Научная статья на тему 'Проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий как стратегия привлечения туристов в регионы'

Проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий как стратегия привлечения туристов в регионы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2505
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / МАССОВЫЕ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пелле Андрей Валерьевич

В современных рыночных условиях организация и проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий становится серьезным конкурентным преимуществом для регионов России по привлечению туристов. Развивающаяся инфраструктура регионов становится новой современной площадкой для проведения фестивалей, реконструкций событий, спортивных и других массовых культурно-зрелищных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS CULTURAL EVENTS AS A STRATEGY TO ATTRACT TOURISTS TO THE REGIONS

In modern market conditions, organization and holding of mass cultural and entertainment events is a major competitive advantage for Russian regions to attract tourists. Developing infrastructure of the regions becomes a new and modern venue for festivals, reconstructions of events, sports and other mass cultural events.

Текст научной работы на тему «Проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий как стратегия привлечения туристов в регионы»

ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ В РЕГИОНЫ

Аннотация. В современных рыночных условиях организация и проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий становится серьезным конкурентным преимуществом для регионов России по привлечению туристов. Развивающаяся инфраструктура регионов становится новой современной площадкой для проведения фестивалей, реконструкций событий, спортивных и других массовых культурно-зрелищных мероприятий. Ключевые слова: событийный туризм, массовые культурно-зрелищные мероприятия, стратегия привлечения туристов, развитие регионов.

MASS CULTURAL EVENTS AS A STRATEGY TO ATTRACT TOURISTS TO THE REGIONS

Annotation. In modern market conditions, organization and holding of mass cultural and entertainment events is a major competitive advantage for Russian regions to attract tourists. Developing infrastructure of the regions becomes a new and modern venue for festivals, reconstructions of events, sports and other mass cultural events.

Keywords: event tourism, mass cultural and entertainment events, strategy to attract tourists, development of the regions.

Массовые культурно-зрелищные мероприятия, будучи одной из туристских отраслей, связанной с событийным туризмом, имеют большой экономический потенциал для развития регионов России, как и весь туризм в целом. Правильная грамотная организация таких мероприятий позволяет привлекать в регионы новые туристские потоки, а вместе с ними деньги, которые остаются в этих регионах. Россия географически, климатически, культурно очень многогранна. Поэтому существуют многие варианты и способы организации массовых культурно-зрелищных мероприятий в различных уголках страны. Такая деятельность увеличивает конкурентность регионов, что заставляет их меняться в лучшую сторону. Как известно, сервис во многих административных округах России остается на низком уровне. Развитие и популяризация массовых культурно-зрелищных мероприятий помогает в решении данной проблемы.

Наиболее очевидное преимущество туризма в целом - рабочие места в гостиницах, ресторанах, розничных предприятиях и на транспорте. Второе, менее очевидное преимущество - поддержка отдельных отраслей и профессий. Следующее преимущество - эффект мультипликатора, так как расходы туризма проходят через местную экономику. Для оценки увеличения количества рабочих мест в сфере потребления товаров и услуг правительства используют различные модели экономического влияния. Четвертым преимуществом туризма принято считать федеральные и местные доходы - налоги и сборы от туризма. Туризм стимулирует экспорт местных продуктов, что является его пятым преимуществом. По некоторым расчетам, траты туриста на подарки, сувениры составляют от 15 до 20 % всех его расходов. Экономическое влияние на местную экономику оказывает то, насколько эти продукты произведены или собраны именно в данной местности.

