Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
цифровые сервисы / программный продукт / инструменты цифровизации / бухгалтерский и налоговый учет / digital services / software product / digitalisation tools / accounting and taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хижак Наталья Петровна, Архипова Светлана Васильевна

Цифровые технологии проникли во все сферы жизни, изменили экономические и организационные процессы, способы коммуникаций между экономическими субъектами. В статье рассмотрены понятие и этапы процесса цифровизации бухгалтерского учета, проанализировано влияние IT-технологий на профессиональную деятельность бухгалтера и методолологию бухгалтерского учета. Результатом исследования является систематизация и сравнение существующих цифровых сервисов для бухгалтерских служб организаций. Дана оценка уровня цифровизации бизнеса города Ялта Республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technologies have penetrated all spheres of life, changed economic and organisational processes, and changed the ways of communication between economic subjects. The article considers the concept and stages of the process of digitalization of accounting, analyzes the impact of IT-technologies on the professional accountant and accounting methodology. The result of the study is a systematization and comparison of existing digital services for accounting services of organizations. The level of digitalization of business in the city ofYalta of the Republic of Crimea is assessed.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 657.1+007

ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Хижак Наталья Петровна,

кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

Архипова Светлана Васильевна, кандидат экономических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Аннотация. Цифровые технологии проникли во все сферы жизни, изменили экономические и организационные процессы, способы коммуникаций между экономическими субъектами. В статье рассмотрены понятие и этапы процесса цифровизации бухгалтерского учета, проанализировано влияние IT-технологий на профессиональную деятельность бухгалтера и методолологию бухгалтерского учета. Результатом исследования является систематизация и сравнение существующих цифровых сервисов для бухгалтерских служб организаций. Дана оценка уровня цифровизации бизнеса города Ялта Республики Крым.

Ключевые слова: цифровые сервисы, программный продукт, инструменты цифровизации, бухгалтерский и налоговый учет.

Annotation. Digital technologies have penetrated all spheres of life, changed economic and organisational processes, and changed the ways of communication between economic subjects. The article considers the concept and stages of the process of digitalization of accounting, analyzes the impact of IT-technologies on the professional accountant and accounting methodology. The result of the study is a systematization and comparison of existing digital services for accounting services of organizations. The level of digitalization of business in the city ofYalta of the Republic of Crimea is assessed.

Key words: digital services, software product, digitalisation tools, accounting and taxation.

Постановка проблемы. В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» цифровая экономика определена как хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме [1]. Работа с данными о деятельности экономических субъектов и составление на их основе бухгалтерской (финансовой) отчетности является главной задачей бухгалтерского учета. В этом контексте особо важной проблемой становится повышение уровня цифровизации бухгалтерского и налогового учёта. Использование цифровых технологий в бухгалтерии способствует созданию общего информационного бизнес-пространства, в котором без изменения традиционных методов бухгалтерского учета, появляется возможность собирать, интерпретировать и сообщать данные об организации быстрее и эффективнее. Инструменты цифровизации позволяют интегрировать организацию в экосистему цифровой экономики в соответствии с целями проводимой в государстве политики. Профессиональная деятельность в цифровой среде предполагает учет специфики сферы деятельности, что обусловливает актуальность данного исследования.

Формулировка цели статьи. Целью настоящей статьи является исследование сущности цифровизации бухгалтерского и налогового учета и анализ современных программных продуктов и комплексных решений для повышения эффективности работы бухгалтерских служб организаций и совершенствования цифрового взаимодействия между экономическими субъектами в Российской Федерации.

Объектом исследования являются теоретико-прикладные основы цифровизации бухгалтерского и налогового учёта организаций Российской Федерации. Предметом исследования выступают процессы и инструменты цифровизации бухгалтерского и налогового учёта, реализуемые в организациях Российской Федерации.

