Научная статья на тему 'Проведение опытно-экспериментальной проверки формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения по компонентам'

Проведение опытно-экспериментальной проверки формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения по компонентам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ) ОБУЧЕНИЕ / КОМПОНЕНТЫ / SUBJECT-PRACTICAL COMPETENCIES / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PRACTICAL (PRODUCTION) TRAINING / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ислямова Эльвина Асимовна

В статье рассмотрено проведение экспериментальной проверки эффективности формирования предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения будущих педагогов профессионального обучения по компонентам. Описаны этапы его проведения: констатирующий (подготовительный), формирующий (преобразующий) и контрольный (диагностирующий). Дана оценка эффективности реализации модели формирования предметно-практических компетенций проводилась на основе диагностики сформированности ее компонентов: мотивационного, деятельностного, рефлексивного. Выявлены качественные изменения уровней сформированности предметно-практических компетенций по компонентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ислямова Эльвина Асимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILOT TEST THE FORMATION OF SUBSTANTIVE AND PRACTICAL COMPETENCIES FUTURE VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS BY COMPONENT

The article presents an analysis of the results of an experimental verification of the effectiveness of the formation of subject-practical competencies in the conditions of practical (production) training of future teachers of vocational training in components. The stages of the experiment are described: ascertaining (preparatory), forming (transforming) and control (diagnosing). Evaluation of the effectiveness of the implementation of the model for the formation of substantive and practical competencies was carried out on the basis of diagnostics of the formation of its components: motivational, active, reflective. Qualitative changes of the levels of formation of subject-practical competencies are revealed.

Текст научной работы на тему «Проведение опытно-экспериментальной проверки формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения по компонентам»

Проведение опытно-экспериментальной проверки формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения по компонентам

Ислямова Эльвина Асимовна,

старший преподаватель кафедры «Технология и дизайн одежды и профессиональная педагогика» ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» E-mail: elvina.islyamova@mail.ru

В статье рассмотрено проведение экспериментальной проверки эффективности формирования предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения будущих педагогов профессионального обучения по компонентам. Описаны этапы его проведения: констатирующий (подготовительный), формирующий (преобразующий) и контрольный (диагностирующий). Дана оценка эффективности реализации модели формирования предметно-практических компетенций проводилась на основе диагностики сформированности ее компонентов: мотивационного, деятель-ностного, рефлексивного. Выявлены качественные изменения уровней сформированности предметно-практических компетенций по компонентам.

Ключевые слова: предметно-практические компетенции, педагогический эксперимент, педагогические условия, практическое (производственное) обучение, компоненты.

о с

U

сэ см о см со

Проблема исследования

В условиях современной рыночной экономики непрерывно меняются требования к качеству подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования. Актуальность формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения определена потребностями общества в специалистах новой формации, способных к выполнению психолого-педагогических и отраслевых задач, в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Согласно проведенному анализу нормативно-правовой документации [1, 2] педагог профессионального обучения - это специалист с высшим профессиональным образованием и соответствующей квалификацией необходимой для осуществления функций преподавателя теоретического обучения по отраслевым дисциплинам и междисциплинарным курсам, мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, и т.д. владеющий соответствующим компетенциями в своей отрасли.

Поскольку профессиональные компетенции определяются определённой совокупностью знаний, умений, навыков и способностей, которые формируются в процессе теоретической подготовки и практической деятельности, т.е. в условиях, приближенных к производству, а в инженерно-педагогическом высшем учебном заведении это реализуется в рамках дисциплины «Практическое (производственное) обучение». Особенности формирования профессиональных компетенций обуславливают необходимость выделения так называемых предметно-практических компетенций.

Под предметно-практическими компетенциями в условиях практического (производственного) обучения, мы понимаем комплексную дефиницию, включающую две составляющие: предметную и практическую, которые, в свою очередь, состоят из таких конструктов как знания, умения, навыки и мышление (предметные компетенции) и умения, опыт, способности (практические компетенции, которые реализуются при решении профессиональных задач в практической деятельности).