В последнее время, начиная с 2013 г., активное участие в проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий стал принимать Краснодарский край. Этому способствовало появление крупных спортивных объектов, строительство международного аэропорта, других объектов инфраструктуры региона. Не смотря на огромное количество крупных спортивных объектов в Сочи, мероприятия, которые в нем проводятся, отнюдь не только спортивные. Регион привлекает все больше

© ПеллеА.В., 2015

УДК 379.822 А.В. Пелле

Andrey Pelle

туристов из других городов, стран и континентов, интересующихся культурными, общественными мероприятиями. На международной конференции «Постолимпийский туристский потенциал Сочи» министр курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя заявил, что в нынешнем году Сочи посетили более 2,5 млн туристов, это на 30 % выше показателя 2013 г. Он отметил, по сравнению с 2013 г. объем предоставляемых услуг на курортах Краснодарского края, включая Сочи, вырос на 40 % [2]. Доказательством тому, что именно массовые культурно-зрелищные мероприятия послужи -ли росту туристического потока в Сочи, служит перечень наиболее ярких мероприятий, проведенных в этом регионе в 2014 г.: Открытый Кубок Мира по пауэрлифтингу. 27 мая 2014 г.; V Международный конкурс Ю. Григоровича «Молодой балет мира» 13-20 июня 2014 г.; XXV Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» Июнь 2014 г.; Международный яхтенный фестиваль «Черное море» Июль 2014 г.; XIII Международный инвестиционный форум «Сочи-2014» Сентябрь 2014 г.; Фестиваль «Формула Джаза» Сентябрь 2014 г.; Этап Гран-При «Формула-1» 2014 г. «Гран-При России» Октябрь 2014 г.; Гастроли ведущий Российских оркестров в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны» Ноябрь 2014 г.; КиВиН 2014 11-21 декабря 2014 г. [6]. К примеру, только гонки «Формула-1» собрали на своих трибунах несколько десятков тысяч человек, город посетили участники команд, спортсмены, журналисты, эксперты.

Массовые культурно-зрелищные мероприятия проводятся и организуются с расчетом на определенную количественную зрительскую аудиторию, что позволяет максимально спрогнозировать масштабы публики, соответственно, предварительно рассчитать окупаемость проекта. В большей степени определяющее значение при выборе места проведения массового культурно-зрелищного мероприятия имеет численность населения региона, в котором оно планирует проводиться. Не случайно в России первое место среди посещаемости массовых культурно-зрелищных мероприятий занимает Москва, в которой за 2013 г. количество посетителей бесплатных массовых культурно-зрелищных мероприятий составило 14 млн чел., что примерно равно численности самой Москвы [1].

Примером проведения массового культурно-зрелищного мероприятия в регионе России, помимо Сочи, был крупный музыкальный фестиваль «KUBANA», который до 2014 г. включительно проводился на территории Краснодарского края. Местом организации был выбран пустынный Таманский полуостров. Территория, на которой проводился фестиваль, была огорожена, доступ осуществлялся по билетам. Согласно материалам сайта Российской Газеты [5] местные предприниматели имели огромные сверхприбыли, принимая косвенное участие в обслуживании туристов, музыкантов и других участников фестиваля. Так, номера в отелях уровня ниже трех звезд сдавались по 100-150 евро за ночь, когда средняя рыночная цена таких номеров 20-30 евро. Стоит согласиться, что предприниматели и организаторы фестиваля получают существенные прибыли, тем не менее, налоговое законодательство предусматривает отчисления и в пользу региона.

Помимо Краснодарского края и Московской области популярным направлением становится Республика Калмыкия, где проводятся крупнейшие соревнования по шахматам. В Калмыкии построен шахматных город, который интересен туристам и вне проводимых мероприятий. Кроме того, данная Республика является российским центром буддизма, в ней можно познакомиться с жизнью и традициями древней религии. В настоящее время цены на туристские услуги за рубежом значительно выросли для россиян. Туры по самым популярным направлениям в Египет, Турцию, Тунис стали стоить дороже примерно в два раза. Такое положение дел служит почвой для развития местных региональных туристских маршрутов. Проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий создает отличное конкурентное преимущество для отдельных регионов по привлечению туристов.

