Научная статья на тему 'Процессное управление и проектный подход при управлении развитием компании'

Процессное управление и проектный подход при управлении развитием компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ / PROCESS MANAGEMENT / PROJECT APPROACH / COMPANY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко О. Б.

В статье показаны преимущества процессного управления организацией, реализуемого с использованием инструментальных средств проектного менеджмента. На примере разработки проекта развития розничной сети магазинов кондитерских изделий проиллюстрирована технология совместного использования приемов и методов проектного подхода и процессного управления. Для реализации бизнес-идеи по созданию эффективной сбытовой сети магазинов кондитерских изделий произведена декомпозиция целей проекта в виде дерева бизнес-процессов компании, дано подробное описание подпроцессов таких бизнес-процессов, как «Запуск магазина», «Управление персоналом», «Товародвижение», «Управление финансами». Для определения, в каких местах необходимо открывать магазины проводится анализ потенциальных продаж. Приводится типичный план-график проекта открытия одной торговой точки. Сделан вывод о том, что детализация всех основных процессов развития компании позволяет объединить достоинства процессного и проектного подходов для достижения поставленных целей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process management and project approach in managing company development

The article shows the advantages of process management of the organization, implemented using the tools of project management. The technology of joint use of techniques and methods of project approach and process management is illustrated on the example of development of the project of development of retail network of shops of confectionery. To implement the business idea to create an effective sales network of confectionery stores, the decomposition of the project objectives in the form of a tree of business processes of the company is made, a detailed description of the sub-processes of such business processes as "store Launch", "personnel Management", "commodity Movement", "financial Management" is given. Potential sales analysis is conducted to determine where stores should be opened. A typical schedule of the project of opening one outlet is given. It is concluded that the detailing of all the main processes of the company's development allows to combine the advantages of process and project approaches to achieve the goals of the organization.

Текст научной работы на тему «Процессное управление и проектный подход при управлении развитием компании»

4. Features of the assessment of receivables / M. A. Korovina // Scientific support of the agro-industrial complex: a collection of articles based on the materials of the 72nd scientific-practical conference of teachers on the basis of research in 2016 - Krasnodar: Kuban State Agrarian University, 2017. - P. 102 -103.

5. Aspects of improving the organization of labor accounting and its payment in LLC TZS Spec-Stroy of the Stavropol Territory / S.A. Chernyavskaya, Vlasenko EA, Agirova D.R., Abazalieva L.B. // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. T. 24 (1). No. 24 (1). Pp. 204-210.

6. Korovirn, M. A. Reliability of financial statements / M. A. Korovin // Proceedings of the All-Russian Federation. scientific conf. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University, 2012. - p. 132-135.

7. Analysis of the status of calculations in LLC "Novourozhaynenskoe" Nebavskaya TV, Zavertaylo A.O. In the collection: The development of accounting and analytical systems at the micro and macro levels in the transition to IFRS. Collection of scientific articles of the VII International Scientific and Practical Conference. 2018. p. 64-69.

8. Papova L. V. Features of accounting in agricultural organizations / L. V. Papova, O. A. Mironov // In the collection: Information support for the effective management of economic entities Materials of the VI international scientific conference. 2016.S. 18-23.

9. Papova L. V. Identification and correction of errors in accounting and reporting / L. V. Papova, O. A. Suravtsova, A. I. Velichko // In collection: Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical about, 2017 .-- 214 p.

10. Vlasova N. S. Organization of management accounting as a basis for improving the efficiency of enterprise management: monograph / N. S. Vlasova. - Krasnodar: KubSAU, 2017 .-- 214 p.

11. Vlasova N. S. Controlling as an element of the organization's management system / N. S. Vlasova, A. A. Meshlok, E. F. Safonova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). - S. 82-86.

О.Б. Черненко - профессор кафедры государственного, муниципального управления и экономической безопасности, доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), [email protected],

O.B. Chernenko - Professor Department of State, Municipal Management and Economic Security, Doctor of Economics, Professor, Rostov State University of Economics (RINH).

ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД ПРИ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ КОМПАНИИ PROCESS MANAGEMENT AND DESIGN APPROACH WHEN MANAGING A COMPANY'S DEVELOPMENT

Аннотация. В статье показаны преимущества процессного управления организацией, реализуемого с использованием инструментальных средств проектного менеджмента. На примере разработки проекта развития розничной сети магазинов кондитерских изделий проиллюстрирована технология совместного использования приемов и методов проектного подхода и процессного управления. Для реализации бизнес-идеи по созданию эффективной сбытовой сети магазинов кондитерских изделий произведена декомпозиция целей проекта в виде дерева бизнес-процессов компании, дано подробное описание подпроцессов таких бизнес-процессов, как «Запуск магазина», «Управление персоналом», «Товародвижение», «Управление финансами». Для определения, в каких местах необходимо открывать магазины проводится анализ потенциальных продаж. Приводится типичный план-график проекта открытия одной торговой точки. Сделан вывод о том, что детализация всех основных процессов развития компании позволяет объединить достоинства процессного и проектного подходов для достижения поставленных целей организации.

Annotation. The article shows the advantages of process management of the organization, implemented using the tools of project management. The technology of joint use of techniques and methods of project approach and process management is illustrated on the example of development of the project of development of retail network of shops of confectionery. To implement the business idea to create an effective sales network of confectionery stores, the decomposition of the project objectives in the form of a tree of business processes of the company is made, a detailed description of the sub-processes of such business processes as "store Launch", "personnel Management", "commodity Movement", "financial Management" is given. Potential sales analysis is conducted to determine where stores should be opened. A typical schedule of the project of opening one outlet is given. It is concluded that the detailing of all the main processes of the company's development allows to combine the advantages of process and project approaches to achieve the goals of the organization.

Ключевые слова: процессное управление, проектный подход, развитие компании.

Keywords: process management, project approach, company development.

Процессное управление является одним из требований сегодняшнего дня. Управление организацией может быть эффективно лишь тогда, когда оно осознанно нацелено на управление процессами, являющимися основным содержанием деятельности любого предприятия при наличии у него четко определенных целей. Переход на процессное управление означает переход на управление деятельностью предприятия в отличие от управления структурами, характерного для функционального подхода. Процессное управление позволяет: выделить и использовать процессы в качестве объектов управления формировать целенаправленного поведение организации на основе моделирования бизнес-процессов; снизить иерархичность управления, перейдя от «вертикальной» к «горизонтальной» системе управления [1-3].

Понимание процессов на уровне, позволяющем совершенствовать их, требует знаний обо всех особенностях производственного цикла компании и технологии производства. А кроме того необходим системный подход и применение простого инструментария. Положительный эффект возможен при их применении непосредственными участниками процессов и только при условии их уверенности в реальной заинтересованности топ-менеджмента и собственников в совершенствовании процессов [3-5].

Процедуры управления процессами реализуется как проектным образом, так и процессным. Проектный подход предполагает реализацию время от времени специального проекта для того, чтобы пересмотреть часть процессов, не удовлетворяющих современным требованиям. При этом используются такие проектные инструменты, как: разработка концепции проекта, составление проектного задания, декомпозиция целей проекта; со-сталение матрицы ответственности, графика-бюджета проекта [5,6].

Применение инструментальных средств проектного менеджмента позволяет существенно сократить сроки проектов управления развитием организаций, повысить качество результатов, снизить затраты на проект. Рассмотрим технологию совместного использования приемов и методов проектного подхода и процессного управления на примере проекта развития розничной сети магазинов кондитерских изделий.

Концепция и цели проекта

Рынок кондитерских изделий сегодня является одним из самых стабильных сегментов. Его годовой прирост составляет 5%-10%. В связи со стабильностью, на данном рынке очень развита конкуренция. Для того чтобы предприятие росло и развивалось в этих не простых условиях, необходимо использовать современные подходы в построении и организации бизнеса.

Бизнес-идея: Создание эффективной сбытовой сети магазинов кондитерских изделий.

Основополагающие принципы работы сети магазинов:

• у нас всегда гарантированное качество товаров;

• у нас всегда низкие цены;

• у нас всегда устойчивый и широкий ассортимент;

• у нас всегда высококачественное обслуживание;

• наши магазины всегда удобно расположены.

