Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОРЯДОК / МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохлова Наталья Сергеевна

В статье рассматривается подход к проведению оценки деятельности органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции. Разработан организационно-правовой порядок применения методического инструментария, закрепленного в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации» № 662 от 25 мая 2019 г.» на уровне субъекта Российской Федерации. Предложен комплексный показатель оценки результативности антикоррупционной деятельности региональных исполнительных органов государственной власти. На основе проведенной оценки результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации сформулированы предложения по внесению изменений в соответствующие плановые документы органа исполнительной власти региона. Обращено внимание на необходимость корректировки мероприятий, направленных на снижение уровня бытовой коррупции в регионе в связи с невысокой оценкой населения деятельности государственных органов в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хохлова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF THE STATE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ANTI-CORRUPTION

The article considers an approach to assessing the activities of the state executive authorities of the subjects of the Russian Federation to combat corruption. The organizational and legal procedure for the application of methodological tools, fixed in the Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the methodology of conducting sociological research in order to assess the level of corruption in the subjects of the Russian Federation» No. 662 dated May 25, 2019» at the level of the subject of the Russian Federation, has been developed. A comprehensive indicator for assessing the effectiveness of anti-corruption activities of regional executive bodies of state power is proposed. Based on the assessment of the effectiveness of the anti-corruption activities of the executive bodies of the subject of the Russian Federation, proposals have been formulated to amend the relevant planning documents of the executive authorities of the region. Attention is drawn to the need to adjust measures aimed at reducing the level of domestic corruption in the region due to the low assessment of the population of the activities of state bodies in this direction.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

Проведение оценки деятельности органов государственной исполнительной власти субъекта РФ в сфере противодействия коррупции

Хохлова Наталья Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственного управления и управления человеческими ресурсами, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

E-mail: nshohlova@yandex.ru

В статье рассматривается подход к проведению оценки деятельности органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции. Разработан организационно-правовой порядок применения методического инструментария, закрепленного в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации» № 662 от 25 мая 2019 г.» на уровне субъекта Российской Федерации. Предложен комплексный показатель оценки результативности антикоррупционной деятельности региональных исполнительных органов государственной власти. На основе проведенной оценки результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации сформулированы предложения по внесению изменений в соответствующие плановые документы органа исполнительной власти региона. Обращено внимание на необходимость корректировки мероприятий, направленных на снижение уровня бытовой коррупции в регионе в связи с невысокой оценкой населения деятельности государственных органов в данном направлении.

Ключевые слова: противодействие коррупции, оценка деятельности государственных органов, организационный порядок, мероприятия.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют значительные полномочия по выполнению функций противодействия коррупционным проявлениям на территории региона, в соответствии с которыми государственные органы разрабатывают и затем реализуют соответствующие плановые документы, например, Планы по противодействию коррупции на определенный период [5]. В 2019 г. было принято Постановление правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 662. «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации», на основании которого в субъектах проводятся социологические исследования (как правило, уполномоченными на данную деятельность бюджетными учреждениями), а на федеральном уровне результаты обрабатываются и анализируются [2].

Нам представляется следующая логика в последовательности организации работы по использованию получаемой в результате социологических исследований информации на уровне субъекта (рисунок 1):

1. Исполнительный орган разрабатывает, принимает План противодействия коррупции (как правило, в настоящее время этот документ, охватывает период до 2024 г.) [1, 6].

2. Уполномоченное бюджетное учреждение проводит ежегодное социологическое исследование в соответствии с методикой, утвержденной правительством РФ (в отечественной практике чаще всего субъекты РФ передают данные функции государственным автономным учреждениям, основной функцией которых является реализация информационной политики, связи с общественностью, политические исследования).

3. Полученные результаты передаются главе субъекта РФ и соответствующим уполномоченным органам по противодействию коррупции;

4. В зависимости от полученных результатов (значений индексов и динамики показателей) корректируются соответствующие Плановые документы. Полагаем, что возможно проводить расчет интегральной результативности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере противодействия коррупции на основе количественного учета числа показателей (индексов), определяемых на основе методики правительства РФ, имеющих динамику улучшения. Предварительно требуется выявление трендов (на основе уравнения регрессии) в динамике индикаторов не менее, чем за три года.

сз о

со £

m Р

сг

от А

Рис. 1. Элементы оценки деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере противодействия

коррупции в субъектах Российской Федерации

в

Таким образом, показатель результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ предлагается определять следующим образом:

Я N

я = 77"

X 100%,

где Я - показатель результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ;

N - количество показателей, характеризующихся динамикой улучшения;

N - общее количество всех показателей, используемых в исследовании (согласно методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации [2]).

Проведена оценка общей результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ на примере Калининградской области. Результаты проведенных расчетов отражены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по данным за 2019-2021 гг.

