Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖГОСПИТАЛЬНОЙ И ВНУТРИГОСПИТАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА'

ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖГОСПИТАЛЬНОЙ И ВНУТРИГОСПИТАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ОТДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ / ОЦЕНКА РИСКОВ / КРИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЕРЕВОД ПАЦИЕНТА / ОПРОСЫ И АНКЕТИРОВАНИЕ / TRANSPORTATION OF PATIENTS / PATIENT SAFETY / SAFETY MANAGEMENT / INTENSIVE CARE UNITS / RISK ASSESSMENT / CRITICAL ILLNESS / PATIENT TRANSFER / SURVEYS AND QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шустров Вячеслав Владимирович, Щеголев А.В., Заболотских И.Б., Кузин А.А., Грицай А.Н.

Перевод пациентов в критическом состоянии часто является вынужденным, но необходимым мероприятием. В статье представлены данные многоцентрового исследования общероссийской общественной организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов» о текущем состоянии проблем внутригоспитальной (ВГТ) и межгоспитальной транспортировки (МГТ) пациентов в критическом состоянии. Целью этого исследования был опрос врачей отделений реанимации и интенсивной терапии о проблемах, возникающих в процессе перевода реанимационных пациентов. Для выявления проблемных вопросов, которые возникали у врачей-специалистов в процессе ВГТ и МГТ, был проведен опрос в медицинских организациях из четырех федеральных округов РФ. Данные представлены в виде относительных частот и графической визуализации (гистограмм и диаграмм). В исследовании приняли участие 538 врачей-специалистов отделения реанимации и интенсивной терапии. В результате выявлено, что 88 % респондентов сталкивались в своей практической работе с осложнениями при транспортировке пациентов. Наиболее часто возникающие причины осложнений связаны с медицинскими аспектами в 38,6 % случаев и техническими причинами (отказ работы оборудования и др.) в 35,1 % случаев, в наименьшей степени это организационные проблемы (26,3 %). Основные проблемы при МГТ и ВГТ: недостаточное обеспечение современной транспортной аппаратурой, а также отсутствие транспортных укладок. Выявлены случаи расхождения предварительной и реальной информации о состоянии пациента. Об отсутствии регламентирующих документов, стандартизированных протоколов и алгоритмов по транспортировке реанимационных пациентов заявили 27 % опрошенных врачей. Большинство врачей-специалистов (61 %) не используют в своей практике какую-либо оценку рисков и транспортабельности пациентов. Также 90 % респондентов ответили, что не считают себя юридически защищенными при возникновении неблагоприятных событий при транспортировке. Недостаточное оснащение транспортной аппаратурой, отсутствие регламентирующих документов, а также несоответствия медицинской информации о состоянии пациента создают риск для безопасной и эффективной транспортировки реанимационных пациентов, а медицинский персонал не может считать себя защищенным законом. Эти аспекты являются важными объектами для исследования и разработки мероприятий по повышению безопасности пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шустров Вячеслав Владимирович, Щеголев А.В., Заболотских И.Б., Кузин А.А., Грицай А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-HOSPITAL AND INTRA-HOSPITAL TRANSFER OF CRITICALLY ILL PATIENTS: RESULTS OF A QUESTIONNAIRE SURVEY

