Научная статья на тему 'Процессы порождения и восприятия речи'

Процессы порождения и восприятия речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
497
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАНТ / ЗНАЧЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ И ПОРОЖДЕНИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Песина С.А.

В данной статье мы исходим из предположения, что в процессе коммуникации оба коммуниканта активны, поскольку слушающий генерирует свой собственный смысл, часто не совпадающий со смыслом, который подразумевал говорящий человек. Нет готового, заданного мира, он воспроизводится, воссоздается и длится каждый миг. Понимание слова вовсе не является простым узнаванием его значения: это активный процесс выбора из многих возможных значений, протекающий неодинаково на различных уровнях развития познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессы порождения и восприятия речи»

56 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

17. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота, 2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

18. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: Сб. материалов V Международной научно-методической конференции. Т. 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. -С. 33-39.

19. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.

20. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

21. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

22. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

23. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

24. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: наука, 2014.

25. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 160 с.

ПРОЦЕССЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

© Песина С.А.*

Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск

В данной статье мы исходим из предположения, что в процессе коммуникации оба коммуниканта активны, поскольку слушающий генерирует свой собственный смысл, часто не совпадающий со смыслом, который подразумевал говорящий человек. Нет готового, заданного

* Профессор кафедры Английского языка, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

Филологические науки

57

мира, он воспроизводится, воссоздается и длится каждый миг. Понимание слова вовсе не является простым узнаванием его значения: это активный процесс выбора из многих возможных значений, протекающий неодинаково на различных уровнях развития познавательной деятельности.

Ключевые слова когнитивная лингвистика, коммуникация, коммуникант, значение, восприятие и порождение речи.

Коммуникативный акт предполагает осознание цели и совершается в форме обмена сигналами, соотносящимися с некоторой семантикой в сознании говорящего (прагматикон). Речевой контекст и соответствующая прагматическая установка говорящего определяют выбор выдаваемых языковых сигналов (лексикон). Достигая рецепторы слушающего, сигналы включают когнитивные механизмы построения смысла, конвенциально соотносящегося с образами форм сигналов. Происходит очередной акт познания (догадка). Он становится возможным благодаря опоре на фокус концепта (или весь концепт) и его семантическое воплощение в форме содержательного ядра используемого слова (знание о предмете или явлении, обозначенном первым прямым значением, а также о любом предмете, похожем на него), картину мира коммуниканта, а также на его прагматикон - знание правил прагматического функционирования слов, используемых в данном контексте [Песина, 2011, 2012, 2013, 2014].

Кульминацией речи является высказывание, структура которого, как было продемонстрировано выше, видится философами языка неоднозначно. По мнению М. Хайдеггера, высказывание в своем экзистенциальном модусе бытия выражает результат понимающего истолкования. В его структуру входят следующие компоненты: показывание, позволяющее видеть сущее из самого высказывания; предикация, демонстрирующая форму этого показывания; сообщение, т.е. «выговоренность» высказывания, которая дает возможность предоставить результат истолкования другим людям. «Выговоренность» речи в высказывании фиксирует момент зарождения языка [Heidegger, 1961: 160].

Опираясь на современной контекст философии языка, Р. Павиленис представляет собственную теорию порождения высказывания (смысла) [Павиленис, 2006]. Она построена с учетом того, что смысл любого объекта-знака порождается на основе смыслов, которыми субъект уже располагает о ранее познанных объектах-знаках и которые служат в качестве анализаторов воспринимаемого (концептуализируемого) объекта-знака. Понять объекты-знаки в контексте означает интерпретировать в определенной концептуальной системе, т.е. быть способным построить определенную структуру смыслов (концептов), которая, в свою очередь, связана интенсиональным отношением интерпретации с другими структурами концептуальной системы.

58 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

Данное положение требует следующего уточнения: напомним, что для нас смысл - это не просто зафиксированное словарями значение, а значение, преломленное, измененное в контексте. Например, протянутая вовремя рука воспринимается как спасение (плюс наличие некоторой метонимической символизации), тяжелая обувь в магазине как «кирпичи» (новый смысл обязан метафоре).

