Научная статья на тему 'Процессы взаимодействия природного ландшафта и городских образований на территории юга России'

Процессы взаимодействия природного ландшафта и городских образований на территории юга России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / URBAN EDUCATION / ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ / NATURAL LANDSCAPE / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ / THE CONVERSION AREAS / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / URBAN ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьева Александра Максимовна

Проблемы экологии в широком смысле, как и вопросы городской экологии, уже достаточно давно являются предметом пристального внимания ученых самого разного профиля. При этом со временем меняются не только конкретные технологические решения, повышаются нормативы и требования к экологичности человеческой среды обитания, но и меняется сам подход к проблеме, трансформируется философия понимания экологичности среды. На современном этапе развития мы уже говорим не только о соблюдении экологических норм и правил, но и о проблеме взаимодействия природного ландшафта и городской среды. Автор одним из первых обращается к историческим корням этой проблемы на примере юга страны. В работе выявляются исторические процессы преобразования природной среды в результате развития городских образований на южных территориях нашей страны и их экологические последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воробьева Александра Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES OF INTERACTION BETWEEN THE NATURAL LANDSCAPE AND URBAN FORMATIONS IN THE SOUTH OF RUSSIA

Environmental problems in the broad sense, as well as issues of urban ecology, have long been the subject of attention of scientists of various profiles. In this case, change over time not only specific technological solutions that enhance the standards and requirements for ecological human habitats, but also changes the approach to the problem is transformed philosophy of understanding ecological environment. At the present stage of development, we are talking not only about complying with environmental rules and regulations, but also the problem of the interaction of the natural landscape and the urban environment. The authors of one of the first turn to the historical roots of the problem by the example of the south. The paper identifies the historical processes of transformation of the environment as a result of the development of municipalities in the southern areas of the country and their environmental consequences.

Текст научной работы на тему «Процессы взаимодействия природного ландшафта и городских образований на территории юга России»

^ Экономика и культура

РОЦЕССЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА И ГОРОДСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЮГА РОССИИ

УДК 71

А. М. Воробьева

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

Проблемы экологии в широком смысле, как и вопросы городской экологии, уже достаточно давно являются предметом пристального внимания ученых самого разного профиля. При этом со временем меняются не только конкретные технологические решения, повышаются нормативы и требования к экологичности человеческой среды обитания, но и меняется сам подход к проблеме, трансформируется философия понимания экологичности среды. На современном этапе развития мы уже говорим не только о соблюдении экологических норм и правил, но и о проблеме взаимодействия природного ландшафта и городской среды. Автор одним из первых обращается к историческим корням этой проблемы на примере юга страны. В работе выявляются исторические процессы преобразования природной среды в результате развития городских образований на южных территориях нашей страны и их экологические последствия.

Ключевые слова: городские образования, природный ландшафт, преобразование территорий, городская среда, экология.

A. M. Vorob'eva

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

PROCESSES OF INTERACTION BETWEEN THE NATURAL LANDSCAPE AND URBAN FORMATIONS IN THE SOUTH OF RUSSIA

Environmental problems in the broad sense, as well as issues of urban ecology, have long been the subject of attention of scientists of various profiles. In this case, change over time not only specific technological solutions that enhance the standards and requirements for ecological human habitats, but also changes the approach to the problem is transformed philosophy of understanding ecological environment. At the present stage of development, we are talking not only about complying with environmental rules and regulations, but also the problem of the interaction of the natural landscape and the urban environment. The authors of one of the first turn to the historical roots of the problem by the example of the south. The paper identifies the historical processes oftransformation ofthe environment as a result ofthe development of municipalities in the southern areas of the country and their environmental consequences. Keywords: urban education, natural landscape, the conversion areas, urban environment, ecology.

В настоящее время в обществе и в архитектуре все больше укрепляется понимание сложности взаимодействия природных процессов и городских образований, необходимости их всестороннего рассмотрения и учета при проектировании и строительстве в связи с все нарастающими в мире экологическими проблемами. Особое значение вопросы преобразо-

вания городских поселений приобретают для южного региона, территории которого обладают ценным природным ландшафтом, а часть из них — большим курортологическим потенциалом. Исследование архивных материалов, карт, исторических документов, других литературных источ ников позволи ло проана лизи-ровать исторические процессы преобразова-

ВОРОБЬЕВА АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВНА — кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры Ростовского государственного строительного университета

VOROB'EVA ALEKSANDRA MAKSIMOVNA — Ph.D. (Architecture), Professor of Department of architectural restoration, reconstruction and architectural history, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: rgsu@rgsu.ru © Воробьева А. М., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

ния территорий юга России. Анализ показал, что современный ландшафт сформировался в результате длительной многовековой деятельности человека, активно осваивавшего территории в поисках новых земель, военных завоеваний рынков сбыта и торговли; повседневной и мощной работы ветра, рек и моря по иссушению водных акваторий, разрушению берегов и т.п., и, естественно, он значительно изменился. Если еще в ХVII—ХVШ веках по обширным степям Подонья протекало 9 крупных рек и свыше 150 мелких речек, находилось около 1000 озер и лиманов, то к настоя щему времени значительная часть из них высохла [3]. Край был богаче лесами, чем это было в даже в начале Х!Х века. При ко-рот кой и те п лой зи ме Подо нье не ис пы ты ва ло обычных для последующего времени продолжи тельных и жгу чих су хо ве ев.