Transfer of critically ill patients is often a forced but necessary measure. The article presents data from a multicenter study of the Russian Federation of anaesthesiologists and reanimatologists (RFAR), on the current state of problems in intra-hospital and inter-hospital transportation of critically ill patients. The aim of this study was to interview physicians in the intensive care and intensive care units about the problems that arise during the transfer of intensive care patients. To identify problematic issues that arose among doctors of specialists in the process of in-hospital transportation and inter-hospital transportation, a survey was conducted in medical centers from four federal districts of the Russian Federation. The data is presented in the form of relative frequencies and graphical visualization (histograms and diagrams). The study involved 538 doctors of specialists of the intensive care unit and intensive care unit. As a result, it was revealed that 88 % of the respondents faced complications during the transportation of patients in their practical work. The most common causes of complications are associated with medical aspects in 38.6 % of cases and technical reasons (equipment failure, etc.) in 35.1 % of cases, to the least extent these are organizational problems (26.3 %). The main problems with in-hospital transportation and inter-hospital transportation: insufficient provision of modern transport equipment, as well as the lack of medical transport boxes. There are cases of discrepancy between preliminary and real information about the patient's condition. The absence of regulatory documents, standardized protocols and algorithms for the transportation of resuscitation patients was stated by 27 % of the surveyed doctors. Most of the surveyed doctors of specialists (61 %) do not use in their practice any assessment of the risks and portability of patients. 90 % of the respondents answered that they do not consider themselves legally protected in the event of adverse events during transportation. Inadequate equipment with transport equipment, lack of regulatory documents, as well as inconsistencies in medical information about the patient's condition create a risk for the safe and efficient transportation of resuscitation patients, and medical personnel cannot consider themselves legally protected. These areas are important targets for investigation and the development of interventions to improve patient safety.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖГОСПИТАЛЬНОЙ И ВНУТРИГОСПИТАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА»

ЭВАКУАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ

Г EVACUATION AND

TRANSPORTATION OF CRITICALLY

ILL PATIENTS

Проведение межгоспитальной и внутригоспитальной транспортировки пациентов в критическом состоянии: результаты анкетного опроса

B.В. Шустров1, А.В. Щеголев1, И.Б. Заболотских2, А.А. Кузин1, А.Н. Грицай1, Р.Е. Лахин1,

А.И. Левшанков1, А.А. Скопец3

1 ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени

C.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия

3 ГБУЗ «Научно-исследовательский институт — Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского» Министерства здравоохранения Краснодарского края, Краснодар, Россия

Реферат

Перевод пациентов в критическом состоянии часто является вынужденным, но необходимым мероприятием. В статье представлены данные многоцентрового исследования общероссийской общественной организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов» о текущем состоянии проблем внутригоспитальной (ВГТ) и межгоспитальной транспортировки (МГТ) пациентов в критическом состоянии. Целью этого исследования был опрос врачей отделений реанимации и интенсивной терапии о проблемах, возникающих в процессе перевода реанимационных пациентов.

Для выявления проблемных вопросов, которые возникали у врачей-специалистов в процессе ВГТ и МГТ, был проведен опрос в медицинских организациях из четырех федеральных округов РФ. Данные представлены в виде относительных частот и графической визуализации (гистограмм и диаграмм).

В исследовании приняли участие 538 врачей-специалистов отделения реанимации и интенсивной терапии. В результате выявлено, что 88 % респондентов сталкивались в своей практической работе с осложнениями при транспортировке пациентов. Наиболее часто возникающие причины осложнений связаны с медицинскими аспек-

Inter-hospital and intra-hospital transfer of critically ill patients: results of a questionnaire survey

V.V. Shustrov1, A.V. Shchegolev1, I.B. Zabolotskikh2, A.A. Kuzin1, A.N. Gritsaj1, R.E. Lakhin1, A.I. Levshankov1, A.A. Skopets3

1 S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg, Russia

2 Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia

3 Scientific Research Institute — Ochapovsky Regional Clinical Hospital #1, Krasnodar, Russia

Abstract

Transfer of critically ill patients is often a forced but necessary measure. The article presents data from a multicenter study of the Russian Federation of anaesthesiologists and reanimatologists (RFAR), on the current state of problems in intra-hospital and inter-hospital transportation of critically ill patients. The aim of this study was to interview physicians in the intensive care and intensive care units about the problems that arise during the transfer of intensive care patients.

To identify problematic issues that arose among doctors of specialists in the process of in-hospital transportation and inter-hospital transportation, a survey was conducted in medical centers from four federal districts of the Russian Federation. The data is presented in the form of relative frequencies and graphical visualization (histograms and diagrams).

