Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА'

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СТАНДАРТЫ / ПЛАНИРОВАНИЯ / ДЕЙСТВИЯ / ПРОВЕРКИ / ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК / IT / МЕНЕДЖМЕНТ / PROCESS APPROACH / STANDARDS / PLANNING / ACTIONS / CHECKS / BUG FIXES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыплов Е.А., Хайитов Х.О., Новиков В.А.

В данной статье рассматривается процессный подход, его методы, построение управляемой организацией, необходимые документы для внедрения стандартов, интеграционные системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS APPROACH IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

This article discusses the process approach, its methods, the construction of a managed organization, the necessary documents for the implementation of standards, integration systems

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА»

УДК 658.51

Цыплов Е.А. студент, 3 курс Хайитов Х.О. студент, 3 курс, Новиков В.А. студент, 3 курс, Институт финансов, экономики и управления, Тольяттинский Государственный Университет,

Тольятти (Россия) Tsyplov E.A., student 3 course, Khayitov H. O., student, 3 course,

Novikov V.A., student, 3 course, Institute of Finance, Economics and Management,

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА

Аннотация: в данной статье рассматривается процессный подход, его методы, построение управляемой организацией, необходимые документы для внедрения стандартов, интеграционные системы

Ключевые слова: Процессный подход, стандарты, планирования, действия, проверки, исправления ошибок, IT, менеджмент

PROCESS APPROACH IN THE QUALITY MANAGEMENT

SYSTEM.

Annotation: this article discusses the process approach, its methods, the construction of a managed organization, the necessary documents for the implementation of standards, integration systems

Keywords: process approach, standards, planning, actions, checks, bug fixes, IT, management

Процессный подход (далее - ПП) - метод построения системы управления организацией через применение формализованных, взаимосвязанных и действующих совокупностей видов деятельности, преобразующих входы (стартовые условия) в выходы (промежуточные/конечные результаты). На использовании ПП основан ряд стандартов ISO. [1]

Все рассматриваемые ниже документы в той или иной степени упоминают принципы процессного подхода. К ним относятся:

1. Понимание деятельности предприятия как совокупности бизнес-процессов;

2. Необходимость их регламентации и установления владельцев и потребителей;

3. Существование показателей, на основании которых может быть оценён результат функционирования процессов. [2]

Процессный подход к управлению, точнее, его составные элементы, основывается на применении цикла Шухарта-Деминга (прямо упоминается в разделах «Введение» всех рассматриваемых ниже стандартов), состоящего из выполняемых одна за другой операций:

1. Планирования;

2. Действия;

3. Проверки;

4. Исправления ошибок.

Интегрированная система менеджмента

Стандарты ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 и BS OHSAS 18001:2007, обычно входящие в основу интегрированной СМК и затрагивающие вопросы управления качеством, экологической и профессиональной безопасностью, могут рассматриваться вместе. Помимо того, они в значительной степени унифицированы. [3]

Процессный подход в управлении качеством затронут в п. 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2015, который устанавливает следующие требования для внедрения ПП в организации:

1. Определение руководством предприятия:

a) Самих бизнес-процессов, их входов и выходов;

b) Последовательности и взаимодействия процессов;

c) Методов обеспечения функционирования процессов и оценки результативности их деятельности;

2. Снабжение необходимыми ресурсами;

3. Распределение ответственности и полномочий;

4. Постоянное улучшение процессов;

5. Регистрация и использование полученной информации.

Хотя известны и недостатки процессного подхода: необходимость переобучения персонала и приспособления его к новым условиям, требование наличия высоких лидерских качеств руководства, регламентации и автоматизации процессов, - не названы прямо в некоторых нижеупомянутых документах, все они содержат категорические установки на необходимость борьбы с вышеуказанными проблемами. [2]

Помимо прочего, стандарт постулирует, что для успешного внедрения процессного подхода правление предприятия должно воспринять риск-ориентированное мышление.

