Научная статья на тему 'Процессуальность и завершенность художественного творчества: аспекты противоречий'

Процессуальность и завершенность художественного творчества: аспекты противоречий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ / ЗАВЕРШЕННОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / PSYCHOLOGY OF THE CREATION / ART WORK / PROCESSING / COMPLETENESS / THE CONTRADICTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дрозд А. Н.

В статье выявляются основные аспекты противоречий процесса художественного творчества в отношении к его процессуальности и завершенности. Делается вывод, что содержание творчества является результатом напряженного сосуществования векторов этих действий, что проявляется на различных уровнях художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSING AND COMPLETENESS OF ART WORK: THE ASPECTS OF THE CONTRADICTIONS

This article reveals the basic aspects of contradictions of art work process concerning to it processing and completeness. The conclusion proves, that the content of the creation is the result of intense coexistence of the vectors of these actions, what is shown at various levels of the art text.

Текст научной работы на тему «Процессуальность и завершенность художественного творчества: аспекты противоречий»

сильно шуметь, кричать, без нужды не рвать траву, не ломать ветви деревьев, не бросать в огонь (очаг) мусор.

По мере того как человек отделялся от Природы, в традиционном мировоззрении оформлялась картина мира в сторону ее дуальности - «мир наш» и «мир иной». Согласно традиционному мировоззрению хакасов, горизонтальное структурирование Вселенной по странам света, так же, как и вертикальное, оставалось значимым, создавая целостность восприятия. Горизонтальная ориентация по странам света имеет связь с вертикальной моделью: север (запад) тождественен низу, юг (восток) - верху, выявляя присущие сторонам света качественные различия. Восток и Юг ассоциировался с мужским началом, со здоровьем, с правой стороной и Верхним миром. Они противопоставлялись Западу и Северу как рождение и жизнь противостоят Смерти. Запад и Север ассоциировались с женской половиной, болезнью, левой стороной и подземным миром. Каждый из миров (Верхний, Средний, Нижний) существует не изолированно друг от друга, а наоборот они взаимосвязаны, образуя тем самым целостность Вселенной. Понимание времени шло параллельно с осмыслением пространства. Земное существование человека определялось его существованием в «ином мире».

Выделение в пространстве и времени полярности и дуальности мира оформило хроматические и нумерологические характеристики мира, с помощью которых выражались эмоциональные состояния и нравственные категории. Цвет и число - не просто выражение свойств вещей и отношений, а представляют выражение сущности явлений, символы, тексты культуры. Например, в хакасской мифологии, Нижний мир состоит из 7 или 9 слоев и управляется семью Эрликами, имеющими 7 (9) сыновей и 7 (9) дочерей [16, с. 33-35].

Восприятие мира древними людьми не допускало каких-либо случайностей, так как материальные и духовные предметы любой культуры обладают разнообразными связями, общностью дополнительных элементов, на основе которых образуются своего рода поля, которые определяют их место в картине мира. Картина мира, система символов абсолютизировали главную универсальную категорию - Жизнь, что проявлялось во всех обрядах жизненного цикла. В традиционном сознании моменты вступления в жизнь и ухода из нее были равновелики и равнозначны. В традиционном мировоззрении, где прошлое неотделимо от настоящего и будущего, а умершие люди - от живых, смерть превращалась в новую жизнь. Эта идея была порождена всей мировоззренческой системой.

Библиографический список

1. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: «Искусство» 1984.

2. Витгенштейн, Л. Философские работы / пер. с нем. М. С. Козловой». - М.: изд. «Гнозис», 1994. - Ч. I.

3. Борко, Т.И. Картина мира в культурах с шаманским мировоззрением: автореф. дис. .. .канд. филос. наук. - Тюмень, 1999.

4. Суворова, А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации: автореф. дис. .канд. философ. наук. - Самара, 1996.

5. Синявский Д.А. Картина мира и кризис современной цивилизации: автореф. дис. .канд. философ. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.

