Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА'

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1867
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / экономика / управление / система управления / цели менеджмента / management / economics / management / management system / management objectives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Кристина Викторовна

На сегодняшний день система управления является ключевым фактором при успехе в коммерческом деле предприятия. От грамотно выстроенного менеджмента зависит эффективность производственной деятельности, достижение коммерческих целей и финансовый успех бизнеса. По этой причине, актуальным является анализ процесса управления и определение его основных целей/задач, которые менеджеры ставят в рамках своей профессиональной деятельности. Несмотря на столь важную функцию в развитии бизнеса компаний, менеджмент сталкивается с большим числом недостатков различного характера, в особенности в рамках роста значения цифровой экономики, где процессы управления проходят этап модификации. В связи с этим, все большее число ученных, экономистов и предпринимателей задаются вопросами о методах и путях формирования механизма совершенствования системы управления предприятием, с помощью чего можно повысить его экономическую эффективность производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PROCESS AND OBJECTIVES OF THE MANAGEMENT

Today, the management system is a key factor in the success in the commercial business of the enterprise. From competently built management depends on the efficiency of production, the achievement of commercial goals and financial success of the business. For this reason, the analysis of the management process and the definition of its main goals / tasks that managers set as part of their professional activities are relevant. Despite such an important function in the development of companies' business, management faces a large number of shortcomings of a different nature, especially within the framework of the growing importance of the digital economy, where management processes go through a modification stage. In this regard, an increasing number of scientists, economists and entrepreneurs ask questions about the methods and ways of forming a mechanism for improving the enterprise management system, with the help of which it is possible to increase its economic efficiency of production activities.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА»

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

ПОТАПОВА Кристина Викторовна,

специалист, «Воронежский колледж «Номос», e-mail: Kristina.qwerty.potapova@mail.ru

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. На сегодняшний день система управления является ключевым фактором при успехе в коммерческом деле предприятия. От грамотно выстроенного менеджмента зависит эффективность производственной деятельности, достижение коммерческих целей и финансовый успех бизнеса. По этой причине, актуальным является анализ процесса управления и определение его основных целей/задач, которые менеджеры ставят в рамках своей профессиональной деятельности.

Несмотря на столь важную функцию в развитии бизнеса компаний, менеджмент сталкивается с большим числом недостатков различного характера, в особенности в рамках роста значения цифровой экономики, где процессы управления проходят этап модификации.

В связи с этим, все большее число ученных, экономистов и предпринимателей задаются вопросами о методах и путях формирования механизма совершенствования системы управления предприятием, с помощью чего можно повысить его экономическую эффективность производственной деятельности.

Ключевые слова: менеджмент, экономика, управление, система управления, цели менеджмента.

POTAPOVA Kristina Viktorovna,

Specialist, Voronezh College «Nomos», e-mail: Kristina.qwerty.potapova@mail.ru

MANAGEMENT PROCESS AND OBJECTIVES OF THE MANAGEMENT

Abstract. Today, the management system is a key factor in the success in the commercial business of the enterprise. From competently built management depends on the efficiency of production, the achievement of commercial goals and financial success of the business. For this reason, the analysis of the management process and the definition of its main goals / tasks that managers set as part of their professional activities are relevant.

Despite such an important function in the development of companies' business, management faces a large number of shortcomings of a different nature, especially within the framework of the growing importance of the digital economy, where management processes go through a modification stage.

In this regard, an increasing number of scientists, economists and entrepreneurs ask questions about the methods and ways of forming a mechanism for improving the enterprise management system, with the help of which it is possible to increase its economic efficiency of production activities.

Keywords: management, economics, management, management system, management objectives.

Введение. Даже в самом древнем обществе была необходимость личности, которая осуществляла управленческую функцию, координируя деятельность своего коллектива.

Менеджмент в любое время существовал там, где люди работали в командах. Однако поиски научного подхода к организации труда были начаты

Фредериком Тейлором лишь в 1885 году. Он создал школу научного управле-

85

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

ния (1885-1920 гг.), подход которой был направлен на поиски законов, научных методов и принципов управления. По его мнению, научный подход предполагает использования наблюдения за рабочим циклом, хронометраж трудового времени, анализ полученных сведений и выявление резервов роста производительности труда.

Идея Фредерика Тейлора положила начало развития других идей, благодаря которым, менеджмент стал стремительно развиваться. По сегодняшний день развитие управления производством не стоит на месте, продолжает развиваться как практика, так и теория. В настоящее время менеджмент является неотъемлемой частью жизни современного общества.

Функции и задачи менеджмента в условиях современной экономики. Большинство авторов различных учебных пособий определяют менеджмент как управление. Таким образом, зачастую менеджмент воспринимается как определение иностранного значения под словом «управление». Примерно аналогичного мнения и большинство российских экономистов.

Так, Б.В. Прыкина утверждает, что менеджмент - это управление, а точнее умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей [1].

Е.Е. Вершигора называет менеджментом профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой отрасли экономики, направленном на получение прибыли с помощью рационального использования ресурсов [2].

Основной целью и миссией менеджмента является обеспечении гармонии и взаимодействия всех внутренних и внешних элементов производственной системы предприятия.

