Научная статья на тему 'ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ'

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна, Аникин Илья Николаевич

В статье анализируется использование эксперимента на уроке биологии и во внеурочной деятельности. В статье рассматривается структура эксперимента. Определяется особая роль эксперимента, его влияние на формирование экологической культуры школьника. По результатам проведения ряда экспериментов на уроках в 6-х классах была проведена контрольная диагностика по выявлению направленности учебной мотивации и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Ющенко Юлия Алексеевна, Аникин Илья Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING EXPERIMENTS IN BIOLOGY LESSONS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS AN INTEGRATION OF EDUCATION AND UPBRINGING

The article analyzes the use of the experiment in biology class and in extracurricular activities. The article discusses the structure of the experiment. The special role of the experiment, its influence on the formation of the ecological culture of the student is determined. Based on the results of a number of experiments in the classroom in grades 6, a control diagnosis was carried out to identify the orientation of educational motivation and education.

Текст научной работы на тему «ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

6. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. -№4. - С. 4.

7. Ханова, Т.Г. Условия успешного социокультурного развития детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.Н. Филатова, М.А. Гамова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 250-254.

8. Ханова, Т.Г. Родительская любовь как условие позитивного развития личности / Т.Г. Ханова, А.С. Дорогина, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. - 2021. - № 10 (63). - С. 55-60.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Аникин Илья Николаевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется использование эксперимента на уроке биологии и во внеурочной деятельности. В статье рассматривается структура эксперимента. Определяется особая роль эксперимента, его влияние на формирование экологической культуры школьника. По результатам проведения ряда экспериментов на уроках в 6-х классах была проведена контрольная диагностика по выявлению направленности учебной мотивации и воспитания.

Ключевые слова: эксперимент, методы, экологическое воспитание.

Annotation. The article analyzes the use of the experiment in biology class and in extracurricular activities. The article discusses the structure of the experiment. The special role of the experiment, its influence on the formation of the ecological culture of the student is determined. Based on the results of a number of experiments in the classroom in grades 6, a control diagnosis was carried out to identify the orientation of educational motivation and education.

Key words: experiment, methods, environmental education.

Введение. Одно из основных требований к современному образовательному процессу - внедрение эффективных средств и методов воспитания. С их помощью более успешно решаются образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный подход к обучающимся; поддерживается стойкий интерес к занятиям.

Помочь учителю в выполнении современных задач школьного образования может школьный биологический эксперимент. Выполняя научное исследование, ученик развивает самостоятельность, накапливает навыки и опыт самореализации, развивает творческие способности, память, логическое мышление, умение четко выражать свои мысли как письменно, так и устно, развивает коммуникабельность и т.д.

Изложение основного материала статьи. Эксперимент - это изучение в искусственных условиях процессов, которые происходят в живых системах. Если наблюдения или опыт (эксперимент) связаны с восприятием демонстрируемых объектов, то в этом случае они являются наглядными методами. Основой для организации наблюдения является постановка задачи (формулировка вопроса) с указанием: что и как необходимо выяснить. Например, демонстрируя гербарий, учитель предлагает ученикам сравнить простые и сложные листья и определить главный признак, по которому они отличаются. На уроках по ботанике (раздел физиология растений) основным методом обучения может являться демонстрационный эксперимент, который имеет исследовательскую или иллюстративную цель.

В лабораторном эксперименте исследовательский подход аналогичен, но ученики сами проводят эксперимент. Биологический эксперимент обычно является длительным, поэтому не всегда укладывается во временные рамки урока. Чтобы усилить педагогическое значение демонстрационного опыта и показать его целостность за один урок, можно использовать прием сближения начала и конца опыта, продемонстрировать его ход и конечный результат. Можно показать конечные результаты заранее заложенного опыта. Кроме того, следует поочередно привлекать учеников к внеурочной работе в уголке живой природы, чтобы они докладывали на уроке о своих наблюдениях.

Инициатором выполнения школьного биологического эксперимента является учитель. Он является организатором и руководителем научного труда школьника, а также ответственным за его результаты. Очень важно, чтобы в проведении работы был заинтересован учащийся. На первом этапе работы можно использовать элементы обязательности, полагаться на чувство ответственности. Опыт показывает, что наиболее простыми и удобными являются эксперименты по изучению влияния абиотических факторов (температура, влажность, свет, минеральное питание) на рост и развитие растений. Они проводятся с учащимися 6 и 10 классов при изучении блока тем «Организм и окружающая среда». Примером таких работ могут быть следующие эксперименты:

Работа №1 Проращивание семян при разной температуре.

