Научная статья на тему 'Проведение комплексной оценки качества Интернет-ресурса'

Проведение комплексной оценки качества Интернет-ресурса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
585
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА. МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мартыненко Юлия Вячеславовна

В работе предлагается методика по нахождению числовой оценки качества Интернет-ресурса, позволяющая учитывать факторы качества в соответствии с их важностью для данного типа ресурса и целей проведения исследования. Теоретической основой выбран метод анализа иерархий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мартыненко Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение комплексной оценки качества Интернет-ресурса»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 519.8

Мартыненко Юлия Вячеславовна

канд. физ.-мат. наук, доцент УлГУ г. Ульяновск, РФ E-mail: Marj2005@yandex.ru

ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА

Аннотация

В работе предлагается методика по нахождению числовой оценки качества Интернет-ресурса, позволяющая учитывать факторы качества в соответствии с их важностью для данного типа ресурса и целей проведения исследования. Теоретической основой выбран метод анализа иерархий.

Ключевые слова

Качество Интернет-ресурса. Метод анализа иерархий. Экспертные оценки.

На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что мы живем в эпоху формирования информационного общества. Это стадия развития общества и экономики, для которой характерен ряд явлений, имеющих большое влияние во всех сферах человеческой деятельности. В их числе создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворения их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Однако такая «информационная свобода» породила также целый ряд проблем. Так, актуален вопрос защиты пользователей от нежелательной для них информации. Большое внимание уделяется защите конфиденциальной информации от несанкционированного доступа. Данная работа посвящена проблеме оценки качества размещаемых в сети Интернет информационных ресурсов.

Сформулируем сущность этой проблемы. В сети Интернет пользователь может найти ресурсы практически по любой тематике, будь то научная, рабочая, развлекательная или иная деятельность. При этом число подходящих ресурсов настолько велико, что пользователь не в состоянии изучить их в полном объеме. Ему приходится делать выбор, руководствуясь своими первыми впечатлениями. Поэтому разработчики ресурса вынуждены следить за тем, чтобы это первое впечатление было благоприятным.

Однако пользователя нужно не только привлечь, но и удержать, чтобы он возвращался к данному ресурсу снова и снова. А это можно сделать, только создав качественный ресурс, удовлетворяющий определенным потребностям пользователя. Таким образом, если мы хотим, чтобы наш Интернет-ресурс был востребован, мы должны обеспечить его качество. Сложность заключается в том, что само понятие качества в отношении Интернет-ресурса является неопределенным и многозначным. То, что важно для одного вида ресурса, для другого может быть не востребовано. Например, яркое, нестандартное оформление может привлекать пользователей развлекательного сайта, но оно совершенно неуместно для сайта официальной государственной структуры.

Понятие качества Интернет-ресурса довольно емкое. Оно вбирает в себя множество таких параметров, как своевременность, наглядность и доступность, значимость, авторитетность, актуальность, популярность, информоемкость, достоверность, информативность и т.д.

При этом не все характеристики будут важны для оценки конкретного типа Интернет-ресурса. Например, для образовательного ресурса достоверность и уникальность размещаемой на нем информации может играть более важную роль, чем удобство работы с этой информацией.

Таким образом, проблема оценки качества Интернет-ресурса сложна и многогранна. При разработке методики оценивания следует вначале четко определить цель, чтобы в соответствии с нею выбирать значимые параметры и характеристики.

В данной работе предлагаются рекомендации по определению оценки качества Интернет-ресурса, удовлетворяющие условиям:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

1. гибкость, т.е. легкость адаптации к любому типу Интернет-ресурсов;

2. измеряемость, т.е. возможность получить количественную оценку.

Суть предлагаемых рекомендаций в следующем. За основу при проведении процедуры оценки предлагается использовать документ «Принципы качества веб-сайтов по культуре», разработанный в рамках проекта «Minerva» [2]. Этот документ содержит десять принципов качества, по каждому из которых приводится: комментарий, объясняющий суть принципа, историю и причины его принятия; набор критериев, который можно использовать для оценки соответствия Интернет-ресурса определенному принципу; основанный на критериях перечень контрольных характеристик, который можно использовать для оценки; набор практических тестов и вопросов, позволяющий глубже проанализировать степень соответствия ресурса принципам качества.

Принципы ориентированы в первую очередь на сайты по культуре (сайты, которые создаются музеями, библиотеками и т.д.). Однако их общий характер позволяет применить их практически к любому Интернет-ресурсу.

