Научная статья на тему 'Протяжная песня - Жемчужина башкирского народного творчества'

Протяжная песня - Жемчужина башкирского народного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
991
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / BASHKIR FOLKLORE / НАРОДНЫЕ ПЕСНИ / FOLK SONGS / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКИХ ПЕСЕН / STYLISTIC FEATURES OF POETIC SONGS / ЖАНРЫ / GENRES / ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / EPIC SONGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хисамутдинова Резида Махмутовна

Изучение народного творчества в его историческом развитии одна из важнейших задач музыковедения и фольклористики, предстоит решить еще многие исследовательские, методологические, художественные проблемы. На протяжении своей многовековой истории башкирский народ создал самобытный и поистине неисчерпаемый фольклор, в том числе и музыкальный. Башкирские протяжные народные песни, сопровождаемые обширными историями песен (преданиями, легендами), являются одним из источников информации о прошлом, имеют исключительно познавательное и воспитательное значение. Богатейший и самобытный музыкальный фольклор башкир носит синкретический характер бытования. Он разнообразен по жанровому составу, тематике и мелодическому стилю. Башкирские народные песни в целом явление сложное, многоаспектное, отражающее и мифологическое воззрения народа, и конкретные исторические факты, личные переживания, философские размышления. В изучении башкирского музыкально-поэтического фольклора предстоит решить еще многие исследовательские, методологические, художественные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of folk creativity in its historical development is one of the most important tasks of musicology and folklore, many research, methodological, and artistic problems are to be solved. During their centuries-long history the Bashkir people created a distinctive and truly inexhaustible folklore, including music. Bashkir long folk songs, accompanied by extensive stories songs (myths and legends), are one source of information about the past, are of exclusively informative and educational value. Rich and distinctive musical folklore of the Bashkirs is of syncretic nature of existence. It is diverse in its genre composition, topics and melodic style. The Bashkir folk songs in the whole is a complex, multifaceted phenomenon, reflecting both mythological beliefs of the people and the particular historical facts, personal, philosophical reflections. In the study of the Bashkir musical and poetic folklore there are many research, methodological, and artistic problems to be solved.

Текст научной работы на тему «Протяжная песня - Жемчужина башкирского народного творчества»

ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ - ЖЕМЧУЖИНА БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Р.М. Хисамутдинова

Ключевые слова: башкирский фольклор, народные песни, стилистические особенности поэтических песен, жанры, эпические песни.

Keywords: Bashkir folklore, folk songs, stylistic features of poetic songs, genres, epic songs.

Изучение башкирского фольклора имеет большое теоретическое и практическое значение. Народное музыкально-поэтическое творчество -основа музыкальной культуры каждого народа. Оно - неиссякаемый источник мудрости, образец художественного совершенства, животворный родник, питающий профессиональное композиторское творчество. В настоящее время в Республике Башкортостан продолжается интенсивная работа по сбору и публикации башкирского музыкального фольклора [Су-лейманов, 1983].

Взаимосвязь и взаимовлияние фольклора и художественной самодеятельности в башкирской фольклористике основательно еще не исследованы. Однако очевидно, что «самодеятельная» песня тесно контактирует с подлинно народными, опираясь на их традиции, развивает их, нередко вполне входит в русло фольклорной традиции. Из разнообразного в жанровом отношении и пестрого по своим идейно-художественным особенностям состава авторских песен народ долго и неосознанно отбирает самые лучшие. При этом он совершенно не думает о сохранении имен авторов популярных песен. Об этом обычно заботятся составители песенников. А народу нужна песня, ему безразлично кто ее сочинил. Таким образом, лучшие авторские песни, созданные на основе фольклорных традиций, живут рядом с подлинно народными.

Неотъемлемую часть современной башкирской музыкальной культуры составляет народная песня, которая еще мало исследована. Не изучены ее локальные особенности, недостаточно выявлены и зафиксированы бытующие жанры музыкального фольклора. Особую актуальность приобретает необходимость углубленного, специального изучения местных стилей, без чего трудно воссоздать подлинную картину эволюции.

Изучение песенного искусства любого народа связано со специфическими свойствами вокализации, с национальной певческой практикой. Появляется необходимость в более скрупулезном изучении формообразующих процессов, а исследование специфики башкирского национального интонирования становится все более актуальным.

