Научная статья на тему 'Процессы формирования марксизма в России'

Процессы формирования марксизма в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4960
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКСИЗМ / ПРЕДПОСЫЛКИ МАРКСИЗМА В РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В РОССИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ГЕГЕЛЬЯНСТВО / ГЕРЦЕН А. И. / ЗАПАДНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РУССКУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ МЫСЛЬ / НАРОДНИКИ / MARXISM / PRESUPPOSITIONS / ECONOMIC VIEWS / SOCIAL THOUGHT / RUSSIAN QUESTIONS / HERZEN / SOCIAL TRANSFORMATIONS / REVOLUTIONS / FREEDOM / RUSSIAN INTELLIGENTZIA / WESTERN INFLUENCE / HEGELIANISM / POPULISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогов Константин Александрович

Изучение процессов зарождения марксизма в России является наиболее спорным моментом в истории русского марксизма. Русский марксизм явление более широкое, чем принято считать по данным советской историографии, его рамки не ограничиваются историей русской социал-демократии. Анализ распространения марксизма в России требует рассмотрения социально-психологических, культурно-исторических, социально-экономических аспектов, только тогда представления о русском марксизме станут более полными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marxism formation processes in Russia

The study of the processes of Marxism origination in Russia is the most disputable aspect in the history of Russian Marxism. Russian Marxism is a more broad phenomenon than it is considered in Soviet historiography, its framework cannot be limited by the history of Russian Social-Democracy. The analysis of Marxism dissemination in Russia requires including social-psychological, culturalhistorical and social-economic aspects into study field. Only then will our idea of Russian Marxism be complete.

Текст научной работы на тему «Процессы формирования марксизма в России»

ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКСИЗМА

В РОССИИ

К.Л. Рогов

Марксизм, предпосылки, экономические взгляды, общественном мысль, русские вопросы.

Герцен, социальные преобразования, революции, свобода, русская интеллигенция, западное

влияние, гегельянство, народники.

В сегодняшней российской действительности вести речь о марксизме, мягко говоря, не модно. Марксизм уже давно является объектом изучения «узкокорпоративной» группы ученых, хотя есть все основания именно этому явлению уделять особое внимание. С одной стороны, на фоне активных социальных и экономических трансформаций в нашей стране очевиден идеологический кризис, который привел к распаду традиционных социальных институтов и культурных форм. С другой - выработка стратегии социально-экономического развития страны возможна только путем создания новых гуманитарных технологий, в основе которых лежат социальная аналитика, социальная антропология, философия. В этом случае обращение к определённому этапу русской истории даёт возможность показать культурный аналог «поиска» и тех дискуссий, которые ведутся относительно дальнейшего пути развития. Около 150 лет назад в России начинается процесс проникновения идей К. Маркса и Ф. Энгельса, но популярен марксизм стал намного позже, и это было не только связано с объективными процессами развития страны, но и с теми противоречиями, которые носили социальный и психологический характер.

Русский марксизм - весьма неоднородное явление. Если мы попытаемся обнаружить параллель русского марксизма с европейским, то можем натолкнуться на его беспочвенность. С одной стороны, марксизм в России представлялся крайним западничеством и легко укладывался только в сознание определённого круга людей, с другой - в России отсутствовали объективные предпосылки для его зарождения. Более того, произведения К. Маркса и Ф. Энгельса почти не были известны российскому читателю. Например, произведение Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», которое он написал в начале сороковых годов XIX века, в России было опубликовано в 1861 году в «Современнике». Работа К. Маркса «К критике политической экономии» в сокращённом переводе Ткачева была напечатана только в 1865 году. Первое русское издание «Манифеста коммунистической партии» в очень плохом переводе Бакунина вышло в 1869 году. Широкое распространение в России экономических взглядов Маркса происходило с 1872 года. В это время был переведён на русский язык «Капитал». Но несмотря на это, уже на заре своего творчества Маркс знакомится с русскими общественными деятелями, с которыми ведет переписку, а через них - с российской действительностью. Это плеяда тех деятелей, которых волновала судьба России, которые горячо и заинтересованно обсуждали перспективы её развития. Диалог русских деятелей и Маркса длился почти три четверти века -начиная с 1840-х гг.. когда Маркс привлёк к себе внимание Анненкова, Боткина. Бакунина, Герцена. Чернышевского и других мыслителей.

