Научная статья на тему 'Процессный подход - главный фактор достижения успеха при разработке и совершенствовании систем менеджмента организаций'

Процессный подход - главный фактор достижения успеха при разработке и совершенствовании систем менеджмента организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звонников Виктор Иванович, Нефедов Владимир Алексеевич, Сафонов Анатолий Александрович

Статья посвящена вопросам совершенствования систем менеджмента организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCSESS DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATIONS

The article is devoted to the developments in the system of management of organizations

Текст научной работы на тему «Процессный подход - главный фактор достижения успеха при разработке и совершенствовании систем менеджмента организаций»

УДК 005.6:378.1

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования систем менеджмента организаций.

Ключевые слова: система менеджмента организаций, система качества, бизнес-процессы.

SUCSESS DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATIONS

Annotation. The article is devoted to the developments in the system of management of organizations

Keywords: quality management system of organizations, system of quality, bisnes-proses.

Достижение эффективности деятельности организации требует, чтобы все применяемые подходы в деятельности были взаимоувязаны и поддерживались с помощью подходящей системы управления, а все решения принимались на основе достоверной информации и фактов с учетом требований и ожиданий заинтересованных сторон [5]. Все, что делается в организации, представляет собой процессы. Это относится к закупкам сырья и материалов, производству продукции, оказанию услуг, сервисному и гарантийному обслуживанию, ремонту и т. п. Вопрос в том, в какой степени понимание процессного подхода соответствует лучшей практике успешных организаций. В модели EFQM (Модель делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества) дается определение процессов как последовательности действий, создающих добавленную ценность для заинтересованных сторон и обеспечивающих достижение требуемого результата путем преобразования необходимых ресурсов на входе.

Бизнес-процессы

Понятие бизнес-процесса имеет несколько определений. Наиболее часто под бизнес-процессом понимается последовательность логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки (трансформации) объектов или некоторых его характеристик с целью достижения определенных результатов или получения продукции для удовлетворения внешних или внутренних потребителей. Любой бизнес-процесс имеет внутренних или внешних потребителей. Вход процесса является выходом другого процесса (владелец этого процесса - поставщик). Выходом процесса может быть продукция или услуги, информация, данные, управляющее воздействие. Если исходить из этого определения, то все действия внутри организации можно рассматривать как бизнес-процессы. Очевидно, что при рассмотрении процессов ключевыми являются представления о том, кто является поставщиком, потребителем и владельцем процесса, что поступает на вход процесса, что мы имеем на выходе, обеспечен ли процесс инструментами контроля и

В.И. Звонников В.А. Нефедов А.А. Сафонов

Victor Zvonnikov Vladimir Nefedov Anatoly Safonov

© В.И. Звонников, В.А. Нефедов, А.А. Сафонов, 2014

оценки того, насколько он хорошо протекает. Это в свою очередь требует определения показателей и их желаемых значений для контроля протекания процесса.

Критические факторы успеха

Стратегия организации включает цели и задачи, достижение которых поддерживается с помощью ключевых процессов, направленных на достижение критических факторов успеха (КФУ - critical success factors - CSF). Это стратегические задачи и результаты деятельности, к которым должна стремиться организация для повышения своей конкурентоспособности и достижения успеха на рынке. Критические факторы успеха являются определяющими при разработке стратегических целей.

Для формулировки КФУ следует определить, какой бизнес-процесс является наиболее важным, критичным, существенным образом влияющим на достижение запланированных стратегических задач. Иногда при реинжиниринге бизнес-процессов по КФУ определяют поддерживающие их бизнес-процессы, а также их параметры и характеристики. Для количественного определения КФУ используют ключевые показатели эффективности (КПЭ, key performance indicators - KPI) [2].

Ключевые показатели эффективности

КПЭ представляет собой систему оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических или операционных целей. Их использование помогает оценить развертывание стратегии и осуществлять контроль деятельности сотрудников и организации в реальном времени. Постановка, пересмотр и контроль целей и задач легли в основу концепции менеджмента Управление по целям. Систему оценки достижения результатов и целей через КПЭ предложил Питер Друкер [1].

КПЭ неразрывно связаны с системой мотивации персонала, они могут быть включены в систему оценки персонала (например, одновременно с оценкой по модели компетенций). Применение этих инструментов позволяет создавать совершенную и эффективную систему развития, мотивации и стимулирования сотрудников.

Ключевые процессы

Использование КФУ и КПЭ обеспечивает управление стратегическими целями, а следовательно, и эффективность системы управления всей организации [3]. Стратегия и планы устанавливают цели и задачи организации, а ключевые процессы обеспечивают их решение и достижение критических факторов успеха. Обычно к ключевым относят процессы, принципиально важные для успеха организации в среднесрочной перспективе. Они, с одной стороны, определяют операционную эффективность, а с другой стороны, влияют на реализацию стратегии организации.

