Научная статья на тему 'Процессы опустынивания растительного покрова Северо- западного Прикаспия и пути его восстановления'

Процессы опустынивания растительного покрова Северо- западного Прикаспия и пути его восстановления Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
138
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опустынивание / пастбища / стратегия борьбы с опустыниванием / desertification / pastures / strategy of combating desertification

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бананова В. А., Лазарева В. Г., Менкеев В. С-г

В статье рассматривается современное состояние опустынивания в Республике Калмыкия. Приводятся результаты сезонного выпаса скота, как одного из методов борьбы с деградацией на пастбищах в северо-западной части Прикаспия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бананова В. А., Лазарева В. Г., Менкеев В. С-г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSES OF DESERTIFICATION OF VEGETATION COVER OF THE NORTH-WESTERN CASPIAN SEA AND WAYS OF ITS RESTORATION

The article deals with the current state of desertification in the Republic of Kalmykia. The results of seasonal cattle grazing as one of the methods of combating degradation in pastures in the NorthWestern part of the Caspian sea are presented

Текст научной работы на тему «Процессы опустынивания растительного покрова Северо- западного Прикаспия и пути его восстановления»

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10004 БАНАНОВА В.А., ЛАЗАРЕВА В.Г., МЕНКЕЕВ В. С-Г

ПРОЦЕССЫ ОПУСТЫНИВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА СЕВЕРОЗАПАДНОГО ПРИКАСПИЯ И ПУТИ ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние опустынивания в Республике Калмыкия. Приводятся результаты сезонного выпаса скота, как одного из методов борьбы с деградацией на пастбищах в северо-западной части Прикаспия,

Ключевые слова: опустынивание, пастбища, стратегия борьбы с опустыниванием.

Опустынивание как раздел науки о пустынях возник в результате продолжительной засухи в Кении в середине 70-х годов ХХ века и до сих пор продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем, как в России, так и за рубежом. На юго-востоке европейской части России наиболее хрупкими оказались пастбища, главным фактором деградации которых является перевыпас. Началом борьбы с опустыниванием в нашей стране положила разработанная учёными Калмыкии, Республики Дагестан, РАН РФ «Генеральная схема борьбы с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ» [1]. Это основополагающий научно-обоснованный документ, содержащий мероприятия по улучшению хозяйственного состояния пастбищ, прекращению процессов опустынивания в аридных землях юго-востока России. Определённый вклад в решение этой проблемы внесла разработанная В.А. Банановой [2], З. Г. Залибековым [3], В.Г. Лазаревой [4,5], биологическая концепция, основанная на трудах Н.Г. Харина [6], Б.В. Виноградова, К.Н. Кулика [7], др. Согласно данной концепции, растительность и почвы являются наиболее чутким индикатором процессов опустынивания.

Целью данной работы является изучение особенностей современного растительного покрова под влиянием выпаса скота.

Исследования производились методом ключевых участков (полигонов), эколого-динамического профилирования [8, 9]. Анализ антропогенной растительности основан на геоботанических описаниях. Изучение основных закономерностей формирования деградированных экосистем производилось с использованием методик, разработанных FAO/UNEP , Институтом пустынь АН Туркменистана [6]. Индикаторами классов и типов опустынивания определены как отдельные виды растений, так и сообщества, в которых они произрастают [4]. Критериями оценки процессов опустынивания нами определены: обилие, проективное покрытие, гетерогенность растительного покрова, урожайность и качество пастбищного корма. По этим показателям выделены классы (стадии): слабый, умеренный, сильный, очень сильный.

Чрезвычайная динамичность экосистем Калмыкии к природным и антропогенным факторам отражается на особенностях процессов опустынивания. Аридность климата, высокая перегрузка пастбищ скотом в середине 80-х годов ХХ века и значительное количество осадков в конце этого и начале ХХ1 веков, отразились на растительном покрове. В первом случае Калмыкия стала зоной экологического бедствия, во втором -начался процесс демутации, которому способствовала так же низкая в этот период загруженность пастбищ скотом. Однако, в последние годы (с 2013 г. по настоящее время) появляются новые очаги дефляции, что на наш взгляд, связано с резким увеличением поголовья скота. По данным Статуправления в Республике Калмыкия содержалось около 6 млн. условных овцеголов скота, из них: овец - 2,5 млн., КРС - 580 тыс.гол, лошадей и верблюдов - 21.5 тыс. (в советское время овец было 3,5 млн.гол, КРС - 380 : 1,9 : 0 тыс. гол). В целом в настоящее время, регион находится на грани экологических рисков, и через три-пять лет, может вновь стать зоной экологического бедствия.

