Научная статья на тему 'Проведение психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремиской направленности'

Проведение психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремиской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСПЕРТИЗА / ПРОПАГАНДА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / EXTREMISM / TERRORISM / EXPERTISE / ADVOCACY / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васкэ Е.В., Горюнова-Куракина О.И.

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости проведения психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремисткой направленности. По результатам анализа более 50 психолого-лингвистических экспертиз, разработаны рекомендации по формулированию вопросов, при назначении психолого-лингвистической экспертизы. В рамках исследования также дается определение такой форме экстремизма как «словесный экстремизм», проводится сравнительный анализ преступлений, предусмотренных ст.280 УК РФ и 282 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васкэ Е.В., Горюнова-Куракина О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремиской направленности»

1 2 ©

Васкэ Е.В. , Горюнова-Куракина О.И.

1Доктор психологических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса;

2

Аспирант кафедры уголовного права и процесса юридического факультета.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Н.Новгород

ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости проведения психолого-лингвистической экспертизы при расследовании преступлений экстремисткой направленности. По результатам анализа более 50 психолого-лингвистических экспертиз, разработаны рекомендации по формулированию вопросов, при назначении психологолингвистической экспертизы. В рамках исследования также дается определение такой форме экстремизма как «словесный экстремизм», проводится сравнительный анализ преступлений, предусмотренных ст.280 УК РФ и 282 УК РФ.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, экспертиза, пропаганда, преступление.

Keywords: extremism, terrorism, expertise, advocacy, crime.

Сложившаяся в обществе ситуация, все больше заставляет задуматься каждого из нас о том, как ценна жизнь «под мирным небом». К сожалению, ценность каждого принадлежащего нам права особенно остро ощущается только тогда, когда возникает ситуация посягательства на эти права. Экстремистские и террористические проявления, являются ничем иным как жестким и вероломным посягательством на естественные права человека, на мировые устои и государственный порядок.

Экстремизм представляет собой преступную деятельность, которая имеет очень разные формы и разнородное содержательное наполнение [1, 229]. Разноплановость проявлений приводит к серьезным сложностям в процессе доказывания преступлений экстремистской направленности. Одной из наиболее распространенных форм

экстремизма в наши дни, является так называемый «словесный экстремизм». Под «словесным экстремизмом», в общем виде, следует понимать целенаправленный акт публичной передачи информации в форме устных или письменных речевых высказываний [2,166]. В целях установления истинного смысла тех или иных высказываний в публичном выступление, видеоролике, аудиозаписе, в той или иной печатной продукцие (книге, листовке, плакате), необходимо привлечение специалистов, а именно: психолога и лингвиста.

В компетенции эксперта-психолога находится рассмотрение ряда вопрос, раскрывающих наличие в представленных на исследование материалах признаков оказания психологического воздействия на граждан в целях возбуждения у них ненависти и вражды в отношении представителей определенной нации, социальной, расовой, религиозной группы, а также в целях привлечения граждан к экстремисткой деятельности, разного рода движений, против представителей определённой нации, социальной, расовой, религиозной группы. [3,153]

В компетенции эксперта-лингвиста находится рассмотрение вопросов, направленных на определение того, имеются ли в представленном на исследование материале призывы или нет, а также установить, имеются ли в анализируемом тексте речевые акты содержащие оскорбления на религиозной, расовой или социальной почве, относящиеся к группе лиц.[4,27]

© Васкэ Е.В., Горюнова-Куракина О.И., 2015 г.

При анализе постановлений следователей о назначении комплексной психологолингвистической экспертизы, было установлено, что в ряде из них перед экспертами были поставлены вопросы, которые не входят в компетенцию экспертов («Являются ли, представленные на исследовании материалы, экстремистскими?», «Содержится ли в представленных материалах директива к насильственному изменению конституционного строя или целостности государства?», «Автор текста разделяет идеи национал-

социализма?»). На основании анализа компетенции экспертов в области психологии и лингвистики, а также проведя мониторинг разновидностей различного рода экстремистских материалов, нами был разработан перечень вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертами при назначении комплексной психолого-лингвистической экспертизы. [5,260]

Перед экспертом-психологом могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Имеются ли в представленном материале (книге, листовке, плакате, видеозаписи, лозунге) признаки оказания психического воздействия на читателя (слушателя)?

2. Направлено ли данное психическое воздействие на формирование в сознании читателя (слушателя) негативного образа определенной нации, социальной, религиозной группы?

3. Способно ли данное психическое воздействие вызвать у читателя (слушателя)

неприязненное отношение (ненависть, недоверие, презрение) к представителям

определенной нации, социальной, религиозной группы?

4. Способно ли данное психическое воздействие вызвать у читателя (слушателя) желание осуществлять негативные (агрессивные) действия в отношении представителей определенной нации, социальной, религиозной группы?

Перед экспертом-лингвистом могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержащие негативные оценки в адрес определенной нации, социальной, религиозной группы?

2. Имеются ли в представленном тексте высказывания враждебного, агрессивного либо уничижительного характера по отношению к определенной нации, социальной, религиозной группы?

3. Имеются ли в представленном тексте высказывания побудительного характера, содержащие побуждение к насильственным действиям против лиц определенной нации, социальной, религиозной группы?