Миссия: удовлетворение покупательского спроса качественными кондитерскими изделиями по доступным ценам.

Стратегическая цель: создание и развитие розничной сети магазинов кондитерских изделий, наращивание объемов продаж и рентабельности за счет совершенствования бизнес-процессов, повышения уровня обслуживания покупателей, развития товарного ассортимента покупателям.

Долгосрочная цель (3 года): организовать торговую сеть, состоящую из пятидесяти магазинов в ЮФО.

Система ценностей:

• создание системы торговли современного типа;

• обеспечение полной удовлетворенности покупателя в качественных кондитерских изделиях;

• поддержка российских производителей кондитерских изделий.

Декомпозиция целей проекта (дерево бизнес-процессов компании) представлена на рисунке 1. Подробное описание бизнес-процессов «Запуск магазина», «Управление персоналом», «Товародвижение», «Управление финансами».

Бизнес-процесс «Запуск магазина» включает в себя несколько подпроцессов:

1. Поиск и оформление объекта:

• поиск объекта и его владельца;

• проведение переговоров;

• оформление объекта.

2. Ремонт объекта:

• формирование сводного ТЗ;

• выбор подрядчика;

Рисунок 1 - Декомпозиция целей проекта в виде дерева бизнес-процессов компании

• проведение ремонтных работ;

• приемка отремонтированного объекта.

3. Оснащение объекта:

• формирование перечня оборудования;

• выбор поставщиков оборудования;

• организация поставки оборудования;

• прием оборудования в эксплуатацию.

4. Оформление разрешительных документов на торговлю.

Описание основных подпроцессов бизнес-процесса «Запуск магазина».

Поиск объекта.

Для определения, в каких регионах, и в каких конкретно городах необходимо открыть магазины проводится анализ потенциальных продаж.

Этапы расчета:

1. Определение нижней границы количества населения в городе для открытия магазина.

Среднее потребление кондитерских изделий на душу населения колеблется в зависимости от региона от 0,07 кг/мес до 0,09-0,1 кг/мес. Для расчета берется средняя величина - 0,08 кг/мес.

Расчет нижней границы количества населения: 4500 кг (средняя продажа одного магазина в месяц по Р0)*0,08 кг/мес = 55 000 человек минимум должно проживать в городе, чтобы открыть в нем хотя бы один магазин сети. Опускаем эту границу до 48 000 человек, т.к. по факту в РФ есть несколько городов с населением чуть меньше 50-55 тыс. человек.

2. Определение количества магазинов в городах свыше 50 000 человек.

Экспертно, и исходя из факта продаж в РО, считаем, что в небольших городах с населением до 100 000 человек планируемая сеть может занять около 80% рынка кондитерских изделий, т.к. сетевой кондитерский магазин - новое направление и за счет импульсивности спроса продажи будут существенными для данного поселения. В городах с населением от 100-150 тыс. человек определяем, что доля рынка планируемой сети составит около 50%, т.к. торговых точек на душу населения больше и ассортимент кондитерских изделий в городе шире.

Расчет минимального количества населения для покрытия спроса по кондитерским изделиям одним магазином сети в городах от 100 тыс. чел.: 4 500 кг (средняя продажа одного магазина в месяц) / 0,5 (потенциальная доля рынка) / 0,08 кг/мес = 112 500 тыс. - кол-во населения, покрываемого одним магазином в городах свыше 100 тыс. чел. Для удобства расчета повышаем эту величину до 125 000 чел.

Таким образом, в городах с населением свыше 100 000 человек необходимо открывать один магазин на 125 000 жителей, т.е. в городах свыше 250 000 человек открывается 2 магазина, свыше 375 000 чел - 3 магазина и т.д. Типичный план-график проекта открытия одной торговой точки представлен в таблице 1.