6. Лурье, Р.В. Исследования национального характера и картины мира // Отечественные записки. - 2002. - № 3.

7. Гришаева, Л.И. Национальные картины мира»: язык, литература, культура, образование / Л.И. Гришаева, М.К. Попова // Научные доклады конференции Воронежского межрегионального института общественных наук. - Воронеж, ВГУ, 2003.

8. Лотман, Ю.М. Текст как семиотическая проблема. История и типология русской культуры. - СПб.: «Искусство», 2002.

9. Пирс, Ч. Логические основания теории знаков / пер. с англ. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. - СПб.: «Алетейя», 2000.

10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - СПб.: «Искусство», 2000.

11. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. - М.: Гардарики, 1988.

12. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - СПб.: «Искусство», 2000.

13. Корецкая, Н.Л. Символ в национальной культуре // Дефиниции культуры. - Томск, изд-во ТГУ, 1998. - Вып. III.

14. Катанов, Н.Ф. Хакасский фольклор. - Абакан, хакасское книжное издательство,1963.

15. Топоров, В.Н. Животные // Мифы народов мира. - М., 1991. - Т.1.

16. Бутанаев, В.Я. Архаические обычаи и обряды Саянских тюрков / В.Я. Бутанаев, Ч.В. Монгуш. - Абакан, изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005.

Bibliography

1. Gurevich, A.JA. Categor of medieval culture. - М: "Art" ,1984.

2. Wittgenstein, L. Philosophical work / Trans. with him. compiled., Jg. Article MS Kozlova. - Moscow: ed. "Gnosis", 1994. - Part I.

3. Borko, TI A world in cultures with shamanic worldview: Author. Dis. ... Candidate. Sc. Science. - Tyumen, 1999.

4. Suvorov, A.H. Picture of the world and the problem of typology: Author. Dis. ... Candidate. philosopher. Science. - Samara, 1996. - 18 sec.

5. Sinyavsky, D.A. Picture of the world and the crisis of modern civilization: Author. Dis. ... Candidate. philosopher. Science. - Rostov-na-Donu, 2002 .

6. Lurie, R. Studies of the national character and worldview // Domestic note. - 2002. - № 3.

7. Grishaeva, L.I. national picture of the world ": language, literature, culture, Education / L.I. Grishaeva, M.K. Popova. - Voronezh: Voronezh State University, 2003.

8. Lotman, YM text as a semiotic problem / History and typology of Russian culture. - St.-Petersburg: "Art", 2002.

9. Pierce, C. Logical Foundations of characters / Trans. from English. V.V. Kiryushchenko, M.V. Kolopotina. - St.-Petersburg: Aletheia, 2000.

10. Lotman, Y.M. Inside minded Worlds. - St.-Petersburg: "Art", 2000.

11. Cassirer, E. Favorites. Essay on Man: An Introduction to the philosophy of human culture. - M.: Gardariki, 1988.

12. Lotman YM Inside minded Worlds. - St.-Petersburg: "Art", 2000.

13. Koretsky, N.L.symbol in national culture // Culture Definitions. - Tomsk, 998. - V. III.

14. Katanov, N.F. Khakass folklore. - Abakan: Khakass book publishing house, 1963.

15. Axes, V.N. Zhivotnye // Myths of nations of the world. - М, 1991. - Т.1.

16. Butanaev V.Ja. Archaic customs and ceremonies of Sayansk Turkis / V.Ja. Butanaev, C.V. Mongush. - Abakan, publishing house HGU of N.F. Katanova, 2005.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 303.446.2

Drozd A.N. PROCESSING AND COMPLETENESS OF ART WORK: THE ASPECTS OF THE CONTRADICTIONS. This article reveals the basic aspects of contradictions of art work process concerning to it processing and completeness. The conclusion proves, that the content of the creation is the result of intense coexistence of the vectors of these actions, what is shown at various levels of the art text.

