УДК 678.476
ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВУЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
С. В. Митрофанова Научный руководитель - Е. А. Жирнова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: svetlana_750575@mail.ru
Рассматривается процессно-ориентированная модель вуза. Анализируется реализация процессного подхода на уровне факультета машиноведения и инноватики.
Ключевые слова: процессный метод, процессно-ориентированная модель.
PROCESS-ORIENTED MODEL FOR IMPROVEMENT UNIVERSITY ACADEMIC UNITS
S. V. Mitrofanova Scientific supervisor - E. A. Zhirnova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: svetlana_750575@mail.ru
We consider the process-based model of the university. Analyzes the implementation of the process approach at the Faculty of Mechanical Engineering and Innovation.
Keywords: process method, process-oriented model.
На современном этапе возросший интерес к проблемам качества образования требует от российских вузов постоянного совершенствования своих систем управления, в частности построения в них систем менеджмента качества. Качество результатов деятельности университета обеспечивается через управление качеством основных процессов [1]. Для создания эффективной системы менеджмента качества (далее - СМК) университета необходимо идентифицировать основные и обеспечивающие процессы деятельности, установить их последовательность и взаимодействие, обеспечивать наличие ресурсов, определить критерии оценки, документировать доказательства соответствия качества оказываемых университетом услуг [2].
Приоритетным направлением в стратегии СибГАУ является формирование и удовлетворение интеллектуальных, научно-образовательных и нравственных потребностей личности, общества и государства в качественной подготовке высокопрофессиональных специалистов и научных кадров, способных ставить и решать актуальные научные, производственные и социально-экономические задачи, активно участвовать в создании инновационной структуры наукоемкого и высокотехнологического производства. Поэтому продукцией вуза являются не только подготовленные специалисты (по программам высшего или дополнительного профессионального образования), но и наукоемкая продукция, учебно-методическая литература и т. д. Отсюда следует, что основными процессами для вуза является реализация основных образовательных программ, научно-исследовательская работа, предоставление учебным заведением дополнительных образовательных услуг. Процессно-ориентированная модель вуза приведена на рис. 1.
Система менеджмента качества основана на законодательных требованиях, общепризнанных стандартах качества и способна удовлетворять возрастающие требования работодателей, потребности обучающихся, интересы общества и государства. Организационная структура подразделений СибГАУ, ответственных за формирование, актуализацию и функционирование системы менеджмента качества приведена на рис. 2.
В обязанности уполномоченных по качеству входит: внедрение СМК в своем подразделении путем выполнения требований документов этой системы, обеспечение своевременной актуализации и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
хранения документации СМК, сбор информации и анализ выполнения плановых мероприятий, составленных по результатам внешних и внутренних аудитов СМК, информирование руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и требований настоящей системы; сбор информации для оценки качества процессов и образовательной услуги [3].
Процессы менеджмента
Образовательные бизнес-процессы
Довузовская подготовка:
- работа в базовых школах и лицеях;
- работа в профессионально-ориентированных классах;
- организация школьных олимпиад;
- профориентационная работа;
- организация ЦДВ;
- организация работы подготовительных курсов.
Проектирование и разработка:
- лицензирование ОП;
- разработка учебных планов;
- разработка учебных программ;
- методические разработки.
Организационно-воспитательная деятельность:
- организация кураторства;
- организация совета старост групп;
- организация культурно-массовой деятельности;
организация физкультурно-спортивной деятельности;
- организация трудовой деятельности;
- организация воспитательной работы.
Учебно-организационная:
- составление графика учебного процесса;
- расчет и распределение учебной нагрузки;
- составление расписания и экзаменов;
- организация практики; организация госэкзамена и
защиты.
Научная работа со студентами:
- организация проведения научно-технических конференций студентов;
- организация проведения студенческих олимпиад;
- организация работы студентов по грантам.
Учебный процесс:
- проведение занятий;
- контроль учебного процесса;
- руководство самостоятельной работой студентов;
- организация дополнительных занятий
Методический процесс:
- внедрение мультимедийных технологий обучения;
- внедрение систем открытого и дистанционного образования;
- научное редактирование учебно-методических материалов;
- организация работы НМС.
1-г
ге хч
а ^
при £ 3
¡3
I
& &
о
« 2
еьо ^ Й к
2
оо
вор 5Н "Ф1
2 3
Рис. 1. Процессно-ориентированная модель вуза
Внедрение процессного подхода на уровне факультета предполагает выделение следующих процессов: научно-инновационная, воспитательная, разработка образовательных программ, реализация основных образовательных программ, кадровая работа, исследование удовлетворенности заинтересованных сторон образовательных услуг, социальная поддержка студентов.
Для планирования деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов нужно учитывать динамику и направления изменения: квалификации преподавателей и сотрудников, стажа педагогической работы, уровня образования, опыта работы, активности в издании учебно-
методических работ, участия в научных исследованиях; результатов промежуточных и итоговых аттестаций студентов и обучающихся, итогов текущей успеваемости в соответствии с балльно-рейтинговой системой.
Рис. 2. Организационная структура подразделений СибГАУ, ответственных за формирование, актуализацию и функционирование СМК
Так для внедрения системы менеджмента качества на уровне факультета машиноведения и ин-новатики необходимо все виды деятельности структурировать по процессам, нацеленные на конкретные результаты, имеющие реальную ценность для заинтересованных сторон (студенты, преподаватели и сотрудники вуза, работодатели); объединить всех сотрудников и установить эффективные принципы взаимодействия для достижения единой цели, направленной на качество; формировать понимание, что только качественное выполнение процесса может гарантировать качественный результат; документировать работу сотрудников на основе документированных стандартах.
Таким образом, процессный подход, как инструмент создания и совершенствования системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО обладает высоким организационно-методическим потенциалом.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р 52614.2-+2006. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования М. : Стандартинформ, 2007.
2. Ефимов В. В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2009.
3. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ,
2012.
© Митрофанова С. В., 2015