Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимов Сергей Игоревич, Иванцов Юрий Андреевич

Массовое спортивное мероприятие выступает эффективным инструментом использования туристского потенциала территории, способного за сравнительно короткий период времени при относительно небольшом количестве затрат привлечь туристов в регион и оказать влияние на его развитие. Целью исследования является изучение влияния массовых спортивных мероприятий на социально-экономическое развитие регионов. Для этого были выбраны одиннадцать городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 г. в России. Была проанализирована специфика распределения бюджетных средств по регионам в процессе строительства и реконструкции объектов для чемпионата мира 2018 г. и изучены основные социально-экономические показатели регионов. Также была дана оценка влияния чемпионата мира по футболу на экономическую и социальную сферы регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Евдокимов Сергей Игоревич, Иванцов Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLDING MASS SPORTS EVENTS AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL POLICY

A mass sporting event is an effective tool for using the tourist potential of the territory, capable of attracting tourists to the region and influencing its development in a relatively short period of time at a relatively small amount of costs. The aim of the study is to study the impact of mass sports events on the socio-economic development of the regions. For this, eleven host cities of the 2018 FIFA World Cup in Russia were selected. The specifics of the distribution of budgetary funds by regions in the process of construction and reconstruction of facilities for the 2018 World Cup were analyzed and the main socio-economic indicators of the regions were studied. Also, an assessment was made of the impact of the World Cup on the economic and social spheres of the regions.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 338.48:332.1

С. И. Евдокимов1, Ю. А. Иванцов2

Псковский государственный университет, г. Псков, Россия 1E-mail: serenia-8178@yandex.ru 2E-mail: yuriyivantsov2000@gmail.com

ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Массовое спортивное мероприятие выступает эффективным инструментом использования туристского потенциала территории, способного за сравнительно короткий период времени при относительно небольшом количестве затрат привлечь туристов в регион и оказать влияние на его развитие. Целью исследования является изучение влияния массовых спортивных мероприятий на социально-экономическое развитие регионов. Для этого были выбраны одиннадцать городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 г. в России. Была проанализирована специфика распределения бюджетных средств по регионам в процессе строительства и реконструкции объектов для чемпионата мира 2018 г. и изучены основные социально-экономические показатели регионов. Также была дана оценка влияния чемпионата мира по футболу на экономическую и социальную сферы регионов.

Ключевые слова: крупные спортивные мероприятия; региональная политика; чемпионат мира по футболу; социальная инфраструктура.

Для цитирования: Евдокимов С. И., Иванцов Ю. А. Проведение массовых спортивных мероприятий как инструмент региональной политики // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2022. Т. 15. № 4. С. 31-42.

S. I. Evdokimov1, Y. A. Ivantsov2

Pskov State University, Pskov, Russia 1E-mail: serenia-8178@yandex.ru 2E-mail: yuriyivantsov2000@gmail.com

HOLDING MASS SPORTS EVENTS AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL POLICY

A mass sporting event is an effective tool for using the tourist potential of the territory, capable of attracting tourists to the region and influencing its development in a relatively short period of time at a relatively small amount of costs. The aim of the study is to study the impact of mass sports events on the socio-economic development of the regions.

For this, eleven host cities of the 2018 FIFA World Cup in Russia were selected. The specifics of the distribution of budgetary funds by regions in the process of construction and reconstruction offacilities for the 2018 World Cup were analyzed and the main socio-economic indicators of the regions were studied. Also, an assessment was made of the impact of the World Cup on the economic and social spheres of the regions.

Keywords: major sporting events; regional policy; Soccer World Cup; social infrastructure.

For citation: Evdokimov S. I., Ivantsov Y. A. (2022), Holding mass sports events as an instrument of regional policy, Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser-iya: Estestvennye i fiziko-matematicheskie nauki [Bulletin of the Pskov State University. Series "Natural and physical and mathematical sciences"], vol. 15, no. 4, pp. 31-42. (In Russ.).