The study involved 538 doctors of specialists of the intensive care unit and intensive care unit. As a result, it was revealed that 88 % of the respondents faced complications during the transportation of patients in their practical work. The most common causes of complications are associated with medical aspects in 38.6 % of cases and technical reasons (equipment failure, etc.) in 35.1 % of cases, to the least extent these are organizational problems (26.3 %). The main problems with in-hospital transportation and inter-hospital transportation: insufficient provision of modern transport equipment, as well as the lack of medical transport boxes. There are cases of discrepancy between preliminary and real information about the patient's condition. The absence of regulatory documents, standardized protocols and algorithms for the transportation of resuscitation patients was stated by 27 % of the surveyed doctors. Most of the surveyed doctors of specialists (61 %) do not use in their practice any assessment of

<

m

О

Л

<

I—

<

и

<

s л

IZ

<

О л

m S U Л

ш I—

л

s

S Л I—

и

ш

m

тами в 38,6 % случаев и техническими причинами (отказ работы оборудования и др.) в 35,1 % случаев, в наименьшей степени это организационные проблемы (26,3 %). Основные проблемы при МГТ и ВГТ: недостаточное обеспечение современной транспортной аппаратурой, а также отсутствие транспортных укладок. Выявлены случаи расхождения предварительной и реальной информации о состоянии пациента. Об отсутствии регламентирующих документов, стандартизированных протоколов и алгоритмов по транспортировке реанимационных пациентов заявили 27 % опрошенных врачей. Большинство врачей-специалистов (61 %) не используют в своей практике какую-либо оценку рисков и транспортабельности пациентов. Также 90 % респондентов ответили, что не считают себя юридически защищенными при возникновении неблагоприятных событий при транспортировке.

Недостаточное оснащение транспортной аппаратурой, отсутствие регламентирующих документов, а также несоответствия медицинской информации о состоянии пациента создают риск для безопасной и эффективной транспортировки реанимационных пациентов, а медицинский персонал не может считать себя защищенным законом. Эти аспекты являются важными объектами для исследования и разработки мероприятий по повышению безопасности пациентов.

Ключевые слова: транспортабельность пациентов, безопасность пациентов, управление безопасностью, отделение интенсивной терапии, оценка рисков, критическое состояние, перевод пациента, опросы и анкетирование

u Для корреспонденции: Шустров Вячеслав Владимирович — старший ординатор отделения клиники военной анестезиологии и реаниматологии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: Shustrov@anesthvmeda.ru

В Для цитирования: В.В. Шустров, А.В. Щеголев, И.Б. Заболотских, А.А. Кузин, А.Н. Грицай, Р.Е. Лахин, А.И. Левшанков, А.А. Скопец. Проведение межгоспитальной и внутригоспитальной транспортировки пациентов в критическом состоянии: результаты анкетного опроса. Вестник интенсивной терапии им. А.И. Салтанова. 2020;4:127-133. DOI: 10.21320/1818-474X-2020-4-127-133

О Поступила: 03.11.2020 В Принята к печати: 16.11.2020

Введение

Первые упоминания о потенциальном риске транспортировки пациентов в критическом состоянии появились в 1970 г., когда были опубликованы данные анализа развития неблагоприятных событий, возникающих при

the risks and portability of patients. 90 % of the respondents answered that they do not consider themselves legally protected in the event of adverse events during transportation.

Inadequate equipment with transport equipment, lack of regulatory documents, as well as inconsistencies in medical information about the patient's condition create a risk for the safe and efficient transportation of resuscitation patients, and medical personnel cannot consider themselves legally protected. These areas are important targets for investigation and the development of interventions to improve patient safety.

Keywords: transportation of patients, patient safety, safety management, intensive care units, risk assessment, critical illness, patient transfer, surveys and questionnaires

u For correspondence: Vyacheslav V. Shustrov — Senior Resident of the Department of the Clinic of Military Anesthesiology and Reanimatology, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St. Petersburg, Russia; e-mail: Shustrov@ anesthvmeda.ru

B For citation: V.V. Shustrov, A.V. Shchegolev, I.B. Zabolotskikh, A.A. Kuzin, A.N. Gritsaj, R.E. Lakhin, A.I. Levshankov, A.A. Skopets. Inter-hospital and intra-hospital transfer of critically ill patients: results of a questionnaire survey. Annals of Critical Care. 2020;4:127-133. DOI: 10.21320/1818-474X-2020-4-127-133

