Научная статья на тему 'Процессы приватизации и разгосударствления собственности в Республике Адыгея'

Процессы приватизации и разгосударствления собственности в Республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДЫГЕЯ / РЕСПУБЛИКА / РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубинин Г. О.

В данной статье описываются процессы приватизации и разгосударствления собственности в Республике Адыгея, раскрываются задачи, кторые решаются посредством передачи государственой собствнности в частную собственность, а также в собственность муниципальных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы приватизации и разгосударствления собственности в Республике Адыгея»

Дубинин Г.О., МГТУ, г. Майкоп

ПРОЦЕССЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

В РЕСПУБЛИКЕ .АДЫГЕЯ

В данной статье описываются процессы приватизации и разгосударствления собственности в Республики Адыгея, раскрываются задачи, которые решаются посредством передачи государственной собственности в частную собственность, а также в собственность муниципальных органов.

Реформирование экономических отношений в стране, в частности приватизация, и их региональные особенности породили массу проблем в сфере преобразования системы го суд ар-

ственного управления хозяйственным комплексом регионов. Основные характеристики регионального хозяйства находят своё выражение в трех стрежневых категориях: экономическом потенциале территории; собственности; экономических интересах.

Именно они служат объективными предпосылками межрегиональных различий в содержании, темпах и глубине приватизационных процессов, обусловленных разнообразием природно-климатических зон, неравномерным распределением полезных ископаемых, дифференцированным размещением производственных сил в России.

Реформа в России осуществлялась, согласно законам и нормативным актам, предполагавшим разграничение государственной собственности на федеральную и су б федеральную и выделение в качестве самостоятельной формы собственности муниципальных образований. Однако, все федеральные программы приватизации, порядок и формы ее проведения разрабатывал ись исключительно силами центральных органов федерального уровня, которые практически не учитывали особенности и интересы регионов. Сверхвысокая централизация процесса приватизации привела к ослаблению государственного управления экономикой и контроля за использованием имущества.

Именно в регионах по мере возможности и готовности властей корректировались такие недостатки модели, как отсутствие реструктурирования на предприятиях финансов и производства, крайне слабая защищённость прав акционеров, неразвитость системы управления.

В ходе разгосударствления и приватизации предприятий в регионах страны осуществлялась демонополизация государственной собственности, в результате которой сформировалась весьма сложная структу ра.

Приватизация государственной собственности Республики Адыгея прежде всего направлена на решение следующих задач:

1) продолжение структурных преобразований в экономике;

2) оптимизация структуры государственной собственности Республики Адыгея;

3) стимулирование привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и активизация фондового рынка;

4) увеличение доходов респу бликанского бюджета Республики Адыгея:

5) сокращение расходов республиканского бюджета Республики Адыгея, направляемых на поддержку нерентабельных предприятий и учреждений Республики Адыгея;

6} сохранение государственного контроля над отдельными видами производства, имеющими социально-экономическое значение для Республики Адыгея. [1]

Процессы приватизации и разгосударствления собственности в Республике Адыгея протекали в одном русле с аналогичными процессами в Российской Федерации в целом. Пик приватизации отмечался в 1993 - 1994 годах, затем его темпы заметно замедлились, а после 1997 года практически достигли минимума.

За последние годы, а точнее за последних семь лет не было припатизиропано ни одно предприятие. Из отраслей народного хозяйства на протяжении всех лет наиболее значительными масштабы приватизации были в сферах торговли и бытового обслуживанию. За весь период наблюдения (1993 -2003 годы) было приватизировано 314 предприятий. Из них 34,4% составляют предприятия торговли и общественного питания, 26% - предприятия бытового обслуживания, на предприятия других отраслей приходится от 4% до 11%.

Если сравнить данные таблицы 1 в которой рассмат-ривается приватизация отдельных отраслей народного хозяйства Республики Адыгея с данными таблицы 2, раскрывающую приватизацию государственного и муниципального имущества по отдельным отраслям экономики в общем по Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что преобладающий характер как в Республике Адыгея так и в целом по Российской Федерации носят предприятия торговли, промышленности, бытового обслуживания. В территориальном аспекте ускоренными темпами осуществлялись массовая приватизация и акционирование в городах, районах, где в основном сконцентрировались предприятия названных отраслей.

На сегодняшний день за годы приватизации изменили форму собственности 190 предприятий муниципальной собственности (6!% от общего числа приватизированных предприятий), 88 предприятий собственности субъекта федерации (28%) и 36 предприятий федеральной собственности (11%).[3]

1992 1993 1994 1995 1999 2000 2001 • 2002 1 | 2003 Всего за годы приватизации

кол % кол % кол % кол % 1 кол -во %

Предприятия муниципальной собственности 102 84.2 ✓ 67 52 17 28,8 • 4 80 - - - 190 61 1

Предприятия республиканской собственности 17 14,1 46 г 35,6 25 42*4 88 28

Предприятий федеральной собственности о *-л 1/7 16 12.4 17 28,8 1 20 ь- - м - - 36 11

Веет 121 100 \ 129 100 59 100 5 100 - - - - - 314 100

В первые годы приватизации большую часть составили муниципальные предприятия (84% от общего числа приватизированных предприятий в 1992 г.), постепенно их. количество снижалось.

Приватизация крупных и средних предприятий, отнесённых к республиканской и федеральной собственности осуществлялось чаше путём преобразования в акционерные общества.