Введение Туристские поездки, приуроченные к каким-либо определённым мероприятиям, положили начало событийному туризму. В каждой из множества стран происходят события, представляющие культурную, историческую и спортивную ценность. Актуальность исследования обусловлена тем, что на данный момент наблюдается тенденция к повышению социокультурной роли спорта в жизни людей. Современное геополитическое положение России способствует развитию спорта внутри страны. Трансформации, сопровождающие создание умной инфраструктуры для крупных спортивных мероприятий, имеют долгосрочное экономическое, демографическое и социальное влияние в масштабах города и всего региона в целом. Кроме того, при успешном проведении они оказывают положительное воздействие на репутацию страны, принимающей спортивные соревнования, в глазах мирового сообщества и местного населения, достигая самых высоких стандартов качества.

Чемпионат мира по футболу (ЧМ) является масштабным событием. Зачастую организации и проведению подобных мероприятий сопутствуют ограниченность ресурсов, нехватка кадров, низкая востребованность объектов после проведения события и т. д.

Цель исследования — изучить влияние массовых спортивных мероприятий на социально-экономическое развитие регионов.

Основными методами исследования являются сравнительно-аналитический, статистический.

Для проведения исследования были выбраны все города-организаторы ЧМ-2018: Москва, С.-Петербург, Калининград (Калининградская область), Нижний Новгород (Нижегородская область), Волгоград (Волгоградская область), Казань (Республика Татарстан), Самара (Самарская область), Саранск (Республика Мордовия), Ростов-на-Дону (Ростовская область), Сочи (Краснодарский край), Екатеринбург (Свердловская область).

С помощью методов кластерного анализа (дендрограммы и метода К-средних) регионы были дифференцированы по общему распределению финансирования в период 2013-2018 гг. Всего было потрачено 688 млрд руб. Как видно из графика, большая часть средств была потрачена в Москве и г. С.-Петербурге. Остальным регионы

поделили 250 млрд. руб., из которых большая часть потребовалась Ростовской, Са марской и Нижегородской областям (рис. 1).

Tree Diagram for 11 Variables Single Linkage Euclidean distances

7E7

6E7

5E7

n>

V, 4E7

2> 3E7

2E7

1E7

a.

P

CL ГО

о ■=t Q-O

CL

>-

О CL

P

<D d

О

<D

a> CL

CD CL

<0

О

m

c; =t CL

О

О

Рис. 1. Дифференциация бюджетных средств по регионам (Евклидово расстояние).

Из постановлений правительств регионов «Об утверждении программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» были проанализированы общие расходы по государственной программе за каждый год подготовки к чемпионату мира по футболу.

Метод соединения разделил регионы на три кластера. Несмотря на то, что третий кластер по числу регионов самый большой, их финансирование ни за один год не превышало показателя в 10 млрд руб. Первый кластер включает только Москву. Инфраструктура столицы развита хорошо, при этом на подготовку к проведению Чемпионата мира по футболу здесь было использовано максимальное количество средств — 290 млрд руб.

Второй кластер представляют С.-Петербург и Ростовская область. В общей сумме ими было потрачено 223 млрд руб., большая часть средств была потрачена на строительство и реконструкцию транспортной инфраструктуры.

Все регионы из третьего кластера (Калининградская область, Нижегородская область, Волгоградская область, Республика Татарстан, Самарская область, Республика Мордовия, Краснодарский край, Свердловская область) задействовали в общей сумме 170 млрд руб., в части регионов инфраструктура и стадионы строились с нуля [16-27] (рис. 2).

Plot of Means for Each Cluster

Москва

Санкт-Петербург Ростовская область Краснодарский кран Самарская область Республика Мордовия Нижегородская область Волгоградская область Калининградская область Республика Татарстан Свердловская область

-о- Cluster 1 -о- Cluster 2 ■о- Cluster 3

Рис. 2. Кластеризация регионов по распределению бюджетных средств

(метод К-средних)

Метод двуходового объединения кластерного анализа показывает распределение финансирования по каждому субъекту. Наименьшее количество средств в течение пяти лет подготовки к чемпионату было потрачено Краснодарским краем и Республикой Татарстан (рис. 3).

2015

2014

I

Two-Way Joining Results

!_■ 70 млрд.руб

■ 60 млрд.руб ~ 50 млрд.руб

I I 40 млрд.руб I | 30 млрд.руб

■ 20 млрд.руб ■■ 10 млрд.руб

Рис. 3. Распределение бюджетных средств по регионам за каждый год

В Краснодарском крае, кроме бюджетных средств, в развитие инфраструктуры региона вкладывали средства также некоторые частные инвесторы (например, С. Га-лицкий, владевший сетью магазинов «Магнит»). Кроме того, Олимпийские игры в г. Сочи обеспечили регион развитой транспортной инфраструктурой.