Все большее количество регионов России присоединяется к стратегии развития массовых культурно-зрелищных мероприятий, что сулит существенные экономические выгоды данным регионам. Помимо экономической ценности мероприятия помогают формировать облик местного сообще-

ства [3]. Городские газеты и еженедельники, выпускаемые для пригородов, часто публикуют списки мероприятий, фестивалей и празднований, которые проводятся на расстоянии дневной поездки. Региональные и местные органы, отвечающие за туризм, стараются, чтобы туристические фирмы, рестораны, гостиницы, аэропорты, вокзалы имели календари мероприятий и чтобы они могли учесть их проведение в своей работе.

В ближайшей перспективе, к празднованию юбилея победы, планируется проведение реконструкций военных событий времен Великой Отечественной Войны. Это направление массовых культурно-зрелищных мероприятий ранее использовалось в целях отработки методик ведения боевых действий, проведения работы над тактическими ошибками на поле боя, но теперь стало открыто для всех желающих и уже продолжительное время привлекает все большее количество желающих погрузиться в историю. Одним из таких событий в регионе станет III международный независимый фестиваль «Забытый подвиг - Вторая Ударная армия». Он состоится 5 апреля 2015 г. в поселке Тесово-Нетыльский (Новгородский район Новгородской области). Фестиваль обещает быть зрелищным: в программе мероприятия - историческая реконструкция эпизодов боев весны 1942 г. за коридор снабжения 2 Ударной армии с участием тяжелой военной техники и авиации, интерактивная экспозиция военного быта враждующих сторон, а также фестиваль узкоколейной железнодорожной техники с презентацией уникальных экспонатов. По данным Северо-Западного отделения РСТ (Российский Союз Туриндустрии), за время существования фестиваля его посетило более 5 тыс. зрителей, а в реконструкции приняло участие около 600 чел. из разных регионов РФ и стран СНГ. В этот раз будет значительно расширена площадка для реконструкции, на ней появится новые оригинальные фортификационные сооружения, соответствующие реалиям Волховского фронта. На поле боя выйдут более 300 участников из разных городов России и ближнего зарубежья. В ходе реконструкции будут применяться как военная, так и уникальная железнодорожная техника по действующей узкоколейной дороге, макеты тяжелого вооружения, пиротехника.

«Сегодня внутренний туризм получает новый импульс для развития, и у фестиваля «Забытый подвиг - Вторая Ударная армия» есть реальный шанс стать качественным турпродуктом, который востребован и интересен для широкого круга туристов, интересующихся историей Великой Отечественной войны, - прокомментировала директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Екатерина Шадская. - В год юбилея Победы мероприятие, несомненно, получит широкий резонанс, но и в дальнейшем мы ожидаем, что организаторы и турбизнес будут находить точки соприкосновения и интенсивно сотрудничать» [4]. В последние несколько лет мы наблюдаем возросший интерес к внутреннему туризму и делаем все возможное для его удовлетворения. Несомненно, появление на терри-тории Новгородской области интерактивного музея узкоколейной железной дороги и масштабного военно-исторического фестиваля послужит дополнительным стимулом для притяжения туристического потока, и тому есть все предпосылки, - отмечает Евгений Родионов, председатель комитета по туризму Новгородской области. - С каждым годом на «Забытый подвиг» приезжает все больше людей: в этом году организаторы ожидают прибытия порядка 4 тыс. зрителей, это высокий показатель с учетом того, что объект находится на удалении от привычных туристических маршрутов [4].

Библиографический список

1. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 431-ПП об утверждении государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. В 2014 г. Сочи посетили более 2,5 млн туристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nykhas.ru/115962/v-2014-gody-sochi-posetili-bolee-25-mln/ (дата обращения: 25.03.2015).

3. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз; пер. с англ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2013. - 1071 с.

4. Новгородская область пригласит туристов на военную реконструкцию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/28294/ (дата обращения: 20.03.2015).

5. Продюсер КиБЛМЛ назвал причины закрытия фестиваля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/31/reg-ufo/prichina.html (дата обращения: 25.03.2015).

6. Что увидят и в чем примут участие жители Сочи в 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sochi-express.ru/sochi/news/sochi/44562 (дата обращения: 25.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.