Следовательно, в зависимости от степени антропогенной нагрузки наблюдается обратимость процессов опустынивания: снижение способствует вторичному восстановлению коренной растительности, увеличение - деградации и возникновению сначала производных сообществ, в дальнейшем формированию антропогенных пустошей [10, 11, 12, 13].

Изучение производилось на полигоне «Улан-Хол», площадь которого 6 км2 (рис. 1). Полигон расположен на границе земель Черноземельского и Лаганского районов в 25 км от одноимённого поселка, рельеф бугристо-грядовый с барханами высотой до 2 метров. Коренная лерхополынная (Artemisia lerchiana, Poa bulbosa1) пустыня до 2010г использовалась как круглогодичные пастбища. В результате вся территория, в том числе и посёлок Улан-Хол практически были занесены песком. В целях борьбы с ветровой эрозией местное население с 2011 г. использует сезонные сроки пастьбы, разделив пастбища на два участка: летний и зимний. На первом скот выпасается с апреля по ноябрь месяцы, на втором - (декабрь - март) (рис. 1).

№ 1(38), 2019 г.

Рис. 1. Карта-схема «Современное опустынивание пастбищ в окрестностях пос. Улан-Хол

На летних пастбищах в период исследований (2015-2017 гг.) в растительном покрове господствовали сильная и очень сильная стадии сбоя, занимая 74,3% территории участка. Травостой гармалово-тырсиковый (Stipa sareptarn, Peganum harmala), разнотравно-однолетниковый с барханами и массивами подвижных песков. Урожайность и кормовая ценность этих пастбищ практически приближаются к нулю. Умеренный класс деградации образуют джузгуново-тырсиково-лерхополынные, (Artemisia lerchiana, Stipa sareptana, Callygonum aphyllum), житняково-однолетниково-лерхополынные (Artemisia lerchiana, Senecio vernalis, Consolida regalis, Syrenia siliculosa, Agropyron fragile) пастбища, занимающие 25,7% площади полигона. Индикаторами ветровой эрозии являются псаммофиты Callygonum aphyllum и гемипсаммофит Stipa sareptana. По данным метеостанции «Лагань» проективное покрытие варьировало: в засушливый 2017 г. (242мм осадков) от 0 до 15% во влажный 2016 г. (407мм) - от 10 до 30%, урожайность - до 9,7ц/га, из них поедаемая часть - 3,3 ц/га.

На зимних пастбищах полигона «Улан-Хол», в отличие от летних, доминировали умеренный, сильный и очень сильный сбой. Они находились приблизительно в равных соотношениях (34,1 : 43,8%). Вместе с тем, на этом фоне встречаются небольшие фрагменты со слабо изменённым травостоем (1,3%). Они приурочены, в основном, к улучшенным территориям, зарослям кустарника - Callygonum aphyllum. Его посадка была произведена более 15 лет тому назад и находится в удовлетворительном состоянии, занимая 20,8% площади полигона.

Слабую стадию сбоя слагают прутняково-лерхополынные с джузгуном (Artemisia lerchiana, Kochia prostratа, Callygonum aphyllum) фитоценозы, доминантами которых являются полукустарнички Artemisia lerchiana и Kochia prostratа. Первый из них хорошо поедается скотом в осенне-зимний период, второй является растением отличного кормового достоинства. Урожайность зимних пастбищ достигает до 32,6 ц/га, из них поедаемая часть 5,4 ц/га. В видовом составе умеренного эфемерово-лерхополынного сбоя 9-11 видов, среди них кустарничек Ephedra distachуa, из эфемеров и однолетников - Anisantha tectorum, Amaranthus albus, Salsola ruthenica, Descurainia Sophia и др., из многолетников - Alhagi pseudalhagi. Проективное покрытие в весеннее-осенний периоды достигает до 45%, в летний до 1020%. При сильной и очень сильной деградации, травостой прутняково-лерхополынно-однолетниковый, гармалово-верблюжьеколючковый с кияком. Индикатором ветровой эрозии является Leymus racemosus. Проективное покрытие в весенне - осенний периоды составляет 30-40%, в летний снижается до 0-10%.