Key words: psychology of the creation, art work, Processing, completeness, the contradiction.

А. Н. Дрозд, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: andrei-drozd@mail.ru

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА: АСПЕКТЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ

В статье выявляются основные аспекты противоречий процесса художественного творчества в отношении к его процессу-альности и завершенности. Делается вывод, что содержание творчества является результатом напряженного сосуществования векторов этих действий, что проявляется на различных уровнях художественного текста.

Ключевые слова: психология творчества, художественное творчество, процессуальность, завершенность, противоречие.

Феномен художественного творчества на протяжении всей истории его развития неизменно являлся предметом рассмотрения в философии, искусствоведения, филологии, социологии и т.д. Многоаспектность явления порождает огромное количество подходов к его изучению, определяет множество порою абсолютно противоположных векторов в динамике его раскрытия, что, с одной стороны, диктуется культурноисторическим контекстом, задающим определенный ракурс видения проблемы, с другой стороны, - наличием противоречий, не поддающихся логическому объяснению, взламывающих любую структуру аналитического описания художественного творчества, однако попытки выявления его специфики остаются в центре внимания многих исследователей и прежде всего в сфере психологии искусства.

Основоположником отечественных исследований в области психологии художественного творчества, Л.С. Выготским, был сделан ряд важных замечаний, касающихся особенностей порождения произведений искусства. В отличие от А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, Н.А. Бердяева ученый фокусирует свое внимание на результате творчества и его психологическом своеобразии, но одновременно произведение для него воплощает и характер творчества. На основании изучения работ своих коллег Л. С. Выготский делает вывод, что понимание искусства возможно на пересечении двух проблем

- воображения и чувства: «...Все решительно психологические системы, пытающиеся объяснить искусство, в сущности, говоря, представляют собой комбинированное в том или ином виде учение о воображении и чувстве. Надо, однако, сказать, что нет в психологии глав более темных, чем эти две главы...» [1, с. 251]. Обращая внимание на то, что эстетические чувства и переживания, в отличие от обычных, не разрешаются немедленными действиями, а как бы «гасятся» фантазией и воображением, он приходит к заключению, что всякое художественное произведение заключает в себе аффективное противоречие, возбуждая одновременно взаимно противоположные чувства, приводя к их взаимоуничтожению. В этом противоречии он видит и всеобщий закон художественного творчества не только в плане восприятия, но и сотворения: «...от басни и до трагедии закон эстетической реакции один: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных, направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.

Вот этот процесс мы и хотели бы определить словом катарсис. Мы могли бы показать то, что художник всегда формой преодолевает свое содержание, и мы нашли для этого блестящее подтверждение и в строении басни, и в строении трагедии. Стоит только рассмотреть психологическое действие отдельных формальных элементов, и мы сейчас увидим, что они как бы нарочно приспособлены для того, чтобы отвечать этой задаче» [1, с. 275].

Таким образом, понятие катарсис, можно воспринимать и в качестве некоего завершения восприятия-соучастия с психологической точки зрения; и как протяженный во времени творческий процесс снятия напряжения и противоречия - как иногда говорят, когнитивной напряженности - или, другими словами, «очищения», с точки зрения процессуальности, ибо «катарсис - это не только мгновенное самосгорание аффектов, это более сложное и устойчивое духовное состояние, в кото-

ром ощущение колоссальной потери сталкивается с предощущением обнаружения огромных ценностей» [2, с. 167] даже можно сказать, что катарсис и есть ощущение ценности, рождение этого ощущения из «пограничной ситуации», в которую «окунается» творец.

Таким образом, искусство - это всегда единство и борьба содержания и формы, эмпирического и идеального, жизненного потока и материи.

Подобного рода противоречия в рассмотрении творчества были открыты виднейшим представителем философии жизни А. Бергсоном, актуализировавшим в своих суждениях о творчестве значимость постоянного напряжения, определяющего процессуальность мышления как постоянную константу. Ученый рассматривал этот процесс как противодействие «жизненного порыва» разрушительному характеру физических процессов.

