Процесс управления рисками в системе менеджмента качества в организации Process risk management in the quality management system in the organization
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 338.984 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10162 Фирцева Светлана Валерьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики в строительстве, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень; е-mail: [email protected]
Щербакова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики в строительстве, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень; е-mail elena_sherbakova@ list.ru Firtseva Svetlana Valeryevna,
Ph.D., Associate Professor, Department of Economy in the construction, the Tyumen industrial university, е-mail: [email protected] Scherbakova Elena Nikolaevna,
Ph.D., Associate Professor, Department of Economy in the construction, the Tyumen industrial university, е-mail elena_sherbakova@ list.ru
Аннотация: В статье уделено внимание процессу управления риском в строительной организации. Определена роль данного процесса в системе менеджмента качества. В ходе работы обозначены основные стандарты качества в области управления риском в организации. Представлена характеристика каждого вида внутреннего контроля в организации. С целью минимизации риска и снижения вероятности получения убытка в строительной организации, разработаны основные документированные процедуры: карта процесса «Производство СМР»; карта процесса «Управление ресурсами». Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в статье, направлены на минимизацию экономического риска в строительной организации ООО «Строитель». Summary: The article focuses on the process of risk management in a construction organization. The role of the process in the quality management system is defined. The main quality standards in the field of risk management are highlighted. The characteristic of each type of internal
control in the organization is presented. In order to minimize the risk and reduce the probability of loss in the construction company, developed the basic documented procedures. Documented procedures: process map «Construction and installation works»; process map «Resource management». Theoretical conclusions and generalizations contained in the article are aimed at minimizing the economic risk in the construction company «Builder».
Ключевые слова: риск, управление риском, контроль, строительная организация,управление, система качества, система менеджмента качества. Keywords: risk, risk management, control, construction organization, management, quality system, quality management system.
Введение
Под риском понимают вероятность того, что может произойти неприятное, нежелательное, негативное способное нанести ощутимый вред (финансовые потери) [1]. Глава компании «Microsoft» Билл Гейтс отмечал «Иногда приходится очень рисковать, чтобы стать победителем» [2]. Грамотное управление рисками снижает величину возможных потерь, убытков. Управление риском (УР) обеспечит получить положительные эффекты от снижения опасности получения отрицательных результатов. Управление риском (или риск-менеджмент) это процесс выявления и анализа всевозможных рисков и принятие соответствующих мероприятий по их устранению.
Схематично процесс УР в организации представлен на рисунке 1 [3].
Рисунок 1 — Процесс "УТР в организации
Процесс УР является циклическим процессом. С целью минимизации рисков, необходимо разрабатывать превентивные мероприятия.
Объектом исследования - строительная деятельность организации (на примере ООО «Строитель»).
Предметом исследования является процесс УР и качеством в строительной организации (СО).
Ход исследования. Выполнив анализ теоретической и нормативной базы по поставленной проблеме, определены основные стандарты в области УР, которые наглядно изображены на рисунке 1 [4].
ГОСТ Р ИСО.'МЭК 31010-2011
■ Менеджмент риска. МЕТОДЫ оценки риска
M ежд], народная: организация по ег анц артнз ашш ISO í -utETuatcral Стегнув tum for Standardizaticn]
AS/NZS 4360:2004
•Стандарт '<Рнск-мене^цж:мент>' • Australian New Zealand
ONR 49000: 200S.06.01
•Риск-менеджмент для организаций с снстем. Тершшы и принципы ■Австрийский
(IHCIHTYI
стандартизации Osteneichis-cbes
NcnnuiigËmEtitnt
ГОСГРИСО 31000-2010
■ КТрPfр — лгмрта-г руртгд
Принципы В
руЕОЕС^ИТЗС
■ КТам,—^---дрг. ттгщ
организация по
ISO
Standard COSO (2004)
■Стандарты COSO (■Интегрированные системы
управления рисксм на предприятиях» ■Комитет-спонсорских организаций (COSO) Комиссии Тредвей (Канада)
ГОСТР 51901.23-2012
г риска. Ректр pHCü. РусиЕпдстЕО по оиенкз-риска опасных сэсьпий длг Ек.тючн:-З£я з ректр риска f МЕЯ^тнародхая органиьадлня по сгащартзщин ISO iJttEmaLo^il OrEaruzidou fbi Etmiizidizaùon)
HB 436:2004
•Руководящие указания по применению стандарта риск-менеджмента AS/NZS 4360:2004 • Australian New Zealand
Проект
■ Профессиональный стандарт «Управление рисками (ри:к-менез^иент) организации» ■ЬШ «Русское общество упраьпеЕия рисками»
Л S Q 2001:2001
•Р^гкоьохящне указания по разработке и внелрению системы ршск-ненеджмеита •Япония
ISO Guide 732009
■ Менеджмент рвсвои. Словарь
■ h je:=:zv:-:ap з дна.^ организация по ^таидартпьашш IS О ДтепиЬана! OTEankEtion for Standanli^tiMi)
CSA Q 850:1997
•Руководящие у казания по принятию решений при управлении риском •Канада
A Post Management Standard 2002
■ Регламент М1раыения риском
■ Феиерздия европейских ассоциации рнск-менеджеров (FERMA.)