В Республике Татарстан накоплен богатейший опыт организации спортивных мероприятий международного уровня. В 2013 г. в г. Казань состоялась Всемирная летняя Универсиада с участием 12 тыс. представителей из 160 стран мира. Благодаря студенческим играм в Татарстане была создана инфраструктура для развития профессионального спорта, организации соревнований самого высокого уровня по множеству видов спорта. Также он является одним из спортивных лидеров среди регионов Российской Федерации.

Определённое сходство в финансировании можно увидеть между Республикой Татарстан, Краснодарским краем и Свердловской областью. Эти регионы получили меньше всего бюджетных средств для подготовки к ЧМ-2018. Инфраструктура этих регионов хорошо развита. Это говорит о том, что они готовы к принятию массовых мероприятий, поэтому запросили меньше всего средств [12; 16-27].

Среди регионов по характеру финансирования оказались схожи Калининградская и Волгоградская область. В этих регионах инфраструктура, особенно транспортная и спортивная, была развита недостаточно хорошо для принятия события такого масштаба, поэтому трансформации, связанные с подготовкой к проведению ЧМ-2018, оказали положительное влияние на социально-культурную сферу в этих регионах. Регионам с подготовленной инфраструктурой требовалось в разы меньше финансовых средств, для подготовки к ЧМ-2018 [15].

Суммарный эффект Чемпионата мира по футболу на ВВП России за 20132018 гг. составил 952 млрд руб., или около 1 % годового ВВП России. Несмотря на то, что турнир начал оказывать влияние на ВВП ещё в 2013 г., более половины его суммарного эффекта приходится на 2017-2018 гг. В эти годы прирост ВВП в связи с подготовкой и проведением соревнований достиг 0,4 % годового показателя. Всего приехало около 500 тыс. иностранных болельщиков и за весь чемпионат туризм принёс 175 млрд руб., окупив расходы на подготовку к чемпионату в 2016 г. [2] (рис. 3).

2018

80

175

2017

191

2016

175

2015

110

2014

116

2013

17 0

50

100

150

200

250

300

■ Вклад инвестиций и операционных расходов, млрд руб.

■ Вклад туризма, млрд руб.

Рис. 3. Влияние ЧМ-2018 на ВВП России, млрд руб.

35

0

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

0

0

Влияние ЧМ-2018 за 2013-2018 гг. составляет от 2 до 20 % годового ВРП регионов-организаторов, при этом на долю туризма приходится от 12 до 72 % совокупного эффекта (рис. 4) [8].

Республика Мордовия

Республика Татарстан 2

Свердловская область 2

17 14

2 50

2 26

Краснодарский край 3 72

Волгоградская область 6 12

Калининградская область 20 16

Нижегородская область 6 13

Ростовская область 6 14

Самарская область 6 13

Санкт-Петербург 5 31

Москва 2 44

0 10 20 30 40 50 60 70 80

■ Отношение эффекта к годовому ВРП, проценты

■ Доля туризма в эффекте, проценты

Рис. 4. Влияние ЧМ-2018 на ВРП регионов-организаторов за 2013-2018 гг.

С влиянием инвестиций и операционных расходов связано 79 % общего эффекта, что составляет 751 млрд руб. Основная доля эффекта от инвестиций и расходов пришлась на 2016-2017 гг., что соответствует пику вложений в строительство или реконструкцию спортивной и транспортной инфраструктуры в эти годы [12].

Приток туристов в период ЧМ-2018 обеспечил вклад в 175 млрд руб. в ВВП страны в 2018 г., что составляет 20 % общего эффекта от проведения турнира. Эффект от туризма превысил влияние инвестиций и операционных расходов на подготовку турнира в 2018 г. [7].