Цель эксперимента: показать влияние температуры на прорастание семян.

Объекты и оборудование: семена теплолюбивых растений: фасоли, томатов, кукурузы и нетребовательных к теплу культур: гороха, ржи, пшеницы; 6-8 одинаковых банок из прозрачного стекла или чашек Петри; фильтровальная бумага; газеты (для производства крышек к банкам); резиновые кольца, шпагат, термометр.

Ход эксперимента. Обучающиеся выстилают дно банок фильтровальной бумагой. В 3-4 банки помещают по 10-15 семян теплолюбивых растений одного вида. В остальные 3-4 - банки - столько же семян нетребовательных к теплу культур. В банки наливают воды столько, чтобы она не покрывала семена полностью. Закрывают банки с крышками из нескольких слоев газетной бумаги и помещают их в условия с разной температурой: 2-6 о С (в холодильник), 10-15 о С (между рамами или вне помещения), 18-20, 24-26 о С (на батарее отопления, в комнатной теплице, на подоконнике с ламповым подогревом). Продолжительность опыта 5-7 дней. Полученные результаты учащиеся анализируют и делают выводы [2].

Работа №2. Изучение строения гриба мукора.

При проведении лабораторной работы «Изучение строения гриба мукора» было организовано небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа.

Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассматриваемыми временными микропрепаратами плесневого гриба, который развивается на субстрате в начальном

периоде развития и при созревании споров. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с помощью светового микроскопа. Учитель показывает микропрепараты с помощью цифрового микроскопа.

Работа №3. Спасите яблоки.

Этот эксперимент - отличная возможность научить детей критически мыслить и решать проблемы (не только научные).

Материалы и оборудование:

• мед (чайная ложка на стакан воды);

• лимонный сок (чайная ложка на стакан воды);

• соль (половина чайной ложки на стакан воды);

• таблетка витамина С (одна штука растворена в стакане воды);

• раствор чайной соды;

• вода из-под крана;

• контрольный образец яблока;

• восемь сосудов.

Подготовка эксперимента:

1. Учащимся задается вопрос: "Нам не нравится, когда яблоко темнеет. Оно не выглядит столь вкусным. Как можно уберечь яблоко от потемнения?

2. Проведите исследование. Но сначала выясните, что заставляет яблоко изменять цвет. Этот процесс называется окислением. Как только яблоко надрезано или укушено, кислород сочетается с железом и формирует оксиды железа. Процесс окисления также разрушает сплавы. Вы можете уменьшить изменение цвета яблока тремя разными способами:

• запечь яблоки;

• уменьшить контакт с кислородом;

• уменьшить кислотность яблока.

Ход эксперимента:

1. Сформулируйте вместе с детьми гипотезу, в которой они предложат наилучший метод от потемнения и потери вкуса яблоко будет самым вкусным.

2. Проведите эксперимент.

Возьмите восемь достаточно больших сосудов, чтобы полностью покрыть кусок яблока раствором. Сделайте подписи на каждый сосуд. Сделайте растворы в отдельных стаканах. Разрежьте яблоко на восемь кусков примерно одинаковых размеров. Лучше брать одно яблоко. Поместите куски яблока в сосуды. Серединку можно использовать в качестве контрольного образца. Залейте образцы растворами. Подождите десять минут, прежде чем вынуть куски яблока из растворов. Вылейте жидкости и изучите, насколько каждый кусок яблока потемнел. Запишите результаты в тетрадь.

По результатам проведенного эксперимента предложите учащимся ответить на вопросы и самостоятельно сделать выводы:

1. Какой кусок яблока был лучшим по вкусу?

2. Какой раствор оставил яблоко самым светлым?

Выводы по результатам проведенного эксперимента делаются следующие:

• Простая вода не изменила ситуацию. Раствор соды дал лучший эффект, но ненамного. При этом раствор соды сделал яблоко немного слаще.

