Научная статья на тему 'ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДЕЛИКТНОЙ ОСНОВЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДЕЛИКТНОЙ ОСНОВЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕПОРТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубова Елена Григорьевна

Целью настоящей статьи является сравнительно-правовое исследование процессуальных вопросов применения к иностранным гражданам и лицам без гражданства административно-принудительных мер, связанных с совершением административных правонарушений. При подготовке статьи был использован ряд общенаучных и частнонаучных методов познания. В результате проведённой работы установлен ряд отличий законодательства Республики Беларусь от российского законодательства в части регулирования названных мер административного принуждения и сформулирован вывод о возможности заимствования отдельных положений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE SPHERE OF ARCHAEOLOGICAL ACTIVITY

The purpose of this article is a comparative legal study of procedural issues of application to foreign nationals and stateless persons and administrative measures relating to the Commission of administrative violations. In preparing the article has been used a number of General and specific scientific methods of cognition. The result of this work a number of differences between the legislation of the Republic of Belarus and the Russian legislation regulating these measures of administrative coercion and formulated a conclusion about the possibility of borrowing certain provisions.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДЕЛИКТНОЙ ОСНОВЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22 июня 2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

4. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 (ред. от 28 марта 2015 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 29. Ст. 3971.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДЕЛИКТНОЙ ОСНОВЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Зубова Елена Григорьевна

аспирант кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская

государственная юридическая академия» г. Саратов

ADMINISTRA TIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE SPHERE OF ARCHAEOLOGICAL ACTIVITY

Zubova Elena Grigorevna, postgraduate student of the Department of administrative and municipal law, Saratov State

Academy of Law, Saratov

АННОТАЦИЯ

Целью настоящей статьи является сравнительно-правовое исследование процессуальных вопросов применения к иностранным гражданам и лицам без гражданства административно-принудительных мер, связанных с совершением административных правонарушений. При подготовке статьи был использован ряд общенаучных и частнонаучных методов познания. В результате проведённой работы установлен ряд отличий законодательства Республики Беларусь от российского законодательства в части регулирования названных мер административного принуждения и сформулирован вывод о возможности заимствования отдельных положений.

ABSTRACT

The purpose of this article is a comparative legal study of procedural issues of application to foreign nationals and stateless persons and administrative measures relating to the Commission of administrative violations. In preparing the article has been used a number of General and specific scientific methods of cognition. The result of this work a number of differences between the legislation of the Republic of Belarus and the Russian legislation regulating these measures of administrative coercion and formulated a conclusion about the possibility of borrowing certain provisions.

Ключевые слова: административное принуждение; административная ответственность; депортация; иностранные граждане; лица без гражданства.

Keywords: administrative enforcement; administrative responsibility; deportation; foreign citizens; stateless persons.

Обращение к зарубежному опыту законодательного регулирования процессуальных аспектов административного принуждения, применяемого к иностранным гражданам и апатридам в связи с совершением ими правонарушений, может иметь существенное значение для реализации целей совершенствования отечественного законодательства в данной сфере. Процессуальное регулирование соответствующих мер по российскому законодательству в настоящее время не может обеспечить надлежащую организацию деятельности органов Федеральной миграционной службы и иных органов по их применению. Недостаточная проработка процедур и различные организационные проблемы обусловливают как затруднения в реализации полномочий данных органов, так и нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства при применении мер административного принуждения. В связи с этим практическая реализация соответствующих процедурных норм является одной из наиболее проблемных в административно-политической области государственного управления.

Прежде всего, необходимо обратиться к законодательному опыту тех государств ближнего зарубежья, где данный вопрос получил наибольшую нормативную про-

работку. В первую очередь, следует отметить законодательство Республики Беларусь в данной сфере, где процессуальные нормы, регулирующие порядок применения мер административного принуждения к иностранцам и апатридам, содержатся в ряде законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Общие положения о мерах административного принуждения, применяемых к названным субъектам, содержатся в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года №105-З (в редакции от 4 января 2014 г. № 103-З) «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [4].