Можно отметить ряд критериев, по которым можно отнести определенные бизнес-процессы к ключевым. Это, прежде всего, анализ того, насколько выходы процесса являются ценными с точки зрения потребителей, владельцев бизнеса или иных заинтересованных сторон. Важным является и оценка влияния выходов процесса на конкурентоспособность организации и ее продукции или услуг. Ключевой процесс обычно является многофункциональным и влияет на обеспечение долговременного успеха организации, достижение конечных целей, а не просто решение проблем управления организацией. В этом процессе создается добавленная ценность для стейкхолдеров.

Моделирование бизнес-процессов

Разработка процессной модели организации включает в первую очередь моделирование структуры процессов верхнего уровня и определение их внутренних взаимосвязей, описание деятельности организации в целом. После этого можно сделать декомпозицию процессов верхнего уровня на подпроцессы и провести реинжиниринг процессов с целью повышения их эффективности [5].

К процессам верхнего уровня относят процессы, ориентированные на бизнес в целом или на обеспечение удовлетворенности потребителей, а также поддерживающие процессы и процессы управления, которые обеспечивают процессы, ориентированные на бизнес или потребителя, необходимыми ресурсами и согласованы со стратегией и требованиями организации.

Анализ ключевых процессов осуществляется через двухуровневую декомпозицию (уровень субпроцесса и уровень операций). Так, например, при анализе ключевого процесса управления персоналом проведение оценки персонала является субпроцессом, а разработка компетенций для каждой категории персонала представляет собой операционный уровень [8].

Для разработки процесса используются специальные формы, позволяющие в структурированном виде провести анализ и разработку процесса. Можно выделить следующие шаги разработки бизнес-процессов. Сначала устанавливаются взаимосвязи процесса и его целей с миссией, стратегией, требованиями, запросами потребителей процесса и продуктов или услуг. Важно определить группы потребителей, на которых ориентированы выходы процесса, а также проблемы, на решение которых направлен процесс.

На этапе разработки бизнес-процессов устанавливаются ответственность и полномочия исполнителей и владелец процесса. Процесс декомпозируется на субпроцессы и устанавливаются взаимосвязи, в том числе и с другими процессами.

После завершения предварительной разработки следует провести анализ и корректировку процесса, определение требуемой квалификации персонала. Важно определить контрольные точки для мониторинга процесса, разработать методы измерений, установить цели процесса.

На следующем этапе разрабатывают план внедрения процесса, осуществляется внедрение процесса и проводятся корректирующие мероприятия.

Модель процесса и инструменты ее создания [7]

Для модельного описания взаимосвязей в процессах используют карты процессов. Для описания процесса можно использовать диаграммы потоков, последовательно описывающие составляющие процесса. Одной из разновидностей этого метода являются развернутые диаграммы потоков. В этом случае различные процессы представляются отдельно в зависимости от требуемых ресурсов, фиксируя связи между ними.

Методология функционального моделирования использует стандарт языка моделирования IDEF [9]. Процесс, используя нотацию IDEF, представляют в виде набора диаграмм с последовательной декомпозицией на низшие уровни. Диаграммы каждого уровня графически связаны для обеспечения единства всей системы.

Разработка методологии IDEF была обусловлена необходимостью применения специальных средств описания и анализа систем менеджмента. Разработка этой методологии была выполнена в США еще в конце 1970-х гг., когда ВВС США предложили и реализовали Программу интегрированной компьютеризации производства ICAM (ICAM - Integrated Computer Aided Manufacturing), направленную на увеличение эффективности промышленных предприятий при использовании

компьютерных информационных технологий. Реализация ICAM потребовала создания адекватных методов анализа и проектирования систем обмена информацией IDEF (ICAM Definition), позволяющая исследовать структуру, параметры и характеристики систем управления. Общая методология IDEF состоит из трех подходов к моделированию, основанных на графическом представлении систем.

Нотация IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции. Для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы управления, используется методика IDEF1, а для построения динамических моделей, описывающих изменение во времени поведения функций, информации и ресурсов системы, - IDEF2.

Набор средств обработки данных, базирующийся на IDEF0, позволяет показать входы, управление, производственные процессы, выходы, ресурсы, а также их взаимосвязи. При составлении карты процесса есть возможность получить представление о его модели, информацию о затратах и оценить возможности улучшения [4].

Характеристики процесса

Применение процессного подхода требует определения набора характеристик процесса [6].

1. Цель процесса. Цели процессов обязательно должны быть согласованы со стратегическими целями организации.

2. Владельцы процесса. Владелец процесса - это лицо, несущее ответственность за результат процесса и имеющее полномочия на его изменение и улучшение.

3. Границы процесса. Границы нужны для определения ответственности владельца за операции (шаги) внутри процесса и лиц, выполняющих эти операции.

4. Выходы процесса и потребители. Потребителями результатов процесса являются следующие процессы. Продукт (выход) одного процесса потребляет следующий процесс, для него он является входом.

5. Входы процесса и поставщики.

6. Ресурсы, необходимые для преобразования входов в выходы. К ресурсам относятся персонал, участвующий в процессе, денежные средства, необходимые для выполнения процесса и инфраструктура, необходимая для выполнения процесса.

