Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ'

ПРОВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1007
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОРУЧЕНИЕ / ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Андрей Владимирович

Настоящая работа посвящена законопроекту о проведении допроса, опознания и очной ставки следователем, дознавателем в отношении участников уголовного судопроизводства с использованием систем видео-конференц-связи. Автор рассматривает обоснованность введения подобной практики, вопросы, связанные с практической реализацией данных методов проведения следственных действий и перспективы применения предлагаемых поправок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING INVESTIGATING ACTIONS USING VIDEO CONFERENCE COMMUNICATION SYSTEMS

This work is devoted to the draft law on interrogation, identification and confrontation by the investigator, interrogating officer in relation to participants in criminal proceedings using videoconferencing systems. The author considers the validity of the introduction of such a practice, issues related to the practical implementation of these methods of conducting investigative actions and the prospects for the application of the proposed amendments.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ»



УДК 343.985.7

Савельев Андрей Владимирович Тюменский государственный университет Институт государства и права Россия, Тюмень andrej-savelev-000@mail.ru Andrey Saveliev Tyumen State University Institute of State and Law Russia, Tyumen

ПРОВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СИСТЕМ ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ Аннотация: настоящая работа посвящена законопроекту о проведении допроса, опознания и очной ставки следователем, дознавателем в отношении участников уголовного судопроизводства с использованием систем видео-конференц-связи. Автор рассматривает обоснованность введения подобной практики, вопросы, связанные с практической реализацией данных методов проведения следственных действий и перспективы применения предлагаемых поправок. Ключевые слова: уголовный процесс, следователь, следственные действия, поручение, видео-конференц-связь.

CONDUCTING INVESTIGATING ACTIONS USING VIDEO CONFERENCE

COMMUNICATION SYSTEMS Annotation: this work is devoted to the draft law on interrogation, identification and confrontation by the investigator, interrogating officer in relation to participants in criminal proceedings using videoconferencing systems. The author considers the

validity of the introduction of such a practice, issues related to the practical implementation of these methods of conducting investigative actions and the prospects for the application of the proposed amendments.

Key words: criminal process, investigator, investigative actions, assignment, videoconferencing.

Противодействие преступности, выражающееся в раскрытии и расследовании преступлений, имеет большое значение для современного общества. Вместе с тем, данный процесс связан с существенным ограничением прав и свобод человека, а потому одной из задач законодателя является совершенствование уголовно-процессуального законодательства в сторону снижения неблагоприятных последствий для участников уголовного судопроизводства [1, с. 34].

Сегодня уголовный процесс сопровождается существенными временными затратами, в связи с которыми расследование уголовных дел очень часто не представляется возможным окончить в двухмесячных срок. Следователь, дознаватель тратит много времени на производство следственных действий. Зачастую ситуация осложняется тем, что лицо, в отношении которого необходимо произвести следственное действие, находится на значительном расстоянии от места его проведения, и, в связи с этим, возникает необходимость в направлении поручения для производства того или иного следственного действия. Процесс исполнения поручения может существенно затягивать срок расследования, так как одно только направление поручения и последующее получение материалов по данному поручению почтовым отправлением может занимать около недели.

В связи с вышеуказанными трудностями, 01.06.2021 г. сенаторами Российской Федерации А.В. Кутеповым и В.А. Пономаревым в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект №

1184595-7 «О внесении изменений в Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации (о проведении допроса и очной ставки следователем, дознавателем в отношении участников уголовного судопроизводства с использованием систем видео-конференц-связи)» [2]. Указанный законопроект принят депутатами Государственной Думы Российской Федерации единогласно в трёх члениях, одобрен Советом Федерации, и, с наибольшей долей вероятности, будет подписан Президентом Российской Федерации, опубликован, и вступит в законную силу.

