛ 511

2 Время выбора места установки АЛ, мин твм 0,51

3 Время установки на опоры, мин туо 0,68

4 Время разворота колен к месту спасания, мин трм 0,58

5 Скорость выдвигания колен к месту спасания, м/мин ^еыд 29,0

6 Скорость подъема звена страховки (2 чел.), м/мин V пзв 20,4

7 Время установки приставной лестницы, мин т ^упл 0,30

8 Время задержки первого человека при входе на АЛ, мин тзад 0,14

9 Пропускная способность АЛ, чел. • м/мин п 18,0

10 Время снятия приставной лестницы, мин т СпЛ 0,26

11 Скорость сдвигания колен АЛ, м/мин ^сде 36,0

12 Время разворота колен для приведения в транспортабельное состояние, мин т рк 0,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Время подъема опор, мин т по 0,61

14 Время крепления приставной лестницы, мин т ^кпл 0,39

15 Скорость передислокации, м/мин Vп 57,0

№ п/п Параметр Условное обозначение Значение

1 Скорость следования АПК к месту вызова (пожара), км/ч V СЛ 24,3 + 3,0

2 Скорость передислокации АПК на новую позицию, м/мин Vп 48,4 + 12,8

3 Скорость выдвигания колен к месту спасания, м/мин ^еыд 7,8 + 0,6

4 Скорость опускания люльки со спасаемыми на землю, м/мин ^сде 9,8 + 0,8

5 Время выбора места установки АПК, с т ем 43 + 9

6 Время установки опор, с т уо 93 + 9

7 Время подъема опор, с т по 71 + 8

8 Время перемещения пожарного в люльку АПК, с т пп вх 16 + 3

9 Время входа группы спасаемых в люльку АПК, с тгр вх 27 + 3

10 Время выхода группы спасаемых из люльки, с тгр вых 17 + 2

11 Время сдвигания колен АПК в транспортабельное состояние, с тсдв 114 + 14

12 Время выхода пожарного из люльки АПК, с пп т вых 7 + 1

ТАБЛИЦА 3. Перечень временных параметров спасания людей при помощи АЛ(л)

№ п/п Параметр Условное обозначение Значение

1 Скорость следования АЛ(л) к месту вызова (пожара), км/ч V СЛ 33,2 + 11,2

2 Скорость передислокации АЛ(л) на новую позицию, м/мин Vn 55,9 + 22,5

3 Скорость выдвигания колен к месту спасания, м/мин ^еыд 20,9 + 2,7

4 Скорость сдвигания колен АЛ(л), м/мин ^сде 88,2 + 23,5

5 Скорость спуска лифта АЛ(л) со спасаемыми, м/мин V °п у л 32,0 + 3,8

6 Время выбора места установки АЛ(л), с т ем 85 + 20

7 Время установки опор АЛ(л), с т уо 69 + 26

8 Время подъема опор АЛ(л), с т по 45 + 7

9 Время перемещения пожарного в лифт АЛ(л), с т упр вх 36 + 11

10 Время входа в лифт АЛ(л) группы спасаемых, с т гр вх 41 + 9

11 Время выхода из лифта АЛ(л) группы спасаемых, с т гр вых 18 + 3

12 Время выхода пожарного из лифта АЛ(л), с т упр вых 19 + 9

пожарной охраны Отделом организации службы и подготовки ГУГПС было предложено провести экспериментальные исследования в гарнизонах пожарной охраны России. Задание на проведение ПТУ по откорректированной методике было разослано в гарнизоны пожарной охраны по списку, согласованному с Отделом организации службы и подготовки (ООСиП ГУГПС). Результаты ПТУ предлагалось заносить в таблицу, форма которой была специально для этого разработана.

Учения с использованием автолестниц проводились в 27 гарнизонах пожарной охраны России, а с применением автоподъемников и автолестниц с лифтом — в 18 гарнизонах пожарной охраны России. В ходе работы осуществлялся анализ параметров, характеризующих выполнение работ по спасанию людей с использованием автолестниц, автоподъемников и автолестниц с лифтом.

Обработка проводилась в среде электронных таблиц "Excel" для Windows. Большое количество

экспериментов дало возможность получить представительные данные, позволяющие обработать результаты измерений случайных величин с минимальными погрешностями.

Частотные распределения исследуемых величин были представлены в виде диаграмм. Пример результата обработки параметра "Скорость следования автолестницы к месту вызова (пожара)" представлен на рис. 3.

В результате проведенного анализа были установлены параметры спасания людей при помощи автолестниц, автоподъемников и автолестниц с лифтом, которые представлены соответственно в табл. 1, 2 и 3.

Учитывая отсутствие в настоящее время параметров работы автолестниц и автоподъемников по спасанию людей из зданий при пожаре, полученные результаты можно использовать в качестве основополагающих при прогнозировании объемов спасательных работ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боевой устав пожарной охраны. — М.: МВД России, 1995. — 48 с.

2. Провести исследования и разработать методику расчета сил и средств для проведения спасательных работ при пожаре в зданиях: Отчет о НИР (закпюч.) / СПбФ ФГУ ВНИИПО; Руководитель Э. А. Зычков. — П.СП.Д.01.99; № ГР 01.9.90002752. — СПб., 2000. — 163 с.

3. Провести исследования и определить параметры для расчета сил и средств при проведении спасательных работ с использованием автолестниц: Отчет о НИР (заключ.) / СПбФ ФГУ ВНИИПО; Руководитель В. Ф. Бондарев. — П.СП.Н.01.01; № ГР 01200103807. В 2-х кн. — СПб., 2001. — 211 с.

4. Провести исследования и определить параметры для расчета сил и средств при проведении спасательных работ с использованием пожарных автоподъемников: Отчет о НИР (заключ.) / СПбФ ФГУ ВНИИПО; Руководитель А. Д. Голиков. — П.СП.Н.01.02; № ГР 01200205517. В 2-х ч. — СПб., 2002. — 152 с.

Поступила в редакцию 09.02.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.