Научная статья на тему 'Процессы развития круизного туризма: терминологические аспекты'

Процессы развития круизного туризма: терминологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / PROCESS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / CRUISE TOURISM / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова Наталья Анатольевна

статье рассмотрен категориальный аппарат процессов развития круизного туризма; приведены структурные элементы, обеспечивающие процесс создания круизного туристского продукта и обусловливающие его качественно новый уровень; представлена система показателей, характеризующая количественную и качественную оценку уровня развития круизного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логунова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development processes of Cruise Travel: Terminological Aspect

The article describes the categorical apparatus the processes of development of cruise tourism, shows the structural elements providing the process of creating of cruise tourism product, that contribute to its new level, represented by a system of indicators characterizing the quantitative and qualitative assessment of the level of development of cruise tourism.

Текст научной работы на тему «Процессы развития круизного туризма: терминологические аспекты»

_Аннотация

В статье рассмотрен категориальный аппарат процессов развития круизного туризма; приведены структурные элементы, обеспечивающие процесс создания круизного туристского продукта и обусловливающие его качественно новый уровень; представлена система показателей, характеризующая количественную и качественную оценку уровня развития круизного туризма.

Ключевые слова: процесс, развитие, круизный туризм, показатели, критерии

Логунова Наталья Анатольевна

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия, Керченский государственный морской технологический университет natalya_logunova@mail.ru

процессы развития круизного туризма: терминологические

аспекты

Современные реалии свидетельствуют о возрастании значимости туристской отрасли в целом и отдельных ее видов в частности в структуре национальной экономики, ориентированной на максимально возможное использование имеющегося ресурсного потенциала.

Актуальность развития круизного туризма

На сегодняшний день круизный туризм является одним из самых популярных и быстрорастущих сегментов международного туристского рынка, обладающих значительным инвестиционным потенциалом, исходя из природных особенностей, постоянно увеличивающегося спроса и, как следствие, экономических результатов, которые достигаются в данном виде бизнеса.

Актуальность развития круизного туризма усиливается тем обстоятельством, что Россия и Украина обладают уникальными конкурентными преимуществами (значительной протяженностью морских границ, благоприятным климатом, богатым историческим и культурным наследием и т.п.), обусловливающими их мощный потенциал в данном виде бизнеса; и при развитой инфраструктуре имеют все шансы занять лидирующие позиции на мировом круизном рынке. Следует отметить, что развитие круизного туризма предопределяется уровнем развития экономических систем, характеризующих абсолютное и относительное изменение экономических показателей за продолжительный период времени. При этом сущность процессов развития круизного туриз-

ма базируется на категориях «развитие» и «процесс» как философских понятий.

«Развитие» и «процесс» как философские понятия

В энциклопедическом словаре под термином «развитие» понимается «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [1]. Кроме того, развитие выступает как «высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому» [2], важнейшей характеристикой которого является время.

Представление о времени положено также в основу понятия «процесс», который зачастую отождествляется с термином «развитие». Однако если развитие выступает как «качественное изменение в структуре объекта», то процесс представляет собой «совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата» [2], то есть «процесс» предполагает определенный упорядоченный ход событий, характеризующий изменение изучаемого объекта в течение определенного времени.

Сущностная характеристика процессов развития круизного туризма

Процесс развития круизного туризма базируется на процессе создания круизного туристского продукта, формирование, продвижение и реализацию которого обеспечивает множество предприятий и организаций, в совокупности образующих целую круизную индустрию. Значительное число участников круизного бизнеса предопределяет системообразую-

щий характер его функционирования и свидетельствует о необходимости идентификации всех его составляющих элементов. Кроме того, уровень развития круизного туризма определяется уровнем развития туристской отрасли в целом, который тесно взаимосвязан и взаимозависим от экономического роста страны, региона и предприятия в частности. Вследствие чего структура процессов развития круизного туризма предполагает «выявление, обнаружение частей, состояний, свойств, отношений» [3], складывающихся в процессе создания круизного туристского продукта, обусловливающих его качественно новый уровень. Содержательная характеристика процессов развития круизного туризма включает идентификацию количественной структуры его составных элементов и их изменений во времени; качественную оценку достигнутого уровня развития элементов на основе фактических данных за продолжительный период времени; выявление эффективности деятельности системообразующих предприятий и организаций с целью достижения поставленных результатов.