Наименование Всего показателей Тренд улучшения показателя Тренд ухудшения показателя Без изменений

абс. % абс. % абс. %

Бытовая коррупция 14 8 57,1 4 28,6 2 14,3

Деловая коррупция 11* 10 90,9 1 9,1 0 0

Итого 25 18 72,0 5 20,0 2 8,0

* - показатели по государственным (муниципальным) закупкам не, учитывались, т.к. при показателях, равных «0», тренд отсутствует

Оценка антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, с учетом динамики показателей за три года позволила установить, что результативность данной работы в исследуемом регионе составила 57,1%. Результативность в сфере противодействия деловой коррупции была значительно более высокой и достигала 90,9%. Другими словами, действия региональных властей по противодействию деловой коррупции оказались более успешными. Только один показатель, отражающий степень информированности представителей бизнеса о решениях, принимаемых руководством региона для противодействия коррупции, характеризовался трендом ухудшения.

Общая результативность антикоррупционной деятельности органов государственной исполнительной власти в исследуемом субъекте РФ составила 72,0%. Полученный показатель достаточно информативно отражает результаты деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по противодействию коррупции.

Как было отмечено, по результатам проведенного анализа наблюдается негативная тенденция роста бытовой коррупции по ряду показателей. В то же время, в региональном «Плане по противодействию коррупции на 2021-2024 годы» Калининградской области данный раздел отражен недостаточно, мероприятия Плана не четко структурированы в части противодействия бытовой коррупции (в отличие от раздела, посвященного мероприятиям противодействия деловой коррупции).

Согласно российскому законодательству и законодательству субъектов РФ, во всех субъектах Российской Федерации реализуются Программы (Планы) противодействия коррупции [3, 7].

В ходе работы установлено, что применение показателей, полученных при социологических ис-

следованиях в соответствии с методикой, утвержденной правительством РФ, позволило провести оценку более половины (или 51%) антикоррупционных мероприятий Плана исследуемого региона и установить, что 57% мероприятий Плана выполняются достаточно успешно (особенно в отноше-

нии противодействия деловой коррупции); в то же время выполнение около 43% мероприятий (преимущественно в отношении противодействия бытовой коррупции) осуществляется менее успешно (таблица 2).

Таблица 2. Анализ применения показателей, полученных при проведении социологических исследований, в качестве инструмента оценки «Плана по противодействию коррупции на 2021-2024 гг.» в Калининградской области»

Наименование раздела Программы Количество мероприятий Плана Количество мероприятий, при оценке выполнения которых могут быть использованы результаты исследований из них количество мероприятий

о выполнении которых свидетельствуют результаты исследований о не полном выполнении которых свидетельствуют результаты исследований

абс.ч. абс.ч. % абс.ч. % абс.ч. %

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов 3 0 0 0 0 0 0

Деятельность специализированных антикоррупционных органов власти 18 11 61,1 4 36,4 7 63,6

Антикоррупционный мониторинг 9 5 55,6 5 100,0 0 0

Деятельность по профилактике коррупции, в т.ч. 24 12 50,0 7 58,3 5 41,7

- антикоррупционная пропаганда среди населения 11 7 63,6 4 57,1 3 42,9

- антикоррупционная пропаганда в отношении госслужащих 13 5 38,5 3 60,0 2 40,0

Итого 54 28 51,9 16 57,1 12 42,9

Исходя из полученных результатов, считаем целесообразным вносить следующие коррективы в деятельность органов государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- для своевременного реагирования на ситуацию в регионах проводить ежегодную актуализацию Плана по противодействию коррупции с учетом результатов социологических исследований;

- при актуализации текущего Плана и разработке последующих Планов более дифференцировано структурировать мероприятия в отношении бытовой и деловой коррупции, что будет способствовать более глубокому анализу их выполнения;

- В Калининградской области возможно при сохранении общего объема финансирования Плана скорректировать мероприятия, касающиеся противодействия бытовой коррупции, усилив данное направление в разделах «Деятельность специализированных антикоррупционных органов власти», «Мониторинговые антикоррупционные мероприятия», «Профилактическая деятельность (антикоррупционная пропаганда среди населения, антикоррупционная пропаганда в отношении госслужащих)»; в т.ч. дополнить

мероприятия по проведению целенаправленной антикоррупционной работы в отношении наиболее коррумпированных сфер;

- пресс-службе Правительства данного субъекта РФ расширить комплекс мероприятий по информированию общественности о результатах антикоррупционной деятельности соответствующих органов и должностных лиц;

- включить и ежегодно корректировать данные о ситуации по бытовой коррупции, а также положительный опыт по борьбе с деловой коррупцией в антикоррупционные образовательные программы по профессиональному развитию госслужащих в сфере противодействия коррупции. Для полноценного внедрения и применения

методического инструментария по оценке уровня коррупции и деятельности исполнительных органов государственной власти в данной сфере в субъекте Российской Федерации предлагается следующий организационно-правовой порядок (на примере исследуемого региона) (рисунок 2).