O Received: 03.11.2020 B Accepted: 16.11.2020

осуществлении перевода пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых событий (острым коронарным синдромом) из одного лечебного отделения в другое, в пределах одной медицинской организации. Результаты показали, что во время внутригоспитальной транспортировки (ВГТ) у 84 % пациентов возникала аритмия, что

DOI: 10.21320/1818-474X-2020-4-127-1331

в 44 % случаев потребовало проведения неотложных мероприятий [1]. В последующем, в других исследованиях, сообщали о возникновении критических инцидентов во время ВГТ реанимационных пациентов с частотой от 4,2 до 70,0 % [2]. Инциденты были в основном связаны с отказом оборудования (от 39 до 45 %) [3-5], ухудшением состояния пациента, включая развитие гипотензии в 47 % случаев и гипоксии (от 20 до 29 % всех наблюдений) [2].

Основными причинами для осуществления перевода явились необходимость в проведении диагностических манипуляций (например, магнитно-резонансная, компьютерная томография). Межгоспитальная транспортировка (МГТ) выполнялась для лечебных процедур и других видов специализированной медицинской помощи, не доступных в условиях медицинской организации, а также для оказания высокотехнологической медицинской помощи в полном объеме [6, 7].

Анализ текущей практики по транспортировке реанимационных пациентов в нашей стране не проводили. Национальные рекомендательные протоколы в настоящее время отсутствуют, а существующие результаты исследований представлены в виде единичных исследований или ретроспективного анализа собственных данных зарубежных профессиональных организаций [8-10]. Экстраполировать данный опыт на территорию РФ не представляется возможным, что связано со значительными различиями в системе подготовки медицинского персонала, организационными и правовыми аспектами.

относительных частот и графической визуализации (гистограмм и диаграмм).

В общей сложности в опросе приняли участие 538 врачей анестезиологов-реаниматологов, в основном представленных врачами (55,31 %) и заведующими (42,46 %) ОРИТ и ординаторами (2,23 %). Большинство из опрошенных имели опыт работы по специальности более 10 лет и принимали непосредственно личное участие в проведении ВГТ и МГТ (рис. 1). В исследовании участвовали: Северо-Западный федеральный округ (фО) - 57 %, Южный ФО - 26 %, Центральный ФО -10 %, Уральский ФО — 7 %. В исследование попали в основном медицинские центры с коечной емкостью от

Опыт работы по специальности:

- « ш

менее 1 года от 1 года до 5 лет от 5 до 10 лет более 10 лет

Личное участие в процессе транспортировки:

I принимают (95%) I не принимают (5%)

Цель исследования — изучить особенности организации, оснащения, практического опыта проведения вну-тригоспитальной и межгоспитальной транспортировки пациентов в критическом состоянии.

Материалы и методы

Дизайн исследования заключался в проведении опроса врачей-специалистов с помощью специально разработанных анкет, содержащих пункты, касающиеся организационных аспектов проведения МГТ и ВГТ (число коек медицинской организации [МО] и отделений реанимаций и интенсивной терапии — ОРИТ), уровня оснащенности (наличие портативного оборудования и транспортных укладок), стратегии и тактики проведения транспортировки реанимационных пациентов (частота неблагоприятных событий, контроль безопасности и уровня подготовки персонала) в МО. Получение информации осуществлялось по электронной почте и в виде электронных анкет docs.google (https:// goo-gl.su/fplIm; https://goo-gl.su/8w26Ixl5). Полученные данные легли в основу электронной базы данных и были обработаны с помощью статистической программы SPSS Statistics 23, данные представлены в виде

Рис. 1. Структура врачей-специалистов, участвующих

в исследовании Fig. 1. Structure of specialist doctors for research

• менее 150 коек

• 150-300 коек Щ 300-600 коек

• более 600 коек

• хирургический профиль

• терапевтический профиль

• смешанный профиль

Рис. 2. Коечная емкость медучреждений (А), профиль ОРИТ (Б) Fig. 2. Hospital bed capacity (А), ICU profile (Б)

300 коек, структура ОРИТ которых в основном хирургического и смешанного профиля (рис. 2).