Рисунок 1 - Основные стандарты в области УР
Анализ стандартов качества [4, 5, 6, 7, 8] показал, что они, в основном предписывают оценивать и выявлять риски, но никаких рекомендаций по поводу - как оценивать риск, не дают.
Далее рассмотрим, каким образом осуществляется контроль качества в СО, который влияет на снижение риска ее деятельности.
Уполномоченные в области качества осуществляют контроль на каждом этапе строительных работ на предмет их соответствия нормативам: законодательным, техническим, проектным и др. Специалисты в области качества осуществляют проверку качества выполненных работ и их результатов. В СО существуют следующие виды контроля, которые представлены на рисунке 3.
Рисунок 2 - Содержание внутреннего контроля строительных организаций
У анализируемой СО ООО «Строитель» имеются соответствующие лицензии и свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению работ, которые
оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Цель любого строительного контроля:
- определить, что строящийся (построенный) объект соответствует нормативным документам (проекту; техническому регламенту, правилам безопасности);
- определить, что СМР выполняются в установленные сроки и в рамках сметы.
Строительно-технический контроль:
- осуществляется проверка сроков строительства объекта в установленные сроки;
- выполняет подтверждение безопасности работ на объекте;
- выполняет подтверждение, что объект построен законно.
Следовательно, рекомендуется приступать к контролю качества СМР на стадии планирования строительства объекта, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.
В соответствии с договором, специалист в области качества обязан:
- проверять проектную документацию (на соответствие нормам);
- проверять правильность составления сметы;
- следить за графиком СМР;
- выполнять контроль качества применяемых строительных материалов;
- отслеживать «СМР выполняются согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам?»;
- контролировать сохранность строительных материалов;
- оперативно выявлять и устранять нарушения;
- осуществлять приемку выполненных работ (результат - подписанные акты);
- отслеживать «выполненные СМР соответствуют ли проекту?»;
- и т.д.
В свою очередь, эксперты в области строительного контроля выполняют следующие действия: осуществляют проверку наличия всех необходимых документов предоставленные заказчиком; наличие согласованной проектной документации во всех гос. органах; проверка границ строительной площадки; и т.д.
Строительные материалы должны поставляться на строительную площадку после проверки на качество (соответствие ГОСТ, ТУ и техническим свидетельствам), а также должен быть выполнен контроль на наличие, комплектности и правильности оформления документов.
Предлагаем документированные процедуры, которые входят в разработанное «Руководство по качеству». В таблице 1 представлена карта процесса «Производство строительно - монтажных работ (СМР)» для анализируемой строительной организации.
Гаолнца 1 - Карта процесса «Производство СМР»
Название процесса ПрОИЗВОДСТВО СМР
Владелец процесса Заместитель генерального директора.
Вход в процесс Контракт на. выполнение СМР. техническое задание на выполнение СМР; проектно-сметная документация. Проект производства работ, операционные технологические карты; Разрешительная дюкушвтшшв {разрешение на право производства работ, разрешение на производство работ в охранной зоне., ордер на право производства работ в охранной зоне инженерных ко^игутшкаций. акт передачи участка заказчиком, акт на закрепление трассыг площадки, акт-допуск СМР на территорию действующего предприятия, инструктаж по ТБ. Охрана труда.