В УПК РФ уже существует подобная процедура «дистанционного» допроса, применяемая судом. Её правила описаны в ст. 278.1 указанного Кодекса [3]. Думается, что авторы законопроекта руководствовались, в том числе, данными положениями, намереваясь наделить такой же возможностью и следственные органы, что логично. Вместе с тем, любые нововведения требуют осмысления и обсуждения возникающих вопросов, на которые автор обращает внимание в данной работе. Продвигаясь по стадиям законодательного процесса, законопроект претерпевал некоторые изменения. В настоящем исследовании речь будет идти о конечном варианте законопроекта, одобренном Советом Федерации.

В пояснительной записке авторы законопроекта предлагают ввести в УПК РФ статью 189.1, которая будет регламентировать правила производства следователем следственных действий «дистанционно». Авторы законопроекта приводят следующее обоснование: «Принятые поправки направлены на расследование уголовных дел в установленные законом разумные сроки, а также на полное и всестороннее исследование всех обстоятельств уголовного дела». Вполне справедливое и благое намерение, с которым трудно не согласиться. Также авторы говорят о том, что, «в виду расширения в обществе взаимодействия посредством дистанционных ресурсов, необходимо учитывать потребность такого взаимодействия и в уголовно-процессуальной сфере». Здесь

хотелось бы отметить, что предварительное расследование носит конфиденциальный характер, а за разглашение данных, полученных в связи с участием в нем, установлена уголовная ответственность. В эпоху глобальной цифровизации появляются возможности как к передаче, обмену информацией с помощью современных технологий, так и к несанкционированному доступу к такой информации, что в условиях предварительного расследования недопустимо, а потому необходимо обеспечивать защиту данных предварительного расследования, привлекая профильных специалистов.

В целом же, пояснительная записка содержит в себе понятную и справедливую мотивировку законопроекта и его общие положения. Далее перейдем к анализу предлагаемых поправок.

Применение систем видео-конференц-связи неизбежно сопровождается использованием соответствующего оборудования. В законопроекте указано, что следственные действия возможно провести путем использования систем видео-конференц-связи государственных органов. Можно предположить что под «системами видео-конференц-связи государственных органов» понимается единственный ВКС-разработчик в Российской Федерации - «ТгиеСоп5>, продуктом которого пользуются государственные органы Российской Федерации, а именно продукт «ТгиеСо^ МСи», который сертифицирован для использования в государственных структурах. На официальном сайте в телекоммуникационно-информационной сети «Интернет» данного ВКС-разработчика есть возможность бесплатного и платного пользования данным продуктом [4]. Существенным недостатком бесплатной версии является ограничение времени конференции 45 минутами. 45 минут, с учетом настройки оборудования, разъяснения прав участвующим лицами и времени производства самого следственного действия, явно недостаточно для качественного и всестороннего производства допроса и других следственных действий. В связи с этим, придется приостанавливать следственное действие, что не очень удобно.

Использование платной версии повлечет за собой материальные издержки, речь о которых пойдет ниже. Кроме того, данная программа требует значительной производственной мощности устройства - персонального компьютера. Также для производства следственных действий потребуются устройства для записи видео и аудио, причем качество этих устройств должно быть надлежащим. Помимо прочего, необходимо подключение персонального компьютера к сети «Интернет» [5, с. 16-17].

Эмпирический опыт автора, полученный в ходе осуществления деятельности в качестве общественного помощника следователя одного из районных отделов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области и публикации практических работников правоохранительных органов свидетельствуют о том, что совокупность вышеперечисленных технических условий в подразделениях следственных органов встречается крайне редко, что существенно усложняет процесс производства следственных действий с использованием систем видео-конференц-связи. В такой ситуации следователю, дознавателю легче поступить «по старинке», направив обычное поручение.

В финансово-экономическом обосновании законопроекта указано, что «Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета». Таким образом, законопроект не предусматривает материально-техническое обеспечение следственных подразделений соответствующим оборудованием. Вместе, с тем, в тексте законопроекта содержится фраза: «Следователь, дознаватель вправе провести допрос, очную ставку, опознание путем использования систем видео-конференц-связи государственных органов, осуществляющих предварительное расследование, при наличии технической возможности». Получается, что техническую возможность, если таковой

изначально не имеется, придется обеспечивать следователю за свой счёт; или путем перераспределения средств, которые выделены на нужды конкретного следственного отдела, коих и так, как правило, немного.