Результаты

При анализе данных опроса установлено, что большинство опрошенных врачей-специалистов оценивают риск проведения ВТГ как средний и безопасный. На рис. 3 представлена структура ответов по оценке безопасности ВГТ, которую оценивали по числовой шкале от 1 до 10, где 1 это высокий риск, 10 — риск отсутствует.

Основными причинами, по которым опрашиваемые обусловливали высокий риск ВГТ, являются: тяжесть состояния пациента и недостаточные условия для осуществления безопасной транспортировки (рис. 4).

Одним из вопросов исследования являлось определение частоты встречаемости неблагоприятных событий во время транспортировки пациентов, а также выяснение их структуры. К сожалению, анализ показал, что 88 % врачей-специалистов хотя бы раз, но сталкивались с проблемами во время проведения транспортировки. Наиболее частые проблемы — это технические причины, связанные с отказом или отсутствием необходимого оборудования, и клинические причины, вызванные состоянием пациента (рис. 5).

Для оценки уровня оснащенности МО респондентам был задан вопрос о наличии в отделении транспортной медицинской аппаратуры и укладок для транспортировки пациентов. Выявлено, что в большинстве МО

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Как вы оцениваете риск

транспортировки пациентов в вашем медицинском учреждении?» (от 1 — высокий риск, до 10 — риск минимальный) Fig. 3. Answers to the question: "How do you assess the risk of transporting patients in your medical facility?" (from 1 — high risk to 10 — minimal risk)

Из-за тяжести состояния пациента Недостаточные условия для безопасной транспортировки

Низкий уровень подготовки персонала

Высокий риск развития осложнений

Затрудняюсь ответить

■-40 (67,8 -37 (62,7 %)

Рис. 4. Причины риска внутригоспитальной

транспортировки Fig. 4. Reasons for the risk of intra-hospital transportation

A)

I Иногда (88,10%) H Никогда (11,90%)

Б)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,, ,

Рис. 5. Частота (Л) и наиболее частые причины

неблагоприятных событий (Б) при транспортировке пациентов

Fig. 5. Frequency (Л) and most common causes of adverse events (Б) during patient transportation

транспортное оборудование и укладки имеются, однако практически в каждом третьем случае выявлено их отсутствие. Опрос показал, что укладки транспортные имеются в 67,8 %, об их отсутствии заявили 25,4 % опрошенных врачей-специалистов и 6,8 % затруднились ответить об их наличии. Примерно аналогичные данные по наличию транспортной аппаратуры: аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) имеются — 84,7 %; аппараты мониторирования — 76,3 % (рис. 6).

В ходе подготовки реанимационных пациентов к транспортировке большая часть респондентов (61 %) ответили, что не применяют протоколов, алгоритмов

Укладка Аппарат ИВЛ Монитор

Рис. 6. Наличие в медицинской организации транспортной аппаратуры (аппаратов ИВЛ, мониторов) и медицинских укладок для транспортировки Fig. 6. Availability of transport equipment in the hospital

(ventilators, monitors) and transport medical stowage's

и оценочных шкал для определения их транспортабельности. Тем не менее 25 % отпрошенных используют в своей практике шкалы для оценки транспортабельности, а 14 % действуют согласно имеющимся алгоритмам и протоколам.

В результате опроса выяснено, что во многих МО (63 %) отмечается отсутствие штатных бригад для проведения МТГ, таким образом, эти обязанности возлагаются на персонал ОРИТ. Кроме того, участники опроса отметили, что имеются случаи несоответствия медицинской информации о состоянии пациента до начала организации транспортировки из другого медицинского учреждения. В то же время большинство опрошенных ответили положительно о наличии прямого контакта с лечащим врачом до начала проведения медицинской эвакуации (рис. 7).

На вопрос о наличии в МО каких-либо регламентирующих документов, касающихся организации и проведения ВГТ и МГТ, большинство респондентов (47,5 %) отметили наличие таких документов, тогда как четверть опрошенных (27 %) заявили об отсутствии таковых. В то же время 90 % врачей-специалистов считают себя юридически не защищенными во время транспортировки.