Экспериментальная проверка эффективности формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения в условиях практического (производственного) обучения предусматривает диагностику повышения уровня сформированности ее

компонентов при соблюдении следующих педагогических условий:

- создание мотивационной среды, на начальном

уровне обучения;

- совершенствование содержания учебно-методического комплекса дисциплины;

- внедрение инновационных технологий обучения.

Предмет диагностики - уровень сформирован-ности предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения. Проведение опытно-экспериментальной работы осуществлялось через постановку сравнительного педагогического эксперимента в условиях практического (производственного) обучения, в ходе которого проверялась выдвинутая гипотеза о возможности повышения эффективности формирования предметно-практических компетенций у будущих педагогов профессионального обучения.

Основным элементом профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения швейного профиля наряду с фундаментальными и общепрофессиональными специальными дисциплинами является дисциплина «Практическое (производственное) обучение», при изучении которой на начальном этапе раскрывается содержание базовых понятий профессии и непрерывно отрабатываются профессиональные действия, которые впоследствии постепенно усложняются при овладевании студентами базовыми методами и приемами обработки швейных изделий. В соответствии с результатами нашего исследования формирование предметно-практических компетенций в рамках данной дисциплины напрямую зависит от соблюдения выявленных педагогических условий.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь) в период с 2017-2019 гг. В эксперименте приняли участие 152 студента 1 и 2 курсов обучения инженерно-технологического факультета, направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» профилизации «Технология и дизайн одежды». Эксперимент проводился последовательно в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Поскольку первый этап эксперимента (констатирующий) является подготовительным, то в его процессе было произведено деление обучающихся на экспериментальную группу (ЭГ) - 76 чел. и контрольную (КГ) группу - 76 чел.

Далее осуществлен входной контроль сформи-рованности предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения, через тестирование, анкетирование и наблюдение, позволяющий определить реальное

состояние у обучающихся уровня сформиро-ванности предметно-практических компетенций до проведения второго этапа. Сравнительный анализ выбранных групп выполнялся по и-кри-терию Манна-Уитни [3] и показал принадлежность групп к одной генеральной совокупности, а показатели степени сформированности составили 37,63% и 63,37% соответственно низкому и среднему уровням знаний, обучающихся в рамках эксперимента.

Общеизвестно, что эксперимент заключается в целенаправленном воздействии на объект и направлен на изменение его определённым образом, поэтому для проведения второго этапа эксперимента, формирующего (преобразующего) в экспериментальной группе была апробирована разработанная модель формирования предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения, состоящая из трех блоков: целевого, в который вошли цели и задачи эксперимента; содержательного, состоящего из методологических подходов, этапов производственного обучения, составляющих предметно-практических компетенций и их компонентов; результативного блока, в который вошли критерии и уровни сформированности предметно-практических компетенций.

При этом процесс обучения студентов контрольной группы осуществлялся в условиях традиционного образовательного процесса, а обучение в экспериментальной группе проходило через реализацию разработанной модели с учетом выявленных ранее педагогических условий.

Оценка эффективности педагогических условий при формировании предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения и соответственно модели их формирования выполнялась по трем компонентам: мотивационному, деятельностному, рефлексивному. Так, первый компонент направлен на формирование личностных ориентаций и мотивов деятельности, второй - на развитие практических способностей и формирование определенной системы знаний, умений и навыков и третий - на развитие способности к самоанализу, самооценке принятых решений в исполнении профессионально-практических задач.

Реализация поставленной цели исследования достигалась путем диагностики и сравнения уровней сформированности каждого из структурных компонентов модели исследования в контрольной и экспериментальной группах. Сравнение начального и итогового уровней трех компонентов предметно-практических компетенций осуществлялось на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента.

Поскольку, мотивационный компонент модели формирования предметно-практических компетенций определяет стремление к овладению профессией посредством полученных теоретических знаний и приобретению специальных умений и навыков использования швей-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см со

ного и влажно-теплового оборудования, инструментов и приспособлений необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, его диагностика выполнялась по разработанному комплекту разноуровневых заданий контроля уровня сформированности предметно-практических компетенций.

Диагностика предметно-практических компетенций по трем компонентам выполнялась по пятибалльной шкале, где 2 балла характеризует не выраженность определенного качества,

3 балла - слабое проявление этого показателя,

4 балла - среднее проявление и 5 баллов - яркое проявление качества.

