Научная статья на тему 'Процессно-ориентированная модель вуза для совершенствования деятельности учебного подразделения'

Процессно-ориентированная модель вуза для совершенствования деятельности учебного подразделения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ МЕТОД / PROCESS METHOD / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / PROCESS-ORIENTED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанова С.В., Жирнова Е.А.

Рассматривается процессно-ориентированная модель вуза. Анализируется реализация процессного подхода на уровне факультета машиноведения и инноватики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS-ORIENTED MODEL FOR IMPROVEMENT UNIVERSITY ACADEMIC UNITS

We consider the process-based model of the university. Analyzes the implementation of the process approach at the Faculty of Mechanical Engineering and Innovation.

Текст научной работы на тему «Процессно-ориентированная модель вуза для совершенствования деятельности учебного подразделения»

УДК 678.476

ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВУЗА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

С. В. Митрофанова Научный руководитель - Е. А. Жирнова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: svetlana_750575@mail.ru

Рассматривается процессно-ориентированная модель вуза. Анализируется реализация процессного подхода на уровне факультета машиноведения и инноватики.

Ключевые слова: процессный метод, процессно-ориентированная модель.

PROCESS-ORIENTED MODEL FOR IMPROVEMENT UNIVERSITY ACADEMIC UNITS

S. V. Mitrofanova Scientific supervisor - E. A. Zhirnova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: svetlana_750575@mail.ru

We consider the process-based model of the university. Analyzes the implementation of the process approach at the Faculty of Mechanical Engineering and Innovation.

Keywords: process method, process-oriented model.

На современном этапе возросший интерес к проблемам качества образования требует от российских вузов постоянного совершенствования своих систем управления, в частности построения в них систем менеджмента качества. Качество результатов деятельности университета обеспечивается через управление качеством основных процессов [1]. Для создания эффективной системы менеджмента качества (далее - СМК) университета необходимо идентифицировать основные и обеспечивающие процессы деятельности, установить их последовательность и взаимодействие, обеспечивать наличие ресурсов, определить критерии оценки, документировать доказательства соответствия качества оказываемых университетом услуг [2].

Приоритетным направлением в стратегии СибГАУ является формирование и удовлетворение интеллектуальных, научно-образовательных и нравственных потребностей личности, общества и государства в качественной подготовке высокопрофессиональных специалистов и научных кадров, способных ставить и решать актуальные научные, производственные и социально-экономические задачи, активно участвовать в создании инновационной структуры наукоемкого и высокотехнологического производства. Поэтому продукцией вуза являются не только подготовленные специалисты (по программам высшего или дополнительного профессионального образования), но и наукоемкая продукция, учебно-методическая литература и т. д. Отсюда следует, что основными процессами для вуза является реализация основных образовательных программ, научно-исследовательская работа, предоставление учебным заведением дополнительных образовательных услуг. Процессно-ориентированная модель вуза приведена на рис. 1.

Система менеджмента качества основана на законодательных требованиях, общепризнанных стандартах качества и способна удовлетворять возрастающие требования работодателей, потребности обучающихся, интересы общества и государства. Организационная структура подразделений СибГАУ, ответственных за формирование, актуализацию и функционирование системы менеджмента качества приведена на рис. 2.

В обязанности уполномоченных по качеству входит: внедрение СМК в своем подразделении путем выполнения требований документов этой системы, обеспечение своевременной актуализации и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

хранения документации СМК, сбор информации и анализ выполнения плановых мероприятий, составленных по результатам внешних и внутренних аудитов СМК, информирование руководителя своего структурного подразделения о нарушении принципов и требований настоящей системы; сбор информации для оценки качества процессов и образовательной услуги [3].

Процессы менеджмента

Образовательные бизнес-процессы

Довузовская подготовка:

- работа в базовых школах и лицеях;

- работа в профессионально-ориентированных классах;

- организация школьных олимпиад;

- профориентационная работа;

- организация ЦДВ;

- организация работы подготовительных курсов.

Проектирование и разработка:

- лицензирование ОП;

- разработка учебных планов;

- разработка учебных программ;

- методические разработки.

Организационно-воспитательная деятельность:

- организация кураторства;

- организация совета старост групп;

- организация культурно-массовой деятельности;

организация физкультурно-спортивной деятельности;

- организация трудовой деятельности;

- организация воспитательной работы.

Учебно-организационная:

- составление графика учебного процесса;

- расчет и распределение учебной нагрузки;

- составление расписания и экзаменов;

- организация практики; организация госэкзамена и

защиты.

Научная работа со студентами:

- организация проведения научно-технических конференций студентов;

- организация проведения студенческих олимпиад;

- организация работы студентов по грантам.

Учебный процесс:

- проведение занятий;

- контроль учебного процесса;

- руководство самостоятельной работой студентов;

- организация дополнительных занятий

Методический процесс:

- внедрение мультимедийных технологий обучения;

- внедрение систем открытого и дистанционного образования;

- научное редактирование учебно-методических материалов;

- организация работы НМС.

1-г

ге хч

а ^

при £ 3

¡3

I

& &

о

« 2

еьо ^ Й к

2

оо

вор 5Н "Ф1

2 3

Рис. 1. Процессно-ориентированная модель вуза

Внедрение процессного подхода на уровне факультета предполагает выделение следующих процессов: научно-инновационная, воспитательная, разработка образовательных программ, реализация основных образовательных программ, кадровая работа, исследование удовлетворенности заинтересованных сторон образовательных услуг, социальная поддержка студентов.

Для планирования деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов нужно учитывать динамику и направления изменения: квалификации преподавателей и сотрудников, стажа педагогической работы, уровня образования, опыта работы, активности в издании учебно-

методических работ, участия в научных исследованиях; результатов промежуточных и итоговых аттестаций студентов и обучающихся, итогов текущей успеваемости в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Рис. 2. Организационная структура подразделений СибГАУ, ответственных за формирование, актуализацию и функционирование СМК

Так для внедрения системы менеджмента качества на уровне факультета машиноведения и ин-новатики необходимо все виды деятельности структурировать по процессам, нацеленные на конкретные результаты, имеющие реальную ценность для заинтересованных сторон (студенты, преподаватели и сотрудники вуза, работодатели); объединить всех сотрудников и установить эффективные принципы взаимодействия для достижения единой цели, направленной на качество; формировать понимание, что только качественное выполнение процесса может гарантировать качественный результат; документировать работу сотрудников на основе документированных стандартах.

Таким образом, процессный подход, как инструмент создания и совершенствования системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО обладает высоким организационно-методическим потенциалом.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ Р 52614.2-+2006. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования М. : Стандартинформ, 2007.

2. Ефимов В. В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2009.

3. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Стандартинформ,

2012.

© Митрофанова С. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.