В этом нескончаемом и так и не законченном диспуте оппоненты раскрываются с неожиданных сторон. С особой отчётливостью проявляются высокий уровень развития русской общественной мысли и вместе с тем её историческая ограниченность, оригинальность русских мыслителей и издержки их «самобытности», присущий многим из них максимализм в решении насущных вопросов. И Маркс в идейных столкновениях с русскими деятелями воспринимается по-новому. Выясняется, что на многие «русские вопросы» у него не было ответов. А его отношение к России, к русской революции по-иному заставляет задуматься об общественном идеале коммунистов. Когда в 1846 году Маркс знакомится с Анненковым. он находит время для обстоятельных с ним бесед, рассказывает ему о своих творческих планах, о текущей работе, приглашает на собрания коммунистов. Маркс пишет новому знакомому длинные письма, где обсуждаются серьёзнейшие общественные проблемы, делится с ним исследовательскими открытиями. А между тем К. Маркс, в отличие от Анненкова, который был лёгок в общении, полон интереса к окружающим, терпим ко взглядам, которые не разделял, ни общительностью, ни открытостью не отличался. В знакомствах был разборчив и весьма избирателен, предъявлял к своему окружению жёсткие требования идейно-политического характера. Выработанные в процессе многолетних научных изысканий свои взгляды Маркс считал единственно верными и расхождение с ними обычно воспринимал как объявление войны. Анненков для К. Маркса - человек из чужого стана. Выходец из другого мира, из другой, по сути, феодальной эпохи - владелец крепостных душ, живущий в стране, где и в помине не было тех гражданских прав и свобод, которыми привыкли уже пользоваться европейцы, он разговаривал с Марксом как равный по образованию и знаниям, обнаружив прекрасное знакомство с европейской литературой. В 1840-е годы Павел Васильевич, как и многие русские из образованного дворянства. стремился в Европу, чтобы с помощью западного опыта, передовой мысли заглянуть в будущее своей страны, понять перспективы её развития. После отмены крепостного права в 1861 году в России ждали революции, но её возможность не встретила поддержки той самой передовой общественности, на которую Маркс возлагал большие надежды. В 1880-е годы Анненков в своих воспоминаниях так и не смог, как и в 1840-е, признать естественным и органичным процесс. прерываемый революционными катаклизмами, согласиться с тем. что надо «ниспровергнуть основы» цивилизации, чтобы сохранить её плоды. Также не смог это признать и А.И. Герцен. По его мысли, «каждое дело идёт не по законам отвлечённой логики, а сложным процессом эмбриогении. В помощь нашему делу нужна мысль Запада и нужен его опыт. Но нам столько же не нужна его революционная декламация, как французам была не нужна римско-спартанская риторика, которой они говорили в конце прошлого века» [Ленин 1950: 56]. II хотя было очевидно, что социально-экономическое развитие России сильно отстаёт от Запада и наличие сильного рабочего класса в условиях крепостной России объективно невозможно, Герцен, находясь в Англии, тем не менее высказал своё отношение к рабочему классу. Он горячо сочувствовал рабочим, но видел их не только на баррикадах с булыжниками в руках, распевавших «Марсель-езу», но и грабившими и поджигавшими дворцы и особняки. Герцен запомнил их не только мужественно сражавшимися, но и не способными отстоять свои

требования. Герцем сделал вывод, что бьггь готовым к революции - ещё не значит бьггь готовым к свободе, к социальным преобразованиям.

Все, кто писал о русских людях 1840-х, знакомых с Марксом, естественно задавались целью выяснить влияние на них его учения. В советской литературе до последнего времени оно, как правило, отрицалось. В интересе дворянской интеллигенции к марксизму видели нечто вроде «идейного гурманства», поскольку классовыми мотивами этот интерес объяснить было невозможно. Сам же процесс зарождения марксистских идей, следуя традиции, заложенной В.И. Лениным. относили к 1883 году, кода образовалась группа «Освобождение труда». Это не совсем верно, ибо как бы это не было парадоксально, но первыми марксистами были русские, поскольку именно в России разгорелся спор о возможности применения теории Маркса и появилась жёсткая критика его концепции, именно о Россию «споткнулся» Маркс и обнаружил логические и теоретические трудности завершения «Капитала». Россия была подготовлена к восприятию Маркса как социального аналитика, однако его практические революционные выводы не принимались тогда русской общественной мыслью в силу социальных и психологических причин.

Как уже было сказано, русская интеллигенция первая познакомилась с основными положениями марксизма. Интеллигенция в России состояла из разных социальных слоев, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и после освобождения из крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция. По словам H.A. Бердяева, «интеллигенция всегда была увлечена какими-либо идеями, преимущественно социальными, и отдавалась им беззаветно. Она обладала способностью жить исключительно идеями» [Бердяев 1990 : 19] По условиям русского политического строя интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности. В России самодержавной и крепостнической вырабатывались самые радикальные социалистические и анархические идеи. Невозможность политической деятельности привела к тому, что политика была перенесена в мысль и литературу. «Русская душа, - пишет H.A. Бердяев. - стремится к целостности, она не мирится с разделением всего по категориям, она стремится к Абсолютному, и это религиозная в ней черта» [Бердяев 1990 : 21].