Изложение основного материала. Хозяйственная деятельность организаций в современном мире связана с непрерывным генерированием больших объемов данных и обменом информацией внутри предприятия, с контрагентами, государственными органами. Факты хозяйственной жизни оформляются первичными учётными документами, которые являются фундаментом бухгалтерского учёта организации. Бухгалтерская служба ежедневно проводит платежи, обрабатывает поток первичных документов, готовит бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. Обработка одного комплекта первичной документации опытным бухгалтером не занимает много времени, но если документов много, то это требует значительных трудозатрат. При этом неизменным должно оставаться качество учетной и отчетной информации об организации, которая формируется в рамках бухгалтерского и налогового учета.

С увеличением объемов информации автоматизации монотонных и рутинных процессов уже не достаточно. На смену автоматизации приходит цифровизация.

Цифровизация - внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни. Цифровизация предполагает глобальное переосмысление подхода к бизнесу, повышение эффективности компании за счёт оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, а также организацию согласованной работы 1Т-систем.

Понятия цифровизации и автоматизации нередко путают. Цифровизация направлена не столько на автоматизацию и совершенствование рабочих и производственных процессов, сколько на изменение всей бизнес-модели. Автоматизация улучшает производство, однако при ней сохраняется способ ведения дел в организации, а при цифровой трансформации меняется сам продукт, трансформируются взаимоотношения между клиентом и поставщиками, позиционирование самой компании.

Цифровизация бухгалтерии организации - многоэтапный процесс, который можно представить в виде следующей последовательности действий (рисунок 1).

Создание электронного архива документов

Внедрение внутреннего электронного документооборота

Оомен электронными документами с контрагентами

Переход на систему сдачи отчетности в электронном

виде

Цифровизация бухгалтерии с помощью

Рисунок 1. Этапы процесса цифровизации бухгалтерии организации

При наличии электронного архива в организации внедрение внутреннего электронного документооборота и обмена электронными с контрагентами не составит никаких проблем и позволит значительно упростить и ускорить работу сотрудников организации. Для создания полного электронного архива документов необходимо будет перевести документы, требующие хранения, в электронный вид (путём сканирования), а все последующие документы создавать лишь в электронном виде и утверждать их электронными подписями в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Самым сложным этапом является цифровизация бухгалтерии с помощью искусственного интеллекта. Для работы искусственного интеллекта процессы функционирования бухгалтерии, представляющие собой набор однотипных операций,

должны быть роботизированы. Современной технологией автоматизации рутинных процессов является RPA - Robotic Process Automation. RPA-решения имитируют работу бухгалтера с интерфейсом программы по заложенному алгоритму. RPA-роботы решают такие задачи, как создание первичной документации, выставление счетов и отслеживание оплаты по ним, сверка взаиморасчетов с контрагентами, перенос данных в бухгалтерскую базу из CRM-системы. Внедрение RPA позволит бухгалтеру сконцентрироваться на задачах, в которых требуется применять профессиональное суждение, анализировать и интерпретировать данные. Однако на сегодняшний день широкое применение RPA-систем в Российской Федерации ограничивают такие факторы [2]:

- отсутствие достаточного количества специалистов с навыками работы в RPA-системах для настройки и технической поддержки работы RPA;

- непонимание бизнесом преимуществ RPA и консерватизм руководителей компаний;

- отсутствие формализации алгоритмов и регламентов работы и бизнес-процессов компаний;

- высокие затраты на внедрение RPA при низком уровне зарплат сотрудников, чьи функции можно роботизировать.

С развитием RPA и искусственного интеллекта бухгалтер превратится из исполнителя бухгалтерской работы в архитектора учетных систем, постановщика задач и учителя роботизированных помощников.

Основой методологии бухгалтерского учета является система способов и набор определенных приемов, которые применяются в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета. Методы бухгалтерского учета включают следующие элементы и предполагают реализацию цифровых решений в каждом случае (рисунок 2).