В систему данных мер входят следующие: а) депортация; б) высылка (как путём добровольного выезда, так и в принудительном порядке); в) передача иностранцев иностранным государствам в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, регулирующими вопросы приграничного движения; г) передача иностранцев иностранным государствам в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о реадмис-сии.

За исключением высылки, названные меры применяются в связи с нарушениями законодательства. Приме-

нение высылки имеет неделиктное основание: иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

Передача иностранному государству в соответствии с международными договорами о приграничном движении применяется к тем иностранцам, которые нарушили правила приграничного движения, установленные соответствующим международным договором. Передача иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии возможна в отношении иностранцев, которые нарушили правила въезда в Республику Беларусь, или выезда из неё, или транзитного проезда через её территорию либо правила пребывания в Республике Беларусь.

Депортация по своему фактическому основанию аналогична применяемому по российскому администра-тивно-деликтному законодательству административному выдворению за пределы Российской Федерации, то есть назначается иностранцам и апатридам за совершение административных правонарушений.

Кроме названных основных мер, белорусский законодатель в указанном законе называет меры административного принуждения второго порядка, применяемые для обеспечения реализации перечисленных мер. К ним отнесены: а) задержание иностранца на срок, необходимый для высылки или депортации, с санкции прокурора; б) личный досмотр, досмотр и изъятие вещей, документов и денежных средств иностранца, задержанного в целях обеспечения исполнения решения о высылке в принудительном порядке или реадмиссии; в) помещение иностранца в центр временного содержания иностранцев или центр изоляции правонарушителей, а в случае их отсутствия - в изолятор временного содержания на срок, необходимый для его высылки или реадмиссии.

Применение депортации своим нормативным основанием имеет не только названный закон, но и процессуальное административно-деликтное законодательство, а именно Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З [3]. Вместе с тем, в гл. 20 данного закона содержится фрагментарное правовое регулирование исполнения постановления о депортации, с детальным изложением только тех положений, которые законодатель посчитал требующими установления на уровне кодифицированного акта. В частности, заслуживают внимания российского законодателя положения закона определяющие основания приостановления исполнения постановления о депортации, например, в случаях поступления от иностранца или апатрида ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо о предоставлении убежища, а также в случаях, когда они являются жертвами торговли людьми или свидетелями по уголовному делу о торговле людьми и др.

В то же время законодатель в ч. 3 т. 20.1 данного кодекса ориентирует Совет Министров Республики Беларусь на принятие подзаконного правового акта, определяющего порядок депортации.

В настоящее время такая процедура установлена Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства от 15 марта 2007 г. № 333 [5].

Следует обратить внимание на те нормативные установления данного акта, на которые может опираться российский законодатель или иные органы Российской Федерации при определении путей возможного усовершенствования нормативно-правовых актов:

а) установлено правило о том, что необходимо обеспечить выезд иностранца из Республики Беларусь в минимальный период времени. Хотя конкретный период времени не установлен и не может быть установлен ввиду различных обстоятельств, которые могут задержать выезд или воспрепятствовать ему, тем не менее, данное правило ориентирует правоприменителя обеспечить исполнение депортации в предельно короткий срок. По российскому законодательству о сроке речь идёт только применительно к административному выдворению в форме контролируемого самостоятельного выезда (в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления) [1, ст. 32.10];

б) предусмотрены различные варианты государств, в которые может быть депортирован иностранец, то есть государством гражданской принадлежности данный перечень не ограничивается. Помимо данного государства, иностранец может быть депортирован в одно из следующих государств: государство обычного места жительства; государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь; государство, изъявившее желание его принять; государство, ходатайствующее о его выдаче; государство, с которым Республика Беларусь заключила соглашение о реадмиссии.