Таблица 1 - План-график проекта открытия торговой точки

Мероприятие Бюджет Ответственный Сроки реализации

1.1 Оценка инвестиционной привлекательности открытия торговых точек

1.1.1 Определить место будущего размещения торговой точки

1.1.2 Расчет рентабельности магазина

1.1.3 Принять решение о целесообразности запуска торговой точки

1.2.1 Согласование и подписание договора аренды

1.2.2 Ремонт помещения или изготовление торговой точки

1.2.2.1 Подготовить расчетно-сметную документацию на ремонт или монтаж объекта

1.2.2.2 Произвести ремонт или сборку объекта

1.2.3 Обустройство торговой точки

1.2.3.1 Составить планограмму эффективной расстановки мебели и оборудования

1.2.3.2 Подготовить сметной документации на изготовление мебели и орг-тех. оснастки

1.2.3.3 Осуществить монтаж всей мебели на торговой точке

1.2.3.4 Приобрести прочую орг-тех оснастку

1.2.3.5 Приобретение, настройка и установка кассовой системы

1.2.4 Разработка рекламных конструкций и POS материалов

1.2.4.1 Изготовление рекламной вывески для торговой точки

1.2.4.1.1 Согласование с собственником помещения и органами местного самоуправления

1.2.4.1.2 Выбор и оценка материально-технической базы подрядчика

1.2.4.1.3 Изготовление и монтаж

1.2.4.2 Создание рекламных элементов магазина

1.2.4.2.1 Изготовление и монтаж баннеров

1.2.4.2.2 Изготовление напольного уличного штендера

1.2.4.2.3 Изготовление и монтаж лайтбоксов

1.2.4.2.4 Изготовление и доставка мобильных витрин

1.2.4.2.5 Изготовление и доставка листовок

1.2.5 Организация деятельности по рекламной кампании

1.2.5.1 Выбор каналов оповещения жителей об открытии торговой точки

Подготовка персонала для торговой точки

1.3.1 Подобрать и оценить на проф. пригодность кандидатов

1.3.2 Обучить персонал в соответствии с программой обучения

1.3.3 Организовать стажировку в действующих торговых точках

1.3.4 Оформить кандидатов на работу

1.3.5 Приобрести спецодежду для продавцов

Контроль и координация открытия торговой точки

1.4.1 Оформить заявку на комплектацию и поставку товаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4.2 Подготовить ценники на товар

1.4.3 Произвести выкладку товара

Мероприятие Бюджет Ответственный Сроки реализации

1.4.4 Организовать и произвести уборку торговой точки

1.4.5 Организовать заказ и оформление торговой точки воздушными шарами

1.4.6 Прием торговой точки по чек-листу

1.4.6 Открытие торговой точки

Бизнес-процесс «Управление персоналом».

Бизнес-процесс «Управление персоналом» состоит из нескольких подпроцессов: 1. Набор персонала.

• поиск персонала;

• отбор персонала;

• формирование кадрового резерва.

2. Подготовка персонала.

• обучение персонала;

• оценка персонала;

• оформление персонала;

• стажировка;

• адаптация персонала.

3. Развитие персонала.

4. Учет рабочего времени.

• формирование и отправка списка сотрудников в магазин;

• заполнение табеля в магазине;

• обработка табеля.

Бизнес-процесс «товародвижение».

Процесс товародвижения, в сети розничных магазинов, состоит из следующих под процессов:

1. Работа с ассортиментной матрицей:

• Мониторинг товаров и производителей:

■ постоянно владеть текущей ситуацией на рынке товаров и поставщиков,

■ своевременно вносить предложения по корректировке ассортиментной матрицы и цен,

■ исключить попадание в ассортиментную матрицу товаров, не соответствующим критериям компании.

• Корректировка ассортиментной матрицы:

■ не реже двух раз в месяц производить плановую чистку ассортиментной матрицы по результатам мониторинга и анализа продаж,

■ по истечении двух месяцев продаж введенного товара, проводить анализ эффективности его продажи,

■ исключить попадание в ассортиментную матрицу товаров, не соответствующих принятым критериям.

2. Закупка. Цель данного подпроцесса - исключить перебои в поставках по всему ассортименту, получить маржу на товары, продаваемые в сети, не менее запланированной, осуществить 100% возврат брака поставщикам.

• Заключение договоров поставки:

■ заключение по форме, и на условиях компании, договоров поставки на 100% ассортимента.

