Научная статья на тему 'Проведение лекции со студентами заочной формы обучения в образовательных учреждениях'

Проведение лекции со студентами заочной формы обучения в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ / NON-TRADITIONAL TYPES OF LECTURES / ЛЕКЦИЯ-КОНФЕРЕНЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INCREASE IN THE ACTIVITY OF AUTONOMOUS WORK / СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STIMULATING SCIENTIFIC ACTIVITY / LECTURE / CONFERENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асмолова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются методические аспекты проведения такого вида лекционных занятий как лекция-конференция и особенности ее проведения с обучающимися заочной формы обучения, возможности данного вида занятий в повышении активности самостоятельной работы обучающихся-заочников и стимулировании их мыслительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses methodological aspects of such types of lectures as the lecture-conference and especially its organization with the students of the correspondence form of training, the possibility of this type of training in enhancing the activity of autonomous work of correspondence students and stimulating their mental activity.

Текст научной работы на тему «Проведение лекции со студентами заочной формы обучения в образовательных учреждениях»

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Асмолова Ирина Николаевна

кандидат экономических наук, заведующий кафедры «Экономики и менеджмента» ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

LECTURE WITH STUDENTS OF THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В статье рассматриваются методические аспекты проведения такого вида лекционных занятий как лекция-конференция и особенности ее проведения с обучающимися заочной формы обучения, возможности данного вида занятий в повышении активности самостоятельной работы обучающихся-заочников и стимулировании их мыслительной деятельности.

Ключевые слова: нетрадиционные виды лекционных занятий, лекция-конференция, повышение активности самостоятельной работы, стимулирование научной деятельности.

The article discusses methodological aspects of such types of lectures as the lecture-conference and especially its organization with the students of the correspondence form of training, the possibility of this type of training in enhancing the activity of autonomous work of correspondence students and stimulating their mental activity.

Key words: non-traditional types of lectures, lecture, conference, increase in the activity of autonomous work, stimulating scientific activity.

Проблематика знаний и образования как элементов общественного и экономического развития с древнейших времен привлекала и привлекает внимание значительного числа зарубежных и отечественных исследователей, представителей различных отраслей научного знания - философии, экономики, социологии, педагогики, психологии.

По мнению И. Каленюк, в широком смысле слова «образование» охватывает все формы умышленного и неумышленного воздействия среды на человека, которые, наряду с самообразованием и самовоспитанием, имеют своим результатом формирование и развитие его личности. В таком смысле образование становится основой для формирования образовательного потенциала общества [2, с. 72 - 73].

Многие авторы неоднократно обращают внимание на специфику аудитории при проведении занятий с обучающимися заочной формы обучения [3; 4].

Это нетрадиционная аудитория, т.к. в подавляющем большинстве это уже взрослые люди, имеющие, как правило, стаж практической деятельности в целом ряде случаев и опыт обучения в других образовательных учреждениях. Применительно к отдельным категориям, обучающихся заочной формы (менеджеры, управленцы среднего звена), условно говоря, «тяготеет статус».

На наш взгляд, студентам-заочникам очень важно с первых дней занятий в Государственном образовательном учреждении получать знания, которые они сразу смогут реализовать в своей практической (служебной) деятельности. Соответственно, для такой нетрадиционной аудитории необходимы и нетрадиционные виды занятий.

Одним из видов занятий на заочной форме обучения является лекция. В основном, для обучающихся-заочников лекция имеет свой определённый характер и иное значение, чем для обучающихся очной формы обучения. Это не столько информативный характер, как для обучающихся-очников, сколько мотивационный характер, а в чем-то даже и прикладной характер.

На обзорных лекциях обучающийся-заочник ожидает получить своего рода ориентиры (исходные материалы), отправные точки для освоения учебной информации, содержащейся в рабочей программе курса, планах семинарских занятий, в тематике контрольных работ, методических рекомендациях по их написанию, в учебниках, учебных пособиях.

Своеобразным ориентиром для обучающихся-заочников для того. чтобы они «не заблудились», не потерялись во всем потоке учебной информации, должна существовать подобного рода методика. Обучающиеся должны понимать основные, базовые положения учебной дисциплины способствующие запоминанию сложных, узловых вопросов определенной дисциплины.

Этому лучше всего способствуют лекционные занятия с элементами практической направленности обучения лекция - конференция, проблемная лекция, лекция-презентация [5].

Остановимся более подробно на предлагаемой нами лекции-конференции.

Лекция-конференция проводится по сложной теме, имеющей неоднозначные оценки в науке и практике. Для ее успешного проведения необходимо выполнение целого ряда методических процедур [5].

Предпочтительной является ситуация, когда преподаватель заранее объявляет обучающимся-заочникам о необходимости предварительной подготовки по определенной теме к следующей лекции.