Следовательно, рассматривая процессы развития круизного туризма, необходимо исследовать его состояние в стране и регионе на основа-

значительное число участников круизного бизнеса предопределяет системообразующий

характер его функционирования

Рис. 1. Структурная схема процессов развития круизного туризма Источник: разработана автором

нии качественного и количественного изменения совокупности показателей за длительный временной промежуток и выявить взаимосвязи между ними. При этом показатели, характе-

показатели, характеризующие уровень развития круизного туризма, должны объективно отражать все его структурные элементы

ризующие уровень развития круизно-го туризма, должны объективно отражать все его структурные элементы и учитывать «сложный, неоднозначный характер процессов развития и механизмов их организации и функционирования» [1].

На рисунке 1 (см. на с. 110) представлена структурная схема, которая характеризует процессы развития круизного туризма через призму терминологических понятий «развитие» и «процесс» с одной стороны; а с другой - показывает взаимосвязь всех звеньев системы с расчленением их на составляющие структурные элементы, формирующие основу качественного и

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА

Абсолютные показатели

отражают абсолютный уровень развития круизного туризма и являются основой для количественного анализа характеризующих его процессов ' -П.

- количество туристов, отправившихся в круиз;

- объем реализованных услуг предприятиями круизной индустрии;

- число занятых в круизном бизнесе;

- заработная плата работников круизного бизнеса;

- количество круизных портов в стране или регионе;

- прибыль, получаемая предприятиями круизной индустрии;

- налоговые поступления от развития круизного бизнеса в бюджеты всех уровней

Относительные показатели

отражают относительный уровень развития круизного туризма и характеризуют соотношение двух сопоставляемых абсолютных величин

-П-

- темпы роста (прироста) показателей, характеризующих абсолютный уровень развития круизного бизнеса;

- доля составляющих элементов в общем итоге отдельной совокупности процессов;

- сравнение показателей развития круизного туризма по разным регионам, странам, предприятиям, предоставляющим круизные услуги;

- интенсивность развития круизного туризма (эффективность деятельности предприятий; производительность труда персонала; фондоотдача и т.п.)

Средние показатели N отражают типичный уровень процессов развития круизного туризма

-ГТ

- средний абсолютный прирост показателей развития круизного туризма;

- средние темпы роста (прироста) показателей, характеризующих динамику развития круизного туризма;

- структурные средние (показатели, характеризующие модальные и медианные значения процессов развития круизного туризма)

Рис. 2. Система показателей, характеризующих процессы развития круизного туризма

Источник: разработана автором

количественного изменения системных процессов.

Измерение изменений, происходящих в процессах развития круизного туризма, предусмотрено разработанной

в статистике системой показателей, объединяющей принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления [4, 5]. При этом для объективной оценки

обозначенных процессов необходимо их исследовать с учетом всех статистических категорий: выявления закономерностей развития круизного туризма («развитие - это закономерное изменение»); исследования всего множества проявлений изучаемых закономерностей; выделения частного случая проявления закономерностей и определения его свойств и качеств; оценивания вариации признаков и их граций [4, 5]. Так, Голубкова И.А., выделяя закономерности развития круизного судоходства [6], концентрирует внимание на систематизации условий и принципов глобального судоходства, обосновывая на их основе инструментарий реализации стратегии развития локального сегмента круизного бизнеса. Разделяя закономерности на существенные и принципиальные и учитывая закономерности формирования круизного рынка и его основных сегментов, автор отдаляется от проблемы развития круизной индустрии в комплексе всех аспектов, обеспечивающих ее эффективное функционирование, тем самым отдавая приоритетную роль транспортной составляющей круизного бизнеса. Между тем, организационные и психологические проблемы, связанные с функциональной принадлежностью круизного туризма к сферам отдыха, досуга и здравоохранения и отраслевой принадлежностью к сфере транспорта, обусловливают

для объективной оценки обозначенных процессов необходимо их исследовать с учетом всех статистических категорий

его значительное отставание от темпов роста спроса на круизно-транспорт-ные услуги.