Выход из процесса. Акты выполненных работ (КС-2. КС-3, КС — 11), паспорта исполнительней документации; комплект исполнительной документации согласованный с заказчиком.
Участники пр о п есс а Генератьный директор. Представитель руководства по качеству. Заместитель генерального директора по производству. Заместитель генерального директора по строительству.. Заместитель генерального директора по СЦБ и связи, Главный энергетик. Заместитель генерального директора по транспорту, главный инженер, нормативно-техническая документация, начальник участка, системный администратор, отдел кадров, ответственный за норматиБно-техЕшчеоьую документацию, архивариус, аудиторы.
Техническое обеспечение Ооор],догание. лишены :: меканнзыъа ятя: производства СМР, автотранспорт, измерительное и испытательное оборудование. ко&зпыстерное и програмэтаое обеспеченна: AutoCAD, Word, Excel, ГрандС:?.сата. ФОРУМ, справочные программы. СтроиИнфс. С:грс1Еоонсультантя NomaCS, Нориагивнс-тахннческая док; "a t енг алия ,
Записи по качеству Журнал опенки поставщиков. перечень одобренных поставщиков, договор с ССО, журнал захшсеп о зыпс-лыенны СМР ССО, Журнал входного контроля. Журналы производства. робот. Me сятао суточный график выполнения СМР, Акты выполненных раоот, Паспорта исполнительной документации, Журнал регистрации несоответствии и корректно1-тощих действий.
Персонал Уровень кв зли ф-гогл i тшт персонала определен е должностных инструкциях., подтвержден дипломами, сертификатами. Количественный состав определен платным тоаслзиеаннем.
Карта оценки р езртьт атжвнос ти ПРОЦЕССЕ Подпроцесс по направлениям СМР Оценка оазулъгатнвносги подпроцесса
1 полугодие 2 полугодие Гс-
ПГС н ИССО
Земляное полотно
СЦБ И ЕЕгШЪ
-Энергетика
Итоговая оценка. %
Карта оценки реЗуЛЬТаТИВНОСТИ по дшр оцесса Критерии оценки по дпр on есс а К о лич ас те о несоответствий Батлы Ощекы
1. Соответствие СЫР требованиям заказчика: ПСД и ПНР Нет несоответствии 1 несоответствие 2 несоответствия 3 не с о отв ет стз ия Более 3 несоответствии 15 10 7 3 0
Нет несоответствии 1 несоответствие 2 несоответствия 15 10 5 0
2. Замечания заказчика, экспертизы: - существенные Нет несоответствии - до 6 несоответствий - до 12 несоответствий - солее 12 несоответствии 30 20 15 10
-весуществе нтгьте Нет несоответствии - до 6 несоответствий - до 12 несоответствий - солее 12 несоотЕетстЕки 10 S 5 2
К КО ПЕЛ акту пел олнит альной лаг-1 с ент ацни Нет несоответствии - до 6 несоответствий - до 12 несоответствий - солее 12 несоответствии 10 3 5 2
3. Соответствие срокам выполнения СМР. Досрочно По графику - до 25% - до 50% - до 75 % - более 75% 20 И 6 г ] 0
Итоговая оценка \ 1яксн шальная 100
Далее предлагается карта процесса «Управление ресурсами», см. таблица 2.
Таблица 2 - Карта процесса «Управление ресурсами»
Название процесса Управление ресурсами
Владелец процесса Генеральный директор
Вход в процесс Цели руководства е области качества. План-график производства СМР
Выход из процесса План развития предприятия
Участники процесса Первый заместитель генеральнсгс директора. Представитель руководства по качеству. Заместитель генерального директора пс производству. Заместитель генерального лиректор* по строительству, Заместитель генерального директора пс СЦБ и связи. Заместитель генерального директора по транспорту, главный инженер. нормативнс-техническая документация, начальник участка, систи.зшй администратор, отдел кадров, ответственный за норм^тивно-технически то документацию.
