Научная статья на тему 'Процессы трансформации религий: монография / под ред. М. М. Шахнович, Е. А. Терюковой, Т. В. Чумаковой. СПб. : Издат. Дом С. Петерб. Гос. Ун-та, 2014. 314 с'

Процессы трансформации религий: монография / под ред. М. М. Шахнович, Е. А. Терюковой, Т. В. Чумаковой. СПб. : Издат. Дом С. Петерб. Гос. Ун-та, 2014. 314 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
241
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы трансформации религий: монография / под ред. М. М. Шахнович, Е. А. Терюковой, Т. В. Чумаковой. СПб. : Издат. Дом С. Петерб. Гос. Ун-та, 2014. 314 с»

2015

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 17

Вып. 1

ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ И ОБЗОРОВ

Д. В. Дмитриев

Процессы трансформации религий: монография / под ред. М. М. Шахнович, Е. А. Терю-ковой, Т. В. Чумаковой. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2014. 314 с.

«Всё течет, всё изменяется». Этот тезис древнегреческого философа Гераклита Эфес-ского как никогда актуален в наши дни, когда в мировом межкультурном пространстве происходят небывалые доселе процессы религиозных трансформаций.

Ещё в середине XX в. трудно было себе представить ту религиозную картину, которая возникла в обществе второй половины столетия. С одной стороны, большинством западных исследователей фиксируются отток верующих из храмов и падение интереса к традиционно распространённым вероисповеданиям при сохранении на индивидуальном уровне веры в Бога и сверхъестественные явления. С другой стороны, многие страны мира стали свидетелями появления и быстрого роста популярности многочисленных новых религиозных движений, которые позиционировали себя в качестве альтернативных и отличались от исторических религий целым рядом догматических и обрядовых нововведений. Наконец, неслучайным оказался всплеск интереса в традиционном христианском ареале к религиозному наследию культур разных народов, благодаря которому в среде западного сообщества распространились разнообразные религиозные и культурные центры, клубы и организации, представляющие духовные традиции Африки, Азии, аборигенной Америки и Австралии. Процессы глобализации только усилили эту тенденцию. В то же время дальневосточная религиозная традиция как никогда ранее интенсивно впитывала запад-

ное духовное наследие, результатом чего стала христианизация Кореи, прошедшая менее чем за 100 лет, что по своим масштабам и сути может быть признано в своём роде религиозной сенсацией XX в.

В рецензируемой монографии, подготовленной в рамках исследовательского проекта «Процессы трансформации религии в условиях межкультурного взаимодействия» (СПбГУ, 2011-2013), авторы анализируют актуальные современные религиозные практики и пытаются осмыслить процесс трансформации массовой и индивидуальной религиозности в различных обществах, сосредоточивая внимание на решении некоторых важных теоретических и методологических проблем этого феномена с целью выявить его важнейшие показатели: структурные, функциональные, идеологические, политические и т. д. Используя принцип компаративного анализа, авторы основываются главным образом на материале, связанном с античной культурой и христианством, а также новыми религиозными движениями.

Монография состоит из трех глав. В первой главе исследуются вопросы трансформации религиозных идей и практик в античном мире от архаичных форм греческого культа до раннего христианства.

В разделе «Инь и Ян: рецепция и трансформация греческих идей в древнекитайской космологии» Д. В. Панченко прослеживает историю культурных контактов между греческой культурной ойкуменой и Китаем, их взаимоотношения и влияние друг на друга. Рассматривая известную восточную мыслительную схему «Инь и Ян», автор, вопреки обывательскому мнению, доказывает приоритет греческого, а не китайского происхождения данной бинарной оппозиции. В сле-

дующей части монографии «Происхождение и особенности героического культа древних греков» А. Я. Тыжов анализирует культ античных героев, связывая его появление с существовавшим в материковой Греции культом мертвых. Генетически эта связь, по мнению автора, прежде всего проявляется в практике заупокойных почестей, воздаваемых на могиле героя или в находящейся недалеко от могилы культовой постройке. Возникновение же героического культа уходит корнями в Микенский период и связано в первую очередь с появлением царских погребений в купольных и шахтовых гробницах. Раздел М. М. Шахно-вич «Происхождение и трансформации представления о безбожии в античной традиции» повествует об изменениях, которым подверглось понятие «атеизм» со времен Античности до наших дней. Не имея первоначально никаких отрицательных коннотаций, со временем, в контексте полемических дискуссий, термин «атеизм» приобрел несколько иное значение, которое сохранил до сих пор. Заканчивается глава разделом «Проблемы эволюции раннего христианства: аксиология и методология», где Д.А. Браткин рассказывает о той эволюции, которую претерпело христианство на самом раннем этапе своего развития, и, очерчивая круг источников этого процесса, отмечает его главные точки.

