УДК 343.137.5 Латышева М.М., Литвинцева Н.Ю.
Латышева М.М.
магистрант кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора Байкальский государственный университет (г. Иркутск, Россия)
Научный руководитель: Литвинцева Н.Ю.
канд. юр. наук, доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора Байкальский государственный университет (г. Иркутск, Россия)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО УЧАСТНИКА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности участия несовершеннолетних в производстве по уголовному делу и дополнительные способы защиты прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Приведена статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Рассмотрение особенностей статуса несовершеннолетнего участника уголовного процесса обосновывается особым положением несовершеннолетних в связи с их возрастом, психологическим и физиологическим развитием. Выявление пробелов законодательства в этой области является целью данной статьи. Авторами проведено исследование норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, относительно специальных норм, применяющихся при производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетних участников, исследование судебной практики. В результате обнаружены следующие проблемные вопросы: установление возраста несовершеннолетнего участника, использование специальных знаний при производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетних, установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, отсутствие законодательного закрепления документов об условиях жизни, затронуты вопросы омоложения преступности и понижения возраста уголовной ответственности,
вопросы групповой преступности и рецидив преступлений. Таким образом, устранение пробелов на законодательном уровне необходимо для полного и всестороннего закрепления статуса несовершеннолетнего участника в уголовном процессе, а также для обеспечения защиты законных прав и интересов рассматриваемой категории лиц.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, уголовный процесс, процессуальный статус, несовершеннолетний участник, статус несовершеннолетнего, гарантии защиты. подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель.
Статус несовершеннолетнего участника в уголовном процессе заслуживает особого внимания, согласно Конституции РФ: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России».
В уголовном процессе понятие «процессуальный статус» тождественно понятию «правовой статус», исходя из этого следует определить данный термин, как совокупность прав, законных интересов и обязанностей участников уголовного процесса, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции [1, с. 5]. Как отмечает коллектив авторов в монографии «Участники современного российского уголовного судопроизводства»: «...статус каждого участника уголовного судопроизводства является тем правовым фундаментом, на котором возможно осуществление различных процессуальных действий» [1, с. 5].
Процессуальному статусу несовершеннолетнего участника присущи следующие черты: конкретная функция в уголовном процессе, он регламентирован законодательством, имеет четкую структуру и обеспеченность со стороны государства, целью установления статуса является защита прав и интересов участника, а также соблюдение возложенных на него обязанностей, государство обладает определенными санкциями, указанными в законе, которые применяются в случае несоблюдения своих обязанностей со стороны участника и нарушения прав несовершеннолетнего со стороны правоохранительных органов.
Одним из фундаментальных вопросов статуса несовершеннолетнего, которым объясняется повышенное внимание к данному лицу, является возраст.
Российское уголовно-процессуальное законодательство, следуя ратифицированным международным правовым нормам в области судопроизводства по делам несовершеннолетних, выделяет особенности производства в отношении лиц, которые не достигли возраста 18 лет на момент совершения преступления. Глава 50 УПК РФ регламентирует конкретные особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Вместе с общими обстоятельствами, которые указаны в статье 73 УПК РФ, при производстве по делам несовершеннолетних требуются установить следующие обстоятельства:
1. Возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения,
2. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности,
3. Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Рассматривая возраст несовершеннолетнего, дату его рождения и месяц
его жизни, можно сделать вывод о том, является ли данное лицо субъектом преступления. Следовательно, с этим обстоятельством связана необходимость в разработке и применении на практике особых норм уголовно-процессуального законодательства.
Дату рождения сотрудники правоохранительных органов устанавливают с помощью паспорта или свидетельства о рождении. Для того, чтобы избежать ошибок при проведении предварительного расследования, следователю или дознавателю необходимо проверять документы, предоставленные несовершеннолетним, при возникновении сомнений или неточностей необходимо обращаться за помощью в органы ЗАГС.
В более трудных ситуациях, когда документы несовершеннолетнего отсутствуют, назначается судебно-медицинская экспертиза для определения возраста участника. В заключении эксперт указывает возраст с точностью до
нескольких лет. При этом, чем младше ребёнок, тем меньше вариативность в выводах эксперта. Днём рождения несовершеннолетнего считается последний день года, который установлен экспертизой или последний день года, который соответствует минимальному возрасту, если возраст определён промежутком между минимальным и максимальным количеством лет. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1: «Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т. е. с ноля часов следующих суток».
На сегодняшний день учёные не пришли к единому мнению в вопросе понижения возраста уголовной ответственности. При этом, всё больше лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, совершают преступления и остаются безнаказанными. Так, в 2022 г. В Иркутской области 82% (433 из 531) общественно опасных деяний совершены детьми до 14 лет, 99% из них -школьники.