Формирование музыкальной культуры башкирского народа происходило на протяжении многих столетий. Башкирские народные песни -это те музыкально-поэтические произведения, которые сам народ называет песней в полном ее смысле. Произведения отличаются устойчивой музыкально-стилевой конструкцией. Здесь музыку от словесного содержания или, наоборот, слова от музыки отделить трудно - они взаимосвязаны и прочно скреплены. Органически дополняя друг друга, они образуют целостное высокохудожественное произведение. Состоящие из нескольких взаимосвязанных, взаимодополняющих строф (куплетов), песни объединяются под определенным названием. Например, песни «На склонах Ирендыка» воссоздают целостную картину действительности: будь то социальное явление, быт, трудовое действие или природа. В то же время они глубоко отражают душевные порывы человека, его отношение к изображаемому. Народ относится к ним более серьезно и бережно, чем к другим разновидностям песенного фольклора. Возможно, поэтому они меньше всего подвержены различного рода изменениям, вариациям. В изучение народных песен достойный вклад внес фольклорист С. Галин. Итогом его многолетней плодотворной работы явилась монография «Песенная поэзия башкирского народа». В ней автор подразделяет народные песни по функциональному и тематическому принципу на три большие группы: исторические, лирические и обрядовые песни. Внутри каждой группы выделяются подгруппы по идейно-тематическому содержанию. Исследователь придерживается традиционной классификации песенного фольклора по жанровому принципу на протяжные, короткие песни и так-маки. Книга С. Галина ценна тем, что является первой и пока единственной работой монографического характера, где народная песня подвергается многостороннему системному анализу [Сулейманов 1995, с. 248].

В песнях в наиболее совершенной форме выражается национальный характер народа, высокая музыкально-поэтическая одаренность. Многие башкирские, русские и зарубежные ученые и писатели, интересовавшиеся историей, бытом, материальной и духовной культурой народов Башкортостана обращали свое внимание на башкирские песни. Они единодушно отмечали их грустный, порою трагический характер: все, что пережил башкирский народ, отразилось в песенных произведениях. Тесная связь с жизнью, широта общественной тематики, философская задумчивость,

проникнутая с одной стороны грустью, с другой - глубокой верой в светлое будущее, тонкий лиризм сделали башкирскую песню наиболее популярным жанром фольклора. Определяя характер отношения башкирской народной песни к действительности, исследователи отмечают ее глубокий историзм. Сама художественная природа большинства песен как бы «специально построена» для передачи исторической информации. Сюжетно-композиционный строй песен, как лиро-эпических, так и лирических, базируется на органической связи песенного текста и предания (легенды).

Певцы, хорошо знающие исполнительские традиции, перед тем как спеть народную песню, вначале подробно излагают историю ее зарождения. В рассказе исполнителя весьма определенно проявляется установка на достоверность описываемых событий. Музыкально--поэтическая часть несет высокую эмоциональную нагрузку, выражает психологическое состояние, чувства и переживания героя. Гармоничная связь поэтического текста и мелодии, данная с повествовательной речью, придает удивительную целостность народной песне, усиливает степень ее весомости и эстетического воздействия, характерного для исторической песни. В музыкальном плане народные песни разделяются на долгую протяжную песню, умеренно-протяжную и короткую песню. Как правило, историческим песням сопутствует протяжная мелодия. Собранные воедино и приведенные в определенную систему песни представляют собой единое полисемантическое произведение, при изучении которого проливается свет на самые глубинные корни истории народа.

У башкирского народа было бесценное богатство, в правдивость которого верил каждый, богатство, не отраженное ни в каких ведомостях, а живущее с самим народом и в самом народе, богатство вдохновляющее, несущее веру в будущее, это - народная песня. Еще в прошлом многие исследователи отмечали в характере башкир любовь и преданность к родному краю, к природе. Они подчеркивали, что для башкир природа есть неотъемлемая частица их души, что они сами являются «детьми природы».

Наиболее полно эстетическое воздействие народной песни, безусловно, проявляется при устном бытовании. Вокальное ее звучание, мимика, жесты, игровые и танцевальные движения исполнителя не только дополняют и углубляют устный текст, но наряду с ним обуславливают ее эстетическую сущность. Однако в последнее время наблюдается заметное сужение сферы устного распространения фольклорных произведений, что связано не только с появлением новых средств коммуникации (радио, телевидение, магнитофон), но и с утратой многих народно-бытовых традиций (празднеств, обрядов), и как результат с потерей позиции аутентично-

го (первичного) фольклора. Тем не менее, башкирский песенный фольклор активно функционирует в народном быту и продолжает развиваться по своим внутренним законам. Процесс формирования современных башкирских песен сложен и длителен. История песни - это история самого народа, создавшего ее. Каждый из этапов этой истории знаменовал изменения не только в содержании, но и в форме песни. Истории протяжной песни представляют собой сюжетные повествования (фабулаты). С точки зрения структуры они подразделяются на простые одноэпизодные и сложные многоэпизодные. Если в первом типе излагается лишь сам факт, то во втором детально прослеживается сюжетная канва (предание к песне «Та-штугай» в версии К.М. Диярова). Первый тип повествования может быть определен нами как краткий, схематичный, редуцированный (чаще всего излагаемый бытовым, «низким» стилем), второй - как развернутый, детализированный, использующий высокий художественный слог.