Таким образом, в растительном покрове полигона пастбищная дегрессия формирует на летних пастбищах песчаные массивы практически лишённых растений. Производные сообщества развиваются только в осенне - зимний периоды, на зимних, наоборот, наблюдается закрепление подвижных песков, способствующее развитию сплошного растительного покрова.

1. Генеральная схема борьбы с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ. Ростов/Дон: ЮжНИИГипрозем, 1986. 195 с.

2. Бананова, В. А. Методические указания по изучению процессов опустынивания аридных территорий Калмыцкой АССР. Элиста.: КалмГУ, 1986. 36 с.

3. Залибеков, З. Г. О биологической концепции проблемы опустынивания // Аридные экосистемы. 1997. Т. 3, 4. С.7-17.

4. Лазарева, В. Г. Растительность как индикатор антропогенного опустынивания Северо-Западного Прикаспия // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергетики. 2006. № 5 (18). С. 62-66.

5. Lazareva, V. G. Dynamics of anthropogenic desertification of the European desert on the example of Russian Precaspian region. International Journal of Engineering and Technology(UAE) / V. G Lazareva, V. A. Bananova. 2018. 7 (4), pp. 309-313.URL: https://www.scopus. com/inward/record. uri?eid=2-s2.0-850589 89 65 5 &doi=10.14419%2fijet.v7i4.38.24491 &partnerID=40 &md5=b535c 50e014cc 23b50 f42 5856d2340e820.

6. Харин Н. Г. Методические основы изучения и картографирования процессов опустынивания (на примере аридных территорий Туркменистана) / Н. Г. Харин, Н. Т. Нечаева [и др.]. Ашхабад: Ылым, 1983. 103 с.

7. Виноградов, Б. В. Аэрокосмический мониторинг динамики опустынивания черноземельских пастбищ Калмыкии по повторным съёмкам / Б. В.Виноградов, К. Н. Кулик // Проблемы освоения пустынь. 1987. N° 4. С. 45-53.

8. Викторов, C. B. Ландшафтно-генетические ряды и их значение для индикации природных и антропогенных процессов / C. B. Викторов, А. Г. Чикишев //Тр. Моск. об-ва природы. 1976. Т.55. С.27-33.

9. Полевая геоботаника Л.: Наука. 1972.Т. 4. 336 с.

10. Опустынивание засушливых земель Прикаспийского региона / Г.М. Борликов, Н. Г. Харин, В. А. Бананова, Р. Татаиши (Приложение: 3 карты М. 1: 1000000 и 1:2500000). Ростов-на-Дону: СКНЦ, 2000. 97 с.

11. Неронов В.В. Антропогенное остепнение пустынных пастбищ северо-западной части Прикаспийской низменности // Успехи современной биологии. 1998. Т. 118, № 5. С. 597-612

12. Золотокрылин, А. Н. Климатическое опустынивание. М.: Наука, 2003. 246 с.

13. Динамика процессов опустынивания Северо-Западного Прикаспия: физико-географические и социально-экономические аспекты: атлас-монография / Бананова В.А., Петров К.М. Лазарева В.Г., Унагаев А.С. 2016 .91 с. // Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум. URL: http://rucont.ru/efd/388835 (дата обращения: 06.08 2019)

DOI: 10.24411/2071-7830-2019-10005 КОСТИН М.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА С ЗКС ПРИ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИИ И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ

Аннотация: В статье приводится анализ зарубежного опыта и отечественных исследователей применения при лесовосстановлении посадочного материала с закрытой корневой системой, на основе собственных исследований предлагаются технологические приемы по выращиванию таких насаждений в засушливых условиях Нижнего Поволжья.

Ключевые слова: лесные культуры, посадочный материал с закрытой корневой системой, засушливые территории

Производство посадочного материала с закрытой корневой системой, как отдельное направление, широко применяется в течение последних нескольких десятков лет в Скандинавских и ряде других стран северной Европы, Южной Америки, а также в Канаде, США. В конце 60-х годов прошлого столетия были начаты исследования в ЛенНИИЛХе и ЛатНИИЛХе и была разработана технология выращивания саженцев по методу «Брикет» [1].

Работы по применению посадочного материала с закрытой корневой системой при создании лесных культур довольно широко проводились в Нижнем Поволжье, Центральном Черноземье при рекультивации земель Курской магнитной аномалии, в Республиках Коми и Марий Эл, в Восточном Казахстане, Крыму, республиках Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Нижегородской области. Но особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.