Ещё одним важным для определения статуса несовершеннолетнего обстоятельством, является изучение условий жизни несовершеннолетнего и определение уровня его психического развития, особенностей личности.
Законодательство Российской Федерации не даёт точного определения понятия «условий жизни и воспитания несовершеннолетних». Сложившееся положение осложняет производство по уголовным делам с участием несовершеннолетних участников. Уголовно-процессуальный кодекс не содержит исчерпывающих указаний о том, какие именно условия жизни и воспитания должны быть соблюдены. Таким образом, картина преступления, отличительные черты личности несовершеннолетнего не раскрываются в полной мере.
Однако, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»: «Особенностью процессуального статуса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) является направленность на индивидуальный подход к
исследованию обстоятельств совершенного деяния и соизмеримость как с особенностями личности несовершеннолетнего, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствование предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечение их ресоциализации».
Смирнова Г. Н. при ответе на вопрос об определении условий жизни и воспитания ребёнка отмечает следующие обстоятельства: наличие или отсутствие контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением несовершеннолетнего, отношения в семье и образовательном учреждении, наличие у родителей работы, жилья и т. д., наличие отрицательного личного примера в воспитании детей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни и т. п.), обращение с несовершеннолетним со стороны взрослых и сверстников. При определении условий воспитания, следует обратить внимание на то, кто фактически осуществляет уход за ребёнком в семье, при наличии негативного элемента в условиях жизни необходимо установить, не вытеснялся ли несовершеннолетний из дома жестоким обращением родителей или заменяющих их лиц [2, с. 98].
При описании условий жизни несовершеннолетних, нельзя не обратиться к статистике, касающейся исчезновений детей, их самовольного оставления семьи. Согласно данным, указанным в ежегодном докладе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка: «В 2022 году в органы внутренних дел поступило 36 115 обращений об установлении местонахождения несовершеннолетних, ушедших из дома или государственного учреждения. В период ухода 569 человек совершили преступления и правонарушения, 99 стали жертвой противоправных деяний, 10 детей погибли. Повторность ухода из государственных организаций значительно выше (почти 40 % от числа ушедших из государственных учреждений против 18 % из семей)». Обстановка в семье, несомненно, влияет на психику детей, будущее некоторых сбежавших лежит в криминальной плоскости.
Для определения условий жизни несовершеннолетнего, органу предварительного расследования необходимо запросить следующие документы:
1. Справка с места жительства,
2. Характеристика из школы или иного учебного заведения,
3. Характеристика с места жительства,
4. Характеристика от участковое уполномоченного полиции,
5. Акт обследования жилищно-бытовых условий,
6. Справки из подразделений по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних об имевшихся правонарушениях и мерах, принятых по ним,
7. История развития ребенка из поликлиники и амбулаторная карта.
Вышеуказанные документы являются характеризующим материалом и
помогают выявить хронические заболевания, травмы головы и другие отклонения в развитии подростка. А также решить вопрос, состояло ли данное лицо когда-либо на учебе у врачей-специалистов.
Если на момент расследования имеются сомнения относительно психического здоровья несовершеннолетнего, должна быть назначена психолого-психиатрическая экспертиза. Заключение экспертизы позволяет установить вменяемость или невменяемость несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и правильно определить процессуальный статус.
При установлении влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц стоит установить возможное совершение преступления лицом, не достигшим 18 лет, вместе со взрослыми соучастниками. Например, «Татаринцев И. А. предложил несовершеннолетнему Орлову Г. А. и Строкань И. В. совершить преступление совместно, на что последние согласились, тем самым все трое вступили в преступный предварительный сговор, при этом преступные роли не распределяли, решили действовать по обстоятельствам».
Среди последствий негативного влияния можно отметить систематическое употребление алкоголя, наркотиков, самовольный уход из дома, бродяжничество и попрошайничество на улицах. Необходимо изучить характер взаимоотношений между негативно влияющим взрослым и несовершеннолетним, так как это имеет значение для определения роли взрослого в конкретном преступлении и в жизни подростка в целом. Данная информация может служить как способ предупреждения будущих преступлений.
Особые условия - это дополнительные процессуальные гарантии прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. К ним относятся: участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, выделение уголовного дела в отдельное производство, особый порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), обязательное участие защитника в ходе предварительного расследования, участие психолога (педагога).