Следующее допущение предполагает наиболее существенный для данного исследования момент: интенсиональная взаимосвязанность и взаимозависимость концептов концептуальной системы, холистская природа интерпретации, «заполнение пустот», «наведение мостов» между концептами и тем самым преодоление различий, расстояния, контраста или другой несовместимости - самой по себе источника смысла - составляет суть природы смысла и понимания, определяет интенциональную направленность любой концептуализации мира и любых суждений о нем, представляющих знание [Песина, 2007, 2008, 2009, 2010].

Далее, поскольку языковые знаки используются для обозначения других объектов-знаков, уже интерпретированных в концептуальной системе и связанных со смыслами, то они являются знаками знаков, при этом все знаки интерпретируются в той же концептуальной системе. Благодаря языку индивид обретает возможность перешагнуть опыт актуального непосредственного восприятия мира и выйти в пространство возможного, тем самым существенно расширить горизонты концептуальной системы.

Допущение существования довербальной интерпретации объектов-знаков состоятельно не только логически, но и эмпирически: языковые знаки не могли бы быть введены в концептуальную систему, если бы система не располагала смыслами (концептами) объектов-знаков, с которыми соотносятся лингвистические знаки как собственно объекты-знаки мира. В этой связи Р. Павиленис утверждает, что, наряду с физическим, генетическим наследием, индивид «приходит в этот мир со свойственным ему семантическим наследием, своеобразной изначальной, фундаментальной структурой смыслов» [Павиленис, 2006: 69]. Последнее положение требует нашего уточнения: как было показано выше, сомнительно, что наследуется специфическое языковое знание в определенной организации. В целом можно допустить врожденный характер интеллекта, с которым связано усвоение языка: мы рождаемся с определенными генетически обусловленными физическими свойствами тела, нервной системой и мозгом, обеспечивающим развитие возможностей интеллектуальной переработки. Последний позволяет индивиду воспринимать и концептуализировать мир, в том числе в период, предшествующий усвоению языка.

наконец, важным является тот факт, что индивид в качестве субъекта концептуальной системы не является всего лишь незаинтересованным интерпретатором вербальных и невербальных текстов: индивид сам создает,

Филологические науки

59

воспринимает и перерабатывает информацию, действуя в собственной когнитивной области. Когнитивистика учитывает фактор, играющий основную роль при изучении семантики слов, а именно, фактор «присутствия» человека в языке. Суть этого принципа состоит в том, что рассмотрение любого явления осуществляется с учетом того, что в языке находит отражение взаимодействие между коммуникативными, культурными и функциональными факторами. При этом, несомненно, важной является фигура Наблюдателя, который описывает одновременно организм и окружающую среду. Проявление когнитивной активности человека связано с его способностью взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Процесс коммуникации является средством приобретения сведений об объективной действительности с целью активного встраивания организма и его приспособления к опытному миру [Лесина 1998, 2003, 2005]. В этой связи одной из фундаментальных языковых функций является расширение когнитивной области взаимодействий человека с учетом того, что его отличительной способностью является существование в символической среде, которая характеризуется не столько физическими, сколько социальными параметрами и масштабами.

Список литературы:

1. Павиленис Р.И. О смысле и тождестве // Вопросы философии. - 2006. -№ 7. - С. 67-74.

2. Лесина С.А. Лексический прототип в семантической структуре слова: диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / Санкт-Петербургский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург, 1998.

3. Песина С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира // Филология и культура: Сб. матер. IV международной научной конференции. - Тамбов: ТГУ 2003. - С. 42-43.

4. Песина С.А. Исследование семантической структуры слова на основе прототипической семантики (на материале английских существительных): диссертация на соискание ученой степени доктора наук. - Санкт-Петербург, 2005.

5. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57.

6. Песина С.А. Языковая картина мира в философском и лингвистическом осмыслении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. - 2005. - № 3 (10). - С. 358-362.

