© В.В. Аксенов, Б.Л. Герике, И.К. Костинец, Н.А Емельяненко, 2011
В.В. Аксенов, Б.Л. Герике, И.К. Костинец,
Н.А. Емельяненко
ПРОВЕДЕНИЕ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК.
СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
Рассмотрен принципиально новый подход к проведению горных выработок. Представлена структура инновационного инструментария (геотехнология, геотехника, крепь) для формирования подземного пространства.
Ключевые слова: проведение подземных выработок, формирование подземного пространства, инновационный инструментарий, геоход, законтурная крепь, геодинамика подземных аппаратов.
ТЖ нновационный инструментарий для формирования подземного пространства (инновационный ИФПП) - комплекс, включающий в себя принципиально новые:
1. Подход к проведению горных выработок и формированию подземного пространства;
2. Технологии проведения подземных выработок;
3. Класс проходческой техники;
4. Вид крепей горных выработок и обделок подземных сооружений;
5. Научно-методическое обеспечение.
1. Новый поход к проведению горных выработок и формированию подземного пространства - проходка горных выработок изначально рассматривается как процесс движения твердого тела (оборудования) в среде вмещающих пород (геосреде).
Традиционно в подземных условиях для перемещения проходческого аппарата используются внешние движители: гусенич-ные, колесные, колесно-рельсовые или распорно-шагающие. Они (движители) хорошо показавшие себя при работе на земной поверхности (на контакте твердой и воздушной сред), не приспособлены для движения в геосреде.
Авиаконструкторы и кораблестроители при проектировании и строительстве аппаратов, предназначенных для движения в воздушном пространстве (самолет, вертолет и др.) и водной среде (корабль,
подводная лодка и др.) изыскали возможность использования самой среды для создания усилий тяги при движении соответствующего аппарата. Для этой цели были созданы внешние движители: пропеллер, гребной винт и др. В результате была получена возможность перемещения твердого тела (аппарата) в любом направлении воздушного или водного пространства.
При новом подходе проходческий агрегат (геоход) оснащается внешним движителем, взаимодействующим с геосредой, а приконтур-ный массив (геосреда) используется:
• как опорный элемент, участвующий в создании движущей силы подземного проходческого агрегата - геохода;
• для формирования напорного усилия на исполнительном органе геохода;
• для восприятия реактивных усилий при движении проходческого агрегата;
• для выполнения основных технологических операций, включая и крепление выработки постоянной крепью.
2. Новые технологии проведения подземных выработок.
Геовинчестерные технологии проведения подземных выработок (ГВТ) — процесс механизированного проведения горных выработок с формированием и использованием системы законтурных винтовых и продольных каналов, в котором операции по разработке забоя, уборке горной массы, креплению выработанного пространства, а также перемещению всей проходческой системы на забой осуществляются в совмещенном режиме [1, 2]. Вовлечение приконтурного массива горных пород достигается введением дополнительной технологической операции - формирования системы законтурных каналов.
Область применения ГВТ:
• Проходка подземных выработок различного расположения в пространстве.
• Возведение подземных сооружений различного назначения:
- городские коллекторы;
- магистральные тоннели метро;
- прокладка каналов в железнодорожных насыпях (без остановки движения ж/д составов);
- подземные склады, хранилища;
- подземные переходы, гаражи;
• Ведение аварийно-спасательных работ в завалах.
• Возведение полевых фортификационных сооружений
Отличительные потребительские свойства.
• Совмещенное выполнение операций при проходке подземных выработок.
• Снижение в 6 и более раз металлоемкости оборудования проходческой системы.
• Повышенная безопасность ведения проходческих работ при полной защите призабойной зоны от вывалов породы.
• Повышение в 4 и более раз темпов проходки, производительности труда.
• Снижение трудоемкости и стоимости ведения проходческих работ.
• Возможность проведения выработок с любым расположением в пространстве.
3. Новый класс проходческой техники.
ГЕОХОДЫ - аппараты (рис.1), движущиеся в породном массиве с использованием геосреды. Базовый элемент ГВТ. Представляя собой принципиально новый класс горных машин, геоходы предназначены для проходки подземных выработок различного назначения и расположения в пространстве, аналогов конструкции в мировой практике нет.
Основные отличия геоходов:
• Принцип работы.
• Наличие новых функционально-конструктивных элементов.
• Возможность реализации на исполнительном органе любых напорных усилий (возможность создания ИО для разрушения крепких пород).
• Качественно новые функциональные возможности.
Основными элементами и системами геохода являются:
- Корпус (носитель) геохода.
- Исполнительный орган (ИО) разрушения забоя.
- Внешний движитель,
ИО внешнего движителя.
- Диафрагма ИО.
- Крыло. ИО крыла.
- Погрузочная система.
- Транспортная система.
- Крепевозводящий модуль.
- Энергосиловая установка.
- Трансмиссия.
- Система управления по трассе.
- Г идравлическая система.
- Электрическая система.
- Система управления геохода.
- Стартовое устройство.
- Вспомогательные системы.
Рис. 1. Геоходы
Многие системы не имеет аналогов в горном машиностроении, обладают основополагающими отличиями по назначению и принципу работы от всех существующих систем горнопроходческих комбайнов и проходческих щитов.
4. Новый вид крепей горных выработок и обделок подземных сооружений.