Принимая во внимание вышеизложенное, складывается ситуация, при которой подавляющему большинству следственных работников, в силу низкой материально-технической обеспеченности, будет проще направить поручение на производство следственного действия, и, при этом, следственные органы не могут рассчитывать (на момент принятия поправок) на дополнительное материально-техническое обеспечение за счёт средств федерального бюджета. В таких условиях принимаемые поправки не будут иметь хоть сколько-нибудь широкого применения ещё долгое время [6, с. 15-17].

Ещё одним вопросом, заслуживающим рассмотрения, является вопрос о применимости предлагаемых поправок к опросу (получение объяснений), проводимому следователем, дознавателем в ходе рассмотрения сообщения о преступлении (доследственной проверки). Данная стадия уголовного процесса обладает высокой значимостью, поскольку на ней решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальный срок доследственной проверки составляет 30 суток. В случае рассмотрения объемных материалов проверки, например, экономической направленности, даже 30 суток может оказаться недостаточно для вынесения решения [7, с. 62]. При этом опрашиваемые лица так же могут находиться на значительном удалении от места производства доследственной проверки.

Получение объяснений является самым распространенным проверочным мероприятием, и, вместе с тем, не имеет правовой регламентации. Чтобы заполнить данный пробел, в научной литературе и в практической деятельности принято проводить опрос по общим правилам допроса, учитывая особенности стадии доследственной проверки. В связи с этим, можно предположить, что заимствование систем видео-конференц-связи из института допроса в институт

получения объяснения представляется логичным и непротиворечивым, соответствующим принципам законности и разумности срока уголовного судопроизводства [8, с. 151-152].

Введение рассмотренных поправок является логичным этапом в развитии отечественного уголовного процесса. Современные проблемы требуют современных решений, а потому законодатель стремится включить элементы информационных технологий во все сферы жизни общества, в том числе и в сферу уголовного судопроизводства. Сама идея «дистанционного» допроса является действительно необходимым элементом, позволяющим проводить расследование уголовных дел всесторонне и в установленные законом сроки. К сожалению, как это часто бывает, хорошие и полезные идеи не сразу начинают работать в том качестве и в том объеме, в котором должны. По всей видимости, российским следственным органам необходимо на практике столкнуться с вышеописанными проблемами, возникающими при «дистанционных» следственных действиях, прежде чем начнут приниматься меры по устранению имеющихся недостатков, прежде всего, в материально-техническом обеспечении следственных подразделений. Тем не менее, законодательная возможность проведения следственных действий таким способом - это шаг к всё большей цифровизации сферы уголовного судопроизводства, что не может не радовать.

1. Головко Л.В. Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. 2-е изд., испр. М. : Статут, 2017. - 1280 с.

2. Законопроект № 1184595-7 «О внесении изменений в Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации» // [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1184595-7#bh histras (04.01.2022)

Список литературы

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021 )// Парламентская газета, N 241-242, 22.12.2001

4. MCU сервер для ВКС - TureConf MCU // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://trueconfru/products/mcu.html#versions-table (04.01.2022)

5. Поплавская Н.Н., Поплавский Д.В. Видеоконференцсвязь в уголовном процессе // Рос. следователь. 2017. № 6. - 34 с.

6. Будников В. Л. Видеопоказания в уголовном процессе России // Журнал «Правовой аспект», № 9. - Москва, 2010. - 27 с.

7. Шейфер С.А. Сущность и способы собирания доказательств в советском уголовном процессе. М., 1972. - 131 с.

8. Мамедов О. Я. Объяснение в системе доказательств по уголовному делу // Пробелы в российском законодательстве. 2016. Вып. 2. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.