7. Песина С.А. Инвариант многозначного слова в свете прототипической семантики // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2005. - № 2 (40): февраль. -С. 57-64.

60 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

8. Песина С.А. Прототипический подход как средство понимания и интерпретации многозначного слова // Гуманитарные науки и гуманитарное образование: история и современность: Материалы международной научнопрактической конференции. - СПб.: Бреста, 2005. - С. 209-211.

9. Песина С.А. Функционирование полисемантов в механизмах речепроизводства // Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской. Выпуск 4. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - С. 113-115.

10. Песина С.А., Авраменко Ю.И. От интенсионала к лексическому прототипу // Лингвистическое образование: современные проблемы, пути их решения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. -Магнитогорск: МаГУ 2007. - С. 108-112.

11. Песина С.А. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления // Вестник ОГУ: Проблемы онтологии, теории познания и философской антропологии. - Оренбург, 2009. - № 7 (101): июль. - С. 178-180.

12. Песина С.А. Сознание и языковой организм / И вновь продолжается бой...: науч. ст., посвященный юбилею д-ра филол. наук, проф. С.Г. Шулеж-ковой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С. 201-206.

13. Песина С.А. Репрезентация слов в лексиконе // Международный конгресс: сб. мат-лов; М-во обр. и науки РФ, Ин-т языкознания Рос. Академии наук, Тамб. гос. Ун-т, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. -Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2010. - С. 121-123.

14. Песина С.А. Слово в когнитивном аспекте: монография / С.А. Песина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.

15. Песина С.А. Специфика философского и лингвистического подходов к центральным проблемам языка // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. - Вып. 4 (88). -С. 12-16.

16. Песина С.А. Слово в понимании философии языка и лингвистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия. -

2011. - № 2 (4). - С. 122-131.

17. Песина С.А. Когнитивные механизмы профилирования профессионального знания: формирование понятий // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: ЧелГУ, 2011. - Выпуск 57: Филология и искусствоведение, № 24 (239). - С. 43-45.

18. Песина С.А. Интенциональность и значимость языка в феноменологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота,

2012. - Ч. 1. - С. 151-154.

19. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Когнитивный подход к декодированию устной речи и письменных текстов // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: Сб. материалов V Международной научно-методиче-

Филологические науки

61

ской конференции. Т 1. - Астана: Изд-во ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. -С. 33-39.

20. Песина С.А., Юсупова Л.Г., Морозов Е.А. Языковая компетенция современного специалиста // Языки, литература и культура в полилингвальном пространстве: сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 68-74.

21. Песина С.А., Солончак, Т.Ю. Метафора как функция от номинативно-непроизводного значения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 150-155.

22. Песина С.А., Юсупова Л.Г. Характер языкового знания // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. - С. 155-159.

23. Песина С.А., Калугина О.Б. Составление толкового словаря на основе теории инвариантов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 145-150.

24. Песина С.А., Солончак Т.Ю. Образность при осмыслении значений многозначного слова // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 9. -С. 168-172.

25. Песина С.А. Философия языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.

26. Песина С.А. Инвариантность в когнитивной лингвистике и философии языка: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 160 с.

27. Heidegger M. Was ist Denken? - Tubingen: Pfullingen, 1961.

ФРЕЙМ как мыслительная репрезентация

© Песина С.А.*

Магнитогорский государственный технический университет, г. Магнитогорск

Фрейм интерпретируется как сущность, в основе которой лежит какая-то норма, прототип, формирующий концепт, имеющий абстрактный характер, иерархически организованный и эксплицирующий стандартное положение дел. Структура фреймов сходна с организацией семантических сетей, так как формально межфреймовые связи можно представить в виде пересечения узлов и отношений. Фреймы также близки к понятию семантического поля: они состоят из групп коррелирующих слов, каждое из которых способно представлять данный фрейм.

Ключевые слова фрейм, когнитивная лингвистика, гештальт, образ, схема, представление.

* Профессор кафедры Английского языка, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.