С конца Х!Х века вдоль Черноморского побережья велось активное осушение болот, что послужило появлению «вторичной» природы вдоль заболочен ных ра нее долин рек и ручь ев. Они покрылись зарослями из граба, бука, дуба и плюща. Шоссейная дорога Новороссийск — Батуми положила начало развитию города Сочи как города-курорта, территории которого обладали значительными лечебными свойствами.

Выявлено, что на первых этапах освоения южных территорий (VIII—VII века до н.э.) по се ления име ли оча говый харак тер и но си-ли черты греческой колонизации. Они размещались у русел горных рек, были подняты по рельефу над заболоченной прибрежной частью территории, имели удобные гавани, ярко вы ра жен ную юж ную ори ен та цию и пла-нировочно раскрывались в сторону моря, используя благоприятное влияние морских бризов. Первые города-фактории — Диаскурия (вблизи Сухуми), Питиунт (на Пицундском мысу), Гермонас (вблизи Анапа), Бата (Новороссийск), в то время не изменили очертания береговой полосы и гидрологический режим терри тории.

При ход греков к бере гам Азов ско го моря определил возникновение новых поселений. Так, крупный торговый центр греков — город Танаис (ныне археологический музей «Тана-

ис» под Таганрогом) — возник у станицы Елизаветинской на месте уже существовавшего.

При колонизации побережья римлянами (I — начало II века н.э.) изменился характер застройки. В отличие от греческой торговой, колонизация носила военный характер и со-хра ни лась при смене рим лян византий цами. Укрепления создавались в виде «городищ», на основе небольших поселений (не более 0,5 га), позже обраставших оборонительными стенами. Они возникали на стратегически выгодных местах или возвышенностях, а их планировка была органично связана с ландшафтными особенностями местности.

Изменение торговых путей в связи с эпохой Великих географических открытий приостановило развитие поселений. Центры торговли переместились на северное Причерноморье, что сохра ни ло на дол гие годы при род ный ланд шафт.

Возникшее в VII веке Хазарское царство объединило Подонье и Приазовье, определило строительство на Дону новых поселений, круп ней шим из ко торых бы ла кре пость Сакрел. В начале VIII века у славян появился новый сильный враг — мон голы-та тары под предводительством Чингисхана, а столетием позже — крымские татары. Непрекращающиеся военные действия способствовали организации сторожевой службы и системы оборони тельных соору жений. Од ним из первых крепостных поселений на побережье Азовского моря была крепость Святой Троицы, ныне город Таганрог. Трехлучевой трезубец Таганрога был направлен к крепостным воротам и главной площади, расположенной на оси центрального луча. Крепость имела глубоководную гавань с обширными молами с трех сторон. Кроме государственных Таганрогской, Азовской и крепости Дмитрия Рос товского, бы ли соору жены крепость Чер-касск и вблизи него крепость Тражемент (в дальнейшем Аннинская крепость). В них были обычные для южных мест глинобитные или глиноплетенные жилища, узкие улочки без благоустройства и озеленения. Только с XVIII века казаки стали заниматься хозяйством, разводить лошадей и овец; с Х!Х века — садами и виноградниками. Освоению южных

Ф

^ Экономика и культура

Ф

границ страны, их заселению и, как следствие, пре обра зова нию при род ного ланд шаф та препятствовало отсутствие сети дорог и связей с центральной Россией.

Во второй половине XIX — начале ХХ века начался очередной этап градостроительного освоения, и, как следствие, стало наблюдаться ак тивное пре образова ние при род ной среды региона. Формирование городских образований шло по пути линейного развития вдоль водных акваторий — рек и морей. Внача ле ак тивно ос ваи вался при род ный ланд шафт со спо кой ным рель е фом и по ни-женной береговой линии морей, рек и озер. Небольшие по площади городские образования имели четкую планировочную структуру, подчиненную рельефу места, общегородские центры и небольшое промышленное производство еще не оказывали влияния на экологическое состояние городской среды. Природный каркас не был нарушен. Например, на карте 1811 года крепость Дмитрия Ростовского (нынешний город Ростов-на-Дону) занимает территорию вдоль правого берега Дона до огромной балки (Генеральской балки).

