СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019
УДК-37 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Е.О. Воронкина, педагог дополнительного образования, МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ E - mail: kostyra1989@mail.ru Н.М. Недоводиева, педагог дополнительного образования,
МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ
E - mail: natalimr@mail.ru А.С. Трунова, педагог дополнительного образования, МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», РФ
E - mail: kikyou@mail.ru
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ С УЧАЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье описывается организация процесса проведения экскурсий. Раскрываются методы реализации межпредметных связей. Экскурсии приобщают учащихся к научной и исследовательской деятельности.
Ключевые слова:
Экскурсия, учебная экскурсия, содержание экскурсии, дошкольная экскурсия.
Обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации работы.
В методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой - занятием, помогая развивать понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.
Экскурсия (от лат^ш^ю - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия - это проведение занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современном школьном образовании и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к обучению.
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.
Длительность экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от задач занятия, конкретных условий проведения, возраста учащихся. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсии помогают воспитанникам охватить содержание
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019
обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.
На экскурсии, учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.
Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет педагогу возможность изучить своих воспитанников.
Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях занятия. Экскурсия обогащает знаниями и самого педагога, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.
Дошкольная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса.
Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от занятия, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает педагогов от этой эффективной формы обучения.
Высокая результативность экскурсии, решение поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности педагога, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вниманием ребят.
Важнейшее назначение экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на занятиях, в применении знаний и умений на практике. Наглядность - существеннейший признак экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на занятиях и других учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у воспитанников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной жизни, воспитанники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности.
Воспитанники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории.
Нередко на экскурсиях воспитанники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности воспитанники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019
что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.
Таким образом, во время экскурсии, учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Список использованной литературы:
1. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984;
2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985;
3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. - М.: Просвещение, 1985;
4. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Экскурсии. - М.: Просвещение, 1983;
5. Осыкова Б.И. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник. - Воронеж: Центральночерноземное книжное издательство, 1990;
6.http://uchitelya.com/pedagogika/50229-statya-osobennosti-metodiki-provedeniya-ekskursiy-s-obuchayuschimisya.html
© Воронкина Е.О., Недоводиева Н.М., Трунова А.С., 2019
УДК 37.034
Т.И. Петракова
Профессор, доктор педагогических наук, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы г. Москва, РФ E-mail: gmc@edu.mos.ru
К ВОПРОСУ О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА
Аннотация
В статье поставлена и рассмотрена проблема поиска действенных путей духовно-нравственного воспитания подростка в его сложный период взросления, перехода в старшую школу. Исходя из особенностей самоидентификации подростков данного школьного возраста, специфики их нравственного становления, активного увлечения формами интернет-коммуникации и т.п., автор поднимает вопрос об использовании возможностей информационно-коммуникативных технологий в духовно-нравственном воспитании подростка. Особое значение он придаёт такой новой форме, как расширенное электронное резюме, ведение которого, на взгляд автора статьи, определит мотивацию подростка в направлении тяги к саморазвитию, обеспечит воспитание у него чувства ответственности, правового сознания, нравственных норм поведения в социуме.
Ключевые слова:
информационно-коммуникативные технологии, духовно-нравственное воспитание, подросток, образовательный процесс, электронное резюме, социум.
SPEAKING OF THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF A TEENAGER
The article deals with the problem of finding effective ways of spiritual and moral education of a teenager in his difficult period of growing up, transition to high school. Based on the characteristics of self-identification of