в) срок запрета въезда в Республику Беларусь является составной частью процессуального регулирования исполнения постановления о депортации и дифференцируется от шести месяцев до пяти лет в зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о депортации, а также иных сведений, характеризующих личность иностранца и связанных с его пребыванием в Республике Беларусь. В то же время в Российской Федерации данный срок является абсолютно определённым (пять лет и 10 лет при повторном совершении административного правонарушения) и находится за пределами регулирования администра-тивно-деликтным законодательством, а соответствующие нормы включаются в законодательство о въезде в Российскую Федерацию [2, ст. 27];

г) добровольное исполнение лицом постановления о депортации возможно только по ходатайству о предоставлении ему возможности самостоятельно и за счёт своих средств покинуть пределы Республики Беларусь. При этом компетентный орган принимает одно из следующих решений: об исполнении постановления о депортации в добровольном порядке; об отказе иностранцу в добровольном выезде. Последний вариант возможен при установлении оснований полагать, что иностранец может уклониться от исполнения постановления о депортации.

д) устанавливается подробный порядок действий должностных лиц органов исполнительной власти, исполняющих постановление о депортации, кото-

рые, в частности, должны конвоировать депортируемого иностранца, в отношении которого приняты меры по задержанию, до государственной границы и прекращают его конвоирование после её пересечения иностранцем, проставляя в постановлении отметку о выезде депортируемого иностранца за пределы Республики Беларусь. е) гораздо более подробно, чем по российскому законодательству, урегулированы правила, определяющие порядок оплаты расходов, связанных с депортацией иностранца.

В то же время в законодательстве Республики Беларусь содержатся и такие положения, которые по российскому законодательству получили более совершенный вид, хотя до конца не избавили правоприменителя от проблем, возникающих на практике. В частности, по законодательству Республики Беларусь содержание подлежащих депортации иностранцев и апатридов в местах, определённых компетентными органами, до исполнения постановления не рассматривается как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, данная принудительная мера имеет ярко выраженный обеспечительный характер и включена российским законодателем в число мер обеспечения, что предопределило необходимость более детального регулирования применения данной меры с тем, чтобы обеспечить соблюдение прав выдворяемых лиц.

В заключение следует сделать вывод о том, что законодательство Республики Беларусь, определяющее порядок исполнения депортации иностранных граждан как меры административной ответственности, содержит ряд

положений, которые могут быть учтены при совершенствовании отечественного административного законодательства.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 8 июня 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19 июня 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 мая 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 20 декабря 2006 г. № 194-З (ред. от 10 января 2015 г. № 243-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 14. 2/1291.

4. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 года №105-3 (в редакции от 4 января 2014 г. № 103-3) «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 15. 2/1657.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 333 (ред. от 14 июля 2014 г.) «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 69. 5/24894.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

Кабанова Юлия Сергеевна

Барнаульский Юридический институт МВД России, Г. Барнаул

INTERNATIONAL LEGAL ACTS ON PROTECTION OF THE RIGHTS OF MAN AND CITIZEN TO HAVE ACCESS TO CULTURAL VALUES Kabanova Julia, Barnaul Law Institute of MIA of Russia, Barnaul АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию международных правовых актов, в сфере защиты культурных ценностей начиная с 1874 г. и заканчивая настоящим временем. ABSTRACT

The article is devoted to the study of international legal acts in the sphere of protection of cultural property since 1874, and ending at the present time.

Ключевые слова: культурные ценности; Международное право; вооруженные конфликты. Key words: cultural property; International law; armed conflicts.

Говоря о международно-правовой защите права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям, следует осветить историю развития международно-правовых норм в области защиты культурных ценностей, выделить составляющие данного процесса.

Историческая составляющая процесса развития рассматриваемого права и его защиты в мировом сообществе связана с появлением самой идеи защиты этих ценностей непосредственно в период вооружённых конфликтов, а также с анализом большого количества войн,

во время которых человечество вынашивало идею их защиты. В это время были единичные случаи распространения данных идей среди религиозных деятелей, античных философов, учёных, а со временем и военачальников, и глав государств. Эти высказывания готовили идеологическую почву для развития рассматриваемого процесса, а войны подтверждали либо опровергали их правоту, вскрывали несовершенства и допущенные ошибки. Еще одна составляющая - это соглашения государств, достигнутые в данной области, носящие при этом юридически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.