Техническое оЭгспгчение Компьютерное н программное о5еспечение: Wort, IixceL. Локальная сеть
Зшиси пс качеству План повышения квалификации, аттестации. План развития инфраструктуры и производственной срезы. План развитая технического оснащения СМР, План развития технического и программного сснашения. План развития СМК, Карта оценки результативности процесса.
Персонал Уровень квалификации персонала определен в должностных инструкциях, полтвержден дипломами, сертификатами. Количествеинын состав определен штатным расписание?,:.
Kipra опенки процесса Критерии оценки процесса Баллы Оценка
Выполнение планов (%)
1.Ппан повышения квалификации. аттестации. 0-20
2.Ппан развития инфраструктуры и производственной среды. 0-20
З.Ппан развития технического оснащения СМР. 0-20
АПпан развития технического и программного оснащения. 0-20
5.Ппан развития Сл1К. 0-20
Итоговая опенка - выполнение плана развития предприятия: максимальная 100
В случае обнаружения несоответствий по результатам СМР необходимо:
- получение и рассмотрение претензии (заказчика, авторского надзора, экспертного органа, входного контроля) при планировании, подготовке или в ходе производства СМР (ответственные: генеральный директор (ГД), главный инженер (ГИ), производственно-технический отдел (ПТО));
- идентификация и документирование несоответствий (ГИ, ПТО);
- анализ, оценка и определение статуса несоответствий для ответа на претензию (ГИ, ПТО);
- уведомление соответствующих подразделений организации или внешних поставщиков (ССО, ГИ);
- подготовка ответа на претензию (ГИ, ПТО);
- согласование с заказчиком внесения изменений (коррекция ПСД/результатов СМР) (ГД, ГИ, ПТО);
- внесение изменений (коррекция ПСД/результатов СМР), (начальники участка);
- повторная проверка (верификация) и сдача СМР заказчику (ГИ, ПТО);
- анализ, оценка и определение статуса несоответствий для разработки корректирующих действий (ГИ, ПТО);
- разработка и выполнение корректирующих действий (ГД, ГИ, ПТО).
После получения претензии потребителя, экспертного органа к СМР помощник ГД регистрирует поступившую претензию. ГД определяет ответственное лицо за ответ на данную претензию (ГИ), устанавливает срок подготовки ответа и возвращает письмо с визой помощника ГД, а оригинал хранится у ГИ.
ГД регистрирует претензию в Журнале записей по претензиям и рассылает копию претензии начальнику участка (НУ) и в ПТО с указанием срока подготовки ответа. ПТО вместе с НУ:
- проводит анализ, оценку и определение статуса несоответствий (принято/не принято) для ответа на претензию. Ответ передается ГИ, а копия претензии и ответа на нее хранит в делопроизводстве ПТО;
- НУ вносит изменения в СМР, проводит повторный контроль, проводит анализ, оценку и определение статуса несоответствий (существенные, несущественные, дополнительные требования потребителя) для разработки корректирующих действий, разрабатывает и выполняет по существенным несоответствиям корректирующие действия.
ГИ готовит сводный ответ на претензию в течение 10 дней с момента получения претензии. Претензия считается закрытой после получения положительного заключения от автора претензии.
ГИ один раз в полгода на основании данных ПТО составляет Сводную справку о количестве несоответствий по статусам.
Представитель по качеству 1 раз в год включает анализ несоответствий при подготовке Отчета по анализу СМК.
Существующие несоответствия выявляются в рамках всей СМК (система менеджмента качества), представлены в таблице 3. Записи по качеству - план корректирующих действий. Ответственный исполнитель выполняет корректирующие действия в установленные сроки. Аудиторы проверяют исполнение по отчетам несоответствий.
Талица 3 - Существующие несоответствия
Субъект несоответствия Процедуры, при которых выявлено несоответствие Источник информации о несоответствии
Выполненные СМР Претензии потребителей Информация потребителя. Анкета потребителя
Внешняя экспертиза Журнал записей по претензиям (экспертизы: авторского надзора). Журнал регистралии несоответствий; корректирующие действия, предупреждающие действия и результативности их внедрения
Процессы производства СМР Анализ и проверка СМР в ходе производства Протокол анализа СМР, Журнал записей о выполнении субподрядных СМР
Контроль наличия н применения МТР, компьютерного оборудования, программ Отчет о несоответствии
Контроль наличия и применение контрольных н измерительных приборов, оборудования н спец. Одежды. График проверки средства измерений, акт проверки. Журнал регистрации несоответствий.