Из размышлений французского философа видно, что субъектом творчества является сама жизнь, не сводимая им к физико-химическим реакциям. Но жизненный поток, представляющий собой лишь возможность «многоразличия», способен к индивидуализации, созданию организма, только на основе материального потока. И творчество представляется как борьба этих двух потоков, борьба стремления к соединению и стремления к индивидуализации.

Развитие сознания человечества состоит в отбрасывании различных свойств по мере эволюции. Но, по мнению А. Бергсона, отброшено было не только ненужное. «По-видимому, для того чтобы приобрести господство над материей и затем господство над самим собой, сознанию пришлось употребить свои лучшие силы. Эта победа, при тех особенных условиях, при которых она произошла, потребовала, чтобы сознание приспособилось к свойствам материи, концентрировало на них все свое внимание, словом, чтоб оно определилось именно, как интеллект. Сохранилась, правда, и интуиция, но смутная и отрывочная. Она походит на почти погасшую лампу, которая вспыхивает время от времени, всего на несколько мгновений» [3, с. 295]. Жизнь невозможно познать, основываясь только на интеллекте, способном на конструировании застывших форм, вещей. Естественно, что А. Бергсон скептически относится к участию в творческом процессе интеллекта, подменяющего свободную деятельность на подражательную, состоящую в повторении, алгоритме, соединении «одинакового с одинаковым» [3, с. 299].

Таким образом, А. Бергсон не принимает принципы телеологии, что обуславливается таким свойством творческого процесса, как бесконечность. Если рассматривать творчество «интеллектуально», выйдя за рамки концепции философии жизни, то творческую деятельность можно назвать творческой только по ее результату, поскольку незавершенный, длящийся процесс не позволяет нам определить новизну его результативности.

Согласно более распространенной точке зрения телеоло-гичность мира не отрицается. Но значение выводов А. Бергсона в том, что утверждается спонтанность, непредзаданность и, как следствие, свобода, а не клишированность творения, так как возникновение первоначального импульса может быть непредсказуемым и необъясненным какой-либо конкретной целью.

Обращая внимание на противоречия как основу феномена художественного творчества, не следует ограничиваться рассмотрением процессов, происходящих в сознании человеке, что отмечал Л. С. Выготский, обращаясь к художественным текстам, но возможно и обращение к универсалиям в мире. Так, С. Вайман полагает, что иллюзия вне-положенности субъекту творческого процесса, выражающаяся в персонификации образов, происходит от непонимания «опережающего» участия целого в творчестве: «То, что отодвинуто вглубь сознания, представляется как бы и вовсе чем-то наружным, проступившим извне. Первичный образ еще не созданного произведения мифологизируется и очень может быть, что существует определенная изоморфная генетическая связь между структурой этого образа и прирожденной способностью Олимпийских муз - дочерей Зевса и Мнемосины (Богини памяти) - «ведать» прошлое, настоящее и будущее. Ведь и первичный образ как психолого-эстетический феномен принадлежит сразу трем временам: настоящему, поскольку он переживается сейчас, в момент творческого прозрения и необычайного духовного взлета; будущему, поскольку он представляет еще не созданный художественный текст; и прошлому, ибо уже сотворен и хронологически старше текста. «Муза» -впрочем, и любой другой стимулятор творческой активности

- не что иное, как мифологизированное, выведенное из сознания в бытие «целое раньше частей» [4, с. 15].

Таким образом, С. Вайман расширяет действие творческого процесса. Согласно его точке зрения, предшествует замыслу, имеющему вполне рационально-логический характер, еще один этап, который он определяет как «праобраз», которому свойственна скорее иррационально-интуитивная форма экзистенциального, а не эмпирического знания. «Подобно многорукому и многоименному индуистскому божеству, праобраз полифункционален и полисемиен. Его компоненты еще не части, но как бы возможность частей. В каких-то нерасчлененных составах здесь свернуты «общие идеи», «отдельные образы», ритмические комплексы, эмоциональный тон, масштаб будущего произведения, «композиционные проекты», синтетически соотнесенные «первичные элементы» и т.п. Это не замысел, но еще только бесструктурное поле; замысел аналитичнее, он резче проработан в деталях и более продвинут в сторону текста» [4, с. 21].