• Соль оставляет яблоко в природном цвете, но портит вкус.

• Лимонный сок хорошо отбеливает, но изменяет вкус яблок.

• Витамин С - действует также как лимонный сок.

• Лучший результат дал раствор меда. Яблоки не сильно отбелились, как от соли или лимона, но приобрели хороший вкус.

При исследовательском подходе предусматриваются постановка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, демонстрирование эксперимента и уточнение его результатов, формулировка выводов (раскрытие сути изучаемого явления). Например, когда изучается фотосинтез, учитель задает ученикам такие вопросы: с помощью какого эксперимента можно выяснить, что крахмал образуется лишь на свету? Происходит ли газообмен во время фотосинтеза? Какими могут быть результаты опыта?

При изучении механизма функционирования и регуляции систем органов и организма в целом (раздел «Человек и его здоровье») достаточно широко используются биологические опыты как в форме лабораторной работы, так и в форме самонаблюдения. Учащиеся заинтересованно проводят исследования по изучению основных антропометрических данных, делают выводы о влиянии факторов окружающей среды на здоровье и физическое развитие человека.

Опыты и наблюдения за животными обычно связаны с изучением их поведения. Школьники охотно занимаются деятельностью по выработке некоторых условных рефлексов у некоторых домашних животных. Такие задания отнимают много времени, поэтому их выполняют дома, а результаты затем обсуждают и используют в классе. Использование домашнего эксперимента способствует формированию развития творческого биологического мышления у учащихся. Его главное преимущество в том, что школьники не ограничены жесткими временными рамками и могут работать в комфортном для себя темпе.

Эксперименты, как и наблюдения, могут быть непродолжительными (например, ускорение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи вследствие небольшого подогрева микропрепарата) и длительными (например, влияние экологических факторов на организм или генетические опыты). Эксперимент, требующий много времени, как правило, начинается на уроке, а далее проводятся длительное наблюдение, измерение и описание процесса. Результаты фиксируются в виде отчета и осмысливаются, а затем формулируются выводы о свойствах объектов живой природы. Часто длительные эксперименты проводят во время внеурочной работы.

Самыми разнообразными являются эксперименты на учебно-опытном участке. Они продолжаются в течение почти всего вегетационного периода. Поставленную задачу ученики решают, сравнивая результаты опыта с контрольными (опытные и контрольные растения, находящиеся в одинаковых условиях, кроме одного, что исследуется). Во время исследования проводят точные измерения и определения. Особое значение при этом имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опытов, дает возможность сравнить показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и сделать определенные выводы. Важно, чтобы школьники усвоили основные требования к проведению эксперимента: все условия должны быть устойчивыми, кроме одного, влияние которого на организм исследуется. Демонстрируя результаты эксперимента, необходимо анализировать как контрольные, так и опытные растения, сравнивать

их. Результаты сравнения фиксируются в виде рисунков, таблиц, графиков и тому подобное. Это позволяет закрепить данные наблюдений, определить причинно-следственные связи.

С целью изучения рациональности использования эксперимента в качестве метода преподавания на развитие общепредметных и специальных умений и навыков, а также личностных качеств учащегося и повышения качества знаний по предмету биология была проведена контрольная диагностика по выявлению направленности учебной мотивации. Для этого использовалась методика Т.Д. Дубовицкой «Диагностика направленности учебной мотивации». Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты методики после проведения эксперимента

Учащиеся 6 класса «А» Мотивация Уровень мотивации Учащиеся 6 класса «Б» Мотивация Уровень мотивации

внеш. внутр. внеш. внутр.