Война с Наполеоном дала возможность увидеть другую Европу, совсем отличающуюся от России. Русское офицерство побывало в Европе и возвратилось с расширенным кругозором. Но не было целостности и единства в русской жизни. В то время, когда происходило движение декабристов, оіромная масса русского дворянства была тёмной, ленивой и вела бессмысленную жизнь. После подавления восстания декабристов, после воцарения Николая I всё пошло путём нарастания раскола революции. В одной из своих работ Бердяев напишет, что после восстания декабристов русская интеллигенция окончательно оформилась в раскольничий тип. «Она всегда будет говорить про себя “мы”, про государство, про власть - "они”. Русский культурный слой оказался над бездной, раздавленным двумя основными силами - самодержавной монархией сверху и томной массой крестьянства снизу» [Бердяев 1990 : 24].

Основным западным влиянием, которое в значительной степени испытали на себе русская мысль и русская культура XIX века, было влияние Шеллинга и Гегеля. Германская мысль воспринималась активно и перерабатывалась в русский тип мысли. «Русский молодой человек, — отмечает Бердяев, - принадлежавший к поколению идеалистов 30-х и 40-х годов, исповедовал тоталитарное шеллингианство или тоталитарное гегелианство в отношении ко всей жизни, не только жизни мысли и жизни социальной, но и жизни личной, в отношении любви или чувства природы» (Бердяев 1950 : 271]. Поэтому, когда в 40-е годы XIX века Маркс, будучи младогегельянцем, вырабатывает свою философскую систему, знакомившиеся с ним в Европе русские прошли ту же эволюцию и были с ним согласны по поводу критики Гегеля. В России в конце 40-х годов наблюдался тот же диалектический процесс мысли, который в Германии совершался в левом гегелианстве, в воззрениях Фейербаха и Маркса. Происходят разрыв с отвлеченным идеализмом и переход к конкретной действительности. Но вот во взглядах на социализм у русских общественных деятелей с Марксом были существенные расхождения. Хотя стоит заметить, что с XIX века в России начинается увлечение социалистическими идеями. Но социализм интеллигенции XIX века носил мечтательный характер. Нигде на Западе не существовала в такой своеобразной форме проблема «интеллигенции и народа», которой посвящено всё русское мышление второй половины XIX века, ибо на Западе, в сущности, не было ни «интеллигенции», ни «народа» в русском смысле слова. По мнению народника Ткачева, русский народ является социалистическим по инстинкту. Однако проблема заключается в том, что социальная теория Маркса не совсем укладывалась в рамки российской действительности. В России второй половины XIX века пролетариат ещё не сформировался как класс в силу объективных социально-экономических причин, тем не менее интерес Маркса к России возрастает всё в большей мере. Взаимностью отвечает и общественная мысль России. Но теперь это не «мечтагели»-одиночки, каким был Анненков, теперь это целая плеяда мыслителей, подготовивших почву дня возникновения в России социал-демократии. Однако тогда свои надежды они возлагали на русскую общину. Но именно народники, которые выступали за социальную революцию, минуя капитализм, смогли увязать свои основные теоретические положения с марксизмом. Марксизм не только выступил альтернативой народнической идеологии, но и вобрал в себя её основные социально-психологические черты. Новое учение словно накладывалось на ещё живую плоть старого - и на нём проступали родимые пятна. В одном из своих исследований Модест Колеров попытался выявить генетическую связь марксистского мировоззрения и народничества. По его мнению. идея «воспитания» интеллигенцией народа от крестьянства легко перешла к рабочему классу; религиозный в основе своей подход к взятой на вооружение доктрине продолжал распространяться и на марксизм и т. д. [Колеров 1990 : 661]. Сам процесс трансформации взглядов бывших народников происходил значительно сложнее. Многие исследователи (особенно в советский период) не учитывали тот факт, что в процессе перехода от народничества к марксизму русская интеллигенция завысила уровень развития капитализм в России и во многом проигнорировала степень отсталости страны. Но тогда марксизм резко раздвигал горизонты интеллигентского сознания, увеличивал историческую пер-