Обсуждение

Вопросы внутри- и межгоспитальной транспортировки нельзя признать окончательно решенными. Это в первую очередь связано с отсутствием единого алгоритма в ходе подготовки к перевозке пациентов в критическом состоянии. Тем не менее полученные данные опроса позволяют составить общее представление о состоянии проблемы по транспортировке пациентов реанимационного профиля.

Организационные аспекты зачастую находятся вне рамок правового законодательства. Конкретные знания о возможных критических инцидентах во время транспортировки могут способствовать повышению безопасности. Меры по сокращению инцидентов включают более точное планирование перед транспортировкой,

О 10 20 30 40 50 60 0 10 20 30 40 50

■ Всегда ■ Часто ■ Иногда ■ Никогда ■ Всегда ■ Часто ■ Иногда Никогда

Рис. 7. Распределение ответов на вопросы: (А)

«Расхождение предварительной и реальной информации о состоянии пациента?»; (Б) «Наличие коммуникации с лечащим врачом?» (в % к общему числу опрошенных, n = 538) Fig. 7. Distribution of answers to the questions: (A) «Inconsis-tency of information, did the preliminary and real information about the patient's condition diverge?»; (Б) «Direct communication with the attending physician»

введение протоколов транспортировки с оценкой рисков транспортабельности, повышение уровня подготовки персонала и достаточное материальное оснащение, в том числе транспортным оборудованием, и внедрение организационных мер по использованию контрольных списков (чек-листов) на этапе подготовки к перевозке [7, 11-13].

Большой вклад в изучение проблемы медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях внесен Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК), обладающим значительным опытом в данном вопросе. ВЦМК разработаны методические рекомендации по экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации [14]. В рамках межведомственного взаимодействия Министерства здравоохранения (представленного Всероссийской службой медицины катастроф) с Министерством обороны были проведены обсуждения проблем транспортировки реанимационных пациентов с решением о совместном участии в создании национальных рекомендаций по МГТ пациентов в критическом состоянии. Одним из предложений по повышению безопасности и эффективности было создание контрольных списков (чек-листов), которые позволяют провести более детальное планирование транспортировки на этапе ее подготовки. Кроме того, внедрение стандартизированных протоколов (карты транспортировки) с указанием риска транспортабельности может стать дополнительной мерой повышения безопасности и юридическим основанием при высоком риске развития неблагоприятных событий. Не менее важное значение имеет повышение уровня подготовки медицинского персонала по вопросам организации и проведения внутри- и межгоспитальной транспортировки пациентов в критическом состоянии, а также знаний принципов работы транспортной аппаратуры [7, 15].

При наличии технических возможностей у МО для принятия решения о межгоспитальном переводе и дальнейшего планирования могут использоваться телемедицинские технологии [16, 17], такой подход обоснован у пациентов с высоким риском транспортировки и для детального планирования, например, когда санитарная эвакуация осуществляется авиационным транспортом пациента, подключенного к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации [18].

Проведенное исследование показало, что проблемы медицинской транспортировки пациентов в критическом состоянии являются актуальными и требуют продолжения изучения. К сожалению, не все ФО были включены в исследование, также имеются регионы с очень низким откликом, что, по мнению авторов, может указывать на неоцененность проблемы ВГТ и МГТ пациентов в критическом состоянии или нежелание руководителей показать реальное состояние дел. В дальнейшем планируется продолжить исследование, расширить и актуализировать информацию, с охватом большего количества респондентов со всех ФО для репрезентативности результатов опроса.

Выводы

Полученная информация по результатам опроса 538 врачей-специалистов ОРИТ МО в 4 федеральных округах РФ позволила объективизировать современное состояние ВГТ и МГТ.

Анализ показал, что 88 % врачей сталкивались с возникновением жизнеугрожающих ситуаций во время транспортировки реанимационных пациентов. Наиболее частые причины возникновения критических инцидентов были связаны с медицинскими и техническими аспектами — в 38,6 и 35,1 % случаев соответственно, в наименьшей степени это организационные проблемы (26,3 %).