Основанием для выделения уголовного дела в отдельное производство является постановление следователя или дознавателя. Все необходимые материалы о личности несовершеннолетнего (условиях его жизни и воспитании) должны быть приобщены к выделенному делу. В случае, если в основном деле появляются новые материалы, которые каким-либо образом могут касаться судьбы несовершеннолетнего, такие материалы также должны быть приобщены к отдельному делу. Процессуальные сроки по выделенному уголовному делу начинают течь с момента возбуждения основного уголовного дела
Влияние, оказываемое на несовершеннолетние лицо, бывает и позитивным. При установлении обстоятельства, закрепленного пунктом 3 части 1 статьи 421 УПК РФ, необходимо выявлять как отрицательно влияющих лиц, так и положительно. Следует установить характер этих взаимоотношений, изучить возможные способы воздействия на несовершеннолетнего, судья может использовать взаимодействие с авторитетным положительным лицом в качестве воспитательной меры.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Данная принудительная мера применяется для исправления подростка, нуждающегося в особых условиях воспитания и обучения, с использованием педагогических методов. Для установления наличия или отсутствия заболевания, которое препятствует помещению несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа». Проведение освидетельствования требуется в целях защиты интересов и законных прав несовершеннолетнего, а также для принятия законного решения о применение наказания или воспитательных мер.
Гарантией защиты прав несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является также вызов данного лица, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения. Указанный процессуальный порядок помогает оградить ребенка от лишнего стресса, побуждая представителей несовершеннолетнего проявить поддержку и внимание.
В соответствии с положениями статьи 48 УПК РФ, требуется привлечение законных представителей подозреваемого (обвиняемого) к участию в уголовном деле. Однако, согласно статье 426 УПК РФ, эти лица допускаются к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Тем самым, несовершеннолетний остается незащищенным до первого допроса, а сами нормы приводят к ошибочному
поведению правоприменителя, который исходит из обвинительного наклона производства, а не из защиты несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).
Стоит отметить правовой статус несовершеннолетнего потерпевшего. В 2022 году зарегистрировано 103 185 случаев преступных посягательств в отношении несовершеннолетних.
В части второй статьи 45 уголовно-процессуального кодекса указано, что для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители. Однако, закон не устанавливает явной связи между несовершеннолетними и их законными представителями. В случае отсутствия таких представителей, возможно привлечение сотрудников органа опеки и попечительства в качестве их представителей для участия в процессе. Часть 1 статьи 191 УПК РФ указывает о наличии права законных представителей на участие в следственных действиях, что вызывает спорную оценку данных норм и предполагает разнообразие в деятельности правоприменителя, что не соответствует гарантированию прав несовершеннолетних.
По ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего обеспечивается участие адвоката.
Число преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних остаётся стабильно высоким, что привело к изменениям в законодательстве в 2022 году. Таким образом, Федеральным законом от 28.01.2022 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ст. ст. 57, 131, 132 УК РФ, ответственность за совершение впервые в отношении двух или более
несовершеннолетних изнасилования либо действий сексуального характера ужесточена вплоть до пожизненного лишения свободы. Федеральным законом от 06.03.2022 № 38-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» ужесточено наказание за совершение преступлений против несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 УПК РФ, при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Привлечение педагога или психолога к участию в следственных действиях позволяет использовать достижения педагогики или психологии для эффективного расследования данной категории дел, а также обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
При расследовании уголовного дела с участием несовершеннолетнего участника следователь (дознаватель) должен сделать выбор между психологом и педагогом, в понимании сотрудника эти фигуры равнозначны [3, с. 28]. Однако, перед педагогом стоит задача выявить закономерности в образовательном процессе, куда входит воспитание, образование, и, непосредственно, обучение, задачей психолога, в свою очередь, является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений, которые влияют на человека, его поступки. Таким образом, следует привлекать профессионала отталкиваясь от цели, стоящей перед органом предварительного расследования.
Привлечение психолога, специализирующегося на работе с несовершеннолетними, для участия в следственных действиях видится более эффективным, поскольку он, в силу своей профессиональной деятельности, обладает способами установления контакта с данной категорией лиц, может давать рекомендации следователю по формулировке вопросов и, наряду с этим, оценивать психологические особенности подростка, побудившие к совершению
преступления. Как отмечает И. В. Цевелева: «Задача психолога заключается в оптимизации взаимодействия между сотрудниками правоохранительных органов и несовершеннолетними, снижении эмоционального напряжения и минимизации негативного психологического воздействия на личность подростка, участвующего в следственных действиях» [4, 129].
Участие педагога, в свою очередь, может быть полезным при проведении воспитательных работ с подростком. Профессиональные навыки педагога могут сориентировать следователя в назначении профилактических мер, которые способствуют исправлению несовершеннолетнего лица, изменению системы ценностей и предотвращению новых преступлений.