Методы бухгалтерского учета

документирование счета двойная запись инвентаризация оценка калькуляция бухгалтерский баланс бухгалтерская отчетность

первичная регистрация фактов хозяйственной жизни с помощью документов кодировка, учет и группировка хозяйственных средств и операций балансовое обобщение показателей на взаимосвязанных счетах бух. учета проверка соответствия фактического наличия имущества по данным бух. учета перевод натуральных и трудовых мер в денежные группировка затрат и определение себестоимости продукции (услуг) экономнн- ческая группировка и обобщение информации об имуществе организа-шш формирование множества форм, характеризующих хоз.деятель-ность организации

Цифровые решения

Рисунок 2. Методы бухгалтерского учета в условиях цифровизации

Как видно, цифровизация бухгалтерии не изменяет сути методов бухгалтерского учета, но служит ускорению генерации, обработки и передачи бухгалтерских данных, что повышает оперативность и достоверность информации об организации. Следует заметить, что использование телекоммуникационных каналов связи в ряде случаев, например, при сдаче форм статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности в контролирующие органы, является обязательным в силу нормативных предписаний [3, 4, 5].

Рассмотрим, какими цифровыми сервисами сегодня может пользоваться российский бизнес.

Анализ программных продуктов, комплексных решений и систем, предлагаемых российским предпринимателям в рамках цифровизации, позволил систематизировать все сервисы на две группы:

1) бесплатные сервисы от контролирующих органов;

2) коммерческие (платные) сервисы от частных компаний.

К наиболее востребованным государственным сервисам можно отнести:

1) портал Министерства юстиции Российской Федерации;

2) портал Федеральной службы государственной статистики;

3) портал Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

4) портал Федеральной налоговой службы.

К наиболее востребованным коммерческим сервисам можно отнести:

1) программные продукты 1С;

2) программные продукты СКБ. Контур;

3) сеть деловых коммуникаций СБИС;

4) онлайн-бухгалтерия Бух.Софт.

Анализ функционала государственных цифровых сервисов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ функционала государственных цифровых сервисов для бухгалтерских служб предприятий и организаций

Сервис | Содержание и функционал | Преимущества использования | Нед остатки

Портал Министерства юстиции Российской Федерации flittpz.'Vumo min just. П11'") содержит информацию для некоммерческих организаций (НКО) и механизм направления заявлений и отчётности НКО в Министерство юстиции — простая и быстрая регистрация на портале; — все услуги и информация предоставляются бесплатно: — есть возможность запроса сведений при интеграции с Госуслугами -несвоевременное обновление прикреплённых форм заявлений и отчётов на портале; -отсутствие криптографической зашиты данных: — возможность сдачи отчётности и заявлений только через данный портал, портал не интегрирован в общую систему документооборота; — регистрация на портале осуществляется путём заполнения формы данными находяшимися в открытом доступе

Портал Федеральной службы: государственной статистики fbttp s://ro ssíat. е OVJrtl/) предоставляет возможность респондентам получить данные о кодах статистики и перечне форм, которые необходимо предоставить респонденту, а также сдать статистическую отчетность онлайн с использованием шаблонов документов -простой интерфейс, легкость е поиске, создании и отправке необходимой отчётности: — на почту приходят уведомления о необходимости слать отчёт и об изменении статуса сданного отчёта; — есть возможность сдавать отчёты через любого оператора электронного документооборота (ЗДО), при этом в личном кабинете отображается актуальный статус предоставления отчёта -несвоевременное обновление форы отчетности, присутствие уже неактуальных форм, по которым респонденту нет необходимости отчитываться: — необходимо отдельно установленное программное обеспечение;

Портал Федеральной службы по надзору в сфере пр ир о дополь- зования (bttü зi //тс el. гот.*. ш0 позволяет поставить и снять с учёта объекты негативного воздействия, создать и отправить декларации и отчёты., получить лицензию и разрешения. Сервис имеет различные калькуляторы по категориям негативного воздействия и рисков проверок, а также содержит информацию с различных государственных реестров -удобный простой интерфейс; — обширные возможности сервиса, сдача всех отчетов и заявлений из одного окна, — уведомления об изменениях в статусах отчётов и заявлениях: — возможность сдачи отчётности через сторонние сервисы. — зля входа пол учетной записью юридического лица, необходимо чтобы пользователь был добавлен е группу организации в ЕСИА; — отчет формируется отдельно через скачанный модуль пр ир о д о поль з об ателя и загружается на сайт через личный кабинет.