• Заказ товара на склад:

■ наличие на складе 100% ассортимента, поставляемого через склад;

■ исключение перебоев и перезатарки товаров на складе;

■ заказ товаров у поставщиков в ассортименте и количестве, в соответствии с планом поставок товаров на склад, наличием этого товара на складе, скоростью его продаж и нормативами товарного запаса на складе.

• Обеспечение поставок от сторонних поставщиков напрямую в магазины;

■ формирование первичных заказов товара, у сторонних поставщиков, напрямую в магазины,

■ контроль за 100% выполнением заказов магазинов сторонними поставщиками, исключив срывы поставок и не соответствующие цены поставок,

■ контроль возврата из магазинов поставщикам всего бракованного товара,

■ ежемесячное формирование (не позднее 5-го числа) базы данных по сторонним поставщикам.

Товародвижение через склад. Цель данного подпроцесса - обеспечение безошибочного приема, размещения и отгрузки товаров, а так же отсутствие потерь при хранении товара на складе, обеспечение наличия всего

ассортимента товаров, идущих через склад, в магазинах сети, в количестве, необходимом для максимального товарооборота, минимизация издержек на доставку, исключение попадания некачественных товаров в сеть.

• Заказ транспорта и доставка товара от Поставщика: ^ безошибочная приемка товара на складе поставщика; ^ доставка товара на склад сети магазинов точно в срок.

• Приемка и размещение товара на складе:

^ приемка товара по количеству и качеству в рамках норматива;

^ безошибочная приемка и обработка товаров на складе сети магазинов;

^ размещение товаров на складе, согласно планограмме.

• Обработка и согласование заказов. Маршрутизация доставки:

^ обеспечение наличия всего ассортимента товаров со склада в магазинах сети;

^ планирование развозки товаров по магазинам, с минимальным пробегом.

• Комплектация и доставка товаров в магазины:

^ формирование заказов магазинов в рамках существующих нормативов;

^ доставка товаров в магазины точно в срок.

Товародвижение через магазин. Цель данного подпроцесса - обеспечение объёма реализации товаров не ниже запланированного, ограничение объёма потерь не более 0,3% от оборота.

• формирование заявки\заказа;

• приемка товара в магазине;

• предпродажная подготовка товара;

• реализация товара. Бизнес-процесс «Управление финансами».

Процесс управления финансами, в сети розничных магазинов, состоит из следующих подпроцессов:

1. Бюджетирование:

• разработка и утверждение стратегического бюджета, целевых нормативов;

• разработка и утверждение текущих бюджетов;

• контроль исполнения бюджетов;

• анализ исполнения бюджетов.

2. Ценообразование:

• мониторинг цен;

• расценка товара по прайс-листу;

• установка и корректировка наценки;

• обновление прайс-листа;

• отправка прайс-листа в магазины сети.

3. Учет безналичных денежных средств.

• учет договоров поставки товаров и услуг;

• формирование плана оплат;

• сверка документов;

• оформление платежных документов;

• контроль осуществления платежей банком.

4. Учет наличных денежных средств:

• обработка кассовых отчетов;

• начисление и отражение в учете;

• приходование наличных средств в главной кассе;

• выдача наличных средств из главной кассы;

• формирование кассового отчета.

5. Учет товародвижения:

• приход товара;

• расход товара;

• инвентаризация товарных запасов;

• закрытие операционного дня по товародвижению.

5. Учет ОС:

• приходование ОС;

• перемещение ОС;

• списание ОС;

• инвентаризация.

6. Формирование отчетности.

• контроль учетной базы данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• составление отчетности;

• аудит отчетности.

Подобная детализация всех основных процессов развития компании позволяет объединить достоинства процессного и проектного подходов для достижения поставленных целей.

Заключение

Процессное управление является одним из современных направлений совершенствования процедур менеджмента и развития организации. Изучив основные аспекты проектного подхода, можно вывести ряд его достоинств: позволяет менеджменту управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании с позиции качество-график-бюджет; направлять усилия функциональных подразделений на единый результат; руководители структурных подразделений наделяются большими полномочиями, освобождаются от текущих вопросов и концентрируются на стратегических и системных.