В результате диагностирования мотивацион-ного компонента предметно-практических компетенций, анализ таких факторов, как желание обучающихся к овладению профессией, путем проявления интереса к изучению дисциплины «Практическое (производственное) обучение», активное овладение навыками использования швейного оборудования, стремление к получению опыта работы в условиях, приближенных к производству в экспериментальной группе выше на 8,4%, чем в контрольной группе.

Диагностика деятельностного компонента, как и степень владения умениями и навыками самостоятельного и планомерного выполнения поставленных задач по обработке и изготовлению швейных изделий с использованием технической, технологической и нормативной документации и швейного оборудования проводилась при помощи разработанного комплекта разноуровневых заданий контроля сформированности предметно-практических компетенций по междисциплинарным модулям.

В соответствии с результатами проведенного контроля оценки сформированности деятельного компонента предметно-практических компетенций наблюдался рост теоретических знаний, обучающихся в экспериментальной группе и увеличение степени владения ими умениями и навыками самостоятельного выполнения поставленных задач на 14,1% относительно контрольной группы.

Для диагностики сформированности рефлексивного компонента, определяющего способность критично оценивать и корректировать принятые решения в профессионально-практической деятельности, оценка динамики изменения показателей проводилась сравнением уровней владения обучающимися конструктами предметно-практических компетенций и применением их на практике. Так, эксперимент показал высокие результаты увеличение количества студентов владения теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками в экспериментальной группе и уменьшение количества студентов с поверхностным уровнем владения ими относительно контрольной группе на 9,5%.

Высокому, достаточному, среднему и низкому уровням самоконтроля соответствовали следующие показатели: «самостоятельное и пра-

вильное принятие решений поставленных задач и самоконтроль их выполнения», «самостоятельное принятие решений поставленных задачах с небольшими замечаниями и частичный самоконтроль при их выполнении», «самостоятельное принятие решений с замечаниями преподавателя к поставленным задачам, частичный самоконтроль либо его отсутствие при их выполнении» и «отсутствие правильных решений к поставленным задачам и рефлексии».

Итоговые результаты эксперимента по формированию компонентов предметно-практических компетенций представлена накопительной диаграммой (рис. 1).

Рис. 1. Показатели сформированности компонентов предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения

Проведенный сравнительный анализ реализации модели и выявленных педагогических условий по трем компонентам, подтвердил ее эффективность при формировании предметно-практических компетенций будущих педагогов профессионального обучения. Результаты анализа показали повышение уровня их формирования в экспериментальной группе относительно контрольной как в личностном, так и в профессиональном развитии, что подтверждает достижение поставленной гипотезы исследования.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ news/1/1420

2. Профессиональный стандарт [Электронный ресурс] - Режим доступа http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/1

3. Критерий Манна - Уитни [Электронный ресурс] - Режим доступа https://math.semestr.ru/ оэге1/тапп^Ы^еу^р.

PILOT TEST THE FORMATION OF SUBSTANTIVE AND PRACTICAL COMPETENCIES FUTURE VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS BY COMPONENT

Islyamova E.A.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

The article presents an analysis of the results of an experimental verification of the effectiveness of the formation of subject-practical competencies in the conditions of practical (production) training of future teachers of vocational training in components. The stages of the experiment are described: ascertaining (preparatory), forming (transforming) and control (diagnosing). Evaluation of the effectiveness of the implementation of the model for the formation of substantive and practical competencies was carried out on the basis of diagnostics of the formation of its components: motivational, ac-

tive, reflective. Qualitative changes of the levels of formation of subject-practical competencies are revealed.

Keywords: subject-practical competencies, pedagogical experiment, pedagogical conditions, practical (production) training, components.

References

1. Federal state educational standard of higher education. Level of higher education. Undergraduate. Direction of preparation 44.03.04 Professional training (by industry) [Electronic resource] - Access mode: http://fgosvo.ru/news/1/1420

2. Professional standard [Electronic resource] - Access mode http://fgosvo.ru/docs/101/69/2Z1

3. Mann criterion - Whitney [Electronic resource] - Access mode https://math.semestr.ru/corel/mann-whitney.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.