Портал Федеральной налоговой службы (http s: //www л а log. govли/) содержит личные кабинеты. сервис по государственной регистрации бизнеса, конструктор платёжных поручений, инструменты для подачи различных заявлений и запроса сведений из различных реестров, проверки налоговых рисков. Также на портале размещена информация об актуальных мерах поддержки, справочная и методическая информация для налогоплательщиков, калькуляторы по расчёту налогов и т.д. —удобный простой интерфейс; — широкий функционал; - возможность получения официальных данных о сальдо единого налогового счета, обязательствах по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей); —возможность декларирования и уплаты налогов в едином окне необходимо отдельно установленное программное обеспечение; -частые сбои в работе сервисов; — загрузка и: формирование налоговой бухгалтерской отчетности возможно только через одну специализированную программу -«Налогоплательщик ЮЛ», в которую все сведения о налогоплательщике заводятся вручную

Как общий недостаток государственных цифровых сервисов следует отметить отсутствие или низкий уровень интеграции с коммерческими сервисами, которые используют организации для ведения учета и отчетности.

Среди коммерческих инструментов цифровизации следует отметить с наиболее известного представителя - компании 1С, которая первой в 1991 году представила пользователям свои программные продукты. С расширением ассортимента типовых решений и отраслевых конфигураций стала возможна автоматизизация бизнес-процессов в любой компании независимо от масштабов и направлений деятельности.

Вышеуказанные компании, представленные на рынке цифровых продуктов сегодня, предоставляют примерно одинаковый функционал:

- сдача отчетности;

- бухгалтерский учет;

- кадровый учет;

- электронный документооборот;

- распознавание документов;

- функции оператора фискальных данных (кроме Бух.Софт);

- справочная бухгалтерская система;

- ведение бизнеса.

У компаний имеется множество дополнительных сервисов, ряд из которых уже встроен в основные продукты, а часть докупается и подключается дополнительно при необходимости. Однако каждая из ГГ-платформ имеет свои достоинства и недостатки (таблица 2).

Таблица 2

Анализ функционала коммерческих цифровых сервисов для бухгалтерских служб предприятий и организаций

Поставщик продуктов Размер бизнеса Преимущества использования Недостатки

Фирма 1С (https:-71c.ru/> для любых размеров бизнеса распространённость,, следовательно, интеграция с множеством других программных решений: — широкий функционал, наличие отраслевых конфигураций: — применение облачных технологий; — качественная техническая поддержка 24/7 при использовании 1С в облаке - сложность в настройке и сборке конфигурации продукта 1С под специализированные нужды; - наличие технической поддержки (для установочных версий 1С) зависит от поставщиков программного продукта; - продукты 1С являются слишком перегруженными большим количеством функций и сервисов, которые нужны далеко не всем организациям; - высокая стоимость для микро и малых предприятий:

Группа компаний СКБ.Контур (ЪЦрэ ://копШг.ги/) микро и малые предприятия — широкий функционал, можно найти продукт под любую организацию; — оказывается качественная техническая поддержка 24/7; — высокая стабильность работы; — есть расширение «Диагностика», которое полностью н в автоматическом режиме настраивает компьютер для работы в сервисах Контур и для поддержки ЭЦП; -автоматическое заполнение реквизитов и подобных данных, размещенных в различных государственных реестрах; — в сотрудничестве с Удостоверяющим центром Контура выпускаются электронные подписи — отсутствие возможности расшифровки документов, подписанных разными ЭЦП; — дробление функционала продуктов на множество различных сервисов, следовательно, отсутствие возможности выполнения взаимосвязанных операций в одном окне; — искусственно усложнённый интерфейс; — высокая стоимость для микро и малых предприятий;

БухСофт Сервис (¿йрз:/.'''зетсе.Ьи фрнланс, малый бизнес, ИП — простои и интуитивно понятный интерфейс; — весь функционал сервиса находится в одном окне; — высокий уровень автоматизации. - олокировка сервиса при истечении подписки; - обновление в течение рабочего дня; - в аналитических отчетах не видны синтетические счета и субсчета; - отсутствие демоверснй; - высокая стоимость для микро и малых предприятий