В ходе проведения опроса выявлено, что основными проблемами при осуществлении МГТ и ВГТ являются

^MTepaTypa/References

[1] Taylor J.O., Chulay J.D., Landers C.F., et al. Monitoring high-risk cardiac patients during transportation in hospital. Lancet. 1970; 2(7685): 1205-1208. DOI: 10.1016/s0140-6736(70)92176-8

[2] Waydhas C. Intrahospital transport of critically ill patients. Crit Care. 1999; 3(5): 83-89. DOI: 10.1186/cc362

[3] Beckmann U., Gillies D.M., Berenholtz S.M., et al. Incidents relating to the intra-hospital transfer of critically ill patients. An analysis of the reports submitted to the Australian Incident Monitoring Study in Intensive Care. Intensive Care Med. 2004; 30(8): 1579-1585. DOI: 10.1007/s00134-004-2177-9

недостаточный уровень обеспечения МО современной транспортной аппаратурой и отсутствие транспортных укладок, также имеются случаи привлечения непрофильных специалистов к проведению транспортировки. Ведение учетной документации нельзя считать удовлетворительным — это может явиться причиной снижения эффективности и безопасности проводимых МГТ и ВГТ, а отсутствие в МО регламентирующих документов, стандартизированных протоколов не позволяет персоналу чувствовать себя защищенным в юридическом поле.

Мерами эффективности и безопасности транспортировки пациентов в критическом состоянии являются: детальное планирование мероприятия на этапе подготовки, с использованием алгоритмов и контрольных списков (чек-листов), введение стандартизированных протоколов транспортировки с указанием рисков транспортабельности, повышение уровня подготовки персонала и повышение качества материального обеспечения МО, в том числе транспортной аппаратурой.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Шустров В.В., Щеголев А.В., Заболотских И.Б., Кузин А.А., Грицай А.Н., Лахин Р.Е., Левшан-ков А.И., Скопец А.А. — разработка концепции статьи, получение и анализ фактических данных, написание и редактирование текста статьи, проверка и утверждение текста статьи.

ОКСЮ авторов

Шустров В.В. — 0000-0001-5144-3360 Щеголев А.В. — 0000-0001-6431-439Х Заболотских И.Б. — 0000-0002-3623-2546 Кузин А.А. — 0000-0001-9154-7017 Грицай А.Н. — 0000-0001-5909-7810 Лахин Р.Е. — 0000-0001-6819-9691 Левшанков А.И. — 0000-0002-2982-1246 Скопец А.А. — 0000-0002-7211-1071

[4] Lovell M.A., Mudaliar M.Y., Klineberg P.L. Intrahospital transport of critically ill patients: complications and difficulties. Anaesth Intensive Care. 2001; 29(4): 400-405. DOI: 10.1177/0310057X0102900412

[5] Papson J.P., Russell K.L., Taylor D.M. Unexpected events during the intrahospital transport of critically ill patients. Acad Emerg Med. 2007; 14(6): 574-577. DOI: 10.1197/j.aem.2007.02.034

[6] Min H.J., Kim H.J., Lee D.S., et al. Intra-hospital transport of critically ill patients with rapid response team and risk factors for cardio-

pulmonary arrest: A retrospective cohort study. PLoS One. 2019; 14(3): e0213146. DOI: 10.1371/journal.pone.0213146

[7] Divatia J.V., Siddiqui S.S. Transporting critically Ill patients: Look before you leap!. Indian J Anaesth. 2016; 60(7): 449-450. DOI: 10.4103/0019-5049.186017

[8] Ефременко С.В., АзовскийД.К., Карпанина Ю.Н. Межгоспитальная транспортировка: история и современность. Медицина катастроф. 2010; 3: 15-18. [Efremenko S.V., Azovsky D.K., Karpanina Yu.N. Mezhgospital'naya transportirovka: istoriya i sovremennost'. Medicina katastrof. 2010; 3: 15-18. (In Russ)]

[9] Братищев И.В., Каверина К.П., Яковлев В.Н., Шабунин А.В. Опыт и пути повышения безопасности транспортировки больных в тяжелом состоянии. Медицинский алфавит. 2010; 4(17): 36-8. [BratishchevI.V., KaverinaK.P., Yakovlev V.N., Shabunin A.V. Opyt i puti povysheniya bezopasnosti transportirovki bol'nyh v tyazhelom sostoy-anii. Medicinskij alfavit. 2010; 4(17): 36-8. (In Russ)]