7. Описание процесса. Включает определение этапов процесса, приводящих к результату. Моделирование (описание) процессов целесообразно проводить с использованием программных средств.

8. Критерии результативности процесса.

Критерии результативности - показатели, характеризующие, как хорошо выполняется процесс, и насколько он способен достигать результата, которого от него ожидают. При определении критериев необходимо также разработать методику, по которой будут собираться данные по установленным показателям, и вестись подсчеты.

Мониторинг процессов

Мониторинг процессов осуществляется на любом уровне декомпозиции. Результаты измерений необходимо поддерживать постоянно, выстраивая систему показателей таким образом, чтобы они были взаимодополняемыми и способствовали повышению эффективности системы управления. Измерения лежат в основе совершенствования процессов, они позволяют оценить выходы процесса, обеспечивают

информацией для корректировки процесса и улучшений, являются источниками данных для внесения изменений и обоснования внедрения новых процессов. Мониторинг процессов осуществляется как на выходе, так и во время процесса. Внешние измерения характеризуют надежность, оценку удовлетворенности потребителей (внутренних и внешних), соответствие качества продукции цене и т.д. Внутренние измерения контролируют ход процесса, позволяют оценить соответствие показателей техническим условиям и т.п. Эти показатели часто определяются в технологическом регламенте производства. Можно выделить следующие группы показателей:

1) Показатели результативности процесса (характеризуют эффективность процесса).

2) Показатели выхода процесса (характеризуют качество продукта или услуги).

3) Показатели удовлетворенности потребителя (характеризуют результативность процесса).

Владельцы процессов. Управление и анализ являются важнейшими задачами при реализации процессного подхода. Обычно общее управление процессами возлагается на одного из руководителей организации, владельцами ключевых процессов являются руководители верхнего уровня. Владелец процесса - это лицо, несущее ответственность за выполнение процесса и наделенное соответствующими правами и полномочиями. Они управляют всем процессом и оценивают результаты в соответствии с ожиданиями потребителей, основываясь на измерениях на выходе процесса и соответствующих показателях. Они несут ответственность за результаты и динамику процессов. Владельцы процессов определяют структурную схему процесса, поставщиков и потребителей, обеспечивают соответствие показателей процесса требуемым характеристикам и обеспечивают непрерывное совершенствование процесса.

Улучшение процессов

Процессно-ориентированная организация должна иметь механизмы, позволяющие систематически повышать эффективность и результативность процессов с использованием методов постоянного улучшения и модернизации процессов. Улучшения процессов могут относиться к каждой стадии цикла РБСЛ. На стадии «планируй» главным является вопрос о том, являются ли применяемые подходы обоснованными, ориентированными на потребности заинтересованных сторон и связанными с другими применяемыми организацией подходами. На стадии «делай» улучшения относятся к развертыванию применяемых подходов, к тому, насколько системно и в полной мере на всех необходимых уровнях и подразделениях организации выполняется развертывание и проводятся ли необходимые измерения, позволяющие судить о том, как достигаются запланированные результаты. На следующих стадиях («проверяй» и «реализуй») улучшения относятся к системе мониторинга эффективности подхода и оценке результативности его развертывания. Внимание обращается на создание условия для изучения подходов, проведение бенчмаркинга с конкурентами, средними по отрасли и лучшими в классе. Для обоснования улучшений используются результаты измерений на выходе процесса.

Литература

1. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2004. - 432 с.

2. Звонников В.И., Нефедов В.А. Об актуализации работ по совершенствованию системы управления качеством в ГУУ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2004. № 2(8).

3. Звонников В. И., Нефедов В. А. Разработка и совершенствование моделей управления качеством подготовки специалистов в области менеджмента в ГУУ. - М.: ГУУ, 2008.

4. Звонников В.И., Нефедов В.А., Сафонов А.А., О подходах к созданию современных систем и технологий управления и руководства организациями // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 12.

5. Звонников В.И., Карабасов Ю.С., Кочетов А.И., Круглов В.И., Сафонов А.А., Нефедов В.А. и др. Повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования в условиях глобализации: проблемы интеграции процессов оценки деятельности по различным моделям совершенства // Открытое образование. 2012. № 2.

6. Звонников В.И., Нефедов В.А., Сафонов А.А. Опыт построения систем гарантий качества подготовки выпускников в области менеджмента в ГУУ. Гарантии качества профессионального образования (сборник нормативных, инструктивных методических и информационных материалов). - М.: Центр экспертизы образовательных программ РАНХ и ГС, 2012.

7. Звонников В.И., Нефедов В.А., Сафонов А.А. Модель делового совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM) 2010 года: новые подходы к совершенствованию и улучшению // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 20.

8. Звонников В.И., Нефедов В.А. Создание и совершенствование системы менеджмента качества образования в вузах // Менеджмент сегодня. 2009. № 6(54).

9. РД IDEF0-2000. Методология функционального моделирования IDEF0. - М.: Госстандарт России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.