Сеть деловых коммуникаций СБИС (разработчик системы компания «Тензор») (Ъйрэ У/бЫй-Ги/) для любых размеров бизнеса — невысокая цена в сравнении с аналогичными решениями; — всё инструменты находятся в одном окне; — удобный интерфейс; — обширная база данных по различным сервисам и по заполнению и составлению отчетности и различных документов — низкая стабильность работы (из-за частых обновлений); — отсутствует возможность работать в личном кабинете СБИС сразу нескольким сотрудникам; — неудобный конструктор создания документов; — низкий уровень помощи, оказываемой техподдержкой

Выбор системы из представленного разнообразия определяется размерами бизнеса и во многом материальными возможностями предпринимателя. При этом присутствуют опасения по внедрению программных продуктов, в том числе связанные с кибербезопасностью и неготовностью бизнес-процессов организации к внедрению цифровизации.

Результаты опроса субъектов предпринимательства города Ялты Республики Крым об используемых ими цифровых сервисах (2022г.) представлены на рисунках 3-5.

Используемая система сдачи отчётности

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

1С: Отчётность

Контур. Экстерн

СБИС

Рисунок 3. Системы сдачи отчётности

Рисунок 4. Системы для бухгалтерского и налогового учёта

Рисунок 5. Уровень использования электронного документооборота (ЭДО)

Как видно из представленных данных:

- 91% опрошенных для сдачи отчётности в электронном виде выбирают систему СБИС. Это связано с тем, что бизнес в городе Ялта представлен в основном микро и малыми предприятиями, для которых наиболее выгодным решением является СБИС в силу наличия необходимого функционала под различные размеры и формы организаций, а также невысокой стоимостью (по сравнению с аналогичными решениями);

- при выборе системы бухгалтерского учёта 96% опрошенных выбирают продукцию 1С, опираясь на популярность и известность системы;

- лишь 1% опрошенных организаций использует в своей деятельности электронные документы, не прибегая к бумажным, при этом 46% организаций вообще не используют ЭДО при взаимодействиях с контрагентами и иными внешними источниками, что говорит о весьма низком уровне цифровизации бизнеса.

Выводы. Следует заключить, что цифровизация бухгалтерского и налогового учета изменяет формы коммуникаций между экономическими субъектами, способствует значительному сокращению количества рутинных операций, снижению затрат времени на работу с первичной документацией, а также уменьшению количества допускаемых ошибок и, таким образом, является на сегодняшний день необходимым условием профессиональной деятельности бухгалтера. Современный рынок цифровых продуктов и сервисов для бухгалтерских служб предприятий и организаций в Российской Федерации разнообразен, динамично развивается и создает новые возможности для бизнеса. Однако, как показало проведенное исследование, пока возможности цифровизации не используются предпринимателями в полной мере. Следует повышать уровень цифрового взаимодействия, качество обратной связи в рамках применяемых сервисов, обеспечить высокий уровень защиты предоставляемых данных.

Список литературы:

1. «Цифровая экономика Российской Федерации»: федеральная программа: [утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017г. №1632-р]. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf // (дата обращения: 15.06.2023г.) - Текст: электронный.

2. RPA - актуальное решение для автоматизации рутинных задач: Сайт компании Cloud Networks. - URL: https://cloudnetworks.ru/analitika/rpa-avtomatizatsiya-processov// (дата обращения: 15.06.2023г.) - Текст: электронный.

3. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части использования государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» и совершенствования отдельных положений в сфере официального статистического учета: Постановление

Правительства РФ от 17 декабря 2021 года№ 2340. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404294// (дата обращения: 15.06.2023).

- Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О бухгалтерском учете: федеральный закон N 402-ФЗ: [принят Гос. Думой 22.11.2011: по состоянию на 05.12.2022]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855// (дата обращения: 12.06.2023).

- Текст: электронный.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон N 146-ФЗ: [принят Гос. Думой 16.07.1998г.: по состоянию на 02.07.2021г.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671// (дата обращения: 12.06.2023). -Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.