Законтурная, встроенная в породный массив крепь (рис.2). Использование винтовых и продольных каналов за контуром проводимой подземной выработки для формирования пространственной несущей системы крепь - приконтурный массив пород.
В процессе работы геоходов за контуром проводимой выработки образуются системы каналов, определенным образом сориентированных относительно оси выработки.
Наличие винтовых каналов закладывает потенциальную возможность размещения в них несущих элементов крепи, увеличивая полезную площадь сечения проводимой выработки и снижая ее аэродинамическое сопротивление, возможность создания и применения новых облегченных видов крепей.
При установке несущих элементов рамной крепи в винтовые каналы крепь получает вид замкнутой спирали, что в процессе ее
Рис. 2. Законтурная крепь
работы способствует перераспределению нагрузки от более нагруженных витков спирали к менее нагруженным;
Устойчивость законтурной крепи в продольном направлении обеспечивается окружающей породой, поэтому имеется возможность отказаться от металлоемких коробчатых профилей проката (спецпро-филей) и перейти на легкие конструкции плоской формы. Расчеты показывают, что выигрыш по материалам составит около 30 % на одну раму.
Заполнение разгрузочных щелей различными быстротвер-деющими растворами создает пространственную конструкцию крепи, ребра жесткости которой располагаясь за контуром выработки, обеспечивают всей конструкции достаточную прочность и жесткость. Благодаря этому имеется возможность снизить толщину возводимой монолитной или железобетонной крепи и соответственно расход материалов, не снижая ее прочности.
Использование разгрузочных щелей значительно расширяет область применения рамных крепей, так как появляется возможность ее установки в крутонаклонных и вертикальных выработках, где до настоящего времени они практически не используются.
5. Новое научно-методическое обеспечение.
Геодинамика подземных аппаратов - наука, изучающая силы, возникающие на поверхности твердого тела (подземного аппарата) движущегося в твердой среде (геосреде).
Решение задач проектирования нового вида горнопроходческой техники - геоходов требует создания и нового научного направления в механике горных пород (геомеханика) - геодинамики подземных аппаратов.
Для разработки методик расчета силовых и конструктивных параметров геоходов необходимо проведение большого объема исследований по изучению сил, возникающих на поверхности геохода и его элементов при движении в геосреде.
Задачами, связанных с определением сил, возникающих на поверхности движущегося в воздушной и жидкой среде твердого тела, занимаются такие науки, как аэродинамика летательных и гидродинамика подводных аппаратов. Но, в отличие от воздуха и воды, геосреда по диапазону изменения физико-механических свойств гораздо более многообразна и многогранна в своих проявлениях. Поэтому для решения подобного типа задач применительно к освоению подземного пространства назрела необходимость создания нового научного направления - геодинамика подземных аппаратов.
Решениями задач геодинамики подземных аппаратов должны заниматься институты РАН
6. Состояние дел.
Выполнено:
• Проведены заводские, предварительные и промышленные испытания геоход ЭЛАНГ-3.
• Проведены заводские испытания геохода ЭЛАНГ-4.
• Разработаны новые технические и компоновочные решения по конструкции геоходов.
• Разработаны принципиально новые технические решения по конструкции постоянной крепи горных выработок.
• Разработаны элементы математической модели взаимодействия геохода с геосредой.
• Разработаны положения методики расчета силовых и прочностных параметров геохода (винтоповоротного агрегата).
• Опубликовано 5 монографий и более 170 статей.
• Получены Патентная грамота США № 5,072.992 и положительные решения на выдачу патента в Германии, Японии, КНР и др., около 20 авторских свидетельств СССР патентов РФ.
Испытания первых экспериментальных образцов геоходов ЭЛАНГ-3 ЭЛАНГ-4, доказали принципиальную работоспособность и перспективность проходческих агрегатов, перемещающихся на забой с использованием окружающей геосреды.
Создан научный и практический задел в области разработки новой технологии, получившей название геовинчестерной технологии проведения горных выработок, и нового вида горнопроходческой техники - геоходов, подтверждена патентная чистота разработанных технических и технологических решений (имеется патент США и положительные решения на выдачу патента в других странах).
Полученные результаты открыли новые направления исследований в области геотехнологии и горного машиностроения (имеются заключения экспертов).
Потенциально широкая область применения новой геотехнологии, заинтересованность в разработках технических руководителей шахт, предприятий транспортного строительства, метро, градостроителей, горноспасателей и военных (имеются заключения экспертов, специалистов), а также отсутствие на данном этапе конкурентоспособных разработок обуславливают необходимость скорейшего развертывания работ в данном направлении.
---------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов В.В. Геовинчестерная технология проведения горных выработок. - Кемерово: Институт угля и углехимии СО РАН, 2004. - 264 с.
2. Аксенов В.В., Ефременков А.Б. Геовинчестерная технология и геоходы -наукоемкий и инновационный подход к освоению недр и формированию подземного пространства // Уголь/ Москва, 2009- №2. С.26-29. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------------------------------------
Аксенов В.В. - доктор технических наук, зав. лабораторией угольной геотехники, Герике Б.Л. - доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории угольной геотехники gbl_42@mail.ru.
Костинец И.К. - инженер,
Емельяненко Н.А. - инженер,
Институт угля СО РАН, г. Кемерово.
© М.В. Писаренко, 2011