Индустриализация страны в период советской вла сти да ет новый толчок разви тию на-се лен ных мест на юж ных ру бе жах стра ны. Отсутствие опыта проектирования, научной базы ставило перед архитекторами сложные задачи. Распространившаяся в 1920-е годы идея «города-сада» служила прообразом принципа архитектурно-планировочной композиции социалистического города. Особое внимание уделялось в то время проектированию и строи тельст ву при морских ку рор тов. Постановлением Президиума Центрального комитета в 1936 году были определены границы Сочи-Мацестинского курортного района, разрабо тан первый генеральный план города-курорта. Функционально планировочная орга ни за ция тер ри торий в пер вых ге нераль-ных пла нах городов учи ты ва ла их рек реа ци-онный характер. Четкое выделение курортной, жилой, коммунально-складской зон проводилось на основе анализа природных условий. Так же как принято в мировой практике, вдоль побережья запрещалось строительст-

во. Эти участки закреплялись за парками обще го поль зо ва ния с раз ме ще ни ем в них центральных ле чебных и культур но-бы товых уч-ре ж дений.

Интенсивное развитие курортных городов в послевоенный период, не предусмотренное перспективными планами народного хозяйства, отразилось на состоянии ландшафта по бе ре жья. В пер вую очередь застраи вались прибрежные территории, что привело к переуплотнению застройкой территорий, от води мых под об ще ку рорт ные пар ки. В целом, по побережью количество населенных пунктов увеличилось в 5 раз. Исследования, проводимые в 80-х годах XX века по заказу администрации района Большие Сочи, показали, что дискомфортные условия по ветровому, температурно-влажностному режиму, загазованности территории и шумовому режиму наблюдаются на 32% плотно застроенных территориях города Сочи [2]. Превышение нормативных показателей по двум-трем из указанных фактор-характеристик среды наблюдались на 48% от общего баланса территорий. Основными причинами такого положения были разделение жилой и курортной зон транспортными магистралями, плотная до рож ная сеть, хао тич ное раз ме ще ние пе ше-ход ных пу тей, за гу щен ные посад ки древесной рас ти тель но сти как бе реговой зо ны, так и внутриквартальных территорий и т.д., которые значительно ухудшали экологическое состоя ние сре ды ку рорт ных тер ри торий и снижали их курортологический потенциал.

Ста новит ся оче вид ным, что пла ни ровщик, обра ща ясь к форме, про стран ст ву и ком по зи-ции территорий городского образования, не всегда учитывал, что взаимодействие природных и антропогенных факторов могут усиливать или уменьшать их воздействие на состояние город ской сре ды. На при мер, для соз дания комфорт ной сре ды городов-ку рор тов на Чер номор ском по бере жье со сла бой бри зо вой циркуляцией необходимо обеспечить свободную аэрацию как прибрежной, так и глубинных территорий градостроительными сред-ст ва ми — пу тем соз да ния аэра ци он ных ко ри-доров, взаи мосвязан ных с при род ны ми и планировочными элементами. В целях создания

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

курорта международного класса, увеличения курортологического потенциала территорий городской администрацией были привлечены все ресурсы, позволившие провести реконструкцию ланд шаф та на городских территориях и изменить экологическую ситуацию. Так, к примеру, было запрещено любое строительство в 100-мет ровой береговой зоне на участках, освобожденных от малоценного жилого фонда; разработан и реализован проект приморской набережной Сочи; организован пешеход ный при мор ский террен кур дли ной 7 км от порта до Мацестинской долины; созданы аэрационные коридоры, расчищены и прорежены озелененные пространства в целях обеспечения свободной проветриваемо-сти и другое.

Обследование современного состояния городов-курортов ЧПК показало, что за последние 25 лет состояние территорий городских образований значительно изменилось. Сократилась пляжная зона с 1432 тыс. кв. м (данные 1970 года) до 960 тыс. кв. м [1]. Нарушены требования к водоохранным зонам бе-

реговой полосы, идет застройка ее озелененных уча ст ков зда ния ми низ кой этаж но сти раз лич ной функ ции, а строи тель ст во заборов вокруг своей собственности в зоне курортного парка привело разрыву ранее созданной пе ше ход ной проме на ды к морю и вдоль него. На глубин ных территориях города повсеместно наблюдаются новые хаотичные пристрой ки, что из ме ня ет ар хи тек тур ный облик, плотность застройки и экологические показа-те ли сре ды.

Зарубежный опыт показывает, что интенсивная урбанизация прибрежного ландшафта вызывает деградацию природного ландшафта и потерю курортологического потен-циа ла. Крупные города-ку рор ты в процессе многовекового развития, такие как Канны, Монте-Карло, превратились в города развлечений. В современной архитектурной практике для городских образований южного региона акцент должен быть перемещен на функ цио нальную образ ность и экологи че-ские кри те рии с уче том при род ных осо бен-ностей региона.

Примечания

1. Воронкова В. А. Сочи и сочинцы. (Воспоминания о будущем). 2005.

2. Куликова А. М. Принципы реконструкции ландшафта территорий городов-курортов на примере Черноморского побережья Кавказа : автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. арх. Ростов-на-Дону, 1985.

3. Пиявченко Е. В. Архитектура и градостроительство Подонья до XVIII века. Ростов-на-Дону : РАИ, 1993.

Ф

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.