К примеру, можно отнести ситуацию, когда в тематическом плане по курсу дисциплины запланировано от 2 до 4 часов на самостоятельную работу по каждой теме курса. Для этого обучающимся-заочникам необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебников и учебных пособий по объявленной теме предстоящей лекции и сформулировать 2-3 вопроса по наиболее сложным и непонятным разделам темы, по которым они хотели бы

получить дополнительную информацию или комментарии преподавателя. Эти вопросы они могут подать преподавателю на отдельном листе в вопросительной форме перед началом занятия.

Преподавателю необходимо до начала лекции сгруппировать полученные вопросы в соответствии с планом лекции и логикой подачи учебного материала. План лекционного занятия заранее составляется преподавателем, тем не менее, не смотря на это, «заказчиком» содержательной части лекции являются сами обучающиеся-заочники (аудитория). На протяжении лекции преподаватель находится в постоянном контакте с самими студентами, подавая материал лекции только в форме ответов на их же вопросы, многие из которых у них могли уже возникнуть в практической деятельности.

Особенностью данного вида лекционных занятий на заочной форме обучения является то, что у лектора не всегда есть возможность заранее дать студентам задание, заранее собрать вопросы аудитории и обработать их.

Из-за небольшого количества аудиторных часов на заочной форме обучения, выполнить заранее описанную выше методическую процедуру удается не всегда. Преподавателю приходится обрабатывать вопросы во время лекционного занятия, для заполнения подобной паузы можно предложить студентам записать план лекции, спроецированный на экран при помощи технических средств обучения или записанный заранее на доске, записать какую-нибудь схему по теме.

Для более оперативного проведения организационной процедуры вполне возможно привлечение молодых преподавателей (для проведения практических занятий), желающих ознакомиться с опытом проведения подобных занятий.

При подготовке к данному виду лекционного занятия со стороны преподавателя важна не столько техническая подготовка, сколько высокая степень содержательной подготовки по теме лекции.

Преподаватель должен в совершенстве владеть лекционным материалом, знать наиболее важные точки зрения по дискуссионным вопросам темы, знать пути решения различных проблем, с которыми сталкивается.

Преподаватель должен значительно превосходить обучающихся по уровню знаний, чтобы никто в аудитории не смог подвергнуть сомнению компетентность преподавателя.

Исходя из этого, проводить лекцию-конференцию со взрослой аудиторией обучающихся-заочников в чем-то может быть даже сложнее, чем с аудиторией очников. При этом сложнее уходить от ответов на острые вопросы. Лекция-конференция может стать своего рода экзаменом для самого преподавателя. Помимо вопросов по теме, слушатели могут задать неожиданные вопросы по малоизученным аспектам темы. Преподаватель в таком случае должен быть готов и напомнить обучающимся об идеальном характере проведения лекционного занятия.

Определённую часть вопросов преподаватель может корректно отсеять, ввиду того, что они не связаны с рассматриваемой темой, либо в них не корректно сформулирован вопрос, либо вопрос написан неразборчивым почерком. Таких отсеянных вопросов должно быть, как можно меньше, а на все оставшиеся вопросы преподаватель должен дать компетентный, развернутый ответ, исключая какую-либо возможность двойственного их толкования или применения техники «ухода от ответа» в исключительном случае подготовить ответ к практическому занятию. Следует отметить, что аудитория значительно реагирует на различного рода ухищрения со стороны лектора и более непримирима к ним.

Методика проведения лекции-конференции предполагает установление контакта с аудиторией. Для поддержания контакта на протяжении всей лекции, возможно использовать технологию проведения такой процедуры: зачитывание фамилии и номера группы автора вопроса. Для аудитории это не проходит незаметно, чаще всего звучит реакция не столько на сам вопрос, сколько на фамилию его автора и номер группы.

Достаточно сказать, что взрослая аудитория обучающихся-заочников гораздо более эмоционально реагирует на озвучивание фамилий своих товарищей по группе или курсу, одобрительно отзываясь на вопросы знакомых им товарищей или интересные с их точки зрения вопросы остальных сокурсников. Данный методический прием помогает в повышении внимания к материалу лекции и прохождению «порога внимания», который обычно взрослая аудитория проходит примерно через каждые 20-25 минут лекционного занятия.

За наиболее удачные вопросы преподаватель может выставить положительные оценки их авторам. Вопрос о выставлении оценок обучающимся заочной формы обучения достаточно остро обсуждается в профессиональной среде преподавателей ГОУВПО.

Существует радикальная точка зрения, что обучающимся-заочникам не следует вообще выставлять оценки на занятиях, т.к. это уже взрослые люди, это травмирует их психику и даже унижает их достоинство. Стоит заметить, что на экзамене либо зачете нам все равно приходится выставлять им оценки, как предписывает Закон об образовании ДНР, и это никого не унижает, а ведет к долгожданным для самих обучающихся-заочников последствиям -признанию их дипломированными специалистами.