спективу, ставил цели далеко за пределы статус-кво, что не могло себе позволить, кроме марксизма, ни одно из радикальных учений в тогдашней России. Марксизм, интернациональный по существу, ставил перед отсталой страной общемировые задачи. С одной стороны, Россию это приобщало к насущным проблемам передовых обществ, с другой - эти проблемы не давали возможности их «выстрадать» и «прожить»: русский марксизм требовал от России более высокого темпа развития. В марксизме русская демократическая интеллигенция освобождалась от приобретённого с народническим опытом эволюционизма, от надежд на перемены сверху или мирным путём. Этот важный социальнопсихологический фактор поставил перед российской социал-демократией задачи просвещения не крестьян, а рабочих. Опыт народников показал, что народ не хотел просвещаться. Для крестьянина естественно то, что сложилось, поэтому схемы народников для них были неприемлемы. Но тогда почему марксизм легко укладывается в сознание рабочих? В эпоху Маркса на этот вопрос отвечала сама европейская действительность. В Европе просто не было похожих гражданских практик, по Марксу, пролетариат выпал из структуры гражданского общества. В России в начале XX века отмечается рост рабочего класса, но и здесь рабочему «ничего не знакомо». Если крестьянину в пространстве его социокультурных практик все понятно, то рабочему - отнюдь нет, ибо он столкнулся с совершенно новыми для него условиями жизни. Остается одно - адаптировать «Капитал» к российским условиям. Но социал-демократического сознания у рабочих не могло быть, «оно могло быть принесено только извне». «История всех стран свидетельствует, - пишет В.И. Ленин, - что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское, т. е. убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п. Учение же социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией... точно так же в России теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимо от стихийного роста рабочего движения, возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции» [Ленин 1959 : 31].

Но это не значит, что рабочие примут идеи социализма, наоборот, В.И. Ленин отмечает, что стихийное развитие рабочего движения идёт именно к подчинению его буржуазной идеологии, стихийность рабочего движения и есть то, что Ленин называет тред-юнионизмом, идейное порабощение рабочих буржуазией.

На основании вышесказанного В.И. Ленин определяет задачи российской социал-демократии, которые состоят в «борьбе со стихийностью... совлечь рабочее движение с этого стихийного стремления тред-юнионизма под крышкой буржуазии и привлечь его под крылышко революционной социал-демократии» [Ленин 1959: 40].

Поэтому после 1903 года большевики доформировывают сознание рабочего класса посредством создания рабочих организаций и используют их как политическую силу.

Подводя итог, стоит отметить, что процессы формирования марксизма в России. имели неоднородный характер и связано это было с позицией, занимаемой марксизмом в России. Усвоение марксизма как теории «было обычным и повсеместным явлением, - размышляет Сергей Булгаков, - в разных концах страны молодые люди, вступающие в жизнь, жадно искали и вырабатывали целостное мировоззрение» (Булгаков 2006 : 12]. Склонность к идеям социализма, желание во всем разобраться, сформировать целостную картину мира явились тем условием, которое, по мнению С. Булгакова и Н. Бердяева, позволило принять русской интеллигенции теорию К. Маркса. Вторая позиция - марксизм как политическая практика, на неё и сделали акцент большевики, разобравшись не в социально-экономическом уровне развития страны, а в социальной психологии рабочего класса, что и позволило им в дальнейшем осуществить революцию. II последняя позиция - марксизм как культурно-просветительская практика, социальная аналитика. Во многом именно в этой форме выступал марксизм для многих народников, которые в дальнейшем стали марксистами, и для так называемых «легальных марксистов». Пытаясь привить европейскую рациональность на русскую почву, интеллигенция столкнулась с тем. что её европейский тип образования был деформирован азиатским образом жизни.

Марксизм в России по-своему уникален - он составляет одну из важнейших социокультурных практик в нашей стране. Обвиняя Маркса во всех бедах России. не стоит забывать, что марксизм - это не только теория пролетарской революции. но также культурная и просветительская практика, анализ процесса развития истории, теория прибавочной стоимости. Анализ марксизма в России требует изучения всех направлений русской общественной мысли, ибо только тогда понимание такого явления, как русский марксизм, будет полным и исчерпывающим.

Б и бл и огр афический список

1. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

2. Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму / С.Н. Булгаков. - М.: Лстрель, 2006.-1008 с.

3. Колеров. М. Народническое наследие и русский марксизм: 1800-е годы / М. Колеров// История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. — М., 1990,-С. 58-70.

1. Ленин, В.И. ПСС. Т.6 I В.И. Ленин. - М.. 1959.

5. Твардовская, В.А. Русские и Маркс: выбор или судьба? / В.А. Твардовская. - М.: Эди-ториал УРСС, 1999. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.