Знания и эффективность работы персонала Протокол аттестации, Экспертное заключение.
Адекватно сть научно - технической документации Экспертное заключение, извещения об изменениях
Проведение внешнего а внутреннего аудита качества Отчет внешнего (внутреннего) аудитора. Отчег о несоответствии.
СМК Наличие и адекватность документов СМК Отчет Енешнего: внутреннего аудитора. Отчет о несоответствии, новая редакция ИСО 9001
Анализ удовлетворенности потребителей Претензии потребителей. Анкета потребителя
Проведение внешнего н внутреннего аудита СМК Отчет внешнего и внутреннего аудитора, отчет о несоответствии.
Анализ со стороны руководства и оценка результативности Отчет по анализу СМК. Протокол Совета качества.
Регламентирующий документ «Управление СМК». Настоящая процедура распространяется на деятельность всех подразделений СО. К записям по качеству в ходе работ относят:
- План развития СМК;
- Отчет о разработке, внедрении, функционировании и улучшении СМК;
- Отчет по анализу СМК;
- Протокол заседания Совета по качеству по анализу СМК.
Регламентирующим документом является «Контроль и анализ качества СМР». Настоящая процедура распространяется на деятельность всех подразделений организации.
Осуществляется входной и текущий контроль (журнал входного контроля при производстве СМР); операционный контроль качества СМР; лабораторный контроль; скрытые работы и промежуточная приемка; приемочный контроль; инспекционный контроль. Регламентирующим документом является «Управление ресурсами». Записи: план развития предприятия.
Выводы. При планировании своей деятельности в СМК СО должна учесть внешние и внутренние факторы, требования и выявить экономические риски для организации, а также возможности, подлежащие рассмотрению для:
а) обеспечения уверенности в том, что СМК может достичь своих намеченных результатов;
б) увеличения их желаемого влияния;
в) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;
г) достижения улучшения.
В соответствии со стандартом ИСО 9001:2015 [7] СО должна планировать следующее:
а) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;
б) то, каким образом:
1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы СМК;
2) оценивать результативность этих действий. Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие выполненных работ, оказываемых услуг».
На наш взгляд, разработанные документированные процедуры, позволят ООО «Строитель» понизить вероятность наступления риска и возможного убытка.
Список литературы
1. Макаревич Л. М. Управление предпринимательскими рисками. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. - 448 с.
2. Bill Gates. Business the Speed of Thought. - New York: «Warner Books, 1999. - Р.262.
3. Фирцева С. В. Оценка риска в системе менеджмента качества предприятия. Водные ресурсы - основа устойчивого развития поселений Сибири и Арктики в XXI веке. Сборник докладов XXI Международной научно-практической конференции. - Тюмень: ТИУ, 2019. - С. 566-571.
4. Шилкина А. Т. Савкина А. Г. Управление рисками в СМК промышленного предприятия: региональный аспект. // Фундаментальные исследования. - 2015. - №7 (часть 4) - с.857 - 862.
5. ИСО 31000: Менеджмент рисков. [Электронный ресурс] /Официальный сайт Справочник. https://spravochnick.ru/menedzhment/risk-menedzhment/iso_31000_menedzhment_riskov/.
6. ISO/IEC 31010:2009. Risk management - Risk assessment techniques (IDT). Менеджмент риска. Методы оценки риска. [Электронный ресурс] /Официальный сайт. Библиотека нормативной документации. http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293791/4293791964.htm.
7. «ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст) [Электронный ресурс] /Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195013/.
8. «ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 N 1391-ст) (вместе с «Разъяснением новой структуры, терминологии и понятий», «Другими международными стандартами в области менеджмента качества и на системы менеджмента качества, разработанными ИСО/ТК 176») [Электронный ресурс] /Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194941/.