Наибольшее влияние ЧМ-2018 оказал на экономику менее крупных регионов — Мордовию и Калининградскую область. Проведение чемпионата обеспечило в этих регионах создание дополнительного валового продукта в объёме 17-20 % годового ВРП. Это подтверждается масштабными по региональным меркам инвестициями в строительство стадионов, реконструкцию инфраструктуры и благоустройство территорий. За последние шесть лет благодаря подготовке к ЧМ-2018 уровень инвестиций в основной капитал данных регионов вырос на 10-20 %. В Москве, Свердловской области, Краснодарском крае и Татарстане влияние ЧМ-2018 было наименьшим из всех регионов-организаторов и составило 2-3 % годового ВРП. Это объясняется как существенным объёмом ВРП, так и высоким уровнем готовности Краснодарского края и Татарстана к проведению турнира, а также высокой туристской привлекательностью регионов. Краснодарский край и Татарстан служат успешными

примерами того, как регион с уже существующей спортивной и транспортной инфраструктурой может принимать крупные спортивные соревнования, обеспечивая ощутимый эффект от входящего туристского потока — по данным регионам вклад туризма в общем эффекте превышает 50 %. В Москве, С.-Петербурге и Свердловской области велось масштабное строительство и реконструкция спортивных и транспортных объектов, поэтому в этих регионах доля инвестиций в совокупном влиянии на ВРП превосходит 50 %. Благодаря большому туристскому потоку доля туризма в общем эффекте в этих регионах находится в диапазоне от 25 до 50 % (см. рис. 4).

Влияние проведения ЧМ-2018 на ВРП Самарской, Нижегородской, Ростовской и Волгоградской областей составило около 6 % годового ВРП. При этом на долю инвестиций приходится около 85 % совокупного эффекта, поскольку в каждом из этих регионов велось строительство нового стадиона, а также подготовка других инфраструктурных объектов [9].

Преобладающая доля общего влияния ЧМ-2018 на ВВП России была обусловлена инвестициями в инфраструктуру, необходимую для проведения турнира. Доля эффекта от инвестиций в общем объеме эффекта на уровне 80 % характерна практически для всех крупных спортивных мероприятий подобного рода [13].

Чемпионат мира по футболу 2018 г. повлиял не только на ВВП России, но и на другие параметры её экономики, такие как занятость и уровень доходов населения, объём налоговых сборов, а также финансовые показатели малого и среднего предпринимательства (МСП) [15].

Мероприятия по подготовке и проведению ЧМ-2018 в России позволили создать до 315 тыс. новых рабочих мест в год, преимущественно в строительной и туристской отраслях. За счёт новых рабочих мест общие трудовые доходы населения за все время подготовки и проведения чемпионата увеличились на 459 млрд. руб. (рис. 5).

2014

2018

2013

2017

2016

2015

Созданные рабочие места, тыс.

Дополн ител ьные доходы населения, млрд руб

0 50 100 150 200 250 300 350

Рис. 9. Влияние ЧМ-2018 на рынок труда

Обновление сети междугородного сообщения — самый масштабный по объёму преобразований и инвестиций комплекс мер, направленных на развитие городов и регионов в рамках подготовки к ЧМ-2018. Он включал в себя строительство и реконструкцию аэропортов, дорог, железнодорожных станций и вокзалов [29].

Так, в большинстве городов-организаторов существенно модернизирована аэропортовая инфраструктура. В результате этих мероприятий 11 российских аэропортов приблизились к международным стандартам качества авиасообщения, существенно повысились их пропускная способность и транспортная доступность (рис. 6).

жний Новгород (Стригино) Москва (Внуково) Москва (Шереметьево) Санкт-Петербург (Пулково) Москва (Домодедово) Калининград (Храброво) Екатеринбург (Кольцово) Саранск (Саранск) Ростов-на-Дону (Платов) Самара (Курумоч) Волгоград (Волгоград)

0 50 100 150 200 250 300

■ Изменение пропускной способности аэропортов за 2013-2018 гг., проценты

Рис. 6. Изменение пропускной способности аэропортов за 2013-2018 гг.

В связи с необходимостью увеличения пассажирских перевозок на период проведения ЧМ-2018 ускорились темпы обновления парка общественного транспорта, ремонта улично-дорожной сети и открытия новых станций метро.