В тексте ГОСТа Р ИСО 14001-2015 нет прямого требования применять процессный подход к управлению экологией, однако:

Методология улучшений в системе менеджмента (СМ), согласно документу, должна быть основана на вышеупомянутом цикле Шухарта-

Деминга;

Текст стандарта включает в себя положения о необходимости определения одного/нескольких процессов и интеграции требований СМ в них.[1]

Хотя стандарт OHSAS 18001 разрабатывался не ИСО, а Британским институтом стандартов, он демонстрирует концептуальное единство с вышерассмотренными ГОСТами. Сущность процессного подхода к менеджменту безопасности труда остаётся схожей с ISO 9001 (BS OHSAS 18001:2007 содержит прямую ссылку на ISO 9001 в редакции 2000 г. и использует цикл Шухарта-Деминга).

Ряд отраслевых стандартов включает в себя дополнительные положения, касающиеся ПП. [3]

ISO/TS 16949

Данный стандарт (ГОСТ Р ИСО 51814.1-2009), посвящённый применению ISO 9001 в автомобилестроении, полностью дублирует раздел о процессном подходе вышеупомянутого документа в редакции 2008 г. Согласно тексту ISO 9001:2008, из необходимости внедрения ПП вытекают положения о:

Важности следования установленным требованиям;

Ранжирования процессов по ценности их для организации;

Необходимости достижения заложенных показателей в области управления качеством;

Постоянном совершенствовании бизнес-процессов.

Также ISO 16949 включает в себя специальное требование об анализе руководством организации процессов как относящихся к жизненному циклу производимой продукции, так и вспомогательных.

Следует заметить, что Международная целевая группа по автомобилестроению (IATF) разработала новую версию ISO/TS 16949 - IATF 16949:2016, - однако по состоянию на декабрь 2016 г. её русский перевод отсутствует. [4]

ISO/IEC 20000

ГОСТ ИСО/МЭК 20000-1-2013, касающийся системы управления IT услугами, выделяет комплекс процессов, состоящий из:

1. Предоставления услуг;

2. Контроля над ними;

3. Осуществления взаимоотношений с клиентами;

4. Разрешения несоответствий;

5. Проектирования и изменения услуг.

Помимо этого, стандарт называет следующие критические аспекты процессного подхода (см. Введение):

Использование при установлении процессов пожеланий заказчика, с целью достижения максимальной удовлетворённости последнего;

Разработка и предоставление потребителю наиболее ценных для него услуг. [1]

ISO/IEC 27000, 27001 и 27003

Стандарт ISO/IEC 27001 2013 содержит лишь общие указания на процессный подход в менеджменте информационной безопасности (далее -ИБ), аналогичные ISO 14001. Прямую ссылку на ПП даёт ISO/IEC 27000:2014, говорящий о способах и средствах обеспечения ИБ, подчёркивая критическую важность планирования процессов и контроля за ними, а также поддержания их непрерывности. Более конкретен ГОСТ Р ИСО/МЭК 270032012 (аналог ISO/IEC 27003:2010), посвящённый разъяснению аспектов реализации системы управления ИБ (далее - СУИБ). Текст документа включает в себя перечисление последовательно сменяющих (выход одного процесса является входом другого) фаз планирования СУИБ со схематичным представлением каждой из них:

Получения одобрения правления организации на разработку системы;

1. Ограничения области её действия и создания политики ИБ;

2. Анализа требований к системе;

3. Оценки рисков;

4. Разработки системы.

ISO 50001

В стандарте, устанавливающем требования к системе энергетического менеджмента, отсутствует прямое упоминание ПП, однако текст ISO 50001 2011 содержит чёткое указание на взаимодействие между процессами.

Использованные источники:

1. Варакута С.А. Управление качеством продукции: учеб. пособие / С. А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов/ О. В. Аристов. - 2-е изд.- М.: Инфра, 2010г.

3. Управление качеством: Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 198 с.

4. Элия М. Гольдратт, Джеф Кокс. «Цель. Процесс непрерывного улучшения». - Попурри, 2016. - 400 с.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.