Известный русский мыслитель А.Ф.Лосев, размышляя над диалектикой художественной формы, видит также ее разгадку в ее первообразе, определяя художественную форму в качестве «арены игры первообраза с самим собою, когда он энергийно изливается на самого себя, порождая тождество

Библиографический список

чувственности чистого смысла со смыслом чистой чувственности» [5, с. 111].

Спецификой художественного творчества А.Ф. Лосев считает соотношение факта и смысла и качество смысла. Так произведение искусства можно воспринимать как вещь, как факт бытия, весь смысл которой состоит в его полезности и пригодности для исполнения своих функций, но произведение искусства, являясь одновременно вещью, художественным фактом своей формы, являет нам смысл, превосходящий практическую значимость его составляющих. Как справедливо определяет М.С. Каган, особенностью художественного освоения мира является синкретичность, недифференцирован-ность сознания, обуславливающие целостность восприятия.

Именно поэтому такую важную роль в художественном творчестве играют миф, архетип как глубиннейшие компоненты структуры сознания, принадлежащие дорациональному уровню мироощущения, о чем писал К. Юнг, обращаясь к коллективному бессознательному, что является условием продуктивности художественного творчества. «Поэтому и не в состоянии отдельный индивид развернуть свои силы в полной мере, если одно из тех коллективных представлений, что зовутся идеалами, не придет ему на помощь и не развяжет всю силу инстинкта, ключ к которой обычная сознательная воля сама найти никогда не в состоянии» [6, с. 230]. Таким образом, привычная дискретность восприятия мира, аналитический подход к объекту для лучшего его понимания, а также субъект-объектный подход к самому процессу нарушают продуктивность творчества. В этом случае подлинное творчество отмечается визионерской окраской.

Множество подходов к пониманию творчества связывает констатация его противоречивого содержания, определяющегося различными контекстами его существования от характеристики художественного сознания и текста, выражающего его специфику, до обращения к целому, возможному благодаря актуализации доопытного знания. Одновременно это разнообразие контекстов связывает проблема соотношения про-цессуальности и завершенности творчества, что можно связать с наличием двух стихий: первая ориентирована на установление порядка и осуществление охранительной функции, что возможно благодаря действию аккумуляции, требующему локализации смыслов и значений; вторая ориентирована на постоянное изменение мира, нарушение установленного порядка, что необходимо при рождении новых значений и смыслов. Творчество, мы можем сделать вывод, в этом смысле есть такое сосуществование этих стихий, определяющих своеобразное напряжение между разными аспектами и атрибутами бытия и разрешение этого противоречия.

1. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

2. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.

3. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память. - Минск: Харвест, 1999.

4. Вайман, С.Т. Неевклидова поэтика. Работы разных лет. - М.: Наука, 2001.

5. Лосев, А.Ф. Диалектика художественной формы. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995.

6. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Bibliography

1. Vygotski, L.S. Art psychology. - Rostov-on-Don: “Fenix”, 1998.

2. Yakovlev, E.G. Artist: personality and creative work. - Moscow: Gardariki, 1999.

3. Bergson, A. Creative evolution. Substance and memory. - Moscow: Harvest, 1999.

4. Vaiman, S.T. Non-Euclid’s poetics. Works of different years. - Moscow: Science.

5. Losev, A.F. Art form dialectic. Form - Style - Expression. - Moscow: Thought, 1995.

6. Ung, K. Analytical psychology attitude to poetic and art creation // Foreign aesthetics and literature theory. - Moscow: Moscow State University, 1987.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.