Таблица 2. Приватизация государственного и муниципального имущества

по отдельным отраслям экономики РФ (в %)

1993 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Всего в том числе по отраслям: 100 100 100 100. 100 100 100 100

; промышленность 28,1 20,6 13,3 10,8 9Д 7,0 5,4 5,4

сельское хозяйство 1,6 1,9 1,6 2,3 2,9 0,4 1,0 0,7

: строительство 8,9 9,3 6,8 • 4,9 4,1 4,3 2,8 2,4

транспорт и связь 3,0 2,0 2Д 2,4 2,3 1,5 1,9 1,3 !

торговля 33,4 32,1 27,3 22,6 21,4 16,9 15,7 18,4

общественное питание 6,6 5,8 4,7 3,3 . 2,1 1,5 1,6 1,9

жил и щ> ю-ко мму налькос хозяйство - 6,1 13,6 14.5 «* 11,0 11,0 9,3 8,9

здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение - 0,8 1,4 1,1 1,3 0.9 г 1,3 1,3

образование • - 0,5 13 0,9 0,9 0,9 1.2 0,9

культура и искусство - 0.7 ✓ 1.0 ✓ 1,0 0,8 0,9 1.0 г 1,2

наука и научное обслуживание - 1,8 1.2 у 0,9 0,5 0,6 0,4 0,6

непроизводственные виды, бытового обслуживания - 4,3 3,5 4,2 2,4 2,3 1,7 2,2

Основными формами приватизации в Республике Адыгея как и в целом по Российской Федерации являются акционирование, которое в целом завершилось в 1995 году, а также продажа на коммерческом конкурсе и выкуп арендованного имущества.

Всего за годы процесса приватизации перечислено в муниципальный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и в бюджет Российской Федерации более 30200 мл. руб. [2] Результатом приватизации в регионе является создание смешанной многоукладной экономики включающей многообразные формы собственности: федеральная, региональная (собственность субъектов РФ); муниципальная; частная, смешанная и т.д.

Федеральной (государственная) собственность - природные богатства, включенные в хозяйственный оборот* средства производства, информация - все, что решениями органов на-

родовластня передано по воле народа в ведение и распоряжение государства под его ответственность, Региональная собственность - все то же самое, переданное субъектам федерации. Муниципальная собственность - собственность находящаяся в ведении местных органов управления. Понятие «имущественный комплекс» довольно часто отождествляют с категорией «собственность». Совокупность материальных, финансовых и природных объектов, по сути, составляют имущественный комплекс, находящийся в определенном отношении к структуре форм собственности: государственной, региональной, муниципальной, частной, смешанной, (рис. 1.)

Приведённые данные хоть и предоставляют возможность подучить общее представление о протекании процессов приватизации в Адыгее, всё же не позволяют оценить эффективность этого процесса. Предоставляются необходимым проанализировать характер иста ки приватизации в сравнении с другими регионами страны; а также по отношению к численности на-селения и параметрами его занятости. У каждого региона есть свои особенности, обусловленные местом конкретного субъекта федерации в системе разделения труда, сложившейся в советское время. Сегодня говорят о делении регионов па лидирующие, развитые, благополучные, менее благополучные, бедствующие, слаборазвитые, К последним относятся вс с североканказ-ские республики в том числе а Республика Адыгея.

Рис. 1. Структура имущественного комплекса

Говоря о приватизации, муниципальной собственности, можно отметить, что в некоторых регионах она осуществляется гораздо медленнее, в некоторых быстрее, чем в целом но России. Об этом говорят данные итогов малой приватизации в РФ и Северо-Кавказском регионе, составленные по материалам Министерства государственного имущества Российской Федерации. В настоящее время государство остается крупнейшим собственником недвижимости. Необходимо ввести чёткое разделение государственной недвижимости на используемую непосредственно для государственных и социальных функций и для реализации коммерческих целей. Приватизация разгосударствление, создающие первичный рынок недвижимости, должны рассматриваться как приоритетные задачи, которым следует подчинить определённые направления деятельности государства как собственника недвижимости.

В процессе приватизации и акционирования предприятия из государственной собственности переходят в частную. Соответственно, образование мощного слоя частных собственник

ков (акционеров) требует от руководителей этих частных предприятий решения нринциииаль’ но новых задач как по управлению этими предприятиями, так и по взаимодействию предприятий с государством. Приватизация предприятий, строений вместе с земельным участком, на котором они расположены, позволит передавать новому собственнику полноценный объект недвижимости за его реальную рыночную цену, четко зафиксировать прав и обязанности покупателя, его ответственность за содержание объекта.

Необходимо создать нормативную базу приватизации участков для целей нового строительства, которая позволит стимулировать рынок недвижимости, ликвидирует хронический недостаток предложения на рынке объектов нужного типа и качества, обеспечит эффективное использование территории.

Литература:

1. Постановление Правительства РА от 03.06,2002 №110 К Г1Об утверждении Положения о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям»// Собрание законодательства РА, - 2002,

2. Постановление Правительства Республики Адыгея от! 7.04.03 №99 «О прогнозном плане приватизации г осу дарственного имущества Республики Адыгея на 2003 год»// Собрание законодательства РА. - 2002.

3. Южный федеральный окрут 2003 социально-экономические итоги: информационноаналитический материал ОТ ос ком с гаг г России. Ростов-на-Дону: 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.