Для обеспечения достоверности анализа и выявления направленности развития объекта, при исследовании показателей, характеризующих интенсивность изменения процессов развития круизного туризма, необходимо проводить периодизацию развития, то есть расчленение процессов во времени на однородные этапы, в пределах которых показатель подчиняется одному закону развития, соблюдая территориальную и методологическую сопоставимость исследуемых данных. Профессор Жихарева В.В., анализируя современные тенденции развития мирового круизного рынка [7], формулирует набор критериев, используемых туристами при выборе круиза, исследует факторы, влияющие на уровень спроса, выявляет проблемы и перспективы круизного судоходства в Черноморском регионе. Однако данный анализ, базируясь на одном временном периоде и подкрепляясь данными международных круизных организаций, не учитывает фактор времени, характеризующий «поступательное движение, эволюцию, переход от одного состояния к другому» [1], что не позволяет оценить совокупное влияние множества долговременных и краткосрочных факторов, и, в том числе, различного рода случайных обстоятельств, определяющих динамику развития круизного туризма в долгосрочном периоде.

На наш взгляд, наиболее подробно сущностная характеристика процессов развития круизного туризма раскрыта в работах Биржакова М.Б. и Никифорова В.И. [8], в которых ученые рассматривают условия возникновения круизов и их эволюцию в истори-

ческом аспекте, систематизируют принципы организации круизных маршрутов, анализируют географию круизной деятельности и особенности судов, предназначенных для круизного плавания. Авторы уделяют внимание не только процессу обслуживания туристов на борту судна, но и системе реализации и продвижения круизно-го туристского продукта, проблемах посадки и высадки пассажиров в морских портах. Вместе с тем, несмотря на достаточно подробное описание процессов функционирования круизной индустрии, в трудах ученых не представлена экономическая интерпретация показателей, оценивающих уровень развития исследуемых процессов в контексте комплексного анализа составляющих их элементов.

Показатели, характеризующие процессы развития круизного туризма

Принимая во внимание специфические особенности процессов развития круизного туризма, в систему совокупных показателей, характеризующих их изменение, необходимо включать как абсолютные и относительные показатели, так и средние величины, отражающие типичный уровень развития явления, в котором погашаются индивидуальные различия отдельных единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами (см. рис. 2 на с. 111).

Кроме того, следует учитывать не только фактические изменения показателей, но и ожидаемое состояние развития анализируемых процессов как источника достижения необходимых обществу результатов, заключающихся в экономическом росте как отдельного субъекта хозяйствования, так и государства в целом. Ведь значимость раз-

следует учитывать не только фактические изменения показателей, но и ожидаемое состояние развития анализируемых процессов

вития круизного туризма обусловлена не только его экономической эффективностью, но и социальной направленностью, способностью воздействия на все сферы жизнедеятельности человека, что должно учитываться в действиях руководства всех звеньев экономики и отражаться в государственных и региональных программах развития.

Вывод

Процессы развития круизного туризма тесно взаимосвязаны и взаимозависимы от уровня развития экономических систем и являются неотъемлемой составляющей экономического роста всех субъектов, принимающих участие в формировании, продвижении и реализации круизного туристского продукта.

Выявление закономерностей процессов развития круизного туризма предопределяет его рассмотрение через призму понятий «процесс» и «развитие» и обусловливает использование системы количественных и качественных показателей, характеризующих их направленность и изменение во времени.

Литература

1. философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 253 с.

2. философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

3. Алексеев П.В. философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Велби, Проспект, 2003. - 608 с.

4. Ярюна Н.М. Статистика: навч. поаб-ник / Н.М. Ярюна. - К: Уыверситет УкраГна, 2012. - 256 с.

5. Логунова Н.А. Статистика II: навч. посiбник / Н.А. Логунова, Л.В. АлексахЫа. - К: Уыверситет УкраУна, 2012. - 275 с.

6. Голубкова И.А. Факторы и закономерности структуризации глобального кру-изного рынка / И.А. Голубкова // Вюник економiки транспорту i промисловост : Зб. наук. праць. - Х.: УкрДАЗТ, 2010. - № 31. - С. 75-78.

7. Жихарева В.В. Современные тенденции развития рынка круизного судоходства // Розвиток методiв управлiння та господарювання на транспорт. -2012. - № 39 (2) - С. 153-166.

8. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки / Биржаков М.Б., Никифоров В.И. - М.: Герда, 2003. - 397 с.

Natalya A. Logunova

Candidate of Economic Sci., Associate Professor of the Academic Department of Company Economics, Kerch State Maritime Technological University

Development processes of Cruise Travel: Terminological Aspect

_Abstract

The article describes the categorical apparatus the processes of development of cruise tourism, shows the structural elements providing the process of creating of cruise tourism product, that contribute to its new level, represented by a system of indicators characterizing the quantitative and qualitative assessment of the level of development of cruise tourism.

Keywords: process, development, cruise tourism,indicators, criteria

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.