Афанасьева В. 9 средний Афанасьева А. 15 высокий

Беззубкова Д. 8 средняя Бирюкова Е. 13 средний

Берестинский М. 15 высокий Бородин Е. 11 средний

Бобкова В. 9 средний Говоров В. 6 средний

Гундарев А. 8 средний Горичев В. 12 средний

Довгаль М. 4 низкий Елисеева В. 14 средний

Дурасов К. 17 высокий Зверева С. 16 высокий

Задворнов А. 11 средний Кондрашина В. 8 средний

Захарова А. 13 средний Кузнецов И. 5 низкий

Карташова А. 9 средний Лековский М. 20 высокий

Кондратьева С. 6 средний Личина С. 15 высокий

Копасова Е. 18 высокий Макеенко Е. 12 средний

Крупкина К. 14 средний Маслова А. 10 средний

Луканина П. 11 средний Молоков Н. 7 средний

Лобичева В. 10 средний Налбандян Г. 16 высокий

Макарушина С. 5 низкий Овчинников А. 8 средний

Матюнин Д. 20 высокий Пронькина К. 11 средний

Перфилова Д. 15 высокий Пухов И. 14 средний

Пушков М. 10 средний Романкова И. 18 высокий

Реваева Е. 12 средний Спиридонов Д. 10 средний

Родионова В. 14 средний Сколетова С. 19 высокий

Романдина В. 9 средний Тарасов М. 7 средний

Софийская Е. 17 высокий Терентьева Е. 11 средний

Тевзадзе Л. 12 средний Федотова А. 19 высокий

Тимашов А. 9 средний Шарова Л. 14 средний

Титов П. 15 высокий Швецова А. 5 низкий

Щепотина С. 13 средний Шулянский Д. 9 средний

Итого 12 ч. 15 ч. 2 - низ. (7,4%) 18 - сред. (66,6%) 7 - выс. (26%) 10 ч. 17 ч. 2 - низ. (7,4%) 17 - сред. (63%) 8 - выс. (29,6%)

В исследовании участвовали учащиеся 6 классов МОУ лицей г. Орехово-Зуево. В исследовании принимали участие 54 человека.

По результатам диагностики у учащихся 6 класса «А» у 4 учащихся направленность мотивации сменилась с внешней на внутреннюю. Уровень мотивации изменился: 2 учащихся - низкий уровень мотивации (7,4%), 18 - средний уровень мотивации (66,6%), 7 - высокий уровень мотивации (26%). 3 учащихся повысили уровень мотивации с низкого значения на средний, 4 учащихся со средним уровнем - на высокий.

По результатам диагностики у учащихся 6 класса «Б» у 5 учащихся направленность мотивации сменилась с внешней на внутреннюю. Уровень мотивации изменился: 2 учащихся - низкий уровень мотивации (7,4%), 17 - средний уровень мотивации (63%), 8 - высокий уровень мотивации (29,6%). 4 учащихся повысили уровень мотивации с низкого значения на средний, 4 учащихся со средним уровнем - на высокий.

Основываясь на полученных данных можно сказать, что у учащихся наблюдается повышение уровня мотивации, переход от внешней мотивации (поверхностной, направленной в лучшем случае на получение положительной оценки) к внутренней (глубокой, направленной на получение новых знаний по изучаемому предмету). Следовательно, применение экспериментальных методов на уроках действительно позволяет заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению биологии.

Выводы. Из вышеизложенного следует, что роль экспериментов по биологии в современном постоянно меняющемся мире значительно повышается, т.к. они служат не только средством приобретения прочных знаний, но и способствует воспитанию у учащихся таких ценных качеств, как трудолюбие, самостоятельность, наблюдательность, бережливость к природе, экологическая культура и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные позволяют сделать выводы об эффективности использования эксперимента как метода преподавания биологии, и его влиянии на развитие познавательных способностей учащихся. Изменение качества образовательного процесса, в ходе нашего исследования было значительно в плане изменения мотивации обучения и изменения атмосферы проведения урока, что касается темпов формирования как общепредметных, так и специальных умений и навыков, то можно говорить о постепенном улучшении этих качеств у учащихся.

По результатам исследования можно сделать вывод о недостаточности применения только одного метода обучения и важности применения разнообразных дополнительных методов исходя из уровня подготовки и сформированности основных учебных умений.

Литература:

1. Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению // « Школьный психолог». - № 23, 2000. - С. 1-3

2. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. [А.В. Бинас и др.]. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

3. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. -New York: Longman, 1994.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Дремлюга Юлия Геннадьевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ЭКСКУРСИЯ-ПРОЕКТ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье излагаются взгляды автора на решение проблемы формирования основных компетенций, обучающихся по биологии. В работе приводится подразделение на экскурсий на вводные, проводимые накануне изучения соответствующей темы; текущие, организуемые в процессе изучения нового материала; итоговые, проводимые после изучения соответствующей темы и имеющие целью закрепление материала Предлагается вариант реализации проекта по созданию выставки «Живое рядом», с использованием экскурсии на пришкольный участок. Автор подробно анализирует структуру и ход урока-экскурсионного проекта на тему «Разнообразие живых организмов» в 6 классе.