Источники:

1. Джуха В.М., Мишурова И.В., Николаев Д.В.Выбор сбалансированной системы внутрифирменного менеджмента. //Вестник Ростовского государственного экономического университета, № 2 (58), 2017, с. 70-76.

2. Дробышевская Л.Н., Стадникова Н.В. Современные инструменты управления изменениями на предприятии //Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 4. С. 603-620.

3. Дробышевская Л.Н., Бекирова С.З .Теоретико-методические вопросы реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях. // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (38). С. 63-68.

4. Игнатова Т.В., Рогова В.А. Управление устойчивостью предприятий как фактор экономической безопасности производства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 93-99

5. Мишурова И.В. Николаева Н.В.Декомпозиция целей проекта как метод выбора стратегии инновационного развития. Развитие промышленного потенциала в условиях импортозамещения: технологии менеджмента и маркетинга. Материалы международной научно-практической конференции. 18 мая 2017 года / под ред. Ю.С. Руденко, М.Я. Парфенова, М.С.Рубана, Ю.Е.Коробковой [Электронное издание]. - М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2017. - 5,41 Мб. С. 497503

6. Николаева Н. В. Проектный подход к стратегическому управлению организацией / Николаева Н. В. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записи СКАГС. 2015. № 2.

Sources:

1. Dhuha V.M., Mishurova I.V., Nikolaev D.V. Choice of a balanced system of internal company management. // Bulletin of the Rostov State Economic University, No. 2 (58), 2017, p. 70-76.

2. Drobyshevskaya L.N., Stadnikova N.V. Modern change management tools at the enterprise // Russian Journal of Entre-preneurship. 2017.Vol. 18. No. 4. P. 603-620.

3. Drobyshevskaya LN, Bekirova SZ. Theoretical and methodological issues of reengineering of business processes at enterprises. // Economics: theory and practice. 2015. No. 2 (38). S. 63-68.

4. Ignatova T.V., Rogova V.A. Sustainability management of enterprises as a factor of economic security of production // Science and Education: Economy and Economics; entrepreneurship; law and management. 2015. No. 8 (63). S. 93-99

5. Mishurova I.V. Nikolaeva N.V. Decomposition of project goals as a method of choosing a strategy for innovative development. Development of industrial potential under the conditions of import substitution: management and marketing technologies. Materials of the international scientific-practical conference. May 18, 2017 / ed. Yu.S. Rudenko, M.Ya. Parfenova, M.S.Ruban, Yu.E. Korobkova [Electronic edition]. - M .: CHOUVO "MU them. S.Yu. Witte ", 2017. - 5.41 Mb. S. 497-503

6. Nikolaeva N.V. The project approach to the strategic management of the organization / Nikolaeva N.V. // State and municipal management. SCAGS Scholarly Records. 2015. No. 2.

П.П. Чуваткин - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой, «Экономики и менеджмента», Сочинский государственный университет, г.н.с. СНИЦ РАН, [email protected],

P.P. Chuvatkin - Doctor of Economic sciences, Professor, head of the Department of «Economics and management» Sochi State University, the main scientist of Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences;

А.Ю. Боджгуа - к.э.н., н.с. СНИЦ РАН, [email protected],

A.U. Bodzhgua - PhD in Economics, scientist of Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНО-ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА DEVELOPMENT PROSPECTS ETHNO-GASTRONOMIC TOURISM

Аннотация. Данная статья посвящена изучению перспектив развития этно-гастрономического туризма, как регионального фактора повышения национальной конкурентоспособности рекреационно-туристского сектора России. В статье дается оценка современного состояния этно-гастрономического труизма, а также рассматриваются основные перспективные направления развития данного вида туризма, как фактора повышения конкурентоспособности региона.

Ааппо1айоп. This article is devoted to the study of the prospects for the development of ethno-gastronomic tourism as a regional factor in increasing the national competitiveness of the recreational and tourist sector in Russia. The article assesses the current state of ethno-gastronomic truism in the Russian Federation, and also considers the main promising areas for the development of this type of tourism as a factor in increasing the competitiveness of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.