Всего для обслуживания возросшего потока пассажиров и обеспечения работы новых станций закуплено более 1,1 тыс. вагонов метро. Таким образом, в среднем по трем городам обновлено 17 % подвижного состава метрополитена [2].

В среднем на 33 % обновился парк общественных автобусов, троллейбусов и трамваев: закуплено более 4,6 тыс. единиц подвижного состава. Это обновление позволило повысить надежность общественного транспорта [6].

Организация ЧМ-2018 потребовала обновления и расширения инфраструктуры здравоохранения, чтобы во время чемпионата все жители и гости городов-организаторов могли своевременно получить необходимую медицинскую помощь. В долгосрочной перспективе проведённые мероприятия и накопленный опыт позволят улучшить качество медицинских услуг в этих городах.

Проведённые мероприятия по развитию городов можно разделить на пять направлений: междугородный транспорт, городской транспорт, безопасность, благоустройство общественных пространств и здравоохранение.

Санкт-Петербург Краснодарский край Ростовская область Москва

Калининградская область Волгоградская область Самарская область Свердловская область Республика Мордовия Нижегородская область Республика Татарстан

0 10 20 30 40 50 60 70 80

■ Обновление подвижного состава, проценты

Рис. 7. Обновление подвижного состава наземного транспорта в рамках подготовки к ЧМ-2018 за 2013-2018 гг.

Выводы. По результатам исследования распределения средств по регионам для подготовки к проведению ЧМ-2018 можно заключить, что, чем меньше регион запрашивал бюджетных средств, тем он более обеспечен, что косвенно указывает на хорошую работу местных властей и проведение рациональной региональной политики.

Финансирование менее обеспеченных регионов оказывает наибольший экономический и социально-культурный эффект, влияет на положительный имидж регионов, способствует привлечению инвесторов и как следствие, развитию малого и среднего бизнеса. Улучшается и усиливается конкурентоспособность по сравнению с другими регионами или доводится до уровня среднего показателя регионов, как бы «подтягивая» его. Создаётся эффект «полюсов роста», описанный Франсуа Перу, и чем больше различие (отставание) субъекта от других, тем больше проявляется эффект и тем меньше требуется финансирования для получения положительного эффекта.

И наоборот, чем меньше отставание, тем больше требуется финансирование: половина выделенных средств поступила на улучшение г. Москвы, однако видимого эффекта и роста основных экономических показателей это не вызвало.

Оценка влияния чемпионата мира по футболу на экономическую и социальную сферы регионов показала, что проведение массовых спортивных мероприятий улучшает качество городской социально-экономической среды, тем самым оказывая положительное влияние как на регион, так и на условия жизни людей.

Литература

1. Аналитический отчёт Оргкомитета «Россия-2018». Исследование влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы. 2018. [Электронный ресурс]: URL: https://rfs.ru/news/ 208313 (дата обращения: 04.02.2022).

2. Валовый региональный продукт в текущих основных ценах — всего (1998-2015 гг.) /Росстат. 2017, 18 апреля. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/vvp/vrp98-15.xlsx

3. Егоренко С. Н. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018. Р 32. Стат. сб. М.: Росстат. 2018. 1162 с.

4. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации / Росстат. 2017, 27 декабря. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/ business/invest/invest_sub.xlsx

5. Киселёва Н. Н., Данченко Н. В., Браткова В. В. Государственная региональная политика. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. 159 с.

6. Кластерный анализ / Б. Дюран и П. Оделл; перевод с английского Е. З. Деми-денко; научное редактирование и предисловие А. Я. Боярского. М.: Статистика, 1977. 127 с.

7. Мегаспортивные мероприятия и развитие территорий (работы зарубежных авторов) / сост. и пер. с англ. д-р экон. наук, проф. М. А. Котляров; предисл. Л. А. Рапопорта. Екатеринбург, 2015. Ч. 1. 132 с.

8. Минфин России: «Расчёт распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности между субъектами Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» от 29.09.2017. [Электронный ресурс]: URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4= 119735 -raschet_raspredeleniya_dotatsii_na _vyravnivanie_byudzhetnoi_obespechennosti_mezhdu_subektami_rossiiskoi_federat sii_na_2018_god_i_planovyi_period_2019_i_2020_godov (дата обращения: 04.02.2022).

9. Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2015 году, основных задачах на 2016 год и среднесрочную перспективу / Росавиация. 2016. [Электронный ресурс]: URL: http://www.favt.ru/public/materials//c/1/3/1/a/c131aec 3ec11be3518ef4e26fd64adc9.rtf

10. Окладников С. М. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020. Р 32. Стат. сб. М.: Росстат, 2020. 1242 с.

11. Постановление Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Обеспечение участия Краснодарского края в подготовке и проведении Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации» от 13 декабря 2013 года, № 1484. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/423976040 (дата обращения: 04.02.2022).

12. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 25 декабря 2013 года, № 1056. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/463307283 (дата обращения: 04.02.2022).

13. Постановление Правительства Волгоградской области «Об утверждении программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 28 ноября 2013 года, № 679-п. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/ document/410801768 (дата обращения: 04.02.2022).

14. Постановление Правительства Калининградской области «О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 31 октября 2013 г., № 800. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/460209097 (дата обращения: 04.02.2022).

15. Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 19 ноября 2013 г., № 859. [Электронный ресурс]: URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+X k7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink= 1&nd= 152034997&page= 1&rdk=5#I0 (дата обращения: 04.02.2022).

16. Постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Республиканской целевой программы «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» на 2013-2018 годы» от 4 октября 2013 г., № 450. [Электронный ресурс]: URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8 +zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9uj o&backlink= 1&n d=147045410&page=1&rdk=6#I0 (дата обращения: 04.02.2022).

17. Постановление Правительства Ростовской области «О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 23 декабря 2013 г., № 798. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/439060867 (дата обращения: 04.02.2022).

18. Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 29 ноября 2013 г., № 704. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/464008858 (дата обращения: 04.02.2022).

19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Программе подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы» от 4 апреля 2014 г., № 233. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/537953504 (дата обращения: 04.02.2022).

20. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 22 декабря 2016 г., № 897-ПП. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/429093044 (дата обращения: 04.02.2022).

21. Приказ Минспорта России «План-график реализации Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» от 16 сентября 2015 г., № 887. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/ document/420317780 (дата обращения: 04.02.2022).

22. Распоряжение Правительства Москвы «Об утверждении Программы мероприятий, осуществляемых в городе Москве в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу» от 18 апреля 2014 года, № 183-РП. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/document/ 537953438 (дата обращения: 04.02.2022).

23. Ростуризм подвёл туристические итоги Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. [Электронный ресурс]: URL: https://www.russiatourism.ru/news/15818/ (дата обращения: 04.02.2022).

24. Стратегия транспортного обеспечения Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в Российской Федерации / Минтранс России. 2016, 27 декабря. [Электронный ресурс]: URL: http://static.government.ru/ media/files/iAw6nWg6kDA3CR876es7IMY55 eH6NLnw.pdf

25. Ускова Т. В., Ворошилов Н. В. Региональная политика по развитию муниципальных образований: учебное пособие. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. 136 с.

26. Ускова Т. В., Ворошилов Н. В. Региональная политика территориального развития. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 156 с.

27. Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года» от 07.06.2013 №108-ФЗ. [Электронный ресурс]: URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/ 499024920 (дата обращения: 04.02.2022).

Об авторах

Евдокимов Сергей Игоревич — кандидат географических наук, доцент кафедры географии, естественно-географический факультет, институт медицины и экспериментальной биологии, Псковский государственный университет, г. Псков, Россия.

E-mail: serenia-8178@yandex.ru

Иванцов Юрий Андреевич — магистрант направления «цифровая картография и территориальное планирование», естественно-географический факультет, институт медицины и экспериментальной биологии, Псковский государственный университет, г. Псков, Россия.

E-mail: yuriyivantsov2000@gmail.com

About the authors

Dr Sergey Evdokimov, Associate Professor, Department of Geography, Faculty of Natural Geography, Institute of Medicine and Experimental Biology, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: serenia-8178@yandex.ru

Yuri Ivantsov, Master Student of the Direction "Digital Cartography and Territorial Planning", Faculty of Natural Geography, Institute of Medicine and Experimental Biology, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: yuriyivantsov2000@gmail.com

Поступила в редакцию 17.09.2022 г.

Поступила после доработки 20.10.2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 10.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.