Во второй главе рассматриваются преобразования христианства с середины XIX в. до наших дней. Открывается глава работой М. С. Стецкевича «Проблема трансформации религиозных институтов: Церковь Англии в конце XVIII — первой половине XIX в. (от эрастианизма к трактарианизму)». Автор указывает на важную составную часть религиозной трансформации — изменения, происходящие в развитии религиозных институтов. На примере Церкви Англии периода 1830— 1840 гг. автор демонстрирует, как изменение церковного института может стать толчком к новым реформам. В разделе «От "свободы вероисповедания" к "свободе совести": общественная дискуссия о трансформации государственно-церковных отношений в России начала XX в.» Е. А. Терюкова описывает состояние государственно-церковных отношений в дореволюционной России, подробно рассматривая законодательные документы той

эпохи. Продолжающая главу работа Т. И. Лузиной «Поиски новой религиозности и проблема трансформации православного христианства в конце XIX — начале XX в.» дает представление о процессе богоискательства, будоражившего умы русской интеллигенции начала двадцатого столетия, и о той пророческой, как ей казалось, миссии в духовном преображении общества, которую представители этой образованной и религиозно настроенной части общества приняли на себя. В разделе «Трансформация православия в современной российской культуре», написанном Т. В. Чумаковой, анализируются процессы изменения православного христианства в условиях современной российской действительности. Автор, с одной стороны, отмечает очевидное усиление роли православия в жизни современного общества, с другой — подмечает его не менее очевидную политизацию и маргинализацию, заключающуюся в том, что многие люди, позиционирующие себя как православные, по сути, ими не являются, поскольку в таинствах и обрядах ищут либо магическую составляющую, либо некий стандарт народной религиозности. Статья С.Л. Фирсова «"Третий путь" как альтернатива "Третьему Риму": принятие ислама священниками Русской Православной Церкви» рассказывает о добровольном принятии ислама некоторыми современными православными священно- и церковнослужителями. Автор подробно анализирует этот процесс на примере ряда клириков Московской Патриархии. Завершает главу статья Г. Е. Бо-кова «Современная протестантская теология и парадоксы "христианского атеизма"», в которой автор описывает возникновение и развитие такого нового и всё более набирающего силу религиозного феномена, как «секулярная теология».

Наконец, в третьей главе анализируются изменения религиозного сознания в современной массовой культуре: от происходящих на киноэкранах метаморфоз образа «трикстера» из архаической мифологии, фигур Иисуса Христа и апостола Иуды, с одной стороны, до возникновения нетривиального нового религиозного движения «Ананда Марга» и появления киберрелигии — с другой. Открывает главу работа О. К. Михельсон «Популярная культура как отражение "новой религиозности"», в которой

на примере современной литературы и кинематографа показывается, как популярная культура активно использует существующие мифологические и религиозные сюжеты и порождает новые — свои собственные, что приводит, в свою очередь, к дальнейшим религиозным метаморфозам. Статья В. Г. Самойловой «Мифологический образ трикстера и его трансформации в современной массовой культуре» рассказывает читателю о том, какие изменения могут произойти с древними мифологическими и религиозными образами с течением времени, при изменении культурного контекста. Обзор Н. С. Полякова «Трансформация новозаветных образов в современном кинематографе» иллюстрирует те режиссерские переосмысления личностей Иисуса Христа и апостола Иуды Искариотского, которые воплотились на экранах кино и телевидения. В частности, об-

ращает на себя внимание реабилитация образа апостола, который из врага и предателя Иисуса превращается в его ближайшего друга и помощника. Далее следует работа Е. Г. Романовой «Синкретизм новых религиозных движений», проливающая свет на появление и развитие малоизвестного в нашей стране религиозного движения «Ананда Марга». Завершает монографию написанный А. П. Забияко раздел «Современная киберрелигия: происхождение и развитие», в котором автор обращается к одному из показательных примеров трансформации религиозных представлений — к процессу конструирования киберрелигии.

Монография «Процессы трансформации религий», без сомнения, будет интересна не только философам, религиоведам и теологам, но и широкому кругу читателей.

Контактная информация:

Дмитриев Дмитрий Владимирович — магистр религиоведения, аспирант, Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; nos-tradamusspb@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.