Ученые высказывают мнение о том, что в практике сложилось формальное отношение как к роли педагога-психолога со стороны следователей, так и со стороны самих специалистов к своим задачам [5, с. 208]. В работе Степаненко Д. А. указано, что «...из 57 анализируемых видеозаписей следственных действий (при производстве судебно-психологических экспертиз) по делам о половых преступлениях, где при даче показаний несовершеннолетнего потерпевшего присутствовал педагог-психолог, не один не оказал помощь следователю в ходе следственного действия» [6, с. 257].
Формальное отношение наблюдается в приглашении психологов, не специализирующихся на работе с подростками, вследствие чего они не могут дать рекомендации или заключения, способствующие качественному расследованию дела. Либо их деятельность заключается в пассивном наблюдении за производством следственного действия, что, опять же, не дает никаких результатов. Привлекаются психологи или педагоги, не имеющие практики допроса несовершеннолетнего, в таком случае их присутствие только усложняет производство следственных действий.
Статус психолога или педагога сравним со статусом специалиста. Согласно уголовно-процессуальному законодательству, специалист не должен быть заинтересован в исходе дела, иначе он подлежит отводу. Существует практика приглашения педагога из того учебного заведения, где учился или
проходит обучение несовершеннолетний, для достижения наиболее эффективного результата. В таком случае встает вопрос в заинтересованности данного специалиста, который должен решаться в каждом конкретном случае, чтобы не противоречить требованиям законодательства в осуществлении справедливого правосудия.
Педагог и психолог вправе задавать вопросы несовершеннолетнему, делать замечания о правильности и полноте имеющихся в протоколе записей, т.е. они имеют более широкий круг прав при участии в следственных действиях, нежели иные специалисты.
В заключение следует отметить, что тема процессуального статуса несовершеннолетнего участника уголовного процесса достаточно обширна, имеет проблемы и нерешенные задачи, которые, так или иначе, не позволяют в полной мере гарантировать защиту несовершеннолетних лиц. От соблюдения и правильного толкования процессуальных норм зависит достижение основных целей уголовного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Участники современного российского уголовного судопроизводства: монография / науч. ред. И.В. Смолькова, отв. ред. Р.В. Мазюк. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 347 с;
2. Смирнова Г. Н. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / Г. Н. Смирнова // Криминалистъ. -2015. - № 1(16). - С. 96-100;
3. Бакурина А.И. Роль педагога и психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних // БИТ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-i-psihologa-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-s-uchastiem-nesovershennoletnih (дата обращения: 29.02.2024);
4. Цевелева И. В. Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений с участием несовершеннолетних // Альманах современной науки и образования. - 2014. - №12. - С. 128-130;
5. Ткаченко Н. Н., Евсеева С. А. Проблемные аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-ispolzovaniya-spetsialnyh-znaniy-pri-rassledovanii-prestupleniy-sovershennyh-s-uchastiem-nesovershennoletnih (дата обращения: 03.03.2024);
6. Степаненко, Д. А. К вопросу об участии педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних / Д. А. Степаненко, М. Л. Демина // Личность, общество и государство в правовом измерении: Материалы национальной научно-практической конференции, Иркутск, 22 марта 2021 года. - Иркутск: Байкальский государственный университет, 2021. - С. 252-259
Latysheva M.M., Litvintseva N. Yu.
Latysheva M.M.
Baikal State University (Irkutsk, Russia)
Scientific advisor: Litvintseva N.Yu.
Baikal State University (Irkutsk, Russia)
PROCEDURAL STATUS OF MINOR PARTICIPANT IN CRIMINAL PROCEEDINGS
Abstract: this article examines the specifics of the participation of minors in criminal proceedings and additional ways to protect the rights of minors in criminal proceedings. The statistics of crimes committed by minors and against minors are given. Consideration of the specifics of the status of a minor participant in criminal proceedings is justified by the special situation of minors in connection with their age, psychological and physiological development. The purpose of this article is to identify legislative gaps in this area. The authors conducted a study of the norms of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, regarding special norms applied in criminal proceedings involving minor participants, and a study ofjudicial practice. As a result, the following problematic issues were found: the establishment of the age of a minor participant, the use of special knowledge in criminal proceedings involving minors, the establishment of living conditions and upbringing of a minor, the lack of legislative consolidation of documents on living conditions, the issues of crime rejuvenation and lowering the age of criminal responsibility, issues of group crime and recidivism. Thus, the elimination of gaps at the legislative level is necessary for the full and comprehensive consolidation of the status of a minor participant in criminal proceedings, as well as to ensure the protection of the legitimate rights and interests of the category in question.
Keywords: criminal proceedings, criminal proceedings, procedural status, minor participant, minor status, guarantees of protection. suspect, accused, victim, witness.