Данный механизм требует следующих первоочередных действий от исполнительных органов субъекта РФ:

1. Принятие Постановления Правительства региона «Об утверждении Порядка оценки де-

ятельности органов государственной исполнительных власти региона по противодействию коррупции», определяющего направления

действий для различных структурных подразделений Правительства в рамках данной задачи.

Рис. 2. Организационно-правовой порядок проведения оценки антикоррупционной деятельности в субъекте

Российской Федерации

2. Координацию деятельности всех структур ное Постановлением Правительства региона

в

возложить на региональную Комиссию по координации работы по противодействию коррупции.

3. Внесение изменения в «Положение о Службе по противодействию коррупции», утвержден-

от 04 апреля 2019 г. № 238, дополнив его п. «Осуществлять оценку результативности деятельности органов государственной исполнительной власти региона по результатам социологических исследований (ежегодно)» [4].

Таким образом, проведенное исследование показало, что применение показателей оценки коррупции, полученных в результате социологических исследований в качестве методического инструментария позволяет проводить комплексную оценку результативности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (что может использоваться для составления рейтинга субъектов РФ по данному показателю и будет стимулировать субъекты РФ к достижению наилучших результатов), а также дает возможность оценивать выполнение региональных Планов по противодействию коррупции и вносить оперативно (при необходимости) соответствующие изменения в рамках улучшения ситуации в данной сфере.

Литература

1. О мерах по реализации пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»: Указ Губернатора Калининградской области от 14 окт. 2015 г. № 139 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/

2. Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 662. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.con-sultant.ru/

3. Об утверждении Плана по противодействию коррупции на 2021-2024 годы: Указ Губернатора Калининградской области от 30 сент. 2021 г. № 81. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/

4. Об утверждении положения о Службе по противодействию коррупции Калининградской области: Постановление Правительства Калининградской области от 4 апр. 2019 г. № 238. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.con-sultant.ru/

5. Плюгина, И.В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования / И.В. Плюгина // Журнал российского права. - 2016. - № 12(240). - С. 123-133. - DOI 10.12737/22730. - EDN XBDQFV.

6. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации / О.А. Беляева, В.И. Васильев, Т.С. Глазырин [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Юриспруденция», 2013. - 236 с. - ISBN978-5-9516-0681-5. - EDN TGJGAT.

7. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/

EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF THE STATE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ANTICORRUPTION

Khokhlova N.S.

Baikal State University

The article considers an approach to assessing the activities of the state executive authorities of the subjects of the Russian Federation to combat corruption. The organizational and legal procedure for the application of methodological tools, fixed in the Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the methodology of conducting sociological research in order to assess the level of corruption in the subjects of the Russian Federation» No. 662 dated May 25, 2019» at the level of the subject of the Russian Federation, has been developed. A comprehensive indicator for assessing the effectiveness of anti-corruption activities of regional executive bodies of state power is proposed. Based on the assessment of the effectiveness of the anti-corruption activities of the executive bodies of the subject of the Russian Federation, proposals have been formulated to amend the relevant planning documents of the executive authorities of the region. Attention is drawn to the need to adjust measures aimed at reducing the level of domestic corruption in the region due to the low assessment of the population of the activities of state bodies in this direction.

Keywords: anti-corruption, evaluation of the activities of state bodies, organizational order, events.

References

1. On measures to implement paragraph 2 of the Decree of the President of the Russian Federation of July 15, 2015 No. 364 "On measures to improve the organization of activities in the field of combating corruption": Decree of the Governor of the Kaliningrad Region of 14 October. 2015 No. 139 [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/

2. On the approval of the methodology for conducting sociological research in order to assess the level of corruption in the constituent entities of the Russian Federation, approved. Decree of the Government of the Russian Federation of May 25, 2019 No. 662. [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/

3. On the approval of the Anti-Corruption Plan for 2021-2024: Decree of the Governor of the Kaliningrad Region of 30 September. 2021 No. 81. [Electronic resource]. - URL: http://www.con-sultant.ru/

4. On the approval of the regulation on the Anti-Corruption Service of the Kaliningrad Region: Decree of the Government of the Kaliningrad Region of 4 April. 2019 No. 238. [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/

5. Plyugina, I.V. Legal mechanisms for preventing corruption in education / I.V. Plyugina // Journal of Russian Law. - 2016. - No. 12 (240). - S. 123-133. - DOI 10.12737/22730. - EDN XBDQFV.

6. Counteracting corruption in the constituent entities of the Russian Federation / O.A. Belyaeva, V.I. Vasiliev, T.S. Glazyrin [and others]. - Moscow: Limited Liability Company "Jurisprudence Publishing House", 2013. - 236 p. - ISBN978-5-9516-0681-5. -EDN TGJGAT.

7. Decree of the President of the Russian Federation of August 16, 2021 No. 478 "On the National Anti-Corruption Plan for 20212024". [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/

C3

о

CO £

m Р

CT

от А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.