Качественный веб-сайт должен [2]:

1) быть прозрачным;

2) быть эффективным;

3) быть доступным;

4) обеспечиваться поддержкой в достаточном объеме;

5) быть ориентированным на пользователя;

6) быть реактивным;

7) быть многоязычным;

8) обеспечивать совместимость;

9) быть управляемым;

10) обеспечивать сохранность.

Для выбранного типа Интернет-ресурса каждый принцип анализируется на предмет его важности. В результате некоторые принципы могут быть исключены из дальнейшего рассмотрения.

Затем по оставшимся принципам разрабатывается перечень утверждений, отражающих качество Интернет-ресурса в данном аспекте, и выбирается числовая шкала для участников процедуры. Например, можно предложить оценить утверждение по 10-бальной шкале: чем меньше баллы, тем менее утверждение соответствует данному Интернет-ресурсу.

Преимуществом такого подхода является его гибкость, то есть при подготовке процедуры оценивания можно учесть как тип Интернет-ресурса, так и квалификацию участников. Если это пользователи данного Интернет-ресурса, мы можем предложить им более простые утверждения для проверки, не требующие высокого уровня ИКТ-компетенций. Если же участники процедуры - это эксперты, то и уровень сложности утверждений может быть весьма высоким.

Остается сформулировать правило для сведения получаемых результатов в единую числовую оценку. Для этого предлагается использовать прием, известный из метода анализа иерархий [1]. Суть его в том, что мы попарно сравниваем имеющиеся у нас альтернативы (в данном случае принципы), используя шкалу из таблицы 1.

Таблица 1.

Сравнение важности принципов A и B

Баллы Пояснение

1 Принципы А и В одинаково важны для данного ресурса

3 Принцип А незначительно важнее В

5 Принцип А важнее принципа В

7 Принцип А существенно важнее принципа В

9 Принцип А абсолютно важнее принципа В

2,4,6,8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы

Если принципу А по сравнению с принципом В приписывается один из вариантов, приведенных в таблице 1, то принципу В по сравнению с принципом А приписывается обратное значение. Таким образом,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

мы можем оценить важность каждого из выбранных принципов, попарно сравнивая его со всеми остальными.

В результате будет получена матрица оценок, из которой путем несложной вычислительной процедуры могут быть найдены веса изучаемых принципов [1].

Аналогично можно поступить и с утверждениями в рамках одного принципа. Если же это нецелесообразно, то веса утверждений могут распределяться равномерно. Окончательно имеем следующую формулу:

О = T.iaiZjbijUij,

где щ - вес i-го принципа, Ь^ - вес j-го утверждения для i-го принципа, U(j - оценка участника по j-му утверждения для i-го принципа. Если важность утверждений для некоторого принципа одинакова, то bij = bt = l/ni,

где щ - число утверждений в оценке i - го принципа.

Получаемая итоговая оценка является комплексной, т.е. учитывает сразу несколько аспектов качества Интернет-ресурса с учетом их важности для данного типа ресурса. Такая процедура может применяться периодически для конкретного Интернет-ресурса, чтобы отследить динамику, или же единовременно для нескольких ресурсов, чтобы выявить среди них наиболее качественный. Список использованной литературы

1. Саати Т. Принятие решение. Метод анализа Иерархий. М.: «Радио и связь», 1993.

2. Проект «МИНЕРВА» в России - принципы качества. [Электронный ресурс]. URL: http://minervaplus.ru/docums/principles_of_quality.pdf (дата обращения 22.12.2015).

©Ю.В. Мартыненко, 2016

УДК 514.75

Матиева Гулбадан

доктор ф.-м.н., профессор ОшГУ, г.Ош, Кыргызстан e-mail: gulbadan_57@mail.ru Чолпон Абдуллаева канд.ф.-м.н.,доцент К-УУ, г.Ош, Кыргызстан e-mail: achh_osh@mail.ru Нуржамал Курбанбаева ст.препод., каф.АиГ, ОшГУ, г.Ош, Кыргызстан e-mail: Nurj_07@mail.ru

О СВОЙСТВАХ ОДНОГО ЧАСТИЧНОГО ОТОБРАЖЕНИЯ ЕВКЛИДОВА ПРОСТРАНСТВА Е4, ПОРОЖДАЕМОГО ЗАДАННЫМ СЕМЕЙСТВОМ ГЛАДКИХ ЛИНИЙ

Аннотация

В области Q евклидова пространства Е4, задано семейство гладких линий так, что через каждую точку ХеП проходит одна линия заданного семейства. Подвижной ортонормированный репер

в области Q выбран так, чтобы он был репером Френе [1], [2] для линии

(D заданного семейства. Деривационные формулы репера ^ имеют вид:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.