[10] Касимов Р. Р., Махновский А. И., Миннуллин Р. И. и др. Медицинская эвакуация: организация и критерии транспортабельности пострадавших с тяжелой травмой. Политравма. 2018; 4: 14-21. [KasimovR.R., MakhnovskiyA.I., Min-nullin R.I., et al. Medicinskaya evakuaciya: organizaciya i kriterii transportabel'nosti postradavshih s tyazheloj travmoj. Politravma. 2018; 4: 14-21. (In Russ)]

[11] Brunsveld-Reinders A.H., Arbous M.S., Kuiper S.G., de Jonge E.A. Comprehensive method to develop a checklist to increase safety of intra-hospital transport of critically ill patients. Crit Care. 2015; 19(1): 214. DOI: 10.1186/s13054-015-0938-1

[12] Canellas М., Palma I., Pontífice-Sousa P., Rabiais I. Checklist para el transporte intrahospitalario seguro del paciente crítico: A scoping review. Enfermería Global. 2020; 19(4): 525-572. DOI.org/10.6018/eglobal.411831

[13] Гармаш О.А., Банин И.Н., Попов В.П. и др. Организация оказания экстренной консультативной медицинской помощи и проведения медицинской эвакуации: метод. рекомендации. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2015: 174. [Garmash O.A., Banin I.N., Popov V.P., et al. Organizaciya okazaniya ekstren-

noj konsul'tativnoj medicinskoj pomoshchi i provedeniya medicinskoj evakuacii: metod. rekomendacii. M.: FGBU VCMK "Zashchita", 2015: 174. (In Russ)]

[14] Kulshrestha A., Singh J. Inter-hospital and intra-hospital patient transfer: Recent concepts. Indian J Anaesth. 2016; 60(7): 451-457. DOI: 10.4103/0019-5049.186012

[15] Bonnici K., Ridings R., Chinn R., et al. Learning from critical care: Improving intra- and inter-hospital transfer processes in enhanced care and the ward. Future Healthc J. 2020; 7(3): 214-217. DOI: 10.7861/fhj.2019-0063

[16] Гончаров С.Ф., Фисун А.Я., Щеголев А.В. и др. Применение телемедицины при организации и оказании медицинской помощи пациентам, находящимся в критических состояниях. Вестн. Российской военно-медицинской академии. 2018; 4(64): 227-231. [Goncharov S.F., Fisun A.Yа., Shchego-lev A.V., et al. Primenenie telemediciny pri organizacii i okazanii medicinskoj pomoshchi pacientam, nahodyashchimsya v kri -ticheskih sostoyaniyah. Vestn. Rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. 2018; 4(64): 227-231. (In Russ)]

[17] Баранова Н.Н., Бобий Б.В., Гончаров С.Ф. и др. Информационно-телекоммуникационные технологии в деятельности Службы медицины катастроф Минздрава России. Медицина катастроф. 2019; 1(105): 5-11. [Baranova N.N., Bobiy B.V., Goncharov S.F., et al. Informacionno-telekommu-nikacionnye tekhnologii v deyatel'nosti Sluzhby mediciny katastrof Minzdrava Rossii. Medicina katastrof. 2019; 1(105): 5-11. (In Russ)]

[18] Щеголев А.В., Шелухин Д.А., Ершов Е.Н. и др. Эвакуация пациентов с дыхательной недостаточностью в условиях экстракорпоральной мембранной оксигенации. Анестезиология и реаниматология. 2017; 62(1): 32-35. DOI: 10.18821/0201-7563-2017-62-1-32-35. [Shchegolev A.V., Shelukhin D.A., Ershov E.N., et al. Evakuaciya pacientov s dyhatel'noj nedostatochnost'yu v usloviyah ekstrakorporal'noj membrannoj oksigenacii. Anesteziologiya i reanimatologiya. 2017; 62(1): 32-35. (In Russ)]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.