При этом, актуальным является определение основных функций процесса управления, которые и выступают основой менеджмента, как направления науки:

- общие функции (планирование, организация, формирование целей и контроль);

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

- технологические функции (решения и коммуникации);

- социально-психологические функции (делегирование полномочий и мотивация) [3].

Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребительского спроса, возможностей рынка, сбыта на нем данной готовой продукции [4].

Помимо этого, выделяются и другие задачи процесса управления на предприятиях:

- переход к использованию трудовых ресурсов, обладающих высоким профессионализмом;

- стимулирование сотрудников предприятия с помощью формирования достойных условий труда и мотивации;

- определение необходимого размера всех видов ресурсов и источники их своевременного поступления;

- разработка стратегии развития предприятия;

- разработка программы действий для достижения целей деятельности предприятия;

- поддержание уровня финансовой устойчивости и экономической безопасности фирмы;

- стимулирование роста оценки инвестиционной привлекательности бизнеса;

- осуществления контроля за эффективностью производственной деятельности предприятия [5].

От реализации вышеперечисленных задач зависит уровень экономической эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия. Тематика совершенствования системы управления является ключевым

87

issn 2076-4715_Вестник экономической теории. 2018. № 10.

вопросом для современной экономической и управленческой науки. Многие менеджеры, предприниматели, экономисты и ученные задаются вопросами о путях повышения эффективности системы менеджмента на предприятиях.

Среди таких направлений, конечно же, развитие инновационных и цифровых технологий. С помощью внедрения инноваций, предприятия совершенствуют свой производственный цикл при применении автоматизации процессов.

Такими технологиями могут выступать, как информационные и интеллектуальные системы по управлению процессами, так и роботизированная техника, заменяющая ручной труд, но при этом, требующая качественной и точной оценки вероятного экономического эффекта.

Немаловажную роль в решение такого вопроса играет и финансовая устойчивость предприятий. Задачей процесса управления является обеспечение организации финансовыми ресурсами и их привлечение для формирования и реализации инвестиционных инновационно-ориентированных проектов.

Условия современной экономики России привели к ситуации, в которой стоимость денежных средств высокая (из-за денежно-кредитной политики ЦБ), а валютные риски приводят к снижению конкурентоспособности отечественных производителей. Исходя из этого, целью менеджмента и является тщательный экономический анализ среды, рыночной конъюнктуры, макроэкономической статистики, налоговой и экономической политики государства.

Таким образом, сформировались запросы предпринимательских структур, которые заинтересованы в совершенствование процесса управления, в рамках которого обеспечивается стратегическое развитие фирмы за счет наличия тех же альтернативных вариантов, число и уровень качества которых зависит от личных профессиональных качеств менеджеров, управляющих и руководителей подразделений предприятия.

Заключение. Из проблематики нашей работы можно сделать выводы, касающиеся роли процесса управления при организации эффективной деятельности предприятия. Во-первых, менеджмент — не только наука об управлении

88

организацией, но и механизм практического применения, без которого трудно достичь развития бизнеса предпринимательской структуры.

Необходимо не исключать и важность таких функций, как коммуникации между организационными подразделениями предприятия и обеспечение правильного делегирования полномочий, в рамках которого задачей является достижение эффективности системы сбалансированных показателей и повышение уровня вовлеченности рабочего персонала.

При этом сохраняются тенденции автоматизации процессов управления бизнес-процессами на предприятиях. С помощью цифровых технологий и инновационных разработок, предприятия имеют возможность моментального анализа эффективности производственной деятельности и определения критериев разработки управленческих решений, от качества которых зависит устойчивость организации.

Практическим примером такой модификации процесса управления является ставка на анализ и экономическую оценку каждого показателя деятельности бизнеса предприятия. При помощи технологий «Big Data» цифры дают ответы на запросы о выборе того или иного управленческого решения, что повышает уровень эффективности менеджмента организации.

Таким образом, процесс управления предприятием видоизменяется и совершенствуется в сторону устранения ошибок, связанных с влиянием «человеческого фактора». Но, несмотря на это, во главе процесса управления стоит человек, а значит, важным критерием качества менеджмента является профессионализм и интеллектуальный капитал руководителя организации от решений и действий которого зависит путь развития бизнеса.

Литература

1. Прыкина Б.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках. -М.: «ЮНИТИ», 1998. - 415 с.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений экон. профиля / Е.Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «ИНФРА-М», 2001.

3. Айдынов Р.Э. Функции управления // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. №1 (б).

4. Лисецкий Ю.М. Система управления предприятием // Программные продукты и системы. 2018. №2.

5. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Управление по целям. Система показателей // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №4 (32).

References

1. Prykina B.V. General course of management in tables and graphs. - Moscow: UNITI, 1998. - 415 p. (in Russ.).

2. Vershigora E.E. Management: a textbook / E.E. Vershigora. - 2-nd ed. - M .: INFRA-M, 2001. (in Russ.).

3. Aydinov R.E. Management Functions // Biznes-obrazovanie v ehkonomike znanij. (Business Education in the Knowledge Economy). 2017. № 1 (б). (in Russ.).

4. Lisetsky Yu.M. Enterprise Management System // Programmnye produkty i sistemy. (Software Products and Systems). 2018. № 2. (in Russ.).

5. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. Management by objectives. The system of indicators // Problemy ehkonomiki i menedzhmenta. (Problems of Economics and Management). 2014. № 4 (32). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.