Следует отметить, что существует категория студентов-заочников, которая нуждается в постоянной оценке знаний. Многие из них задают сами себе вопросы: «а правильно ли я понимаю материал?», «насколько хорошо я усвоил материал?». Положительные промежуточные оценки, в том числе и на лекционных занятиях, дают им положительные ответы на их вопросы.

На лекции-конференции, выставляя положительные оценки обучающимся-заочникам за подготовленные вопросы, у преподавателя появляется дополнительная возможность стимулировать их самостоятельную

работу при подготовке к лекции и мыслительную деятельность во время самого занятия.

В дидактике уже давно используется прием в качестве мотивации - это выставление оценок за формулирование вопросов обучающимися. Если обучающийся-заочник задает вопросы, к примеру, о понятиях в теории менеджмента: теории организации, о его функциях и т.п., то вряд ли есть смысл поощрять такого студента за достаточно простые вопросы. В случае, если обучающийся-заочник задает вопрос, из которого видно, что он ознакомился с учебной литературой перед лекцией, попытался разобраться в учебном материале и т.д., то за такие вопросы возможно выставление положительной оценки «хорошо». Если обучающийся-заочник еще и связал его с материалом предыдущих лекций, представил его в системе с другими темами курса, в этом случае возможно и выставление оценки «отлично». Возможны и иные способы поощрения наиболее подготовленных к лекции обучающихся-заочников, в зависимости от специфики ГОУВПО.

Подводя итог по особенностям проведения лекции-конференции как одной из форм проведения занятий на заочной форме обучения, следует отметить, что данная форма лекционных занятий позволяет активизировать индивидуальную, самостоятельную работу обучающихся-заочников, которая является одним из важных элементов на заочной форме обучения. Проведение лекций-конференций позволяет преподавателю получить информацию о том, с какими трудностями столкнулись обучающиеся в восприятии различных вопросов темы, а также позволяет стимулировать научную деятельность этой категории обучающихся. Вполне возможно в качестве элемента лекционного занятия с обучающимися заочной формы обучения, рекомендовать лекцию-конференцию к внедрению в учебный процесс, наряду с другими формами лекционных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон об образовании ДНР (принято Народным Советом ДНР 19.06.2015, постановление № 1-233П-НС).

2. Каленюк И. Образование в рыночной среде и неэкономические ценности / И. Каленюк // Экономика Украины. - 2003.- № 7.- С. 67 - 73.

3. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. Беспалько. - М., 2005. - 345 с.

4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М., 2004. - 232 с.

5. Экономика народного образования: [Учеб. для пед. ин-тов / В. А. Жамин, С. Л. Костанян, В. К. Розов, В. Н. Усанов]; Под ред. С. Л. Костаняна.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2006. - 335 с.

6. Молчанов И. Н. Потенциал высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы исследования: монография / И. Н. Молчанов. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. - 245 с.

7. Майбуров И. А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России / И. А. Майбуров // Экономическая наука современной России.- 2003. - № 4. - С. 67.

8. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95 с.

9. Гордеева А. В. Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики личности учащегося - Донецк: Издательство ДИПО ИПР, 2005. - С. 62

10. Управление высшим учебным заведением: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 695 с. - (Менеджмент в высшей школе).

Бунтовский Сергей Юрьевич

кандидат экономических наук Абрамян Роксана Тиграновна

студентка 4 курса факультета управления Богданова Татьяна Эдуардовна

студентка 4 курса факультета управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»

(г. Краснодар, Российская Федерация)

УДК 37.01

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР)

PROJECT CONTROL IN THE FIELD OF EDUCATION (THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR CITY MUNICIPALITY)

В данной статье раскрывается сущность понятия «проектное управление». Также можно отметить, что представлены различия между муниципальным проектом и программой. Соответственно, раскрывается понятие «муниципальный проект». Выделяются недостатки муниципальной целевой программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар». Следовательно, для решения представленных недостатков предлагается внедрение проектного управления в администрации муниципального образования города Краснодар.

Ключевые слова: муниципальная программа, управление проектами, программно-целевой метод, муниципальный проект, образовательное учреждение, муниципальное управление.

This article reveals the essence of the concept "project control". Also it should be noted that ddifferences between municipal projects and programs are presented. Accordingly, disclosed the concept of "municipal project". The defects of the municipal target program "Development of Education in the municipality city of Krasnodar" are highlighted. Consequently, for solution of these disadvantages the introduction of project control is offered to the administration of the municipality city of Krasnodar.

Key words: municipal program, project management, program and target method, municipal project, educational institution, municipal management.

Последнее время популярность управления проектами в нашей экономике возрастает, это касается как бизнеса, так и деятельности органов

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.