5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции % новая парадигма результата образования II Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
6. Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования II Народное образование. - 2003. - № 2.
8. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - M., 2004.
9. Бирюков, Н.А. Валеологическая подготовка студентов средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 1999.
10. Чаркин, С.Н. Подготовка будущего учителя к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры: дис.....канд.
пед. наук. - Барнаул, 2004.
11. Катиков, А.М. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1983.
12. Лубышева, Л.И. О прграммых основах вузовского физкультурного образования I Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных II Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.
13. Погодин, В.В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ: автореф. дис..... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007.
14. Кокшаров, А.А. Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни студентов средствами физической культуры. - Барнаул, 2003.
Bibliography
1. Belyakov, N.I. Formirovanie u studentov potrebnosti v zdorovom obraze zhizni sredstvami fizicheskoyj kuljturih na osnove lichnostno-deyateljnostnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2001.
2. Bondin, V.I. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v sisteme vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya II Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih.
- 2004. - № 10.
3. Grigorjev, V.I. Krizis fizicheskoyj kuljturih studentov i puti ego preodoleniya II Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2004. - № 2.
4. Bayjdenko, V.I. Vihyavlenie sostava kompetenciyj vihpusknikov vuzov kak neobkhodimihyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya.
- M., 2006.
5. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya II Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.
6. Raven, D. Kompetentnostj v sovremennom obthestve: vihyavlenie, razvitie i realizaciya. - M., 2002.
7. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya II Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2.
8. Tatur, Yu.G. Kompetentnostnihyj podkhod v opisanii rezuljtatov i proektirovanii standartov vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: materialih ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. Avtorskaya versiya. - M., 2004.
9. Biryukov, N.A. Valeologicheskaya podgotovka studentov sredstvami fizicheskoyj kuljturih: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 1999.
10. Charkin, S.N. Podgotovka buduthego uchitelya k samoorganizacii zdorovogo obraza zhizni sredstvami fizicheskoyj kuljturih: dis.....kand. ped.
nauk. - Barnaul, 2004.
11. Katikov, A.M. Fizicheskaya kuljtura i sport v obraze zhizni studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - L., 1983.
12. Lubihsheva, L.I. O prgrammihkh osnovakh vuzovskogo fizkuljturnogo obrazovaniya I L.I. Lubihsheva, G.M. Gruznihkh II Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 1990. - № 3.
13. Pogodin, V.V. Didakticheskie usloviya formirovaniya kompetentnosti v oblasti fizicheskoyj kuljturih uchathikhsya professionaljnihkh uchilith: avtoref. dis..... kand. ped. nauk. - Uljyanovsk, 2007.
14. Koksharov, A.A. Formirovanie individualjnogo stilya zdorovogo obraza zhizni studentov sredstvami fizicheskoyj kuljturih. - Barnaul, 2003.
Статья поступила в редакцию 18.11.11
УДК 14.39.05
Aleksejeva T.V. PROCESS OF REHABILITATION OF THE CHILD WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH IN
THE CONDITIONS OF THE FAMILY In the article is given the analysis of problems which the family which is bringing up the child with limited possibilities of health has and also in this article is given basic ways solutions of these problems.
Key words:Rehabilitation; the child with the limited possibilities of health; the family which is bringing up the child
with limited possibilities of health.
Т.В. Алексеева, ст. преп. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
В статье дан анализ проблем, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обозначены основные пути их решения.
Ключевые слова: реабилитация; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» близки по значению, но не одинаковы. «Ребенок-инвалид» - ребенок в возрасте до 18 лет с тяжелыми физическими нарушениями, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм; «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» - ребенок, имеющий временное или постоянное препятствие в развитии, поддающееся коррекции в специально организованных социальных условиях (медицинских, образовательных, социальных).
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число
приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Ежегодно в России рождается 50 тысяч детей, признанных инвалидами с детства. Большую роль в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способной успешно интегрироваться в социум, должны играть его родители. Поэтому работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из приоритетных направлений социально-реабилитационной работы.
Вопрос о причинах рождения детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор до конца не изучен. Среди факторов риска ученые называют генетику, экологию, неблагополучный образ жизни, инфекции и перенесенные заболевания родителей.
Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посвяще-
ны исследования Т.А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья были изучены Д.В. Зайцевым, И.И. Лошаковой, Ю.Н. Мануйловой, П.В. Романовым, Л.Н. Смирновой, Т.И. Черняевой, Е.Р Ярской-Смирновой.
Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья нашли свое отражение в работах С. Васина, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т. Малеевой, Э.К. Наберушкиной, Н.В. Шапки-ной. Особое место в исследовании социальных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья занимает анализ роли семьи в процессе адаптации детей-инвалидов, представленный в работах О.В. Бессчетновой, А.А. Воронова, М.В. Покатаевой, Л.Н. Рыбаковой, Н.В. Шахматовой.
Социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья в своих трудах описывают Л.И. Акатов, Л.Г. Ба-биева, Г.И. Бондаренко, Н.Ф. Дементьева, Д. Ильчев, К.Н. Новикова, А.М. Панов, С.П. Пешкова, Е.Р. Смирнова, И.А. Соколова, Е.И. Холостова, Л.М. Шипицына, В.Н. Ярская и другие.
Общеизвестно, что в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями; социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу, рождение ребенка деформирует отношения между супругами; соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях [1].
Как отмечают Е.М. Мастюкова и А.Г. Московкина, родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывают воздействие различных факторов, многие из которых являются стрессовыми, зачастую приобретающими хронический характер. Нередко родители сталкиваются с противоречащими друг другу объяснениями состояния их ребенка, обусловленными культурой общества, собственными семейными представлениями, установками ближайшего окружения и профессиональными оценками специалистов [2].
Очевидно, что ограниченные возможности здоровья ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на данную проблему ребенка может принимать крайнюю форму - комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком. Другая категория родителей - люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысокими интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими и социальными работниками. Это две крайние (патологические) позиции, нуждающиеся в коррекции.
Количество психических (невротических и психосоматических) расстройств в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад таких семей происходит значительно чаще.
Все эти и другие факторы приводят к тому, что, к сожалению, родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка [3].
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего - оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой самые близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный педагог оказывает содействие семье в решении всех этих проблем. При этом его работа ведется в тесном сотрудничестве с социальными партнерами из здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.
Социальные педагоги, социальные работники, занимающиеся проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, должны находиться в постоянном поиске новых эффективных форм, методов и средств социальной реабилитации, опираться на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений социальной защиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.
Анализ жизнедеятельности детей и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками, взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается только на близких родственниках.
На основе этих и других данных специалистами должны разрабатываться комплексные проекты, решающие задачи психологической, социально-педагогической, социально-медицинской реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе необходимо предусматривать комплексный подход в содействии интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая, что социально-реабилитационная работа только с ребенком с ограниченными возможностями здоровья мало эффективна, а традиционные подходы в работе с родителями не меняют внутреннего мира семьи, специалистами разрабатываются новые методики семейно-групповой коррекционно-оздоро-вительной работы, интегрирующей различные приемы реабилитации: игровой, творческой, коллективной психокоррекции, психогимнастики, логоритмики, арттерапии, имаготерапии.
Особое внимание должно уделяться знакомству родителей с нормативными документами, социальными гарантиями и льготами для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Таким образом, для успешного достижения социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только самих детей, но и их родителей.
Взаимодействие специалистов с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает некоторые сложности: снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным педагогом (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, в лучшем случае, может быть нулевым.
Для определения характера взаимодействия специалистов и родителей обычно используют следующие понятия - «сотрудничество», «включение», «участие», «обучение», «партнерство». На наш взгляд, наиболее эффективным вариантом взаимодействия специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является «партнерство». Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Если в процессе реабилитации ребенок с ограниченными возможностями здоровья может принимать участие в диалогах специалистов и родителей, то он становится еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей с ограниченными возможностями здоровья расширяются за счет мнения самих детей.
Делая выводы можно отметить, что специалисту желательно консультироваться у родителей и, по возможности, у детей так же часто, как они консультируются у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о недостатках и проблемах, но и об успехах и достижениях ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья и создается атмосфера доверия, что является необходимым и очень важным залогом успешной коммуникации.
Реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социально-реабилитационной работы. Анализ литературы по данной проблеме показали, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний
Библиографический список
(социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмиру-ющей ситуации. Вся семья в целом нуждается в социально-кор-рекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей и ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.
Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
1. Андреева, О.С. Вопросы социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов. - М., 2005.
2. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2003.
3. Айвазян, Е.Б. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 2. Bibliography
1. Andreeva, O.S. Voprosih socialjnoyj adaptacii semeyj, imeyuthikh deteyj-invalidov. - M., 2005.
2. Mastyukova, E.M. Semeyjnoe vospitanie deteyj s otkloneniyami v razvitii. - M., 2003.
3. Ayjvazyan, E.B. Problemih osoboyj semji // Vospitanie i obuchenie deteyj s narusheniyami razvitiya. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 23.11.11
УДК 371:351.851
Mokretsova L.A., Gavrutenko T.V. COMPLEX SUPPORT OF TEACHERS PROJECT ACTIVITY MANAGEMENT IN THE PROCESS OF SCHOOL EDUCATION MODERNIZATION. The article describes the experience and the results of solving problems in the process of school education modernization with the help of teachers project activity management. The peculiarities and conditions of effective management are described in the article. The effectiveness of complex teachers project activity management is proved on the basis of integrated ideas of pedagogical, participative and project management.
Key words: management, design activity, an involvement of teachers into design activity.
Л.А. Мокрецова, д-р пед. наук, проф. ФБГОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected];
Т.В. Гаврутенко, аспирант ФБГОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: gavrutenkotv70 @mail.ru
КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изложен опыт и результаты работы по решению проблем модернизации школьного образования посредством управления проектной деятельностью учителей. Представлены особенности и условия эффективного управления. Доказана эффективность комплексного управления проектной деятельностью учителей на основе использования интеграции идей педагогического, партисипативного и проектного менеджмента.
Ключевые слова: управление, проектная деятельность, вовлеченность учителей в проектную деятельность.
Процессы модернизации в российском образовании направлены на изменения самых различных его аспектов, в том числе и образовательной системы школ. В этой связи, особенно важной составляющей профессионализма учителей становится способность быстро реагировать на запросы государственной образовательной политики, учредителей, родителей, выступать самостоятельным проектировщиком качественных изменений образовательной практики.
Изучение генезиса, структуры и специфики понятия «проектная деятельность» позволяет утверждать, что в образовании данный процесс является целенаправленным, его содержание направлено на создание серии комплексных образовательных проектов, результатом которых становятся конкретные продукты. Очевидно, что вовлеченность учителей в проектную деятельность как способность субъекта вкладывать собственные усилия в развитие школы должна стать важным объектом приложения сил и профессионального творчества администрации общеобразовательного учреждения. Следовательно, от эффективного управления и самоуправления проектной деятельностью зависит качество модернизации образовательной системы школы.
В ходе нашего исследования особый интерес был направлен на поиск таких форм управления проектной деятельностью учителей, которые, с одной стороны, будут осуществляться через групповое проектирование, с другой стороны, будут направлены на повышение профессиональной мотивации учителей и формирование их личностных новообразований. Изучение научно-теоретической литературы, наблюдение, опрос учителей показывают, что использование проектной технологии управления
в процессе решения проблем, направленных на модернизацию образования, стимулирует интерес учителей к разработке и реализации инновационных образовательных проектов при условии организации кооперативного взаимодействия.
Необходимость построения эффективного управления проектной деятельностью учителей на основе организации кооперативного взаимодействия возникла, прежде всего, потому, что данный тип взаимодействия в полной мере отражает субъектную направленность и выступает необходимым элементом совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев выделяет две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают [1]. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является вовлечённость в него всех участников проектной деятельности.
В данном случае управление рассматривается как «взаимодействие, обслуживание и обеспечение субъектной позиции каждого участника» [2]. Логика управления проектной деятельностью учителей опирается на методологические ориентиры системного подхода, которые заключаются в том, что при изменении связей и характера взаимодействия между управляющей и управляемой систем происходит качественное изменение последней.
Таким образом, управление проектной деятельностью учителей в процессе модернизации общего образования мы рас-