Восприятие протяжной песни требует особого рода сопереживания, внутреннего резонанса. Лирика вообще в большей степени, чем другие роды искусства, сильна не только звуками, но и отзвуками. О выдающихся мастерах в народе говорят: «У него есть мон». Слово «мон» непереводимо на русский язык, так как его содержание очень емко и многозначно. Это и идущая из глубин сердца сокровенность, и некая объективная надличностная вневременная сила, и свободное владение традицией мелизмиро-вания. У исполнителей, наделенных свойством «мон», мелизм - не просто украшение, а суть самой мелодии.

Жизненное назначение (самовыражение), развитие лирического содержания песни повлекли за собой обогащение средств музыкальной выразительности и, как следствие этого, композиционное подчинение текста напеву. Центр тяжести в протяжной песне переносится с текста на музыку, в которой наблюдается интенсивное и максимальное развитие средств музыкального языка (орнаментализм) и мелодических форм (сложноорга-низованные композиции). Этот процесс не прослеживается в песнях с акцентом на повествовательном начале (кобайыр, дастан). Каким бы насыщенным ни было их содержание, напев остается в основном лишь формой его произнесения. В свете вышесказанного немаловажным представляется вопрос зависимости музыкальных ритмоинтонаций от речевых. В протяжной песне музыкальная и поэтическая образность изначально и неразрывно идут рядом, взаимно обогащая и дополняя друг друга. Текст и напев возникают одновременно, в связи с чем протяжная песня не способна легко менять свой напев, что предопределяет монотекстовую форму бытования, в отличие от политекстовой в свадебных и календарных песнях. Если для обрядового фольклора характерна непосредственная связь с

речевыми интонациями, то в лирической песне в процессе переинтонирования постепенно осваивалась самостоятельная выразительность мелодических интервалов и попевок. Музыка начинает «оспаривать» первенство у поэтики и в определенном смысле преобладать над ней. Глубокий внутренний подтекст лирических песен выражается прежде всего музыкальными средствами. Но в связи с тем, что процесс этот происходил на основе слова, он не мог не коснуться мелодического продления песенных слогов, что и привело к появлению внутрислоговых распевов. По мнению И.И. Земцовского, «протяжная песня означает вовсе не песню медленного темпа, а песню с замедленно-«посложным» произнесением текста» [Зем-цовский, 1967, с. 194]. В протяжной песне, по меткому народному выражению, «не скоро дождешься и слова».

Среди причин, послуживших благодатной почвой для формирования и расцвета башкирских протяжных песен, следует считать языковые, особенно - фонетическую организацию башкирского разговорного языка, эволюция которого после выделения из общетюркской основы отразилась в усилении качества вокальности. Благоприятными условиями для возникновения протяжного пения были также характерные для башкирского языка законы эвфонии (сбалансированное использование гласных и согласных), сингармонизма, ассимиляции, спирантизации, закон открытого слога, звуковые повторы (аллитерации, ассонанс), усиливающие вокальность народно-поэтической речи.

За многовековую историю народного песенного творчества образовались разнообразные жанры народной песни Башкирии.

В песне сложились индивидуальные, неповторимые черты башкирского мелоса.

Художественный образ песни выявляется в яркой, эмоционально насыщенной мелодии, отличающейся стройностью композиционных пропорций, лаконичностью, завершенностью структуры. Интонационное и стилистическое многообразие, художественный синтез музыкального и поэтического образов, масштабы, доступные для запоминания - вот те качества, которые сделали песню ведущим жанром в народном музыкально-поэтическом творчестве.

Песни, дошедшие до наших дней, как отмечает доктор филологических наук А. Харисов можно считать созданными в течение последних двух-трех столетий [Харисов, 1965, с. 293]. Песни более древние, если и дошли до нас, то в процессе длительной эволюции утратили признаки конкретной эпохи, стали неузнаваемыми.

В народной песне, целостность которой достигается синтезом поэтического текста и мелодии, заложена особая сила идейно-эстетического

воздействия. Русские краеведы и этнографы, интересовавшиеся бытом и культурой башкир, высоко оценили их музыкально-поэтическое творчество. Музыкант-этнограф С.Г. Рыбаков, который в конце XIX века очень много сил вложил в собирание и изучение башкирских народных песен, писал, что они «музыкальны, эффектны и дышат какой-то особенной ширью и размашистостью; веет от них своеобразной прелестью и чувствуется стремление к чему-то неопределенному, мечтательному. В содержании башкирских песен заметен элемент житейской философии, склонность к философским взглядам на вещи» [Рыбаков, 1897, с. 326].

Каждый народ талантлив по-своему, и своеобразие его художественного таланта воплощается прежде всего в фольклоре - устнопоэтическом или музыкальном.

У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.

Башкирский народ донес до нашего времени в различных жанрах фольклора исключительно интересные образцы устного творчества, истоки и традиции которых восходят к незапамятным временам.

Литература

Башкирское народное творчество : Песни и наигрыши. Уфа, 1983.

Земцовский И.И. Русская протяжная песня : Опыт исследования. Л., 1967.

Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.

Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа, 1995.

Харисов А. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.