Ключевые слова: экскурсия, проектная деятельность, проект.

Annоtation. The article presents the author's views on solving the problem of the formation of basic competencies of biology students. The paper provides a division into introductory excursions conducted on the eve of studying the relevant topic; current ones organized in the process of studying new material; final ones conducted after studying the relevant topic and with the aim of consolidating the material, a variant of the project for the creation of the exhibition "Living Nearby" is proposed, using excursions to the school site. The author analyzes in detail the structure and course of the lesson-excursion project on the topic "Diversity of living organisms" in the 6th grade.

Key words: excursion, project activity, project.

Введение. Внедрение в школьное обучение Федеральных Государственных общеобразовательных стандартов диктует новые требования и подходы к формированию ключевых компетенций обучающихся. Применение учителем проектного метода на уроках биологии позволяет решить ряд учебных задач, подразумевающих применение на практике сформированных компетенций обучающихся.

Эффективным средством обучения и воспитания учащихся является экскурсионная работа. Экскурсии в преподавании биологических дисциплин в школе часто являются компонентом проекта и позволяют наблюдать в реальном времени процессы и явления живой природы. Экскурсионный проект, как форма работы, позволяет реализовывать социально-значимую деятельность и сформировать ключевые компетенции обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность является одним из способов раскрытия индивидуальных способностей и творческого потенциала школьников [2].

В соответствие с учебно-воспитательными задачами экскурсии подразделяются на: вводные, проводимые накануне изучения соответствующей темы; текущие, организуемые в процессе изучения нового материала; итоговые, проводимые после изучения соответствующей темы и имеющие целью закрепление материала [1].

Проведение экскурсии требует хорошей подготовки учителя и учащихся и требует постановки задач: а) учебных, б) воспитательных; в) организационных. Учебные задачи предусматривают плотную связь программного материала с экскурсионными объектами. В связи с этим учитель детально разрабатывает: тематику биологических экскурсий; маршрут экскурсий; перечень биологических объектов, которые нужно посетить; задания для учеников во время экскурсий. Воспитательные задачи при подготовке к экскурсии содействуют формирование системы биологических знаний, развитие предметных умений и навыков, умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также воспитание бережного отношения к природе и к своему организму. На этапе подготовки экскурсии учитель должен отработать с учениками такие моменты, как: правила поведения в природе во время экскурсии; правила поведения во время поездки; правила дорожного движения и техники безопасности. В зависимости от возрастных и психологических возможностей учащихся им могут быть предложены задачи определенного содержания. Например, ответить во время экскурсии или после ее результатов на вопросы обобщающего характера: Что вам во время экскурсии запомнилось больше всего? Что нового вы узнали сегодня? Какие природные объекты особенно заинтересовали вас? Изменились ли ваши представления о природе после экскурсии? С какими новыми растениями и животными вы познакомились во время экскурсии?

Экскурсионная работа интересна тем, что дает возможность комплексно изучать природные явления. Существуют методические условия эффективного проведения учебной экскурсии. Такая экскурсия требует специальной подготовки учеников, поэтому учитель до экскурсии проводит беседу со школьниками (о теме экскурсии, об экскурсионном маршруте, о том, какие задания учащиеся должны выполнить).

Вторым, не менее важным моментом, является подготовка самого учителя. Учитель определяет тему и задачи экскурсии; так же детально, как это делается для каждого урока, разрабатывает содержание учебного материала, который учащиеся должны усвоить на экскурсии; тщательно разрабатывает маршрут, предварительно проходит сам этот маршрут, изучает объекты, расположенные по маршруту; разрабатывает задания для учащихся. Специалисты советуют до начала экскурсии и во время ее проведения предоставить ученикам (индивидуальные и коллективные) задания: подготовить небольшие сообщения о различных биологических объектах, подобрать стихи, загадки на биологическую тематику; начертить маршрут; сфотографировать объекты природы, следы их жизнедеятельности или записать голоса животных; подготовить выпуск альбома, бюллетеня, выставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.