4. Имеются ли в представленном тексте высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической, конфессиональной или иной социальной группы объясняется существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, этнической или иной социальной группы?

По нашему мнению, психолого-лингвистическая экспертиза должна проводится при расследовании каждого уголовного дела, в рамках которого обвиняемому вменяется совершение преступления, предусмотренного ст.280 УК РФ, 282 УК РФ. При квалификации преступных действий экстремистского характера в форме «словесного экстремизма», перед следователем часто встает вопрос - противоправные действия необходимо квалифицировать по ст.280 УК РФ или же 282 УК РФ, ввиду того, что два этих состава очень близки по своему содержанию. В целях определения различий, нами был проведен сравнительный анализ вышеуказанных составов, а также практика привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст.280, 282 УК РФ. Результаты анализа изложены в таблице ниже.

280 УК РФ - Призывы к осуществлению экстремистской деятельности

282 УК РФ - Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого ______________достоинства_______________

_________________________________Объект преступления___________________________________

Общественные отношения в области равенства прав граждан, независимо от пола, языка, происхождения, национальности, отношения к религии и другим признакам.

Объективная сторона

Под публичными призывами следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. 1. Под возбуждением ненависти следует понимать действия, которые направлены на активизацию другого субъекта по средствам акцентирования внимания на конкретном объекте - «раздражители», по средствам формирования негативных установок в отношении определенного объекта, которым может стать этническая (национальная), расовая (антропологическая), конфессиональная (религиозная) группа или отдельное лицо как член этой группы. 2. Под действиями, направленными на унижение достоинства человека по тому или иному признаку, следует понимать действия, направленные на распространение (пропаганду) ложных измышлений, извращенно подобранных сведений о том или ином поле, расе, национальности, языке, религии, той или иной социальной группе с целью снижение как уровня самоуважения личности, так и уровня уважения в обществе.

Цель

Побудить к осуществлению экстремисткой деятельности, то к совершению действий исчерпывающим образом перечисленных в ст.1 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» Сформировать негативные установки в отношении определенного объекта (этнической, религиозной группы и т д) у субъекта, на которого оказывается воздействие и (или) снизить уровень самоуважение объекта и уровень уважения объекта в обществе.

Проявление различий во внешних признаках

Лингвистические конструкции

Лингвистические средства содержат в себе побуждающий, призывный элемент. Прямой призыв - это наиболее радикальная и открытая форма словесного воздействия на поведение человека. С лингвистической точки зрения, призывом является словесная конструкция, содержащая глагол в форме повелительного наклонения (иди, бери, не позволяй и т.п.) или эквивалентных данному наклонению форм (типа Поборемся! Избавим! Дадим отпор!; Пошли! Встали!). Обязательным компонентом призыва является образ адресата речи - того, кто должен выполнить действия. Адресат речи может быть заявлен открыто, в виде обращения (Молодые люди! Граждане! и т.п.). Косвенный призыв - форма открытого побуждения без использования форм глагола с побудительным значением. Косвенный призыв может быть лишен прямого указания на образ адресата речи (в этом случае используются только модальные глаголы без личных местоимений: необходимо спасать Россию, Лингвистические средства формирования негативных установок на этнической, антропологической, религиозной почве: - перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую группу; - утверждения о природном превосходстве одной нации, расы и неполноценности или порочности другой оправдание борьбы с властью через приписывание этой борьбе положительных качеств: сообщение фактов (как правило, специально и зачастую тенденциозно подобранных) о жизни этносов, их культуре, экономике и политике; - использование лексем с негативными коннотациями как средства характеристики этносов и другие Таким образом, использование лингвистических средств направлено на нагнетание недовольства объектом (группой, ее представителями), неприязни, перечислении отрицательных качеств объекта - т.е.

нужно избавляться от иноверцев!). В этом случае под адресатом речи подразумевается любой потенциальный читатель.

возбуждение ненависти заключается в создании негативного образа объекта в глазах читателя.

По результатам проведенного исследования, можем сделать вывод, что ввиду сложности процесса доказывания, при расследовании преступлений экстремисткой направленности, привлечение специалистов в области психологии и лингвистики необходимо. Важно не только привлечь специалиста, но и уметь правильно воспользоваться его специальными познаниями, а именно: полно и не выходя за рамки компетенции эксперта поставить вопросы перед экспертами, а также предоставить экспертам все имеющиеся материалы, что позволит им провести комплексный и всесторонний анализ.

Литература

1. Васкэ Е.В., Куракина О.И. Идеология человеконенавистничества. Психолого-правовой анализ современных проявлений экстремизма. // Вестник Нижегородского университета Н.И. Лобачевского (Право),2014, №3 (1), с.228-233

2. Васкэ Е.В., Куракина О.И. Политический экстремизм: миф или особый путь ведущий к катастрофе?// Вестник Пермского университета (Юридические науки), 2014, №3 (25), с.164-167

3. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации. М. 2007, 202 с.

4. Васкэ Е.В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе - к определению понятий // Российский психологический журнал. 2010. Т.7. №1. С.25-36.

5. Васкэ Е.В. Стратегии психологического воздействия в ходе проведения допроса: теоретический и прикладной аспекты // Приволжский научный журнал. 2010. №1 (13). С.256-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.